Мудрый Экономист

Организация бухгалтерского учета в автономных учреждениях высшего профессионального образования

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2011, N 7

Создание нового типа государственного (муниципального) учреждения - автономного учреждения, оказывающего государственные услуги, - требование времени, связанное с реформированием бюджетного процесса. Проблематика обоснованности и порядка создания автономных учреждений, организации их деятельности, ведения ими бухгалтерского учета является относительно новым и недостаточно хорошо исследованным направлением отечественной экономической науки.

Сравнительный анализ системы бухгалтерского учета в действующих государственных и негосударственных учебных заведениях показывает ряд различий, основанных на характере деятельности данных организаций. Принципы построения системы учета в государственных и негосударственных организациях обусловлены спецификой формирования капитала, ресурсов и направлениями деятельности этих учреждений.

По мнению авторов, при организационном построении бухгалтерского учета в автономных учреждениях образования необходимо принимать во внимание различные факторы. К ним можно отнести систему управления, наличие филиалов и представительств, специализацию по объектам и видам деятельности, потенциал увеличения объема услуг, возможности применения автоматизированных информационных систем, взаимодействие бухгалтерской службы с другими подразделениями в системе управления вузом и др.

Под организацией бухгалтерского учета принято понимать систему взаимосвязанных условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель образовательного учреждения. В зависимости от объема учетной работы ведение бухгалтерского учета может быть передано на договорных началах другому государственному (муниципальному) учреждению (специализированной организации) - централизованной бухгалтерии.

В современных условиях существует полноценная нормативно-правовая база, определяющая виды и формы коммерческих и некоммерческих организаций сферы образования, порядок их регистрации, деятельности и ликвидации. Однако в области нормативного регулирования бухгалтерского учета автономных учреждений, по мнению авторов, имеются серьезные проблемы:

В рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) и реформирования государственных (муниципальных) учреждений и порядка ведения бухгалтерского учета Минфин России утвердил Приказы: от 08.11.2010 N 142н "О внесении изменений в Приказы Министерства финансов РФ по бухгалтерскому учету" и от 25.10.2010 N 132н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (далее - Приказы N N 142н, 132н).

Финансовое ведомство обратило внимание, что с 01.01.2011 нормативные правовые акты Минфина России, устанавливающие требования по ведению бухгалтерского учета организаций, в которые Приказами N N 142н, 132н внесены изменения (в Методические указания, Инструкции, Положения по бухгалтерскому учету), на государственные (муниципальные) учреждения, в том числе автономные, не распространяются.

В Письме Минфина России от 16.11.2010 N 02-06-07/4476 "Об особенностях ведения бухгалтерского учета автономными учреждениями в 2010 году" также отмечается, что в целях методологического регулирования перехода автономных учреждений на единые принципы организации бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений Минфином России готовятся переходные таблицы.

Необходимость применения единых принципов ведения бухгалтерского учета для казенных, бюджетных и автономных учреждений объясняется тем, что Законом N 83-ФЗ предусмотрена возможность возврата автономных учреждений в статус бюджетных, и автономные учреждения теперь отчитываются по выделенным субсидиям перед учредителями - РФ, субъектами РФ, местными органами самоуправления по соответствующим кодам бюджетной классификации. Поэтому во избежание двойного ведения бухгалтерского учета (бюджетного и коммерческого) автономные учреждения с 2011 г. переведены на Единый план счетов.

С учетом опыта ведения бухгалтерского учета автономными учреждениями и возможности представления ими отчетности по выделенным субвенциям для выполнения государственного (муниципального) задания Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений.

Он устанавливает единый порядок применения субъектами учета Плана счетов бухгалтерского учета, обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, а также требования по их признанию, оценке, группировке, допустимые общие способы, принципы организации и ведения автономными учреждениями бухгалтерского учета путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами.

Назначение Единого плана счетов - упорядочивание сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и государственных (муниципальных) учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов объектов учета (синтетических кодов счетов (счетов первого порядка) и аналитических кодов синтетических счетов).

Таким образом, Единый план счетов является своеобразным единым стандартом бухгалтерского учета для всех государственных (муниципальных) учреждений. В российской практике данным документом впервые были определены принципы организации бухгалтерского учета для учреждений государственного сектора. В то же время, по мнению авторов, необходимо дополнить представленные принципы с учетом специфики деятельности и ведения учета образовательными учреждениями, требованиями международных стандартов финансовой отчетности.

Принципы организации бухгалтерского учета в автономных учреждениях высшего профессионального образования:

Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Законодательно определены задачи бухгалтерского учета в государственных учреждениях. Для автономных учреждений образования следует уточнить эти задачи:

Основными элементами любой системы бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, счета и двойная запись, оценка и калькуляция, балансовое обобщение и отчетность.

Все хозяйственные операции образовательного учреждения должны быть зафиксированы в документах, поскольку они являются основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности учреждения обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

На основе Единого плана счетов и Инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета. Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражаются:

В 24 - 26-м разрядах отражается аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.

В 19 - 23-м разрядах номера счета рабочего плана счетов отражается синтетический код счета Единого плана счетов.

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности) для государственных (муниципальных) учреждений:

Минфином России регламентирована структура счета, в котором определены необходимые коды бюджетной классификации, предусмотрены виды финансового обеспечения, группы синтетических и аналитических счетов. В то же время в Инструкции не содержится расшифровок по некоторым видам финансового обеспечения, и учреждения должны сами по согласованию с собственником определить такой перечень.

Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета, по мнению авторов, большое значение имеет разработка плана организации бухгалтерского учета и положения о бухгалтерии.

Элементами плана могут быть: график документооборота, план инвентаризации, рабочий план счетов и корреспонденция счетов, план формирования отчетных показателей за отчетный период и др. После утверждения эти планы принимаются в качестве разделов и приложений к учетной политике учреждения.

В плане документации предусматривается перечень документов, используемых в учреждении. При этом могут быть указания на унифицированные формы документов и формы документов, разрабатываемые учреждением самостоятельно. На основе перечня применяемых в учреждении документов разрабатывается и утверждается график документооборота.

План инвентаризации определяет порядок и сроки проведения инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии.

План формирования отчетных данных определяет, какие формы отчетности, в какой срок, кем и кому должны быть представлены.

В связи со сложными вычислительными процессами, правилами оформления унифицированных документов в учреждении может быть предусмотрен план технического обеспечения учетной работы, в рамках которого будут определены программные продукты, удовлетворяющие требованиям организации и ведения учета в учреждении.

Например, для автономных учреждений образования наиболее приемлемой для управления вузом является система "Галактика. Управление вузом", системы "1С" и БЭСТ-5 дают возможность использовать отдельные модули бюджетирования, которые необходимо адаптировать к автономным учреждениям высшего профессионального образования.

С учетом организационной структуры вуза можно предусмотреть план работы с филиалами и представительствами.

При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии, в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных филиалов (представительств) организации. В филиалах осуществляется лишь первичная регистрация хозяйственных операций. Они осуществляют учет кассовых, банковских и других операций и не определяют финансовые результаты своей деятельности. Показатели деятельности филиалов необходимо включать в баланс головного вуза. Порядок документооборота в филиалах устанавливается головной организацией.

При наличии широкой межрегиональной филиальной сети и децентрализации учета аппарат сотрудников рассредоточен по отдельным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет, составляются балансы и отчетность филиала. Порядок документооборота в филиалах устанавливается головной организацией. Филиалы самостоятельно ведут бухгалтерский учет. Филиалы имеют отдельный баланс и могут определять финансовый результат своей деятельности.

При этом обособленные подразделения филиала, отделы, находящиеся в административном подчинении руководителей филиалов, осуществляют свою деятельность на основе утвержденных филиалами положений, ведут бухгалтерский учет в соответствии с порядком, установленным филиалом, и не определяют финансовые результаты своей деятельности. Филиалы самостоятельно контролируют проведение, отражение в учете финансово-хозяйственных операций, выполнение графика документооборота в своих структурных подразделениях.

Бухгалтерская служба головной организации в этом случае ведет бухгалтерский учет только тех финансово-хозяйственных операций, которые непосредственно осуществляются организацией, проводит сверку балансов и отчетов обособленных подразделений, составляет сводный баланс и отчеты по организации путем суммирования показателей как собственных учетных регистров, так и внутренней бухгалтерской отчетности обособленных подразделений, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных подразделениях.

По мнению авторов, для рациональной организации работы бухгалтерской службы следует разработать положение о бухгалтерии, где определяются структура аппарата и штат бухгалтерии, дается должностная характеристика каждому работнику, составляются графики учетных работ.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязательным является принятие организацией учетной политики, которая утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих правил, исполнение которых представляется обязательным для автономных учреждений. Учетная политика должна быть построена таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и эффективно, сообразно размерам и возможностям организации.

В Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета сказано, что субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, настоящей Инструкцией, формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых в соответствии с законодательством РФ полномочий. Следовательно, необходимость принятия учетной политики объясняется требованиями законодательства, а также тем, что в Едином плане счетов не нашли отражения отраслевые особенности деятельности автономных учреждений образовательной сферы. Поэтому во избежание споров и разногласий с контролирующими органами рекомендуется закрепить необходимые положения в учетной политике.

Существенные различия в организации и ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности определены в зависимости от формы собственности учреждений образования. На рисунке приведена сравнительная характеристика Планов счетов бухгалтерского учета в государственных и негосударственных учреждениях. При этом в составе капитала выделяются средства целевого финансирования. Данное сравнение рекомендуется принимать во внимание созданным в 2007 - 2010 гг. автономным учреждениям при переводе счетов с коммерческого учета на счета бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений.

Сравнение Планов счетов частного и автономного образовательных учреждений

------------------------------¬             ------------------------------¬
¦ Частное образовательное ¦ ¦ Автономное образовательное ¦
¦ учреждение ¦ ¦ учреждение ¦
L--------------T--------------- L--------------T---------------
---------------+--------------¬ ----------->---------------+--------------¬
¦1. Внеоборотные активы +------------>¦1. Нефинансовые активы ¦
L--------------T--------------- ¦--------->¦ ¦
---------------+--------------¬ ¦¦-------->L--------------T---------------
¦2. Производственные запасы +---¦¦------->---------------+--------------¬
L--------------T--------------- ¦¦¦ ----->¦2. Финансовые активы ¦
---------------+--------------¬ ¦¦¦ ¦ --->L--------------T---------------
¦3. Затраты на производство +----¦¦-+-+-->---------------+--------------¬
L--------------T--------------- ¦¦¦¦-+-->¦3. Обязательства ¦
---------------+--------------¬ ¦¦¦¦¦¦ L--------------T---------------
¦4. Готовая продукция и товары+-----¦¦¦¦¦ ---------------+--------------¬
L--------------T--------------- ¦¦¦¦¦-->¦4. Финансовый результат ¦
---------------+--------------¬------¦¦¦¦¦ L--------------T---------------
¦5. Денежные средства ++------¦¦¦¦ ---------------+--------------¬
L--------------T--------------- ¦¦¦¦ ¦5. Санкционирование расходов ¦
---------------+--------------¬--------¦¦¦ L--------------T---------------
¦6. Расчеты ++--------¦¦ ---------------+--------------¬
L--------------T--------------- ¦¦ ¦Забалансовые счета ¦
---------------+--------------¬----------¦ L------------------------------
¦7. Капитал ++----------
L--------------T---------------
---------------+--------------¬
¦8. Финансовые результаты ¦
L--------------T---------------
---------------+--------------¬
¦Забалансовые счета ¦
L------------------------------

Порядок ведения бухгалтерского учета будет различным в зависимости от статуса образовательного учреждения.

Для учета операций по формированию себестоимости оказываемых услуг предназначен счет 10900 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг". Затраты образовательного учреждения при оказании услуг делятся на прямые и накладные.

При оказании одного (единственного) вида услуг все затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, относятся к прямым затратам. Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость оказания услуги.

Распределение накладных расходов производится одним из способов пропорционально:

Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т.д.).

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы объема услуги и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике распределяются на себестоимость оказанных услуг, а в части нераспределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года.

Сумма затрат, произведенных учреждением в процессе продвижения услуг, относится к издержкам обращения.

Затраты на оказание услуг учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета, согласно п. 37 Инструкции по применению Единого плана счетов и аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета.

В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства РФ по раскрытию информации о затратах на выполнение услуг устанавливать в составе рабочего плана счетов аналитические коды видов синтетического счета объекта учета.

Группировка затрат по счетам осуществляется по видам расходов в разрезе групп затрат:

Аналитический учет по счету ведется в разрезе видов оказываемых учреждением услуг по видам (кодам, при их наличии) расходов.

Учет затрат учреждения при оказании услуг, общехозяйственных расходов, издержек обращения ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции:

Рассмотрев различные классификации доходов и расходов автономного (государственного) образовательного учреждения и приняв во внимание зарубежный опыт учета, предлагаем наиболее приемлемую для целей бухгалтерского учета классификацию доходов и расходов автономного образовательного учреждения:

Классификация затрат образовательных учреждений, в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 03.06.2010 N 581 "Об утверждении методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание федеральным автономным учреждением услуг (выполнение работ)", выглядит следующим образом:

Основным принципом классификации является деление затрат на статьи для определения их сущности.

В связи с тем что автономное учреждение образования получает средства для осуществления своей деятельности из различных источников и обязано производить расходы только в рамках каждого из них, а зачастую очень сложно определить, в рамках какого источника были понесены затраты, то признаком классификации должен выступать способ отнесения на объект затрат - прямой или косвенный. Данный критерий является достаточно важным в учетной практике государственных вузов США, поэтому, по мнению авторов, целесообразно учесть данный опыт.

Каждая статья затрат должна относиться в определенном размере на тот или иной объект затрат исходя из классификации доходов. Такая классификация позволит упростить составление отчетности, которую требуется предоставить источнику финансирования.

Поясним состав основных статей затрат.

Расходы на оплату труда. К данной статье относятся начисления заработной платы профессорско-преподавательскому составу и остальным группам работников. Соответственно, внутри данной группы следует произвести разбивку начислений в зависимости от формы оплаты труда, от функций работников (например, заработная плата преподавателей - основная деятельность; заработная плата секретаря - сопутствующая деятельность), от структурных подразделений (факультеты, кафедры, отделы) и т.д.

Материальные расходы. В данную статью входят все материальные расходы, непосредственно относящиеся к обеспечению работы профессорско-преподавательского состава и к образовательной деятельности в целом (канцтовары, материальные расходы на издательские работы, на проведение научных мероприятий и т.п.).

Текущие расходы. Они включают все расходы, понесенные для обеспечения деятельности учреждения (коммунальные платежи, арендная плата, расходы на связь и коммуникации, транспортные расходы и т.д.).

Капитальные расходы. Расходы на приобретение оборудования, транспортных средств, зданий и т.д.

Трансфертные платежи. Данный вид затрат представляет собой выплаты стипендий студентам и прочие подобные платежи.

Прочие расходы. В эту группу входят расходы по кредитам, штрафы, пени, неустойки.

Для учреждения, у которого существуют различные источники доходов, об использовании которых оно обязано отчитываться, достаточно важно не только классифицировать расходы, но и распределять на соответствующий объект затрат.

Следовательно, то, насколько достоверным и точным будет финансовый результат работы учреждения, зависит от размера рассчитанной себестоимости образовательной услуги или направления, а себестоимость, в свою очередь, будет являться результатом применения того или иного способа распределения косвенных затрат.

Рассмотрим существующие методики распределения затрат для исчисления стоимости образовательной услуги (см. таблицу).

Методики распределения затрат при оказании образовательных услуг

----T---------------T-----------------------------------------------------¬
¦ N ¦ Метод ¦ Описание ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+---------------+-----------------------------------------------------+
¦ 1 ¦Расчет ¦Объект калькулирования - форма обучения. ¦
¦ ¦на основе ¦Единица калькулирования - один обучающийся ¦
¦ ¦распределения ¦определенной формы обучения. ¦
¦ ¦затрат ¦База распределения косвенных затрат - приведенная ¦
¦ ¦с помощью ¦численность обучающихся в j-м году: ¦
¦ ¦коэффициентов ¦ ¦
¦ ¦приведения ¦K = SUM yK, ¦
¦ ¦ ¦ прив ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦где y - коэффициент приведения численности ¦
¦ ¦ ¦обучающихся к дневному обучению; ¦
¦ ¦ ¦K - среднегодовая численность обучающихся. ¦
¦ ¦ ¦Преимущество методики - позволяет определить затраты ¦
¦ ¦ ¦на обучение одного студента определенной формы ¦
¦ ¦ ¦обучения. ¦
¦ ¦ ¦Недостаток методики - невозможность расчета ¦
¦ ¦ ¦себестоимости в разрезе специальностей ¦
+---+---------------+-----------------------------------------------------+
¦ 2 ¦Расчет ¦Объект калькулирования - форма обучения, ¦
¦ ¦на основе ¦специальность. ¦
¦ ¦стандартных баз¦Единица калькулирования - один обучающийся ¦
¦ ¦распределения ¦определенной формы обучения и специальности. ¦
¦ ¦затрат ¦База распределения косвенных затрат: ¦
¦ ¦ ¦- база 1 - среднее число студентов; ¦
¦ ¦ ¦- база 2 - количество явочных дней; ¦
¦ ¦ ¦- база 3 - учебная нагрузка. ¦
¦ ¦ ¦Сущность распределения - различные виды затрат ¦
¦ ¦ ¦распределяются по разным базам: охрана - по базе 1, ¦
¦ ¦ ¦затраты на текущий ремонт - по базе 2, затраты ¦
¦ ¦ ¦на зарплату профессорско-преподавательскому составу -¦
¦ ¦ ¦по базе 3. ¦
¦ ¦ ¦Преимущество методики - позволяет определить затраты ¦
¦ ¦ ¦на обучение одного специалиста определенной ¦
¦ ¦ ¦специальности и формы обучения. ¦
¦ ¦ ¦Недостаток методики - трудоемкость и затратность ¦
¦ ¦ ¦в связи с отсутствием порядка формирования информации¦
¦ ¦ ¦о затратах в необходимых направлениях ¦
+---+---------------+-----------------------------------------------------+
¦ 3 ¦Расчет на ¦Объект калькулирования - форма обучения. ¦
¦ ¦основе штатных ¦Единица калькулирования - один обучающийся ¦
¦ ¦нормативов ¦определенной формы обучения и специальности. ¦
¦ ¦ ¦База распределения косвенных затрат: ¦
¦ ¦ ¦- база 1 - штатные нормативы; ¦
¦ ¦ ¦- база 2 - приведенная численность обучающихся. ¦
¦ ¦ ¦Сущность распределения - затраты на зарплату ¦
¦ ¦ ¦профессорско-преподавательскому составу ¦
¦ ¦ ¦распределяются по базе 1, остальные затраты - ¦
¦ ¦ ¦по базе 2. ¦
¦ ¦ ¦Недостаток методики - себестоимость рассчитывается ¦
¦ ¦ ¦только в разрезе форм обучения и штатные нормативы ¦
¦ ¦ ¦экономически не обоснованы ¦
+---+---------------+-----------------------------------------------------+
¦ 4 ¦Расчет с ¦Объект калькулирования - форма обучения, ¦
¦ ¦использованием ¦специальность, курс обучения. ¦
¦ ¦удельной ¦Единица калькулирования - один обучающийся ¦
¦ ¦трудоемкости ¦определенной формы, специальности, курса. ¦
¦ ¦учебного плана ¦База распределения косвенных затрат: ¦
¦ ¦специальности ¦- база 1 - количество часов педагогического труда ¦
¦ ¦ ¦на одного студента; ¦
¦ ¦ ¦- база 2 - суммарная среднегодовая численность ¦
¦ ¦ ¦обучающихся. ¦
¦ ¦ ¦Сущность распределения - суммарные учебные затраты ¦
¦ ¦ ¦заведения приводятся к суммарной нагрузке ¦
¦ ¦ ¦преподавателей, затраты на стипендии и общежития - ¦
¦ ¦ ¦к базе 2. ¦
¦ ¦ ¦Недостаток методики - неточность расчетов ¦
¦ ¦ ¦в результате усреднения всех показателей ¦
+---+---------------+-----------------------------------------------------+
¦ 5 ¦Методические ¦Методика основана на распределении затрат по центрам ¦
¦ ¦рекомендации ¦ответственности образовательного учреждения. ¦
¦ ¦по расчету ¦Речь идет о распределении нескольких видов затрат: ¦
¦ ¦стоимости ¦1. Общевузовские расходы: расходы административно- ¦
¦ ¦образовательных¦технического департамента, информационно-технического¦
¦ ¦услуг ¦департамента, административного департамента. ¦
¦ ¦ ¦Базы распределения: ¦
¦ ¦ ¦- база 1 - площадь учебных корпусов; ¦
¦ ¦ ¦- база 2 - число компьютеров в подразделении; ¦
¦ ¦ ¦- база 3 - число сотрудников подразделения. ¦
¦ ¦ ¦Так, каждый вид затрат распределяется ¦
¦ ¦ ¦по соответствующей базе. ¦
¦ ¦ ¦2. Затраты учебно-обеспечивающих подразделений ¦
¦ ¦ ¦на одного студента. ¦
¦ ¦ ¦Учебно-обеспечивающие подразделения включают учебный ¦
¦ ¦ ¦отдел и отдел ведения договоров, который ведет учет ¦
¦ ¦ ¦расчетов по договорам студентов. ¦
¦ ¦ ¦Суть методики - все затраты данных подразделений ¦
¦ ¦ ¦распределяются по одной базе - численности студентов ¦
¦ ¦ ¦дневной формы обучения и приведенного контингента ¦
¦ ¦ ¦студентов заочной формы обучения. ¦
¦ ¦ ¦3. Затраты на содержание площадей общего пользования ¦
¦ ¦ ¦(коридоры, туалеты, столовые). ¦
¦ ¦ ¦База распределения - численность студентов дневной ¦
¦ ¦ ¦формы обучения и приведенного контингента студентов ¦
¦ ¦ ¦заочной формы обучения. ¦
¦ ¦ ¦4. Затраты по научным исследованиям. ¦
¦ ¦ ¦База распределения затрат - численность профессорско-¦
¦ ¦ ¦преподавательского состава ¦
+---+---------------+-----------------------------------------------------+
¦ 6 ¦Методические ¦Методика устанавливает основу определения расчетно- ¦
¦ ¦рекомендации ¦нормативных затрат на оказание государственных услуг ¦
¦ ¦по расчету ¦высшего профессионального образования, ¦
¦ ¦нормативных ¦послевузовского профессионального образования, ¦
¦ ¦затрат ¦среднего профессионального образования и т.д. ¦
¦ ¦на оказание ¦Норматив затрат на оказание единицы образовательной ¦
¦ ¦федеральным ¦услуги = затраты на оплату труда ППС + затраты ¦
¦ ¦автономным ¦на оплату труда учебно-вспомогательного персонала + ¦
¦ ¦учреждением ¦затраты на приобретение расходных материалов + ¦
¦ ¦услуг ¦затраты на коммунальные услуги и иные затраты + ¦
¦ ¦(выполнение ¦затраты на оплату труда административно- ¦
¦ ¦работ) ¦управленческого персонала + затраты ¦
¦ ¦ ¦на общехозяйственные нужды. ¦
¦ ¦ ¦В Методике подробно рассматривается, из чего состоит ¦
¦ ¦ ¦каждый указанный норматив и как он рассчитывается ¦
L---+---------------+------------------------------------------------------

Все эти методики предлагают расчет себестоимости образовательной услуги одному студенту одной формы обучения, специальности или курса. За базу распределения косвенных расходов в большем числе случаев выбирались учебная нагрузка и число студентов.

В Соединенных Штатах Америки используются похожие методики, за базу распределения в которых чаще всего берутся также объем учебной нагрузки (в часах) и численность студентов.

Рассмотрев основные методы, можно выделить их преимущества и недостатки. Наиболее часто встречается база распределения затрат по численности студентов (приведенная численность и т.п.). Выбор такой базы распределения оправдан, так как один студент является получателем единицы образовательной услуги, а оплату он осуществляет за единицу данной услуги.

Однако выбор такой базы для распределения всех затрат имеет недостаток, поскольку не все студенты являются получателями всех результатов затрат. Так, студенты разных специальностей обучаются по разным дисциплинам и, как следствие, посещают разное число аудиторных часов. Поэтому обычное деление всех затрат на число студентов является неточным в определении себестоимости образовательной услуги, если только не рассчитывается в рамках одной специальности. Но и здесь могут возникнуть неточности, поскольку образовательная программа для разных курсов обучения может отличаться. Тогда возникает необходимость рассчитывать себестоимость образовательной услуги в разрезе отдельного курса.

Наиболее логически обоснованной является методика расчета себестоимости образовательной услуги, в которой различные виды затрат распределяют по разным базам.

Такие общехозяйственные затраты, как зарплата административно-управленческого персонала, капитальные затраты и т.п., предлагается распределять на среднее число студентов. Причем среднее число студентов рассчитывается как среднее хронологическое значение по данным о численности обучающихся на первое число каждого месяца соответствующего календарного года.

Текущие затраты предлагается распределять по количеству явочных дней (исчисленных по факультетам, курсам, специальностям). Данное распределение также можно объяснить повседневным износом инвентаря и помещений, который зависит от того, насколько велика посещаемость.

Затраты на заработную плату ППС по данной методике следует распределять по учебной нагрузке (исчисляется раздельно по кафедрам и объектам калькулирования).

Основные недостатки данной методики в том, что не выделены прямые затраты, относимые непосредственно на образовательную услугу (т.е. все затраты принимаются за косвенные), а также в том, что процесс сбора информации для расчета себестоимости образовательной услуги достаточно трудоемкий (требуется четкое отслеживание величины баз распределения).

Остальные методики также используют расчет себестоимости образовательной услуги, используя несколько баз распределения - численность обучающихся и учебную нагрузку. Преимуществом расчета на основе штатных нормативов и на основе расчета с использованием удельной трудоемкости учебного плана специальности является учет других видов затрат - стипендий. На одного обучающегося распределяются затраты на стипендии и общежития. Все же остальные затраты распределяются по учебной нагрузке. Но здесь все показатели являются усредненными, а следовательно, недостаточно точными, также не учитывается большое число других затрат - текущих, капитальных и т.п.

Из всех рассмотренных методик наиболее подходящей для определения себестоимости единицы образовательной услуги является методика расчета на основе стандартных баз распределения затрат, поскольку она учитывает множество факторов, в той или иной степени влияющих на размер себестоимости образования.

Не стоит забывать также о методике распределения затрат по центрам ответственности. Суть ее в том, что различные затраты имеют свой источник возникновения, в данном случае - структурное подразделение. Вследствие этого такие структурные подразделения становятся центрами ответственности. Преимущество этой методики в том, что она представляет детальный расчет всех видов затрат по различным подразделениям, учитывая такие базы распределения, как площадь учебных корпусов, количество компьютеров всех центров затрат, приведенная численность студентов и т.п. Но в ходе таких расчетов сложно разделить стоимость образовательной услуги между специальностями, формами обучения и курсами.

Таким образом, наиболее точной, хоть и трудоемкой методикой, является методика расчета себестоимости на основе стандартных баз распределения затрат. Она учитывает формы обучения, специальности, курсы, а базы распределения соответствуют по смыслу затратам, которые к ним относятся. Усовершенствовать данную методику можно путем внесения иных видов затрат образовательного учреждения, например на стипендии, разработав программу сбора соответствующей информации.

В рамках управленческого учета следует разработать стандарт по классификации расходов по функциональному признаку. По такой классификации расходы подразделяются на: расходы на основную деятельность (т.е. на обучение), расходы на исследовательские работы, расходы на коммунальные услуги, расходы на оказание услуг студентам, расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание оборудования, стипендии, расходы на осуществление предпринимательской деятельности.

Список литературы

  1. Макальская М.Л. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет, отчетность. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2006. 368 с.
  2. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
  3. О внесении изменений в Приказы Министерства финансов Российской Федерации по бухгалтерскому учету: Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 142н.
  4. О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету: Приказ Минфина России от 25.10.2010 N 132н.
  5. Об особенностях ведения бухгалтерского учета в автономных учреждениях в 2010 году: Письмо Минфина России от 16.11.2010 N 02-06-07/4476.

Т.И.Кришталева

Д. э. н.,

профессор

кафедры бухгалтерского учета

Академия бюджета и казначейства

Министерства финансов РФ

Г.В.Неделько

Старший преподаватель

кафедры бухгалтерского учета,

анализа и статистики

Омский филиал

Академии бюджета и казначейства

Министерства финансов РФ