Мудрый Экономист

Новая инструкция по составлению бюджетной отчетности

"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 3

В текущем году представлять отчетность нужно будет в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н). В этой статье рассмотрим ее основные положения, касающиеся составления отчетности, а также изменения, внесенные в отдельные формы отчетности.

Составлять и представлять отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ по формам, утвержденным Инструкцией N 191н, должны:

В переходный период (до 01.07.2012) представлять бюджетную отчетность должны также бюджетные учреждения, в отношении которых главным распорядителем бюджетных средств не принято решение о представлении им субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Главные распорядители бюджетных средств - учредители бюджетных и автономных учреждений, финансовые органы публично-правовых образований должны будут составлять и представлять отчетность этих учреждений на основании представленной ими финансовой отчетности по формам, утвержденным Минфином.

Бюджетная отчетность составляется на следующие даты:

Поскольку отчетным годом считается календарный год с 1 января по 31 декабря, месячная и квартальная отчетности являются промежуточными и составляются нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

Требования, предъявляемые к составлению и представлению бюджетной отчетности

Инструкция N 191н предъявляет следующие требования к составлению и представлению бюджетной отчетности:

Состав бюджетной отчетности

Исходя из положений Инструкции N 191н состав форм бюджетной отчетности для главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов, администраторов доходов бюджета не изменился.

Приведем в таблице перечень форм бюджетной отчетности и укажем периодичность их представления.

           Наименование формы         
  Код  
формы
по ОКУД
Периодичность представления
Год
Полугодие
Квартал
Месяц
 Баланс главного распорядителя,       
распорядителя, получателя бюджетных
средств, главного администратора,
администратора источников
финансирования дефицита бюджета,
главного администратора,
администратора доходов бюджета
0503130
 + 
 Справка по консолидируемым расчетам  
0503125
   +   
  +
 Справка по заключению счетов         
бюджетного учета отчетного
финансового года
0503110
 + 
 Справка о суммах консолидируемых     
поступлений, подлежащих зачислению
на счет бюджета
0503184
  +
 Отчет об исполнении бюджета главного 
распорядителя, распорядителя,
получателя бюджетных средств,
главного администратора,
администратора источников
финансирования дефицита бюджета,
главного администратора,
администратора доходов бюджета
0503127
 + 
   +   
  +
 Отчет о принятых бюджетных           
обязательствах
0503128
 + 
    +    
 Отчет об исполнении смет доходов     
и расходов по приносящей доход
деятельности главного распорядителя,
распорядителя, получателя бюджетных
средств
0503137
 + 
   +   
 Отчет о принятых расходных           
обязательствах по приносящей доход
деятельности
0503138
 + 
    +    
 Отчет о финансовых результатах       
деятельности
0503121
 + 
 Пояснительная записка                
0503160
 + 
   +   

Учреждения, подлежащие реорганизации или ликвидации, представляют Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230) по состоянию на дату реорганизации или ликвидации.

Кроме вышеперечисленных форм, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, осуществляющие функции и полномочия учредителя, представляют финансовую отчетность бюджетных и автономных учреждений.

Дополнительные формы для представления их в составе месячной, квартальной, годовой отчетности, а также порядок их составления и представления могут быть установлены:

Основные изменения, внесенные в формы отчетности

Рассмотрим, с какими изменениями столкнутся учреждения - получатели бюджетных средств при составлении отчетности по формам, утвержденным Инструкцией N 191н, по сравнению с формами, утвержденными Инструкцией N 128н <1>.

<1> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н.

Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130)

Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (далее - Баланс) формируется ими по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Так же как и ранее, показатели отражаются в Балансе в разрезе бюджетной деятельности (графы 3, 7), приносящей доход деятельности (графы 4, 8), средств во временном распоряжении (графы 5, 9) и итогового показателя (графы 6, 10) на начало года (графы 3, 4, 5, 6) и конец отчетного периода (графы 7, 8, 9, 10).

Нефинансовые активы. С введением в действие Инструкций N N 157н <2> и 162н <3> изменена структура синтетического счета объекта учета. В него введены группировочные аналитические коды, в которых, например, нефинансовые активы подразделяются на объекты недвижимого имущества, иное движимое имущество учреждения, предметы лизинга. В связи с этим в Баланс введены строки, по которым сведения по нефинансовым активам нужно будет заносить с учетом такого разделения. В ранее действовавших формах этого не требовалось.

<2> Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<3> План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

В графах "На начало года" Баланса показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф "На конец отчетного периода" предыдущего года (заключительный баланс). При составлении Баланса за 2010 г. данные по остаткам нефинансовых активов "На конец отчетного периода" указывались свернуто (по основным средствам, амортизации, нематериальным активам). В новой форме Баланса, предусматривающей разделение нефинансовых активов на объекты недвижимого имущества, иное движимое имущество учреждения, предметы лизинга, при переносе остатков в графы "На начало года" их нужно будет распределить между этими объектами.

И наоборот, в форме Баланса, утвержденного Инструкцией N 128н, сведения по нефинансовым активам в составе имущества казны разделялись на недвижимое и движимое имущество. Отдельно выделялись нематериальные, непроизведенные и материальные активы в составе имущества казны. В новой форме Баланса такого разделения не требуется. Сведения по нефинансовым активам в составе имущества казны указываются отдельно по балансовой, остаточной стоимости с отражением начисленной по ним амортизации.

В форме Баланса, утвержденной Инструкцией N 128н, остатки по вложениям в нефинансовые активы (счет 106 00 000) указывались в целом и в том числе из них выделялись:

Новая форма Баланса предусматривает отражение таких остатков в разрезе вложений:

Аналогичные изменения произошли в отношении отражения остатков по нефинансовым активам в пути.

Для отражения данных по затратам на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг по вновь введенному в План счетов счету 109 00 000 в форме Баланса отведена отдельная строка.

Финансовые активы. В связи с введением группировочных аналитических кодов в синтетические счета по финансовым активам теперь в новой форме Баланса данные по счетам указываются в отдельных строках в разрезе:

Данные расчетов по бюджетным кредитам ранее показывались свернуто. Теперь в одной строке вместе с расчетами по кредитам указываются также данные по займам и ссудам с выделением в том числе расчетов:

Данные по вложениям в финансовые активы ранее также показывались свернуто, теперь учреждениям предстоит выделить из них вложения:

Обязательства. Больших изменений в этом разделе формы не произошло. Данные по расчетам с кредиторами по долговым обязательствам ранее также показывались свернуто, в новой форме Баланса из них в том числе выделяются расчеты:

Финансовый результат. В этом разделе Баланса, помимо данных о финансовом результате прошлых лет, доходах будущих периодов, нужно будет указать и расходы будущих периодов (счет 0 401 50 000).

Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. Если ранее в этой справке отражались данные по выборочным забалансовым счетам, то в новой ее форме приводятся данные по всем забалансовым счетам. Справка в составе Баланса (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам.

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)

Данная справка формируется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, финансовым органом, консолидированных форм бюджетной отчетности и представляется на следующие отчетные даты:

Справка составляется нарастающим итогом с начала финансового года на основании данных, отраженных на отчетную дату на соответствующих счетах, и формируется раздельно по бюджетной деятельности и по приносящей доход деятельности.

Эта форма не претерпела каких-либо изменений.

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110)

Справка формируется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета, финансовым органом, органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, в составе форм годовой отчетности и отражает обороты по счетам бюджетного учета, подлежащим закрытию по завершении отчетного финансового года в установленном порядке, в разрезе бюджетной и приносящей доход деятельности (разд. 1) и деятельности со средствами, поступающими во временное распоряжение (разд. 2).

Показатели, сформированные по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в рамках бюджетной и приносящей доход деятельности (разд. 1) указываются в справке до проведения заключительных операций (графы 2 - 5) и в сумме заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря, по завершении отчетного финансового года (графы 6 - 13).

В форму справки изменений не внесено.

Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184)

Справка составляется ежемесячно администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета на основании данных о средствах бюджета, находящихся на отчетную дату на счете Управления Федерального казначейства по субъекту РФ, открытом на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ и зачисления на счета соответствующих бюджетов в следующем отчетном периоде.

В этой форме теперь, помимо показателей по доходам (код строки 010) и источникам внутреннего финансирования источников дефицита бюджета (код строки 520), нужно будет заполнить строку "Увеличение остатков средств" (код строки 710), в которой указывается сумма показателей строк 010 и 520.

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127)

Отчет составляется на основании данных по исполнению бюджета получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, администраторов доходов бюджета в рамках осуществляемой ими бюджетной деятельности, в том числе по дополнительным источникам бюджетного финансирования учреждений, находящихся за пределами РФ.

Показатели на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в отчете до заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года.

Форма отчета не претерпела изменений.

Также в графе 1 отчета отражается наименование показателя в следующей структуре:

В графе 2 проставляются коды строк отчета, а в графе 3 - коды по бюджетной классификации РФ соответственно по разделам отчета:

В графе 4 отражаются по соответствующим строкам разделов отчета "Доходы бюджета", "Расходы бюджета", "Источники финансирования дефицита бюджета" годовые объемы утвержденных бюджетных назначений на текущий финансовый год.

В графе 5 раздела "Расходы бюджета" главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств проставляются суммы утвержденных (доведенных) лимитов бюджетных обязательств в объеме годовых назначений текущего финансового года, с учетом последующих изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату, с отражением по группировочным кодам классификации расходов бюджета сумм лимитов бюджетных обязательств, не детализированных по соответствующим статьям (подстатьям) кодов КОСГУ.

Администратором доходов бюджета в разделе "Доходы бюджета" отражаются данные по кассовым поступлениям, исполненные через лицевой счет, открытый в финансовом органе (графа 5); через счета, открытые в подразделениях расчетной сети Банка России или в кредитных организациях, а также средства в пути (графа 6); через некассовые операции (доходы, предусмотренные на соответствующий финансовый год и исполненные без движения бюджетных средств) (графа 7); итого исполнено (графа 8: сумма граф 5, 6, 7).

В разделе "Расходы бюджета" получателем бюджетных средств отражаются данные по кассовым расходам, исполненные через лицевой счет, открытый в финансовом органе (графа 6); через счета, открытые в кредитных организациях (графа 7); через некассовые операции (графа 8); итого исполнено (графа 9: сумма граф 6, 7, 8).

Обратите внимание! В графы 6, 7 не включаются данные по операциям главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств по перечислению денежных средств распорядителю (получателю) бюджетных средств на бюджетные счета в рублях и иностранной валюте, открытые в кредитных организациях, отражаемые в корреспонденции с соответствующими счетами счета 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты", а также данные по операциям по восстановлению указанных средств.

Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Этот отчет составляется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом на основании данных о принятии и исполнении получателями бюджетных средств, администраторами источников финансирования дефицита бюджета бюджетных обязательств в рамках осуществляемой ими бюджетной деятельности.

Отчет составляется и представляется по итогам полугодия и года, а также на иную отчетную дату, установленную главным распорядителем бюджетных средств в рамках осуществления им ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности.

Показатели на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в отчете до заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года, и до переноса показателей по санкционированию расходов бюджета, сформированных в отчетном финансовом году, на соответствующие счета аналитического учета счета 1 500 00 000 "Санкционирование расходов".

Форма отчета не изменилась.

Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137)

Этот отчет составляется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств на основании данных по кассовому исполнению сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.

В графе 1 отражается наименование показателей в следующей структуре:

В графах 5 - 8, предназначенных для занесения информации по исполнению сметных назначений, в том числе через финансовые органы (графа 5), банковские счета (графа 6), вместо показателей по средствам в пути (графа 7) нужно будет указывать показатели по некассовым операциям.

Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138)

Отчет составляется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, финансовым органом на основании данных о принятии и исполнении получателями бюджетных средств расходных обязательств в рамках осуществляемой ими в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов приносящей доход деятельности.

Данный отчет составляется и представляется по итогам полугодия, года, а также на иную отчетную дату, установленную главным распорядителем бюджетных средств в рамках осуществления им ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности.

Показатели на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в отчете до заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года, и до переноса показателей по санкционированию расходов бюджета, сформированных в отчетном финансовом году, на соответствующие счета аналитического учета счета 0 500 00 000 "Санкционирование расходов" (2 500 00 000, 7 500 00 000).

Эта форма не претерпела изменений.

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)

Данный отчет составляется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета и содержит данные о финансовых результатах их деятельности в разрезе кодов КОСГУ по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Как и в форме этого отчета, утвержденной Инструкцией N 128н, показатели отражаются в разрезе бюджетной деятельности (графа 4), приносящей доход деятельности (графа 5), средств во временном распоряжении (графа 6) и итогового показателя (графа 7).

В форму отчета не вносилось изменений, поэтому порядок ее заполнения остался прежним.

Пояснительная записка (ф. 0503160)

Пояснительная записка оформляется субъектом бюджетной отчетности в разрезе следующих разделов.

Раздел 1 "Организационная структура субъекта бюджетной отчетности". Данный раздел включает в себя:

  1. Сведения об основных направлениях деятельности (таблица 1);
  2. Сведения о количестве подведомственных учреждений (ф. 0503161). В сведениях указывается информация о количественном составе государственных (муниципальных) учреждений (в том числе обособленных подразделений), подведомственных субъекту бюджетной отчетности. Эта форма составляется главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств.

В связи с совершенствованием правового статуса государственных (муниципальных) учреждений показатели о количестве подведомственных учреждений формируются теперь в разрезе:

а) получателей бюджетных средств:

б) получателей субсидий:

Показатели о количестве учреждений соответствующего типа формируются на начало года и конец отчетного периода.

В графе 16 сведений указываются причины, приведшие к изменению количества подведомственных государственных (муниципальных) учреждений на конец отчетного периода (ликвидация, реорганизация и т.п.);

  1. иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую организационную структуру субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе:

Раздел 2 "Результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности". Он включает в себя:

  1. Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств (таблица 2);
  2. Сведения о результатах деятельности (ф. 0503162);
  3. иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе:

Раздел 3 "Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности". Данный раздел состоит из:

  1. Сведений об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете (таблица 3);
  2. Сведений об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503163);
  3. Сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164);
  4. Сведений об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166);
  5. Сведений о целевых иностранных кредитах (ф. 0503167);
  6. Сведений о кассовом исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503182);
  7. информации, характеризующей результаты анализа исполнения текстовых статей закона (решения) о бюджете, касающихся приоритетных национальных проектов и имеющих отношение к деятельности субъекта бюджетной отчетности;
  8. информации об эффективности использования средств федерального бюджета (конкретные результаты) в рамках федеральных целевых программ. Она представляется в разрезе подпрограмм, а также непрограммной части (ЦСР 1020000, 1060000, 1080000);
  9. иной информации, оказавшей существенное влияние и характеризующей результаты исполнения бюджета субъектом бюджетной отчетности за отчетный период, не нашедшей отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел;
  10. информации о принятии бюджетных обязательств (денежных обязательств), расходных обязательств по приносящей доход деятельности сверх утвержденного субъекту бюджетной отчетности на финансовый год объема бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных назначений по расходам.

Раздел 4 "Анализ показателей финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности". Он включает в себя:

  1. Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168). Эта форма претерпела изменения:
  1. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
  2. Сведения о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503171);
  3. Сведения о государственном (муниципальном) долге (ф. 0503172). Количество показателей этой формы увеличилось. Так, учреждения должны заполнять графы, в которых будет отражаться остаток задолженности на начало года и конец периода;
  4. Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173). Эта форма предназначена для отражения за отчетный период данных об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса и баланса исполнения бюджета в разрезе бюджетной деятельности, приносящей доход деятельности и деятельности со средствами, поступающими во временное распоряжение. Состав формы изменился. Если в ранее действовавшей форме сведений учреждениям нужно было самостоятельно указывать счета актива и пассива баланса, по которым произошли изменения, то теперь этого делать не надо, поскольку новая форма повторяет форму Баланса (ф. 0503130). В нее только нужно будет внести показатели;
  5. Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей (ф. 0503176). В этой форме указываются данные по изменениям в расчетах по недостачам в разрезе остатка расчетов по недостачам на начало года, увеличения расчетов по недостачам, уменьшения расчетов по недостачам и остатка в расчетах по недостачам на конец отчетного периода по бюджетной деятельности и по приносящей доход деятельности. В эту форму дополнительно внесены строки, по которым отражается остаток задолженности по недостачам и хищениям на начало и конец года по взысканиям с виновных лиц;
  6. Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 503178);
  7. иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую показатели финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел.

Раздел 5 "Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности". Этот раздел состоит из:

  1. Сведений об особенностях ведения бюджетного учета (таблица 4);
  2. Сведений о результатах мероприятий внутреннего контроля (таблица 5);
  3. Сведений о проведении инвентаризаций (таблица 6);
  4. Сведений о результатах внешних контрольных мероприятий (таблица 7);
  5. Сведений об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177);
  6. иной информации, оказавшей существенное влияние и характеризующей показатели деятельности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, не нашедшей отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе это:

А.Солнцева

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"