Мудрый Экономист

Повышение качества предоставления услуг налоговыми органами как способ минимизации издержек налогового контроля

"Налоги и налогообложение", 2010, N 3

Налоговый контроль, на сегодняшний день занимает одну из ключевых позиций в сфере финансового контроля. Ведь государство имеет возможность не только выявлять причины отклонения поведения налогоплательщиков от установленных законодательством норм и правил, но и разрабатывать меры по их устранению.

Так как назначение налогового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой и налоговой политики государства, то очевидно, что нельзя оставлять без внимания тот факт, что все доначисления по итогам мероприятий налогового контроля должны быть соизмеримы с затратами на их реализацию. Это требование к налоговому контролю вытекает из известного принципа налогообложения, сформулированного А. Смитом: контроль должен приносить значительно больше средств, нежели затрачивается на его проведение: "каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы при его взимании удерживалось из кармана народа возможно меньше сверх того, что он принесет казначейству государства".

Если обратиться к определению понятия издержек налогового контроля, то можно заметить, что ни в одном нормативно-правовом акте оно не встречается. Лишь в ст. 131 Налогового кодекса Российской Федерации содержится указание на основные издержки, связанные с осуществлением налогового контроля.

Из анализа научных работ российских и зарубежных ученых можно сделать вывод, что издержки - весьма обширная экономическая категория, к определению которой существует множество различных подходов.

Так, одни специалисты говорят о том, что издержки представляют собой обобщающий показатель, включающий стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг (В.Б. Акулов и М.Н. Рудаков, Т.В. Козырева, Н.Л. Зайцев) <1>, другие рассматривают категорию "издержки" как часть затрат, или как денежное выражение затрат, необходимых для осуществления той или иной деятельности (П. Хейне, Ю.А. Крохина, Г.С. Вечканов) <2>.

<1> Лукаш Ю.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник. М.: Книжный мир, 2007. С. 125; Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Юристъ, 2008. С. 46.
<2> Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2008. С. 149; Вечканов Г.С. Современная экономическая энциклопедия. СПб.: Изд-во "Лань", 2007. С. 159; Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 158.

По нашему мнению, можно сформулировать следующее определение издержек - совокупность всех произведенных расходов на приобретение материалов и обращение готовой продукции, выраженных в денежных измерителях и затрат на использование этих ресурсов в процессе производства.

Применительно к издержкам, связанным с осуществлением налогового контроля, по нашему мнению, - это совокупность всех расходов, выраженных в денежных измерителях и затрат в процессе деятельности по осуществлению налогового контроля.

Мы думаем, что термин "издержки" объединяет понятия "расходы", поскольку они являются затратами лишь в части использования ресурсов, не приводящего к образованию нового ресурса и понятие "затраты", поскольку они определены лишь как использование ресурсов, имеющих только натуральное выражение. Очевидно, что каждое из понятий несет свою смысловую нагрузку и прикладное значение.

Сегодня ст. 131 НК РФ содержит информацию только об издержках налогового контроля таких как: выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, если те понесли расходы в связи с явкой в налоговый орган: расходы на проезд, наем жилого помещения и суточные. Из анализа части первой НК РФ представляется целесообразным выделение и судебных издержек налогового контроля. Исходя из ст. ст. 106, 110 АПК РФ, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в сфере налогообложения в арбитражном суде, можно отнести:

  1. Расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте.
  2. Расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
  3. Другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, арбитражный суд взыскивает с указанной стороны. А расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, - в разумных пределах с другого лица, участвующего в деле.

Из содержания указанных норм следует, что процессуальное законодательство не предусматривает освобождения налоговых органов от возмещения судебных издержек. Следовательно, при наличии установленных АПК РФ оснований возмещение судебных расходов, понесенных налогоплательщиком по делу, одной из сторон по которому выступает налоговый орган, осуществляется путем взыскания соответствующей суммы за счет средств налогового органа <3>.

<3> Попов П.А. Планы правительства: скромность и еще раз скромность // Главная книга. N 3. 2006. С. 89.

Таким образом, классификацию издержек налогового контроля можно представить следующим образом (см. рис. 1).

Классификация издержек налогового контроля (составлено авторами)

            ------------------------------------------------¬
¦ Издержки налогового контроля ¦
L-T-------------------------------------------T--
¦/ ¦/
--------------+------¬ --------------+-------¬
¦Суммы, выплачиваемые¦ ¦ Судебные издержки ¦
¦ свидетелям, ¦ ¦ ¦
¦ переводчикам, ¦------------T---------+ ¦
¦ специалистам, ¦¦ ¦ ¦ ¦
¦ экспертам и поняты즦 ¦ ¦ ¦
¦ налоговыми органам覦 ¦ ¦ ¦
L---------------------¦ ¦ L------T-------------T-
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
---------+---¬-------+------¬---------+-------¬-----+--------¬
¦денежные ¦¦расходы, ¦¦расходы ¦¦другие ¦
¦суммы, ¦¦связанные ¦¦на оплату услуг ¦¦расходы, ¦
¦подлежащие ¦¦с проведение즦адвокатов и иных¦¦понесенные ¦
¦выплате ¦¦осмотра ¦¦лиц, оказывающих¦¦лицами, ¦
¦экспертам, ¦¦доказательст⦦юридическую ¦¦участвующими ¦
¦свидетелям, ¦¦на месте ¦¦помощь ¦¦в деле, ¦
¦переводчика즦 ¦¦(представителей)¦¦в связи с ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦рассмотрением¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦дела ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦в арбитражном¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦суде ¦
L-------------L--------------L-----------------L--------------

Рис. 1

Проанализировав классификацию издержек налогового контроля, можно предположить, что одним из способов их сокращения могло бы стать установление сотрудничества между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Если налогоплательщик будет осуществлять исполнение своих налоговых обязанностей полностью, своевременно и без ошибок, то можно было бы частично избежать издержек налогового контроля:

Отношения сотрудничества налогоплательщиков и налоговых органов можно начать выстраивать путем повышения качества предоставления услуг.

Перечень услуг, предоставляемых налоговыми органами налогоплательщикам, определен в ведомственном Классификаторе "Услуги (процедуры) Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков" (КУЕСОН)" <4>.

<4> Об утверждении ведомственного Классификатора "Услуги (процедуры) Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков" (КУЕСОН) (Приказ ФНС России от 13 марта 2007 г. N ММ-3-13/122@). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Внедрение данного Классификатора стало важным шагом к созданию единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации ФНС России.

Согласно КУЕСОН услуги сгруппированы по направлениям деятельности территориальных налоговых инспекций и образуют 5 основных групп:

Важно отметить, что повышение качества предоставления услуг налоговыми органами налогоплательщикам повлияет и на улучшение имиджа налоговой службы в глазах налогоплательщиков, повысит степень их доверия к государству, а следовательно, уровень налоговой дисциплины и степень полноты взимания налогов и сборов.

Следует отметить, что пока общепринятой методики оценки качества услуг налоговых органов не существует.

Для оценки качества услуг налоговых органов было бы целесообразно ввести индекс удовлетворенности налогоплательщика, который показывает, насколько услуги, предоставляемые налоговыми органами, соответствуют его требованиям и пожеланиям.

Для расчета индекса удовлетворенности потребителя обычно используется формула:

             n
I = SUM SUM ИiВi,
i=1

где Иi - степень исполнения i-го критерия удовлетворенности потребителя;

Вi - степень важности для потребителя i-го критерия удовлетворенности;

n - количество критериев удовлетворенности <5>.

<5> Жукова Л.Е. Оценка качества предоставления услуг налоговыми органами, или Как рассчитать индекс удовлетворенности налогоплательщика // Налоговая политика и практика. 2008. N 8. С. 72.

В качестве критериев удовлетворенности представляется логичным принять скорость обслуживания налогоплательщиков, компетентность, а также вежливость и корректность налоговых инспекторов. Значения этих критериев можно получать в ходе периодически проводимого в налоговых инспекциях анкетирования среди налогоплательщиков.

Динамика индекса удовлетворенности налогоплательщика, по нашему мнению, должна заменить критерий увеличения доли налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов, который, на сегодняшний день, используется в целях оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России. Существующий критерий рассчитывается лишь по формальным показателям количества налоговых деклараций, введенных в установленные сроки, и удельного веса невыясненных платежей в общей сумме поступлений налогового органа.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышая качество предоставления услуг налоговых органов, государство сможет постепенно наладить отношения сотрудничества налогоплательщиков и налоговых органов. Партнерские взаимоотношения должны не только снизить издержки связанные с осуществлением налогового контроля, но и упростить гражданам доступ к услугам налоговых органов, повысить эффективность и продуктивность их работы, а также улучшить обратную связь с гражданами.

Библиографический список к статье

  1. Вечканов Г.С. Современная экономическая энциклопедия. СПб.: Изд-во "Лань", 2007.
  2. Волчкова М. Какие виды услуг и в какие сроки нам окажут в налоговой инспекции // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2009. N 5
  3. Жукова Л.Е. Оценка качества предоставления услуг налоговыми органами, или Как рассчитать индекс удовлетворенности налогоплательщика // Налоговая политика и практика. 2008. N 8.
  4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001.
  5. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Юристъ, 2008.
  6. Лукаш Ю.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник. М.: Книжный мир, 2007.
  7. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2008.
  8. Попов П.А. Планы правительства: скромность и еще раз скромность // Главная книга. N 3. 2006.
  9. Сашичев В.В. О контрольной работе налоговых органов и мерах по повышению ее эффективности // Налоговый вестник. 2003. N 8.
  10. Титов А.С. Понятие, сущность и основные направления развития налоговой политики Российской Федерации // Финансовое право. 2006. N 5.

Е.В.Надточий

Ассистент кафедры

теории финансов кредита

и налогообложения

Волгоградского государственного

университета

Н.С.Зайцева

Волгоградский государственный

университет