Мудрый Экономист

Изменения в учете федерального имущества

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 4

Постановлением N 47 <1> внесены изменения в Положение о порядке учета федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение о порядке учета имущества, Постановление N 447). Рассмотрим основные положения, касающиеся порядка учета федерального имущества, через призму внесенных изменений.

<1> Постановление Правительства РФ от 04.02.2011 N 47 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447".

Общие положения

В соответствии с п. 6 Постановления N 447 при совершении сделок с федеральным имуществом государственными (муниципальными) учреждениями федеральное имущество, являющееся предметом сделки, должно быть учтено в реестре федерального имущества в соответствии с Положением о порядке учета имущества.

Указанное требование не применяется к правоотношениям, возникающим при совершении сделок с находящимися на территории РФ и относящимися к федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, в случае, когда в соответствии с федеральными законами отсутствие государственной регистрации права собственности РФ не является препятствием для совершения сделок с указанными объектами.

Положение о порядке учета имущества устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества.

Необходимо отметить, что учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, а также средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется соответствующим законодательством о природных ресурсах, драгоценных металлах и драгоценных камнях, музейном фонде и бюджетным законодательством РФ (п. 3 Положения о порядке учета имущества).

Осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества возложены на Росимущество и его территориальные органы (п. 4 Положения о порядке учета имущества). Вместе с тем в соответствии с изменениями, внесенными Постановлением N 47 в отношении отдельных видов имущества, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ может быть определен иной орган. Указанный порядок может быть распространен в отношении:

В целях учета федерального имущества и ведения его реестра Росимуществу (его территориальным органам) предоставлено право запрашивать сведения не только о федеральном имуществе, но и об организациях, за которыми оно закреплено. Указанные сведения должны представляться Росимуществу безвозмездно и в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса, если законодательством РФ не установлен иной срок их представления. Необходимо отметить, что органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления должны представлять запрашиваемые сведения на основании соглашений, заключенных с Росимуществом.

Обратите внимание! Непредставление или несвоевременное представление в Росимущество (его территориальный орган) запрашиваемых сведений, а также представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб., а на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Порядок учета

В соответствии с п. 14 Положения о порядке учета имущества государственные (муниципальные) учреждения для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в их хозяйственное ведение или оперативное управление, в двухнедельный срок со дня приобретения имущества представляют в Росимущество (его территориальный орган):

При изменении сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них, государственное (муниципальное) учреждение в двухнедельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством РФ о бухгалтерском учете (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), представляет в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новые сведения об объекте учета и о соответствующем лице (п. 15 Положения о порядке учета имущества):

После вступления в силу Постановления N 47 вышеуказанные сведения должны представляться государственными (муниципальными) учреждениями, за которыми закреплено имущество (а также теми, за которым оно было закреплено) не только на бумажном носителе в двух экземплярах, но и на электронном носителе в виде файлов в формате, аналогичном формату файлов, размещенных в Интернете на сайте Росимущества в автоматизированной информационной системе ведения реестра на электронных носителях и предназначенных для копирования (использования) правообладателем. В случае отсутствия у учреждения возможности представления сведений на электронном носителе они должны быть им сформированы в территориальном органе Росимущества, который обязан создать для этого необходимые условия.

Территориальный орган Росимущества в месячный срок со дня получения карт или соответствующих записей и копий документов обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов, провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений (п. 19 Положения о порядке учета имущества):

  1. О присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества и заверении карт сведений о нем или записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности РФ на имущество, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений.
  2. Об отказе в заверении карт сведений об объекте учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе право собственности РФ на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности РФ.
  3. О приостановлении процедуры учета, если установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений или у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений либо документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством РФ требованиям.

Решение об отказе в заверении карт может быть обжаловано государственным (муниципальным) учреждением в порядке, установленном законодательством РФ, в том числе в Росимущество, которое вправе самостоятельно провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам подтвердить принятые территориальным органом решения или отменить их.

Для справки. По общему правилу оспаривать действия либо бездействие должностных лиц органов государственной власти можно путем направления жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суде. Право государственных (муниципальных) учреждений на судебную защиту установлено в ч. 1 ст. 198 АПК РФ. Реализация указанного права осуществляется путем подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

В случае отмены Росимуществом принятого решения в территориальный орган направляется мотивированное уведомление об отмене решения, обязывающее заверить карты сведений об объекте учета, записи об изменениях сведений или о прекращении права собственности РФ на имущество. Либо Росимущество самостоятельно заверяет их и вносит необходимые сведения в реестр в установленном порядке. После заверения Росимуществом указанных карт или записей в отношении соответствующего объекта учета и дальнейшего изменения сведений о нем заверение записей об изменениях осуществляется его территориальным органом (п. 26 Положения о порядке учета имущества).

Контрольные мероприятия

Порядок осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления правообладателями к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, по результатам сверки сведений реестра и иных государственных и муниципальных информационных систем, документальных и других проверок правообладателей регламентирован, в частности, Положением о порядке учета имущества и Приказом Росимущества от 11.08.2010 N 219 "Об утверждении Регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом".

Для обеспечения контроля учреждения ежегодно, до 10 апреля текущего года, должны представлять в соответствующий территориальный орган Росимущества на бумажном и электронном носителях надлежащим образом заверенные:

Кроме того, Постановлением N 47 внесены изменения в порядок действий территориальных органов Росимущества в случае выявления в результате осуществления контрольных мероприятий юридических лиц, которые не имеют федерального имущества и сведения о которых не внесены в реестр, и (или) имущества, которое не представлено к учету в реестре и (или) новые сведения о котором не представлены для внесения изменений в реестр, либо установлено, что это имущество (в том числе имущество, право собственности РФ на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации) находится в собственности РФ либо учтено в реестре как имущество, не находящееся в собственности РФ. При выявлении указанных фактов территориальный орган Росимущества в двухнедельный срок со дня завершения процедуры контроля:

Дальнейшие действия по учету в реестре и внесению в него изменений в отношении указанного в настоящем пункте имущества осуществляются правообладателем и территориальным органом в соответствии с п. п. 17 - 26 Положения о порядке учета имущества.

В случае невыполнения правообладателем требования территориального органа Росимущества последний обязан в 10-дневный срок со дня окончания срока, установленного для выполнения требования:

Копии заверенных карт и записей не позднее пяти рабочих дней со дня их помещения в соответствующие подразделы реестра направляются правообладателю на бумажном и электронном носителях в одном экземпляре с уведомлением о помещении в соответствующие подразделы реестра и инициировании принятия к нему мер ответственности согласно законодательству РФ. Копия уведомления помещается в дело.

Порядок предоставления информации из реестра

Информация о федеральном имуществе из реестра предоставляется любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством РФ (п. 36 Положения о порядке учета имущества). Указанная информация предоставляется безвозмездно (п. 37 Положения о порядке учета имущества):

Согласно п. 38 Положения о порядке учета имущества иным лицам, а также правообладателям в отношении принадлежащего им имущества, информация о котором была предоставлена бесплатно, более одного раза в год предоставление информации осуществляется за плату в размере 200 руб. за информацию об одном объекте учета на соответствующую дату.

Информация предоставляется при наличии копии подтверждающего оплату документа, а также копий документов, подтверждающих регистрацию юридического лица и полномочия его представителя (для юридического лица), и документов, удостоверяющих личность (для физического лица).

Новацией, внесенной Постановлением N 47 в порядок предоставления информации из реестра, является то, что копии документов могут быть предоставлены Росимуществом в электронном, в том числе сканированном, виде, на электронном носителе, если они надлежащим образом заверены с применением средств электронной цифровой подписи. Кроме того, определено, что плата за информацию об отсутствии в реестре сведений об имуществе, которое не учтено в реестре, взиматься не должна.

Также установлена возможность предоставления информации об объектах учета не только на бумажном носителе в виде выписок из реестра (по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 11.09.2007 N 306 "Об утверждении Формы выписки из реестра федерального имущества"), но и на электронном носителе (при наличии электронной цифровой подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи").

Указанная информация должна быть предоставлена в 10-дневный срок со дня поступления запроса, а в случае поступления иных документов - в сроки, установленные правилами делопроизводства (в случае запроса обобщенной информации или направления мотивированного решения об отказе в предоставлении информации). Как правило, данные сроки не должны превышать 30 дней (п. 39 Положения о порядке учета имущества).

Формы реестра федерального имущества

Кроме порядка учета федерального имущества и порядка предоставления информации из реестра, изменения, внесенные Постановлением N 47, коснулись отдельных форм реестра федерального имущества, а также порядка их заполнения. Рассмотрим некоторые из них.

Изменен порог стоимости для движимого имущества, на которое необходимо было представлять отдельные карты сведений. В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением N 47, карта N 2.3 должна составляться по движимому и особо ценному движимому имуществу, стоимость которого равна или превышает 500 000 руб. Такие же изменения коснулись и карты N 2.4.6, в которой указываются сведения о движимом имуществе, находящемся в общей долевой собственности.

Напомним, что согласно п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" (далее - Порядок отнесения).

В частности, к особо ценному движимому имуществу относится движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает установленную федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующего учреждения, в интервале от 200 000 до 500 000 руб. (п. 4 Порядка отнесения). Например, к особо ценному движимому имуществу бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций, подведомственных Минобрнауки, относится имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 000 руб. (п. 2 Приказа Минобрнауки России от 31.12.2010 N 2261 "Об определении видов особо ценного движимого имущества").

Кроме того, изменения коснулись и карты N 2.5. Теперь в ней необходимо отражать сведения о движимом имуществе, стоимость которого не превышает 500 000 руб., а не 200 000 руб., как ранее. При заполнении указанной карты в строки "Стоимость (тыс. рублей)" вносятся соответственно сумма первоначальных стоимостей поступивших в собственность РФ и (или) правообладателю на ином вещном праве объектов движимого имущества, первоначальная стоимость каждого из которых меньше 500 000 руб., и (или) оборотных активов (независимо от их стоимости), учитываемых как единый объект, а также сумма остаточных стоимостей указанных объектов движимого имущества, остаточная стоимость каждого из которых меньше 500 000 руб., и (или) оборотных активов (независимо от их стоимости), учитываемых как единый объект.

Прочие изменения. Установлено, что каждая карта сведений об объекте учета, запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, либо запись о прекращении права собственности РФ на имущество заверяется путем проставления собственноручной подписи, даты ее внесения и печати правообладателем и ответственным работником Росимущества (его территориального органа). В случае учета имущества, составляющего государственную казну РФ, каждая карта или запись заверяется только работником Росимущества (его территориального органа).

Копии документов, подтверждающих содержащиеся в картах и записях сведения, заверяются нотариально или выдавшими документы органами либо организациями. В иных случаях уполномоченное правообладателем лицо проставляет на копиях документов надпись "Верно" и заверяет их подписью с указанием своей фамилии и инициалов и даты заверения. Данные копии представляются правообладателем или иной организацией в соответствующий территориальный орган вместе с оригиналами документов. При соответствии копий оригиналам документов должностное лицо территориального органа Росимущества заверяет копии документов подписью с указанием своей фамилии и инициалов и даты заверения. Оригиналы документов возвращаются учреждению.

Карта N 1.4 дополнена строкой "Серийный (заводской) номер". В данной строке указывается серийный (заводской) номер воздушного судна, присвоенный ему изготовителем. Этот номер подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации прав на воздушное судно или выпиской из Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними либо иным документом, подтверждающим серийный (заводской) номер воздушного судна.

При заполнении формы записи об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, в строку "Содержание изменений" вносятся изменения в сведениях (новые сведения) об объекте учета, а также о лице, обладающем правами на него и (или) сведениями о нем, в том числе о прекращении его деятельности или существования. Указанная форма заполняется отдельно в отношении изменений сведений об объекте учета и о лице, обладающем правами на него и (или) сведениями о нем, и помещается в соответствующий подраздел реестра после соответствующей карты, все сведения в которой подлежат исключению из нее, если данное лицо прекратило свое существование.

Если изменение сведений об объекте учета связано с его преобразованием (делением или иным действием), в результате которого образовались новые объекты учета, или образованием на основе его и других объектов учета нового объекта учета, все сведения об объекте учета исключаются из реестра одновременно с учетом в нем новых объектов учета. Соответственно, в строку "Содержание изменений" вносится описание соответствующих действий с объектом учета, на основании которых все сведения об объекте учета исключаются из реестра (соответствующей карты объекта учета).

А.Павелин

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"