Мудрый Экономист

Регистрация залога транспортных средств: проблемы правового регулирования

"Право и экономика", 2010, N 4

Статья посвящена вопросам регистрации залога транспортных средств. В настоящее время в действующем законодательстве существует пробел в части регулирования процедуры регистрации и установления уполномоченного органа. В связи с этим предлагается разработать соответствующие нормативно-правовые акты, восполняющие данный пробел.

В настоящее время в действующем законодательстве, регулирующем правоотношения в области залога транспортных средств, существует ряд пробелов, которые способствуют совершению мошенничества на рынке автомобильного кредитования и нарушению прав добросовестных приобретателей транспортных средств.

В соответствии со ст. 334 ГК РФ залог возникает в силу договора, а также на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств и является одним из способов обеспечения исполнения обязательств.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество" дополнена ст. 339 ГК РФ, согласно п. 5 которой законом могут быть предусмотрены учет и (или) регистрация договоров о залоге и залогов в силу закона отдельных объектов движимого имущества.

В силу ст. 11 Закона Российской Федерации от 29 мая 1992 г. N 2872-1 "О залоге" (далее - Закон о залоге), если залог имущества подлежит государственной регистрации, договор о залоге считается заключенным с момента его регистрации. Закон о залоге (п. 2 ст. 40) предусматривает, что залог транспортных средств подлежит регистрации в реестрах, которые ведутся государственными организациями, осуществляющими регистрацию гражданских воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств.

Обязанности по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним возложены на органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - Госавтоинспекция, ГИБДД) в соответствии с п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711.

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 установлено, что подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Во исполнение данного Постановления Приказом Министерства внутренних дел РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Госавтоинспекции.

Ранее в соответствии с Законом о залоге и Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 залог транспортных средств осуществлялся на основании Приказа МВД России от 26 ноября 1996 г. N 624 "О порядке регистрации транспортных средств" и Письма МВД России от 12 мая 1993 г. N 1/2144 "О регистрации залога транспортных средств" в органах Госавтоинспекции.

Однако в настоящее время нормативными правовыми актами не установлен порядок регистрации залога транспортных средств и ведения соответствующего реестра, а также не определен государственный орган, который должен осуществлять необходимые юридически значимые действия.

Пробел в действующем законодательстве на практике создает условия для совершения мошеннических действий в отношении заложенных транспортных средств и ущемления прав граждан - добросовестных приобретателей имущества.

Так, в силу п. 5 ст. 488 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, с момента передачи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате товара. Следовательно, транспортные средства, приобретенные с использованием кредитных средств банков, находятся в залоге у последних до полного исполнения обязательств.

В то же время в связи с отсутствием государственной регистрации залога данного вида имущества транспортные средства, купленные с привлечением кредитов банков, перепродаются без их согласия, что усложняет обращение взыскания на заложенное имущество с целью возврата кредитных средств.

Правительством РФ за счет средств федерального бюджета предоставляются субсидии российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями физическим лицам на приобретение автомобилей.

В настоящее время возникла острая необходимость в восполнении названных пробелов в законодательстве и разработке нормативных правовых актов, устанавливающих порядок регистрации залога транспортных средств, ведения соответствующего реестра, а также наделяющих органы Госавтоинспекции полномочиями по осуществлению необходимых юридически значимых действий.

А.Е.Русецкий

Соискатель

ученой степени

кандидата юридических наук

(Институт подготовки

кадров высшей квалификации

Дальневосточного

государственного университета),

специалист

по гражданскому праву,

законодательству об ипотеке,

государственной регистрации прав

на недвижимое имущество и сделок с ним

Р.А.Беликова