Мудрый Экономист

Какой быть системе оплаты труда в автономном учреждении?

"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 3

С 01.01.2011 многие бюджетные учреждения в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ изменили свой правовой статус и стали автономными учреждениями (АУ). В связи с этим возникает много вопросов, одним из которых является вопрос оплаты труда. Какой ей быть в АУ? Вправе ли учреждение оставить старые принципы ее формирования? Нужно ли строго придерживаться ведомственных ставок оплаты труда, которые были определены в бюджетном учреждении? Можно ли ввести новые стимулирующие выплаты? Вправе ли АУ пересмотреть штатное расписание? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

На какие принципы следует опираться АУ при разработке системы оплаты труда?

Основные принципы формирования систем оплаты труда для всех типов государственных (муниципальных) учреждений изложены в разд. II Единых рекомендаций <1>. Данный документ утвержден на 2011 г. решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

<1> Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утв. Протоколом N 10 от 10.12.2010.

Согласно нормам данного документа система оплаты труда в АУ должна опираться на следующие принципы:

  1. Соблюдение норм, установленных Конституцией РФ и иными федеральными законами в области трудового права. Размеры и условия оплаты труда работников АУ не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, а также решениями органов местного самоуправления.
  2. Положение об оплате труда, утвержденное коллективным договором организации, должно предусматривать:
  1. Получаемая работниками заработная плата должна зависеть от их квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (без ограничения заработной платы максимальным размером).
  2. Работодатель обязан обеспечить равенство оплаты труда, недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда.
  3. Система оплаты труда должна обеспечивать повышение уровня реального содержания заработной платы работников АУ, а также других гарантий, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, использовать иные принципы при формировании системы оплаты труда - это значит умышленно нарушать нормы трудового законодательства и Конституции РФ.

Как устанавливается система оплаты труда в АУ?

Наиболее полно ответ на данный вопрос раскрыт в ст. 144 ТК РФ.

В соответствии с ее нормами системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных (муниципальных) учреждений устанавливаются:

Таким образом, вышеуказанные регламентации данной статьи подлежат применению АУ, поскольку оно является государственным (муниципальным) учреждением (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Вправе ли АУ изменить штатное расписание при переходе из БУ?

Что касается изменения штатной численности работающих, то тут следует отметить несколько моментов.

Во-первых, изменение правового статуса ранее существовавших бюджетных учреждений может изначально предполагать изменение и штатной численности работающих. Так, в частности, на основании разд. IV Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539, информация об изменении (сохранении) штатной численности должна обязательно содержаться в распоряжении Правительства РФ об изменении типа федерального учреждения. Таким образом, в отдельных случаях, наряду с изменениями правового статуса учреждения, возможно изменение численности его сотрудников и наименований структурных подразделений.

Во-вторых, в силу положений п. 2 ст. 13 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) полномочия по утверждению штатного расписания АУ отнесены к компетенции его руководителя. Таким образом, на основании изложенных норм АУ вправе самостоятельно решать вопросы кадрового обеспечения, вводить новые должности и сокращать старые. Однако при изменении численности штата в сторону уменьшения следует учитывать, что в соответствии со ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с ними в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан:

Вправе ли АУ пересмотреть оклады (тарифные ставки), которые применялись в БУ?

АУ вправе устанавливать коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом с учетом трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования (ст. 135 ТК РФ).

При разработке внутренних нормативных актов нужно учитывать, что Правительством РФ могут быть утверждены базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. В связи с этим заработная плата работников АУ не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп (ст. 144 ТК РФ).

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы должны быть установлены с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих, утверждаемых Минздравсоцразвития. В трудовых договорах сотрудников их конкретные размеры следует указывать за отработанный календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) (п. 10 Единых рекомендаций).

Согласно п. 8 ст. 2 Закона об автономных учреждениях доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

Таким образом, на основании вышесказанного можно утверждать, что АУ в пределах имеющихся у него средств вправе устанавливать размеры окладов, надбавок, разрабатывать системы премирования.

Однако при их разработке нужно учесть следующее:

  1. в соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ);
  2. при изменении системы оплаты труда заработная плата работников АУ (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам ранее, при условии сохранения объема должностных (трудовых) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации (п. 16 Единых рекомендаций).

Для справки. С 1 января 2009 г. МРОТ составляет 4 330 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").

Что следует предусмотреть АУ при установлении компенсационных выплат?

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ. При этом, как разъяснено в п. 11 Единых рекомендаций, работодатели должны принимать меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Для справки. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569.

Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления согласно ст. 135 ТК РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На сегодняшний день Перечень видов выплат компенсационного характера, который подлежит применению федеральными автономными учреждениями, а также разъяснение о порядке установления таких выплат утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822. В состав этого Перечня включены:

Что касается перечня компенсационных выплат для региональных и муниципальных АУ, то в п. 18 Единых рекомендаций предлагается использовать перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, для федеральных государственных учреждений.

При установлении размеров выплат следует руководствоваться положениями Трудового кодекса, которым регламентированы их минимальные размеры. Заметим, что максимальным размером указанный правовой акт работодателя не ограничивает.

Далее в таблице в качестве наглядного материала приведем нормы ТК РФ в части установления компенсационных выплат.

        Вид       
компенсационной
выплаты
     Нормативный документ    
    Минимальный размер
выплаты
 Выплата          
работникам,
занятым
на тяжелых
работах, работах
с вредными
и (или) опасными
и иными особыми
условиями труда
Статья 147 ТК РФ;            
Постановление Правительства
РФ от 20.11.2008 N 870
"Об установлении сокращенной
продолжительности рабочего
времени, ежегодного
дополнительного оплачиваемого
отпуска, повышенной оплаты
труда работникам, занятым
на тяжелых работах, работах
с вредными и (или) опасными
и иными особыми условиями
труда"
Повышение оплаты труда -
не менее 4% тарифной
ставки (оклада),
установленной
для различных видов работ
с нормальными условиями
труда
 Выплата за работу
в местностях
с особыми
климатическими
условиями
Статьи 148, 315 ТК РФ;       
Информационное письмо
Департамента по вопросам
пенсионного обеспечения
Минтруда России от 09.06.2003
N 1199-16, Департамента
доходов населения и уровня
жизни Минтруда России
от 19.05.2003 N 670-9, ПФР
от 09.06.2003 N 25-23/5995
Оплата труда в районах
Крайнего Севера
и приравненных к ним
местностях осуществляется
с применением районных
коэффициентов
и процентных надбавок
к заработной плате.
Размеры районных
коэффициентов,
действующих в районах
Крайнего Севера
и приравненных к ним
местностях,
систематизированы
в информационных письмах
Минтруда
 Выплаты за работу
в условиях,
отклоняющихся
от нормальных
Статьи 149, 152, 153 ТК РФ;  
Постановление Правительства
РФ от 22.07.2008 N 554
"О минимальном размере
повышения оплаты труда
за работу в ночное время"
Сверхурочная работа
оплачивается за первые
два часа работы не менее
чем в полуторном размере,
а за последующие часы -
не менее чем в двойном
размере.
Работа за ночные часы
оплачивается в повышенном
размере не менее 20%
часовой тарифной ставки
(оклада (должностного
оклада), рассчитанного
за час работы) за каждый
час работы в ночное
время.
Работа в выходной
или нерабочий праздничный
день оплачивается
не менее чем в двойном
размере:
- сдельщикам - не менее
чем по двойным
сдельным расценкам;
- работникам, труд
которых оплачивается
по дневным и часовым
тарифным ставкам, -
в размере не менее
двойной дневной
или часовой тарифной
ставки;
- работникам, получающим
оклад (должностной
оклад), - в размере
не менее одинарной
дневной или часовой
ставки (части оклада
(должностного оклада)
за день или час работы)
сверх оклада
(должностного оклада),
если работа в выходной
или нерабочий праздничный
день производилась
в пределах месячной нормы
рабочего времени,
и в размере не менее
двойной дневной
или часовой ставки (части
оклада (должностного
оклада) за день или час
работы) сверх оклада
(должностного оклада),
если работа производилась
сверх месячной нормы
рабочего времени
 Надбавки         
за работу
со сведениями,
составляющими
государственную
тайну, их
засекречиванием и
рассекречиванием,
а также за работу
с шифрами
Постановление Правительства  
РФ от 18.09.2006 N 573
"О предоставлении социальных
гарантий гражданам,
допущенным к государственной
тайне на постоянной основе,
и сотрудникам структурных
подразделений по защите
государственной тайны"
(вместе с Правилами выплаты
ежемесячных процентных
надбавок к должностному
окладу (тарифной ставке)
граждан, допущенных
к государственной тайне на
постоянной основе, и
сотрудников структурных
подразделений по защите
государственной тайны)
Размер ежемесячной
процентной надбавки
к должностному окладу
(тарифной ставке)
за работу со сведениями,
имеющими степень
секретности "особой
важности", составляет
50 - 75%, "совершенно
секретно" - 30 - 50%,
"секретно" при оформлении
допуска с проведением
проверочных мероприятий -
10 - 15%, без проведения
проверочных мероприятий -
5 - 10%. При определении
размера ежемесячной
процентной надбавки
учитывается объем
сведений, к которым
указанные граждане имеют
доступ, а также
продолжительность срока,
в течение которого
сохраняется актуальность
засекречивания этих
сведений

Обратите внимание! Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Вправе ли АУ ввести новые стимулирующие выплаты?

Как уже было отмечено выше, система оплаты труда в АУ устанавливается коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом. Она предусматривает как размеры окладов (ставок), так и компенсационные и стимулирующие выплаты. Последние разрабатываются на основе формализованных критериев определения достижимых результатов работы для всех категорий работников учреждений, измеряемых качественными и количественными показателями.

Для федеральных АУ Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 утвержден Перечень видов выплат стимулирующего характера. В его состав включены выплаты:

Причем объем средств на эти выплаты не может составлять менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Что касается региональных и муниципальных АУ, то в п. 18 Единых рекомендаций предлагается использовать перечни видов выплат стимулирующего характера, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, для федеральных государственных учреждений (аналогично Перечню компенсационных выплат).

Таким образом, состав выплат стимулирующего характера будет для всех АУ одинаковый. Однако учреждение в зависимости от имеющихся у него средств может стимулировать конкретного работника выплатой ему не только премии, но и материальной помощи. При этом в трудовом договоре с работником допускается ссылка на локальный акт, регулирующий порядок осуществления таких выплат.

Как устанавливается оплата труда руководителю АУ?

Законодательное регулирование трудовых отношений с руководителями организаций осуществляется в соответствии с гл. 43 ТК РФ. При этом оплате труда руководителя посвящена только одна статья - ст. 145 ТК РФ. В силу ее норм оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ; финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ; финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

Структура заработной платы работника определена в ст. 129 ТК РФ. Она складывается:

В настоящее время какое-либо упоминание об окладе (должностном окладе) руководителя встречается только в Постановлении Правительства РФ N 583 <2>, которым утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (далее - Положение). В частности, п. 6 Положения гласит, что должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы.

<2> Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Аналогичные разъяснения приводятся и в Единых рекомендациях. Однако следует заметить, что нормы указанного Постановления распространяются на федеральные бюджетные и казенные учреждения. Таким образом, в части регламентаций для АУ оно применимо быть не может. Хотя следует предположить, что, поскольку каких-либо нормативных актов в части регулирования должностных окладов руководителей АУ нет, эти оклады будут устанавливаться аналогичным образом.

Что касается выплат компенсационного характера для руководителей АУ, то они устанавливаются в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах в соответствии с Перечнем выплат компенсационного характера, если иное не предусмотрено федеральными законами или указами Президента РФ.

Выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных АУ можно производить в соответствии с Разъяснением, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России N 666н <3>.

<3> Приказ Минздравсоцразвития России от 27.11.2008 N 666н "Об утверждении Разъяснения об использовании централизованных до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений, на установление руководителям этих учреждений выплат стимулирующего характера".

Согласно п. п. 8, 9 Разъяснения руководители учреждений премируются ежеквартально или по итогам работы за год. Их премирование производится по результатам оценки итогов работы учреждения за соответствующий отчетный период с учетом выполнения целевых показателей деятельности учреждений, личного вклада руководителей в осуществление основных задач и функций, определенных положением (уставом) учреждения, а также выполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

Пункт 10 Разъяснения обязывает руководителя АУ ежеквартально представлять отчеты о выполнении целевых показателей деятельности учреждений.

В целях принятия объективного решения о выплатах стимулирующего характера руководителю АУ может быть создана комиссия по оценке выполнения целевых показателей деятельности федеральных автономных учреждений и стимулирования руководителей подведомственных учреждений, состав и полномочия которой определяются главным распорядителем средств федерального бюджета.

Выплата премии руководителям АУ за соответствующий период для начисления премии производится на основании приказа учреждения при наличии соответствующего приказа главного распорядителя средств федерального бюджета (п. п. 11, 12 Разъяснения).

С.Валова

Эксперт журнала

"Автономные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"