Мудрый Экономист

Порядок проведения плановых проверок по госзакупкам

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2011, N 3

В целях предупреждения и выявления нарушений законодательства РФ о госзакупках заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной, аукционной, котировочной либо единой комиссией и другими субъектами, участвующими в размещении заказов, Приказом Минэкономразвития России от 28.01.2011 N 30 утвержден Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (далее - Порядок N 30). Какие регламентации вносит данный документ в части проведения плановых проверок, рассмотрим в статье.

В отношении каких субъектов действуют контрольные процедуры Порядка N 30?

В соответствии с п. 3 Порядка N 30 плановые проверки проводятся в отношении следующих субъектов проверки:

Данный Порядок не распространяется на отношения, связанные с проведением плановых проверок при размещении государственного оборонного заказа, а также заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну (п. 2 Порядка N 30).

Что является предметом проверки?

Предметом плановой проверки является соблюдение субъектом проверки при размещении заказов для нужд заказчиков требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о размещении заказов.

В случае если субъектом проверки является заказчик и (или) уполномоченный орган, проверке подлежит также соблюдение требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о размещении заказов теми субъектами проверки, которые осуществляли функции по размещению проверяемых заказов для указанного заказчика и (или) уполномоченного органа (п. 5 Порядка N 30).

Каким образом организуется работа по проведению проверки?

В силу п. 6 Порядка N 30 плановые проверки осуществляются на основании плана проверок, утверждаемого руководителем контролирующего органа.

План проверок утверждается на шесть месяцев и должен содержать следующие сведения (п. 7 Порядка N 30):

Внесение изменений в план проверок допускается не позднее чем за два месяца до начала проведения проверки, в отношении которой вносятся такие изменения. При этом все изменения не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения должны быть опубликованы на официальном сайте контролирующего органа в Интернете, а также на официальном сайте РФ в Интернете для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Далее в соответствии п. 11 Порядка N 30 перед проверкой должностным лицам контролирующего органа необходимо подготовить следующие документы:

  1. приказ о проведении проверки, утверждаемый руководителем контролирующего органа;
  2. уведомление о проведении проверки.

Указанные документы должны содержать следующие реквизиты (п. п. 12, 13 Порядка N 30):

   Приказ о проведении проверки 
    Уведомление о проведении проверки
 Наименование контролирующего   
органа.
Состав инспекции с указанием
фамилии, имени, отчества
(при наличии) и должности
каждого ее члена.
Предмет проверки.
Цель и основания проведения
проверки.
Даты начала и окончания
проведения проверки.
Проверяемый период.
Сроки, в течение которых
составляется акт по результатам
проведения проверки.
Наименование субъектов проверки
Предмет проверки.
Цель и основания проведения проверки.
Даты начала и окончания проведения
проверки.
Проверяемый период.
Документы и сведения, необходимые для
осуществления проверки, с указанием
срока их представления субъектами
проверки.
Информация о необходимости уведомления
субъектом проверки лиц, осуществляющих
функции по размещению заказов для данного
субъекта в проверяемый период.
Информация о необходимости обеспечения
условий для работы инспекции, в том числе
предоставления помещения, оргтехники,
средств связи (за исключением мобильной
связи) и иных необходимых средств
и оборудования для проведения проверки

Обратите внимание! Уведомление о проведении проверки направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо нарочным с отметкой о получении, либо любым иным способом, позволяющим доставить уведомление в срок не позднее чем за семь рабочих дней до даты проведения проверки (п. 14 Порядка N 30).

В силу п. п. 15, 16 Порядка N 30 в состав инспекции, образованной контролирующим органом для проведения проверки, должно входить не менее трех человек. Инспекцию возглавляет руководитель. Следует также отметить, что в случае необходимости контролирующий орган вправе обратиться в органы прокуратуры, правоохранительные и иные органы власти с предложением о включении в состав инспекции должностных лиц таких органов.

Изменения состава инспекции, а также сроков осуществления проверки оформляются приказами руководителя контролирующего органа.

В каких случаях продлевается срок проведения проверки?

Срок проверки продлевается в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований, на основании приказа руководителя контролирующего органа, проводящего проверку. При этом срок проведения проверки продлевается не более одного раза и общий срок проведения проверки не может составлять более чем два месяца, за исключением случая несоблюдения лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований п. 19 Порядка N 30. В последнем случае срок проведения проверки не может составлять более шести месяцев (п. 16 Порядка N 30).

Какие права имеют члены инспекции контрольного органа?

Члены инспекции при проведении проверки имеют право в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 17 Порядка N 30):

В чем заключаются обязанности проверяемых лиц?

Во время проведения проверки лица, действия (бездействие) которых проверяются, обязаны (п. 19 Порядка N 30):

В случае если субъект проверки не имеет возможности представить инспекции истребуемые документы (их копии) и (или) сведения в установленный срок, по письменному заявлению срок представления указанных документов и сведений продлевается на основании письменного решения инспекции, но не более чем на пять рабочих дней.

При невозможности представить истребуемые документы субъект проверки обязан дать инспекции письменное объяснение с обоснованием причин невозможности их представления (п. 20 Порядка N 30).

Каковы особенности проведения проверки?

Во-первых, проверка проводится инспекцией в два этапа, которые могут проходить одновременно.

Во-вторых, каждый из этапов имеет ряд нюансов, на которые также следует обратить внимание.

Первый этап проверки предполагает рассмотрение заказов, находящихся в стадии размещения, на предмет их соответствия требованиям законодательства о размещении заказов. В случае выявления признаков нарушения законодательства о размещении заказов инспекция (п. 22 Порядка N 30):

Уведомление о заседании инспекции направляется любым способом лицам, действия (бездействие) которых содержат признаки нарушения законодательства о размещении заказов, не позднее чем за три рабочих дня до даты заседания инспекции (п. 23 Порядка N 30).

Обратите внимание! Заседание инспекции считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов (п. 25 Порядка N 30).

Одной из особенностей первого этапа проверки является то, что лица, действия (бездействие) которых содержат признаки нарушения законодательства о размещении заказов, вправе:

Контролирующий орган в лице инспекции также проводит заседание с применением аудиозаписи, которая должна храниться не менее трех лет.

Следующей особенностью данного этапа является то, что результаты проведения проверки оформляются решением инспекции, которое принимается путем голосования. В случае если член инспекции не согласен с вынесенным решением, он должен письменно изложить свое мнение. При принятии решения учитываются все обстоятельства, установленные инспекцией на заседании (п. 32 Порядка N 30).

По результатам заседания инспекция принимает решение о наличии (отсутствии) в действиях (бездействии) проверяемых лиц нарушений законодательства о размещении заказов, которое подлежит немедленному оглашению. При этом оглашается только его резолютивная часть (п. п. 32 и 34 Порядка N 30).

Решение инспекции оформляется в полном объеме, подписывается всеми присутствующими на заседании членами инспекции и публикуется на официальном сайте РФ в Интернете для размещения информации о заказах в срок не позднее пяти рабочих дней со дня его оглашения. Копия решения в аналогичный срок направляется лицам, в отношении которых проведена проверка. При этом направление копии решения в форме электронного документа допускается только лицам, аккредитованным на электронной площадке, по адресу электронной почты, представленному таким лицом для направления оператором электронной площадки уведомлений и иных сведений в соответствии с Законом о госзакупках <1>.

<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов...".

В соответствии с п. 36 Порядка N 30 в случаях, если инспекцией выявлены нарушения законодательства о госзакупках, выдается предписание. При этом под действиями, направленными на устранение нарушений законодательства о размещении заказов, понимаются (п. 38 Порядка N 30):

Второй этап проверки осуществляется по завершенным (размещенным) заказам для нужд заказчиков, контракты по которым они заключили (п. 44 Порядка N 30).

Результаты проверки оформляются актом в сроки, установленные приказом о проведении проверки. Имеется такая особенность: решение и предписание инспекции по результатам первого этапа проведения проверки (при их наличии) являются неотъемлемой частью акта проверки.

Резолютивная часть акта проверки должна содержать (п. 46 Порядка N 30):

Акт проверки подписывается всеми членами инспекции, его копия направляется лицам, в отношении которых проведена проверка, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня его подписания сопроводительным письмом за подписью руководителя контролирующего органа либо его заместителя (п. 48 Порядка N 30).

Лица, в отношении которых проведена проверка, в течение десяти рабочих дней со дня получения копии акта проверки вправе представить в контролирующий орган письменные возражения по фактам, изложенным в акте проверки, которые приобщаются к материалам проверки.

Обратите внимание! В случаях, когда по результатам второго этапа проверки выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, инспекция выдает предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, за исключением случаев, когда инспекция пришла к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты размещения заказа. Не допускается выдача предписаний о недопущении нарушений законодательства о размещении заказов в будущем (п. 50 Порядка N 50).

Согласно п. 52 Порядка N 30 контролирующий орган обязан хранить материалы проверок в течение трех лет. Несоблюдение инспекцией, членами инспекции положений Порядка N 30 влечет недействительность принятых инспекцией решений, выданных предписаний.

Можно ли обжаловать результаты проведения проверки?

Согласно п. 53 Порядка обжалование решения, акта и (или) предписания инспекции может осуществляться в судебном порядке в течение срока, определенного законодательством РФ. Также указанный пункт предусматривает обжалование решения, акта и (или) предписания инспекции, принятых и (или) выданных инспекцией, созданной на основании решения руководителя территориального контролирующего органа непосредственно в самом контролирующем органе.

С.Валова

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности"