Особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения культуры: порядок распоряжения
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 2
В соответствии с п. п. 10, 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) особо ценным движимым имуществом признается движимое имущество, находящееся у учреждения на праве оперативного управления, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет затруднено. Бюджетное учреждение не вправе распоряжаться таким имуществом без согласия собственника. Каков порядок отнесения имущества к категории особо ценного? Кто составляет и утверждает перечни такого имущества? В каком порядке осуществляется согласование списания особо ценного имущества, предоставления его по договору аренды и безвозмездного пользования, передачи на баланс другому юридическому лицу или в казну и других способов распоряжения таким имуществом? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.
Составление и утверждение перечней ценного имущества
В соответствии с пп. "а" п. 1 Порядка отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 (далее - Порядок N 538), виды особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных учреждений определяются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в ведении которых данные учреждения находятся. Для федеральных бюджетных учреждений культуры и искусства виды особо ценного движимого имущества определяются Минкультуры в соответствии с Порядком осуществления функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения Министерства культуры Российской Федерации по согласованию распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением учредителем либо приобретенным федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества, утвержденным Приказом Минкультуры России от 10.12.2010 N 756 (далее - Порядок N 756).
Согласно п. 9 Порядка N 756 включению в состав особо ценного имущества учреждения подлежат:
- движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает нижнюю границу, устанавливаемую для каждого конкретного учреждения в интервале от 200 000 до 500 000 руб.;
- иное движимое имущество, без которого осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет затруднено;
- имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.
Составление и ведение указанного перечня осуществляются учреждением на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного к особо ценному имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии). При этом включение в перечень музейных предметов и музейных коллекций, документов Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда, не отражаемых на балансе учреждения, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, осуществляется на основании основных учетных документов.
Составленные перечни особо ценного имущества бюджетных учреждений культуры, а также внесенные в них изменения утверждаются Приказом Минкультуры отдельно по каждому учреждению (п. 8 Порядка N 756).
Способы распоряжения особо ценным имуществом
С согласия Минкультуры бюджетное учреждение культуры может распоряжаться особо ценным имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет средств учредителя, следующими способами (п. 6 Порядка N 756):
- списывать имущество, непригодное для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, гибели или уничтожения, а также невозможности установления его местонахождения;
- предоставлять имущество по договору аренды;
- предоставлять имущество по договору безвозмездного пользования;
- передавать имущество на баланс другому юридическому лицу или в казну;
- отчуждать музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документов Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда, в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Любые иные способы распоряжения особо ценным имуществом, в том числе являющиеся способами обеспечения исполнения обязательств учреждения, не допускаются. В частности, учреждение не имеет права вносить особо ценное имущество в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передавать его иным образом в качестве учредителя или участника хозяйственных обществ или некоммерческих организаций.
Следует помнить, что персональную ответственность за распоряжение особо ценным имуществом не установленными способами либо его использование без согласования с Минкультуры несет непосредственно руководитель учреждения культуры (п. 7 Порядка N 756).
Порядок согласования распоряжения особо ценным имуществом Представление документов для согласования
Для согласования распоряжения особо ценным имуществом учреждение культуры направляет в Минкультуры соответствующее обращение с приложением обосновывающих документов:
а) при списании особо ценного имущества (Приложение 1 к Порядку N 756):
- копия приказа учреждения о создании постоянно действующей комиссии по списанию;
- копия Акта о списании объекта по установленной форме в зависимости от вида списываемого федерального имущества;
- технико-экономическое обоснование необходимости и целесообразности списания объектов, составленное произвольно и подписанное руководителем учреждения (уполномоченным им лицом). Предоставляется в случае списания передаточных устройств, машин и оборудования, транспортных средств;
- копия инвентарной карточки учета объекта;
- копия заключения технической экспертизы, подтверждающего непригодность объекта к восстановлению и дальнейшей эксплуатации (копия акта технического состояния объекта), выданного специализированной организацией с приложением документов, подтверждающих право проведения указанного вида работ. Представляется в случае списания передаточных устройств, машин и оборудования, транспортных средств, музыкальных инструментов. При этом в заключении технической экспертизы указываются: наименование, тип, инвентарный, регистрационный номера, год создания, дата поступления в учреждение, дата ввода в эксплуатацию, цели и условия использования объекта, подробное описание основных дефектов, причины их возникновения, техническое состояние основных конструктивных элементов. Также к заключению технической экспертизы должны быть приложены фотографии объектов, скрепленные печатью технического эксперта;
- копии правоустанавливающих и регистрационных документов на объект, на основании которых возникло вещное право;
- фотографии объекта, предлагаемого к списанию, позволяющие однозначно идентифицировать данный объект;
- если списывается автотранспорт, отнесенный к особо ценному имуществу, то дополнительно к вышеназванным документам представляются копии технического паспорта транспортного средства, свидетельства о его государственной регистрации, акта (протокола) о дорожно-транспортном происшествии в случае возникновения необходимости списания автотранспортного средства в результате аварии;
- если объект списывается вследствие аварии, стихийного бедствия и иных чрезвычайных ситуаций, дополнительно предоставляется копия акта о повреждениях, причиненных объекту, с приложением справок органов исполнительной власти субъектов РФ (муниципальных образований), подтверждающих факт стихийного бедствия или других чрезвычайных ситуаций;
- если объект списывается вследствие хищения, утраты или порчи, дополнительно представляются копия постановления о возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов учреждения или возмещению причиненного ущерба (в случаях хищения или нанесения ущерба имуществу); копии объяснительных записок руководителя и материально ответственных лиц учреждения о факте хищения, утраты или порчи имущества и т.п.; копии документов, подтверждающих наказание виновных лиц (копия приказа учреждения о принятии мер в отношении виновных лиц (работников учреждения), допустивших повреждение объекта; копия справки о возмещении ущерба виновными лицами;
б) при представлении особо ценного имущества по договору аренды (Приложение 2 к Порядку N 756):
- проект договора аренды в трех экземплярах;
- копии форм по ОКУД 0503130 и 0503168 для составления годовой бухгалтерской отчетности;
- копии правоустанавливающих и регистрационных документов на объект;
- отчет об оценке рыночной стоимости величины годовой арендной платы объекта, в отношении которого предполагается заключить договор аренды, изготовленный не позднее трех месяцев до его представления, подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности;
- проект гарантийного обязательства арендатора о сохранности объекта;
в) при предоставлении особо ценного имущества по договору безвозмездного пользования (Приложение 3 к Порядку N 756):
- копии правоустанавливающих и регистрационных документов на объект;
- проект договора безвозмездного пользования объектом в трех экземплярах с проектом Акта приема-передачи объекта;
- копия гарантийного обязательства принимающей имущество стороны о сохранности объекта;
г) при передаче особо ценного имущества на баланс другому юридическому лицу или в казну (Приложение 4 к Порядку N 756):
- технико-экономическое обоснование необходимости и целесообразности передачи объекта с баланса на баланс;
- копия инвентарной карточки учета объекта;
- копии правоустанавливающих и регистрационных документов на объект, на основании которых возникло вещное право;
- проект акта приема-передачи объекта с указанием его наименования, инвентарного номера, даты ввода в эксплуатацию, балансовой стоимости, сумм начисленной амортизации;
- письменное согласие передающей и принимающей имущество сторон с указанием индивидуальных характеристик объекта (наименование, инвентарный номер, балансовая стоимость);
- фотографии объекта, предлагаемого к передаче, позволяющие однозначно его идентифицировать;
д) при списании музейных предметов и коллекций, находящихся в федеральной собственности и включенных в состав государственной части Музейного фонда РФ (п. 1.2 Приложения 5 к Порядку N 756):
- копия решения об исключении объекта из состава Музейного фонда РФ;
- копии экспертного заключения (протокола) экспертно-фондовой комиссии (далее - ЭФК) и (или) реставрационного совета музея с аргументированным обоснованием причины исключения. При необходимости представляется экспертное заключение сторонних специалистов-экспертов;
- копии правоустанавливающих и регистрационных документов на объект;
- список предметов с указанием кратких каталожных данных, состояния сохранности и снимки предметов (размером не менее 9 x 12 см);
- копия акта происшествия (кража, хищение, чрезвычайное обстоятельство и т.п.), составленного на момент его обнаружения;
- копии документов о мерах, принятых по факту происшествия (приказ руководителя, объяснительные записки лиц, ответственных за охрану и сохранность музейных предметов, и др.);
- копия справки из органов МВД о прекращении уголовного дела по факту кражи или хищения;
е) при передаче музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование (передача на выставки и прочее) в пределах РФ (п. 2.2 - 2.8 Приложения 5 к Порядку N 756):
- проект договора между заинтересованными сторонами об условиях, сроках временного пользования музейными предметами;
- протокол ЭФК о возможности передачи музейных предметов с утверждением их страховых оценок;
- протокол реставрационного совета музея о состоянии сохранности и возможности (невозможности) транспортировки предметов;
- копия полиса страхования музейных предметов (экспонатов);
- справка об охране и системе безопасности зданий и помещений, в которых предполагается экспонирование предметов;
- нотариально заверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации (для религиозных организаций);
- проект акта приема музейных предметов во временное пользование (далее - акт ПВП);
ж) при передаче струнных музыкальных инструментов и смычков из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов во временное пользование (п. 3.2 Приложения 5 к Порядку N 756):
- протокол ЭФК о возможности и сроках передачи инструмента во временное пользование;
- проект договора с физическим лицом - пользователем инструмента;
- личное заявление физического лица - пользователя инструмента;
- ходатайство с места работы или учебы пользователя о предоставлении инструмента во временное пользование с указанием срока пользования;
- график гастрольно-концертной или конкурсной деятельности;
- заключение реставрационного совета о состоянии инструмента;
з) при передаче музейных предметов во временное пользование организациям иностранных государств (п. 4.1 Приложения 5 к Порядку N 756):
- два экземпляра копии проекта договора между направляющей и принимающей сторонами на русском и иностранном языках, каждая страница которого должна быть подписана договаривающимися сторонами;
- копия страхового полиса, выданного страховой компанией, или два экземпляра государственной гарантии финансовой ответственности (Indemnity) государства принимающей стороны с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке;
- гарантии государственных и муниципальных органов (с переводом на русский язык, заверенным в нотариальном порядке или консульским учреждением) в отношении безопасности и сохранности экспонатов в период нахождения на территории принимающей страны, их юридической неприкосновенности (защиты от посягательств со стороны третьих лиц), а также своевременного возврата после окончания экспонирования;
- выписки из протоколов ЭФК и реставрационного совета с утверждением страховых оценок экспонатов, заключением об их состоянии, возможности транспортировки и экспонирования, об эквивалентности и целесообразности обмена, а при необходимости - дополнительных экспертных заключений при обмене;
- комплект цветных фотографий музейных предметов с аннотацией к каждой фотографии, помещенной на оборотной стороне и заверенной печатью;
- список экспонатов (в трех экземплярах) с указанием кратких каталожных данных, полного описания состояния сохранности, всех учетных обозначений, страховой суммы (попредметной и общей);
- подтверждение финансовой состоятельности принимающей стороны;
- учредительные документы принимающей стороны;
- доверенность, выданная принимающей стороной - иностранным юридическим лицом;
и) при предоставлении музейных предметов и музейных коллекций религиозным организациям по договору безвозмездного пользования (п. 5 Приложения 5 к Порядку N 756):
- проект договора об условиях передачи музейных предметов в пяти экземплярах;
- нотариально заверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации религиозной организации;
- справка органа внутренних дел и заключение МЧС по месту расположения религиозной организации о состоянии охраны и пожарной безопасности здания, где будут находиться иконы;
- протокол экспертной фондово-закупочной комиссии музея с обоснованием согласия на передачу музейных предметов на срок, предусмотренный договором, информацией о передаваемых предметах, с определением страховой оценки каждого предмета;
- протокол реставрационного совета музея с подробным описанием состояния сохранности музейных предметов.
Порядок рассмотрения документов в Минкультуры
Согласно п. 27 Порядка N 756 поступившие в Минкультуры документы направляются в отраслевой департамент, осуществляющий координацию деятельности учреждения. Этот департамент рассматривает их и согласовывает с Департаментом экономики и финансов и нормативно-правовым департаментом.
В случае представления полного комплекта документов максимальный срок их рассмотрения и принятия по ним решения составляет 20 рабочих дней. При этом департамент может запросить и дополнительные документы и (или) разъяснения. В таком случае срок рассмотрения документов приостанавливается до дня регистрации затребованных у учреждения документов.
При рассмотрении документов анализируются:
- полнота и точность информации, содержащейся в них;
- обоснованная необходимость распоряжения учреждением объектом;
- возможные последствия распоряжения объектом;
- существенные условия договоров по распоряжению объектом.
Принятие решений о распоряжении имуществом
По результатам рассмотрения документов Минкультуры принимается решение о согласии либо несогласии на распоряжение особо ценным имуществом. Такое решение оформляется письмом, заверенным курирующим заместителем министра культуры, которое действительно в течение трех месяцев со дня принятия. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения письмо направляется в учреждение.
Положительное решение о распоряжении имуществом принимается при представлении учреждением всех необходимых документов и отсутствии со стороны Минкультуры претензий к информации, содержащейся в них.
Решение об отказе в распоряжении имуществом принимается Минкультуры в случаях (п. п. 34, 35 Порядка N 756):
- несоответствия информации и документов, представленных учреждением, требованиям действующего законодательства РФ;
- если документы представлены не в полном объеме либо в них выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения;
- когда передача учреждением имущества приведет к невозможности осуществления им деятельности, цели, предмет и виды которой определены уставом учреждения, или существенно затруднит эту деятельность;
- когда при передаче имущества, относящегося к музейным коллекциям и предметам, включенным в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также к документам Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда, не учтен его особый статус;
- если сделка по отчуждению имущества не обоснована потребностями учреждения, не соответствует целям, предмету и видам его деятельности;
- если имущество не подлежит списанию в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами РФ;
- если возможна реализация годных остатков, что не отражено в акте о списании имущества;
- если имущество может быть отремонтировано или передано другому учреждению.
Стоит отметить, что при вынесении решения об отказе в распоряжении особо ценным имуществом учреждение имеет право повторно обратиться в Минкультуры с подобной просьбой после устранения выявленных нарушений.
Ю.А.Васильев
Д. э. н.,
генеральный директор
КГ "Аюдар"