Мудрый Экономист

Специфика деятельности и типология инновационных менеджеров

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2012, N 2

Формирование инновационной модели экономики в России требует развития системы управления инновационной деятельностью, повышения ее эффективности. Квалифицированно подготовленные управленческие кадры для инновационной среды, понимающие свою роль и задачи, являются одним из необходимых условий успешной реализации данной модели. В статье рассматривается специфика деятельности инновационных менеджеров, а также авторами предложена типология инновационных менеджеров, разработанная с учетом запросов инновационных компаний.

Роль инновационных менеджеров в организации

В настоящее время инновационному бизнесу в России уделяется особое внимание. Руководство страны говорит о необходимости развития инновационной, высокотехнологичной составляющей экономики, интенсивно разрабатываются программы содействия высокотехнологичным проектам. Для того чтобы инновационный бизнес развивался успешно, помимо квалифицированных технических специалистов, необходимы управленцы. В данной статье мы рассматриваем специфику деятельности менеджеров по инновациям и их типологию.

Прежде всего следует определиться, что мы подразумеваем, говоря "инновационный менеджер". Следует выяснить, одинаковыми ли компетенциями и навыками они обладают, или инновационный менеджер инновационному менеджеру рознь?

Словарь управления персоналом. Инновационный менеджер - это человек, способный реализовать новую идею, инициировать практическое осуществление и превратить ее в жизнеспособный рентабельный продукт.

Инновационный менеджер - это человек, способный реализовать новую идею, инициировать практическое осуществление и превратить ее в жизнеспособный рентабельный продукт. От профессионализма и мастерства таких людей во многом зависит успех большинства инновационных проектов. В зависимости от рода деятельности организации задачи подобного специалиста могут быть самыми разными: от разработки продуктов на основе новых технологий (прорывные инновации) до создания потребительских товаров, обладающих уникальными свойствами (модернизация продукта).

Процесс инновационного развития на разных предприятиях осуществляется по-разному, но можно отметить общие принципы. Главным звеном инновационной деятельности крупных предприятий являются исследовательские подразделения, которые заняты поиском кардинальных стратегических решений, а также разработкой изделий, программ, технологий и т.п. Руководители этих подразделений должны отвечать за порученное задание, должны уметь работать по отлаженному алгоритму и управлять коллективом по четким инструкциям и положениям.

Рост конкуренции, сокращение жизненного цикла продукции заставляют организации превращать новаторство из случайных озарений в повседневную практику. Трудности создания нового в сочетании с растущей сложностью техники и технологий предопределили бригадный метод работы. Человек, действующий в одиночку, даже будучи работником функционального подразделения не в состоянии быть одновременно разработчиком и исследователем рыночной конъюнктуры, решать, что считать удачным продуктом, как, когда и для кого его выпускать. Для решения этих задач на предприятиях могут быть созданы временные творческие коллективы или рисковые подразделения. На успех может рассчитывать лишь новаторский коллектив, который имеет знания и навыки в смежных областях. Такой коллектив (группу проекта) возглавляет специалист-инициатор перспективных разработок. Он подбирает коллектив разработчиков и исследователей по собственному усмотрению и получает полную самостоятельность в выборе направления исследований, организации работы и расходования ресурсов. Такой подход позволяет предотвратить уход ведущих, талантливых работников и привлечь на работу специалистов из других фирм.

В соответствии с вышеизложенным инновационных менеджеров по направлению деятельности следует разделить на 2 большие группы:

  1. руководитель инновационной деятельностью (руководитель функционального подразделения);
  2. руководитель инновационных проектов.

В табл. 1 представлены основные функциональные обязанности и требования к уровню образования этих групп.

Таблиц 1

Функциональные обязанности инновационных менеджеров

        Руководитель        
инновационной деятельностью
         Руководитель        
инновационных проектов
Образование   
Предпочтительно первое      
техническое (или
естественно-научное)
образование и второе - в
сфере управления инновациями
Необязательно техническое    
образование, но необходимо
специализированное в области
инновационного менеджмента,
например магистр
инновационного менеджмента.
Это можно объяснить тем, что
техническое образование не
способствует формированию
внутреннего чутья
коммерческого потенциала
проекта, велика опасность
увлечься научным прорывом,
нежели коммерческим
Функциональные
обязанности
- Изучение рынка, выявление 
потребностей в новых
материалах, продуктах,
услугах, технологиях и т.п.
- Генерация, поиск и
предварительная оценка идей.
- Рассмотрение проектов по
созданию новых продуктов.
- Мониторинг и своевременное
усовершенствование
технологических процессов.
- Правовая защита
изобретений и новых
технологий.
- Проведение единой
инновационной политики.
- Разработка планов и
программ инновационной
деятельности.
- Обеспечение инновационного
процесса персоналом,
финансовыми (в т.ч.
венчурными) и другими
ресурсами
- Анализ потенциала проекта. 
- Составление программы
коммерциализации идеи.
- Разработка стратегии.
- Расчет потенциальной
емкости рынка.
- Разработка концепции
проекта, маркетинговой
стратегии и анализа бизнеса.
- Сокращение проектных
рисков.
- Составление бизнес-плана.
- Правовая защита
инновационного проекта
Компетенции   
- Компетенции,              
обеспечивающие
технологическое развитие
компании.
- Компетенции для создания
эффективных бизнес-
коммуникаций.
- Компетенции, необходимые
для организации эффективного
инновационного поцесса
внутри компании.
- Компетенции для создания
новых продуктов, технологий
и проектов на их основе
- Компетенции, обеспечивающие
эффективное управление
растущим бизнесом.
- Компетенции для
выстраивания партнерских
связей (в т.ч. инвесторов).
- Компетенции, необходимые
для подбора и построения
эффективной команды проекта

Требования к личностным качествам инновационных менеджеров

Опыт российских и зарубежных предприятий показывает, что успешное превращение научно-технических разработок в инновационный продукт способны обеспечить лишь профессионально подготовленные менеджеры. Особенность инновационной деятельности заключается в изменчивости требований к стилю руководителя. По мере взросления фирмы требования к руководителю меняются, поэтому должен меняться и стиль руководства, чтобы соответствовать новым требованиям. Это значит, что для проведения организационных изменений, связанных с инновационной деятельностью, в первую очередь к переменам и обучению, должны быть готовы руководители. Их личный пример готовности к переменам позволит снизить сопротивление переменам со стороны сотрудников.

Отличительной характеристикой инновационных менеджеров является адаптивность к переменам, под которой понимается способность принимать, а не только генерировать изменения; меняться самому, а не только желать изменить окружающую действительность. "Адаптивная" особенность личности инновационного менеджера является его ключевым отличием от менеджера, предпринимателя.

Ассоциацией менеджеров России были определены основные требования к личностным качествам инновационного менеджера (рис. 1).

Требования к личностным характеристикам инновационного менеджера [1]

                                 +------------------------------------¬
Креативность, изобретательность, ¦ ¦ 84%
отсутствие стереотипов +-------------------------------------
¦
+-----------------------------¬
Организованность ¦ ¦ 66%
+------------------------------
¦
Красноречие, умение убеждать +------------------¬
и доказывать свою точку зрения ¦ ¦ 37%
+-------------------
¦
+-----------------¬
Эрудированность ¦ ¦ 32%
+------------------
¦
+-----------------¬
Независимость ¦ ¦ 32%
+------------------
¦
+-----------¬
Харизма ¦ ¦ 25%
+------------
¦
+-¬
Другое ¦ ¦6%
+--

Рис. 1

Из рисунка видно, что личностные качества инновационного менеджера пересекаются с необходимыми качествами предпринимателя. Ниже представлены наиболее значимые, на наш взгляд, качества инновационного менеджера, которые заимствованы от предпринимателя:

При подготовке и отборе инновационных менеджеров этим характеристикам необходимо уделять наибольшее

Поскольку инновационная деятельность подразумевает работу в области новых технологий и продуктов, необходимо разбираться в вопросах управления правами на интеллектуальную собственность, а также защиты указанных прав, знать особенности российского и зарубежного законодательства в этой сфере. Большим плюсом для соискателей является опыт организации и проведения научных исследований, умение моделировать различные процессы и управлять ими, владение английским языком, основами финансового планирования и бухгалтерского учета. В учебных планах вузов и организаций, занимающихся повышением квалификации, акцент должен быть сделан именно на эти компетенции будущих или существующих руководителей.

Сфера деятельности инновационных менеджеров

Далее определим кому, собственно, нужны управленческие кадры в инновационной сфере? Заказчиками инновационных менеджеров могут стать следующие институты:

Типология инновационных менеджеров

С учетом выделенных заказчиков, личностных характеристик и групп инновационных менеджеров можно выделить несколько типов инновационных менеджеров.

Для эффективного управления в государственных структурах или организациях, оказывающих поддержку инновационным проектам, следует отдавать предпочтение руководителям, относящимся по типологии к исполнителям. Они способны отвечать за порученное задание, успешно работать по отлаженному алгоритму, плохо переносят ситуацию неопределенности, способны управлять коллективом по четким инструкциям и положениям.

В инновационных организациях следует использовать руководителей, принадлежащих к различным типам по профессиональным и личным характеристикам. Тип менеджера "исполнителя" может быть эффективным в низшем звене управления в подразделениях, отвечающих за инновационное развитие крупной организации. Он обладает необходимыми знаниями в области инновационного бизнеса.

Тип менеджера "вожатый" будет эффективным в среднем звене управления. У него хорошо развиты способности к руководству, он прислушивается к мнению коллектива, успешно работает в стабильно развивающейся организации, но испытывает сложности при запуске нового проекта. Он старается быть первым среди равных, способен управлять группой единомышленников, обладает наибольшими знаниями в группе.

Тип менеджера "венчурный менеджер" эффективен при управлении проектом на стадиях "посев", "старт-ап" и "ранний рост". Он умеет подбирать людей в команду и организовать их деятельность, успешно устанавливает новые контакты. Вместе с тем он испытывает затруднения при доведении работы до конца, быстро теряет интерес к деятельности, если она носит рутинный характер.

Для работы в венчурных фондах и ассоциациях бизнес-ангелов, в роли брокера при поиске источников инвестирования и объектов для инвестирования эффективен тип менеджера "венчурный агент". Он самостоятельно принимает решения, успешно действует в ситуации неопределенности, знает специфику инновационной среды, обладает компетенциями, необходимыми для ведения экспертной деятельности в этой сфере. Выступает связующим звеном между инноватором и инвестором. Предпочитает индивидуальный стиль работы.

Менеджер, имеющий за плечами один или несколько успешных инновационных проектов, востребован на рынке труда. Специалист по инновационным проектам в дальнейшем может претендовать на позицию директора по качеству, исполнительного директора, директора по развитию, директора отдельного направления, директора по разработкам и т.п.

Подготовка и стимулирование инновационных менеджеров

Учет приведенных выше типологий инновационных руководителей позволяет грамотно сформировать программу подготовки соответствующих руководителей, эффективно проводить анализ личных и профессиональных характеристик претендентов на роль руководителя и отбирать претендентов, наиболее подготовленных для работы.

Следует рассмотреть некоторые аспекты стимулирования деятельности инновационных менеджеров. В случае малых инновационных предприятий наиболее остро встает вопрос не только привлечения, но и стимулирования деятельности инновационного менеджера. Отсутствие достаточных средств на начальных этапах развития бизнеса во многом тормозит данный процесс. Одним из вариантов стимулирования деятельности инновационных менеджеров могут быть опционные программы. Согласно действующему трудовому законодательству Российской Федерации оплата труда работников включает в себя три составляющие:

Стимулирующие выплаты могут быть самыми разнообразными, в том числе трудовой договор с инновационным менеджером может предусматривать право инновационного менеджера на получение части акций общества в случае достижения определенных экономических показателей (опционные программы). Данный метод вознаграждения устанавливает зависимость между будущим доходом инновационного менеджера и одним из важнейших показателей или группой показателей успеха компании, например курсом акций общества. Опционные программы позволяют связывать и взаимообусловливать интересы собственника и наемного работника, предоставляя последнему возможность в будущем стать сособственником компании. Однако необходимо иметь в виду, что опционные программы, допустимые на начальном этапе развития инновационной компании, в дальнейшем могут стать основой для размывания структуры капитала общества и возможной манипуляции с финансовой отчетностью [2].

В заключение хотелось бы уделить внимание формам и методам подготовки инновационных менеджеров. Выделим основные принципы, на которых должны строиться образовательные программы для инновационных менеджеров:

Библиографический список

  1. Ассоциация менеджеров. Национальный доклад "Организационно-управленческие инновации: развитие экономики основанной на знаниях" [Электронный ресурс]. URL: http://www.amr.ru/research/report.
  2. Новикова О. Инновационные менеджеры: постановка проблемы [Электронный ресурс]. URL: http://www.allventure.ru/ articles/23/#replies_page1.
  3. Фияксель Э.А. Теория, методы и практика венчурного бизнеса. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 215 с.
  4. Шубнякова Н.Г. Типология инновационных менеджеров. Шумпетеровские чтения Schumpeterian Reading (SR). Тематический сборник, 2011. С. 317 - 321.

Н.Шубнякова

К. э. н.,

доцент

кафедры венчурного менеджмента

НИУ ВШЭ - Нижний Новгород,

В.Рождественский

К. т. н.,

доцент

кафедры менеджмента

НГТУ им. Р.Е.Алексеева