Мудрый Экономист

Стройтехника в аренду

"Руководитель строительной организации", 2010, N 2

Покупка новой техники для большей части застройщиков в настоящее время по многим причинам затруднена, поэтому популярность аренды строительной техники не только не снизилась, но и продолжает расти. Как минимизировать потери при аренде строительной техники? На какие факторы стоит обратить внимание при выборе партнера?

Арендные преимущества

Рынок аренды строительной техники в России в предкризисное пятилетие вырос в десятки раз, и главной причиной роста спроса на услуги по предоставлению техники во временное пользование было большое количество преимуществ аренды перед покупкой.

Используя услуги компаний по аренде техники, строительная компания всегда может получить в свое распоряжение требуемые машины, нужные консультации, а также необходимое обслуживание. Во многих случаях это куда выгоднее, чем владеть собственным парком строительной техники. Ведь для содержания собственной техники используются ресурсы даже тогда, когда она простаивает в ожидании работ. К тому же после серии катастроф на стройплощадках России в двухтысячные годы органы Ростехнадзора стали обращать повышенное внимание на состояние строительных механизмов и оборудования. Многие застройщики решили не втягиваться в разбирательства с инспекторами, оставив эти проблемы компаниям-арендодателям.

При использовании аренды строительной техники появляется возможность повысить производственную мощность именно в пиковые периоды, минимизировав при этом свои расходы, потому что арендуемую технику можно взять только в нужный момент. В этом случае эффективность ее использования увеличивается до максимума.

При аренде строительной техники ресурсы, которые должны быть потрачены на покупку дорогостоящей техники, могут быть направлены на развитие компании.

Аренда строительной техники становится выходом из ситуации, когда компания не может позволить себе срочную покупку требуемой техники при возникновении незапланированной потребности.

С помощью арендуемой строительной техники предприятие способно увеличить техническую базу без дополнительных капиталовложений.

Кризисная специфика рынка

Российский рынок аренды, безусловно, отличается от западного, где, например, нет такого количества старой, изношенной техники, как на постсоветском пространстве. Предприятия, с советских времен владеющие кранами небольшой грузоподъемности, сдают их в аренду по демпинговым ценам. Зачастую демпингуют и мелкие частные операторы, которых на западном рынке просто не существует, поскольку там услуга по предоставлению техники в аренду изначально формировалась как профессиональный бизнес. По этим причинам на западном рынке нет такого разброса цен на аренду машин и механизмов, как на российском.

На рынке аренды строительной техники в настоящее время, помимо большого количества мелких и средних, можно выделить три крупные группы игроков:

Основными преимуществами отечественных компаний, по данным МА Step by Step, являются: знание реалий российской действительности и более низкие по сравнению с западными компаниями расценки (в среднем на 15% меньше, чем у иностранных игроков). В то же время отечественных арендодателей по сравнению с их западными коллегами отличает низкий уровень сервиса и наличие не самой современной техники в парке. Тем не менее спрос на услуги российских арендных компаний достаточно устойчив и в первую очередь вызван более низкими ценами.

Иностранные компании обладают рядом преимуществ по сравнению с российскими. В их числе налаженные контакты с мировыми производителями строительной техники, опыт работы на европейском рынке, возможности развития в регионах за счет большого опыта работы на рынке и мощного финансирования, а также доступ к "длинным" западным кредитным ресурсам, в результате чего они имеют возможность продвигать более дорогую импортную технику. При этом, по данным МА Step by Step, наиболее популярными иностранными производителями техники, используемой арендными компаниями, являются JCB Inc., Caterpillar, Komatsu, Liebherr, Bobcat, New Holland.

В связи с падением объемов строительства в России конкуренция на рынке аренды строительной техники резко обострилась. Это заставило многие компании не только снизить расценки, но и разработать специальные программы по привлечению клиентов. Одной из подобных программ, к примеру, является выпуск так называемых абонементов, которые при гарантируемом объеме работ позволяют клиентам получить скидки, величина которых зависит от объема обещанных работ и суммы предоплаты. Такая схема работы с клиентами позволяет компаниям увеличить свой оборот. Еще одним из методов привлечения клиентов стала возможность оплаты аренды по факту выполнения договора или даже с отсрочкой платежа, хотя раньше арендодатели предлагали свои услуги, как правило, по предоплате.

Спрос на аренду различных видов техники

Чаще всего в России берут в аренду башенные и автомобильные краны, бетоносмесительные установки, подъемно-транспортные машины, экскаваторы, бульдозеры и погрузчики. Наименьшим спросом пользуются катки, фрезы, машины для регенерации и стабилизации дорожного полотна, автогрейдеры. В качестве одной из основных тенденций рынка строительной техники можно назвать выделение услуги по аренде кранов в отдельный вид деятельности. Здесь уже четко оформилось разделение игроков на частных мелких операторов и крупные компании, профессионально занимающиеся предоставлением услуг по аренде строительной техники. Крупные игроки наращивают мощности парков - компании стремятся иметь в своем арсенале больше новых крупнотоннажных машин, что обусловлено растущими требованиями к скорости и качеству строительства. Соответственно, в этом сегменте рынка наивысшая конкуренция.

В результате кризиса стало появляться больше строительных объектов, достаточно удаленных от крупных городов (50 - 200 км): объекты сельского строительства, загородные коттеджи и т.п. Это привело к высокой востребованности строительной спецтехники, обладающей повышенной мобильностью, автономностью и универсальностью. В частности, речь идет о колесных экскаваторах, фронтальных погрузчиках и бульдозерах, способных с достаточно высокой скоростью (20 - 30 км/ч) передвигаться по шоссейным и грунтовым дорогам. Кроме этого, за последние три года увеличился спрос на автомобили большой грузоподъемности (10 - 20 т), оснащенные достаточно мощным гидравлическим краном (5 т), прозванные в народе "воровайками" за свою способность быстро подбирать бесхозное имущество. Эти машины способны не только оперативно увезти строительные грузы на отдаленные объекты, но и самостоятельно (один водитель плюс один монтажник) уложить на место блоки, перекрытия или подать поддоны с кирпичом на второй и даже третий этаж.

За последнее время значительно (практически в 3 раза) увеличился спрос на такие позиции спецтехники, как краны, бетоносмесители, цементовозы, самосвалы. Ввиду своей многофункциональности и широкого профиля сфер использования они в равной мере востребованы как строительными фирмами, так и фермерскими хозяйствами, заготовительными комбинатами.

Примечание. Если проанализировать рынок арендуемой строительной техники, то можно отметить, что самой дешевой и наименее производительной является техника отечественного производства. А самыми качественными и, соответственно, дорогими - японские модели.

Основным недостатком западной техники является ее более высокая цена (как покупки, так, соответственно, и аренды) по сравнению с отечественными аналогами. Однако более высокая производительность машин зарубежного производства делает их привлекательными для арендаторов.

В последние годы возрос спрос на китайские машины. Они недороги и качественны. Их качество немногим уступает японским аналогам, а дешевизна обусловлена тем, что для производства используется дешевая рабочая сила, а само производство в Китае облагается невысокими налогами. Поэтому даже подержанная техника "Made in China" обладает высокой производительностью и отлично справляется с требуемыми от нее задачами. Среди преимуществ китайской спецтехники можно отметить отсутствие проблем с поставками, а также компактность, легкость и современный дизайн.

Кризисное развитие

На рынок аренды традиционно оказывают влияние несколько факторов. Во-первых, поскольку строительная техника дорогостоящая, то приобретать ее для производства разовых конкретных работ предприятию невыгодно, а содержать и обслуживать дорого и сложно, соответственно, это способствует развитию услуги по предоставлению техники в аренду. Во-вторых, важнейшее значение для развития рынка аренды имеет финансовая ситуация - при неблагоприятном инвестиционном климате тормозится развитие строительных проектов и, как следствие, спрос на аренду техники снижается.

После начала кризиса рынок аренды строительной техники сократился не столь существенно, как объемы строительных работ в России. Основная причина этого: несмотря на то что рынок аренды стройтехники в предкризисные годы развивался быстрыми темпами, его насыщение все же не достигнуто. По предположениям специалистов, насыщение произойдет как минимум через два-три года и при условии, что снова какой-нибудь кризис не оттянет этот процесс на неопределенное время. Резервы роста обусловлены низкой эффективностью парка строительной техники в стране. В обиходе еще остались машины советского производства, которые с каждым годом устаревают и приходят в негодность, а из-за проблематичности покупки новой техники ее нехватка не снижается. При этом проблемы с покупкой не могут решиться, так как отечественные машины не соответствуют требуемому качеству, а качественная зарубежная техника для большинства строительных компаний недоступна из-за высокой стоимости. А стабилизация финансового состояния строительных компаний и ужесточение конкуренции среди производителей строительного оборудования в конечном счете приведут к пропорциональному увеличению емкости обоих рынков.

Российские арендные компании воспринимают последствия финансового кризиса по-разному. Сильные "игроки" с успехом справляются с трудностями, рассчитывая на постепенное выравнивание экономической ситуации в стране. А тем компаниям, для которых аренда не является основным видом деятельности, зачастую удается получать прибыль только от выполнения заказов на строительство и ремонтные услуги.

Если до кризиса одним из очевидных факторов, влияющих на выбор: лизинг или аренда дорожно-строительной техники, была величина компании (крупные предпочитали покупать, а мелкие - арендовали), то сегодня этот фактор нивелируется. Все больше крупных компаний делают свой выбор в пользу аренды техники. Многие строительные компании становятся арендаторами строительной техники еще и в силу того, что предпочитают специализироваться исключительно на своем профиле и не отвлекаться на сопутствующие работы.

Значительная часть дорожно-строительной техники арендуется на инфраструктурное строительство, которое зависит в основном от заранее запланированных бюджетных средств. Кроме того, в качестве одной из мер по преодолению финансового кризиса правительство предлагает наращивание объемов производства дорожно-ремонтных и строительных работ. А это значит, что вопросы оснащения строительных компаний спецтехникой для дорожного и жилищного строительства будут актуальны в течение ближайших нескольких лет.

С.В.Антонов

Эксперт журнала

"Руководитель

строительной организации"