Мудрый Экономист

Принимаются

"Главная книга", 2010, N 4

Запрет на увеличение ставок по кредитам гражданам

Проект федерального закона N 257299-5. Одобрен Советом Федерации 03.02.2010

Законопроект пресекает практику изменения банками в одностороннем порядке существенных условий кредитных договоров, заключенных с гражданами. То есть по таким договорам банки больше не смогут без согласования с клиентом:

Кстати, подобные положения уже давно используются в отношении договоров банковского вклада <1>.

Новые банковские запреты коснутся лишь тех договоров, которые будут заключены после вступления поправок в силу. А действовать эти поправки начнут по истечении 30 дней с момента их официального опубликования.

<1> Статья 29 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Освобождение сельхозпроизводителей от уплаты пени

Проект федерального закона N 205850-5. Принят Госдумой в I чтении 27.01.2010

В случае утраты в течение года права на применение ЕСХН или несоответствия требованиям, предъявляемым к сельхозтоваропроизводителям, организации и предприниматели должны за весь этот год уплатить налоги по общей системе налогообложения <2>. Все эти налоги должны быть перечислены в бюджет в январе года, следующего за истекшим. В противном случае на неуплаченные суммы начисляются пени.

Поправки, восполняя законодательный пробел, конкретизируют порядок уплаты таких пеней:

(если) ЕСХНщик по итогам года нарушил требования к показателям деятельности, дающим право на применение такого спецрежима <3> (например, доля дохода от реализации сельхозпродукции оказалась ниже требуемого уровня), то пени на сумму не уплаченных по ОСНО налогов начисляются с 1 февраля года, следующего за истекшим. Аналогичные разъяснения давала и ФНС России <4>;

(если) организация или предприниматель нарушили требования для перехода на ЕСХН <5> (к примеру, производили подакцизную продукцию или вели игорный бизнес), то пени будут начисляться в общем порядке, то есть со дня, следующего за днем, установленным для уплаты соответствующих "общережимных" налогов (авансовых платежей). Кроме того, в таких случаях должны уплачиваться и штрафы за их несвоевременную уплату, непредставление по ним деклараций, а также за нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

Таким образом, ЕСХНщику, утратившему право на спецрежим в результате правомерных действий, в том числе по не зависящим от него причинам (сезонность сельхозпроизводства, стихийные бедствия и т.п.), можно будет не бояться налоговых санкций за неуплату "общережимных" налогов в течение года. А вот злостные нарушители заплатят сполна.

<2> Пункт 4 ст. 346.3 НК РФ.
<3> Подпункт 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ.
<4> Письма ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-3/16@, от 05.08.2008 N ММ-9-3/95.
<5> Пункты 5, 6 ст. 346.2 НК РФ.

Госрегулирование цен на лекарства

Проекты федеральных законов N N 305948-5, 305959-5. Приняты Госдумой в I чтении 29.01.2010

Госдума поддержала предложения Правительства РФ о регулировании цен на лекарства. В отличие от варианта, предложенного членами Совета Федерации (см. журнал "Главная книга", 2009, N 24, с. 94), правительственный проект касается цен только на жизненно важные и необходимые лекарства. Отпускные цены производителей таких товаров будут регистрироваться на федеральном уровне. А регионы смогут устанавливать к ним надбавки с учетом своих географических и экономических особенностей. В итоге розничная цена конкретного препарата будет складываться из цены производителя и региональной надбавки.

Процедура регистрации лекарственных средств также претерпит изменения. Срок ее проведения должен будет составлять не более 210 дней, а госпошлина будет равна 670 тыс. руб. за один препарат и, как обещают, заменит все ныне существующие договорные платные процедуры в сфере регистрации лекарств.

Изменение порядка взимания транспортного налога

Проект федерального закона N 325571-5. Внесен в Госдуму 08.02.2010 депутатами фракции ЛДПР

Уплату транспортного налога хотят переложить с плеч собственников на плечи пользователей автомобилей. Сделано это будет следующим образом.

Налогоплательщиками транспортного налога станут организации и предприниматели, реализующие на территории соответствующего субъекта РФ автомобильный бензин и дизельное топливо за наличный или "карточный" расчет. Оптовая торговля, когда такая продукция продается для целей дальнейшей перепродажи, подпадать под обложение транспортным налогом не будет.

Налоговая база будет определяться как стоимость реализованного гражданам бензина и дизтоплива с учетом НДС и акцизов. Налоговым периодом станет календарный месяц, а налоговую ставку, так же как и сейчас, будут устанавливать регионы, но уже в ином размере - от 3 до 6%.

Сумма исчисленного налога будет включаться налогоплательщиком в цену бензина и дизтоплива, предъявляемую к оплате покупателю-автомобилисту.

Отмена обязательного аудита для малых компаний

Проект федерального закона N 319306-5. Внесен в Госдуму 27.01.2010 депутатами фракций "Единая Россия" и ЛДПР

Обязательному аудиту сейчас, помимо АО и различных специализированных организаций (например, кредитных и страховых), подлежат также компании с объемом годовой выручки более 50 млн руб. или с активами по бухгалтерскому балансу на конец года свыше 20 млн руб. <6>. Получается, что аудит обязаны проводить и субъекты малого и среднего предпринимательства, к каковым относятся предприятия с предельной выручкой в размере <7>:

В целях дальнейшей поддержки таких субъектов предпринимательства и сокращения их непроизводственных расходов категорию микропредприятий и малых предприятий предлагается вывести из-под обязательного аудита. В результате организации с выручкой до 400 млн руб. или активами менее 160 млн руб. от аудита будут освобождены.

<6> Часть 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
<7> Пункт 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 556.

Отмена торгов для аренды госимущества

Проект федерального закона N 319117-5. Внесен в Госдуму 27.01.2010 депутатами фракций "Единая Россия" и КПРФ

В настоящее время заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иных подобных договоров в отношении государственного или муниципального имущества возможно только по результатам торгов <8>. При этом госорганы и муниципалитеты расходуют большие суммы на организацию и проведение аукционов и конкурсов, в частности на публикацию сообщений, рыночную оценку, подготовку документации. Между тем торги часто признаются несостоявшимися. Для предотвращения подобных случаев и поступили предложения отменить торги во всех случаях передачи имущества в безвозмездное пользование, а также при заключении иных договоров, в частности, когда:

<8> Статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Введение ответственности за растрату средств дольщиков

Проект федерального закона N 319802-5. Внесен в Госдуму 28.01.2010 депутатами фракций "Единая Россия" и КПРФ

Использование застройщиком средств дольщиков не для строительства многоквартирного дома будет грозить:

Сейчас же контроль над расходованием застройщиками денег участников долевого строительства ведется, а ответственности за их нецелевое использование не предусмотрено. Застройщик пока отвечает лишь за следующие свои неправомерные действия <9>:

<9> Статья 14.28 КоАП РФ.

Ускорение траты материнского капитала на жилье

Проект федерального закона N 320962-5. Внесен в Госдуму 30.01.2010 Государственным Советом Удмуртской Республики

Получатели средств материнского капитала могут распорядиться ими не ранее чем по истечении 3 лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей <10>. Исключение из этого правила установлено лишь для случая, когда деньги направляются на погашение займов и кредитов на приобретение или строительство жилого помещения <11>. В такой ситуации использовать материнские деньги можно, не дожидаясь истечения 3 лет.

Однако улучшить свои жилищные условия семьи могут и не влезая в кредитные долги, например просто купив жилье. Материнскими же деньгами в такой ситуации ранее чем через 3 года после пополнения семьи воспользоваться нельзя. Законопроект разрешит их тратить при любом способе приобретения жилья в любое время.

<10> Пункт 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
<11> Пункт 6.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ.

ПРЕДЛАГАЮТСЯ

Упрощение перемещения россиян по стране

Проект федерального закона разрабатывается ФМС России

В следующем году ФМС России собирается внести в Думу законопроект, который существенно упростит правила регистрации изменения постоянного и временного места жительства российских граждан. В случае переезда в другой регион достаточно будет лишь отправить уведомление по почте (как это сейчас делают иностранцы для постановки на миграционный учет). В результате такого упрощения всей регистрационной процедуры граждан больше не будут штрафовать за отсутствие штампа о прописке в паспорте или регистрации по месту пребывания. Это существенно упростит и получение услуг по новому месту жительства, как постоянному, так и временному. Так, при предъявлении почтового корешка об уведомительной регистрации россиянин сможет оформить медицинский полис, устроить детей в детсад и школу, взять кредит, поставить на учет автомобиль.

Налоговые льготы для инновационных компаний

Обсуждаются в Правительстве РФ

В Правительстве РФ готовятся меры по поддержке инновационного бизнеса. Речь идет о возвращении экспортерам информационных технологий и резидентам технико-внедренческих зон льготных ставок по страховым взносам. Напомним, что в этом году взносы для них по сравнению с ЕСН выросли с 14 до 26%, а в следующем году повысятся еще до 34%. Сейчас им хотят вернуть ставку в размере 14%, но пока неизвестно, на какой период. Возможно, что и до 2020 г.

Налоговые подарки ждут не только инноваторов, но и все другие компании. В частности, в отношении налога на прибыль планируется:

НЕ СКОРО

Освобождение плательщиков ЕНВД от бухучета

Проекты федеральных законов N N 44167-4, 94327-4, 205494-5. Отклонены Госдумой 10.02.2010

Если бы инициативы были одобрены, то плательщики ЕНВД вместо общего бухучета начали бы вести учет физических показателей своей деятельности в специальной книге и отдельно (как упрощенцы) <12> - учет ОС и НМА. Ведь ведение ими полноценного бухучета нецелесообразно, так как расчет "вмененного" налога не зависит от реальных показателей их деятельности. Но Госдума отклонила все три альтернативных законопроекта об отмене для них такой учетной обязанности.

<12> Пункт 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".