Мудрый Экономист

Отдельные вопросы согласования (одобрения) некоторых сделок

"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 3

Согласно положениям Постановления Правительства РФ N 537 <1> на учредителей федеральных бюджетных учреждений возложены обязанности по разработке и утверждению правил согласования некоторых сделок. В целях их реализации Минобрнауки России издан Приказ N 1188 <2>, который мы прокомментируем в статье.

<1> Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения".
<2> Приказ Минобрнауки России от 18.11.2010 N 1188 "Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации".

Порядок согласования сделок

Приказом N 1188 утверждено четыре Приложения, положения которых нужно будет соблюдать федеральным бюджетным учреждениям при совершении некоторых сделок, а именно:

Порядок согласования крупных сделок. Разработанный Минобрнауки Порядок устанавливает правила предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок.

Напомним, крупной сделкой признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей этого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Согласно этим правилам бюджетное учреждение перед заключением крупной сделки должно представить пакет документов в Минобрнауки, которое их проверяет и затем принимает решение об одобрении крупной сделки или об отказе в ее заключении.

Порядок принятия решения об одобрении сделки. Этим Порядком утверждены правила принятия решения об одобрении сделок (с участием федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении Минобрнауки), в совершении которых имеется заинтересованность. В соответствии со ст. 27 Федерального закона N 7-ФЗ заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.

Напомним, лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав ее органов управления или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются их участниками или кредиторами либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются их кредиторами. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации (ст. 27 Федерального закона N 7-ФЗ).

Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации.

Так же как и при согласовании крупных сделок, в Минобрнауки представляется пакет документов для принятия им решения об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом. Данным Порядком устанавливаются правила согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением Минобрнауки либо приобретенным им за счет средств, выделенных Минобрнауки на его приобретение.

Для согласования с Минобрнауки сделки нужно представить определенные документы.

Документы, представляемые в Минобрнауки

Перечень документов, представляемых для согласования (одобрения) сделок, перечисленных в Приложениях 1 - 3 Приказа N 1188, в своей основе одинаков и состоит из:

  1. сопроводительного письма о согласовании совершения учреждениями сделок, которое должно содержать:
  1. проекта сделки (договора) со всеми приложениями к нему;
  2. копии договоров, связанных со сделкой;
  3. справки-обоснования целесообразности заключения сделки;
  4. справки о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности учреждения;
  5. справки о способности (обеспеченности) исполнения обязательств учреждения по сделке.

Дополнительно к вышеперечисленным документам федеральное бюджетное учреждение представляет:

а) для согласования крупных сделок:

б) для принятия решения об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, - справку о возможных конфликтах интересов заинтересованного лица и учреждения с приложением заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих наличие заинтересованных в сделке лиц в соответствии с законодательством РФ;

в) для согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом - документ, подтверждающий отнесение объекта к особо ценному движимому имуществу.

Все представляемые документы должны быть подписаны руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) или заместителем руководителя, уполномоченным на основании доверенности на совершение сделки, и главным бухгалтером учреждения и представлены в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде.

Сроки для рассмотрения и проверки документов

Для рассмотрения представленных документов Минобрнауки отведено 30 дней со дня их получения, за исключением документов, поступивших для согласования совершения крупных сделок, для их рассмотрения срок ограничен 15 рабочими днями со дня их поступления.

Минобрнауки в течение 10 рабочих дней проверяет полноту (комплектность) документов, представленных учреждением, их соответствие требованиям законодательства РФ и утвержденным положениям рассмотренных выше порядков, наличие в сопроводительном письме необходимых сведений, уведомляет учреждение о выявленных недостатках или о необходимости представить дополнительные документы и принимает доработанный вариант документов к повторному рассмотрению. После чего рассматривает и согласовывает сделку.

Решение о предварительном согласовании совершения крупной сделки, одобрении и согласовании сделки Минобрнауки оформляет письмом.

Отказ в совершении (одобрении) сделок

По результатам рассмотрения представленных учреждением документов Минобрнауки вправе принять решение об отказе в согласовании заключения сделки в случае:

Порядок согласования передачи денежных средств и иного имущества

Этим Порядком установлены правила согласования передачи некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением собственником или приобретенного федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества (далее - имущество) (Приложение 4 к Приказу N 1188).

Во всех случаях передачи имущества федеральных бюджетных учреждений им следует руководствоваться Порядком согласования передачи денежных средств и иного имущества.

В целях согласования передачи имущества учреждение представляет в Минобрнауки следующие документы:

  1. сопроводительное письмо о согласовании передачи имущества учреждением;
  2. документы, содержащие перечень имущества (с приложением технической документации) и цель его использования в некоммерческой организации, которой предполагается передать имущество;
  3. документы, подтверждающие объем денежных средств, которые предполагается передать некоммерческой организации;
  4. бухгалтерский баланс за последний отчетный период;
  5. справку о балансовой стоимости имущества;
  6. акт приема-передачи объекта основных средств по форме ОС-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 (далее - Постановление N 7);
  7. инвентарную карточку учета объекта основных средств по форме ОС-6, утвержденной Постановлением N 7;
  8. учредительные документы некоммерческой организации, которой предполагается передать имущество, либо проект учредительных документов, в состав учредителей (участников) которой предполагает войти учреждение;
  9. выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (некоммерческой организации);
  10. справку-обоснование целесообразности передачи денежных средств и иного имущества и расчет экономического эффекта, который достигнет учреждение при такой передаче.

Все представляемые документы также должны быть подписаны руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) или заместителем руководителя, уполномоченным на основании доверенности на совершение данной сделки, и главным бухгалтером учреждения, прошиты, пронумерованы и скреплены печатью.

Минобрнауки рассматривает представленные документы в течение 30 дней со дня их получения и в течение 10 рабочих дней проверяет их комплектность, соответствие требованиям законодательства РФ и Порядка согласования передачи денежных средств и иного имущества, уведомляет учреждение о выявленных недостатках или о необходимости представить дополнительные документы и принимает доработанный вариант документов к повторному рассмотрению, затем рассматривает и согласовывает передачу имущества.

По результатам рассмотрения представленных учреждением документов Минобрнауки вправе принять решение об отказе в согласовании передачи имущества. Основания отказа аналогичны перечисленным выше.

Решение о согласовании передачи имущества оформляется письмом Минобранауки.

А.Сергеева

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"