Мудрый Экономист

Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 2

Федеральным законом N 342-ФЗ <1> внесены изменения в Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", касающийся обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. Поправки вступили в силу 01.01.2011.

<1> Федеральный закон от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".

Рассмотрим, какие регламентации содержит новый нормативный акт.

Изменения, внесенные в Закон о статусе военнослужащих

Согласно п. 1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Ранее порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществлялся за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ. 1 января 2011 г. данный абзац п. 2 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих с выходом Федерального закона N 342-ФЗ утратил силу. Вместе с тем указанная статья Закона о статусе военнослужащих дополнена п. 2.1 следующего содержания.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на ней, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет десять лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

При предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих.

Далее законодатель уточняет, что при предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения она рассчитывается исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 данного Закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта РФ.

Для справки. Приказом Минрегиона России от 30.09.2010 N 438 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 года" установлена средняя рыночная стоимость жилья по субъектам РФ. Так, в частности, в Москве средняя рыночная стоимость жилого помещения составляет 73 800 руб., в Санкт-Петербурге - 44 800 руб.

Что касается нормы предоставления площади жилого помещения, передаваемого бесплатно или по договору социального найма, ее размер установлен ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих в новой редакции. В соответствии с п. 1 указанной статьи она составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

При предоставлении военнослужащему и гражданину, уволенному с военной службы в высшем офицерском звании, реализующим право на дополнительную общую площадь жилого помещения, жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилого помещения увеличивается в пределах от 15 кв. м до 25 кв. м (п. 2 ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих).

В п. 3 ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих уточняется, что с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный в п. п. 1 и 2. Такое превышение может составлять не более 9 кв. м общей площади жилого помещения в общей сложности. Для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 кв. м общей площади жилого помещения.

Норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с Законом о статусе военнослужащих государственных жилищных сертификатов или предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих).

В ст. 24 Закона о статусе военнослужащих, регулирующую социальную защиту членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, добавлен п. 3.1 следующего содержания: за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с Законом о статусе военнослужащих до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.

При этом указанным лицам жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке.

Кроме того, эти же лица, до 1 января 2005 г. принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих.

За вдовами (вдовцами) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющими право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные п. п. 2 - 4 ст. 24 Закона о статусе военнослужащих, указанное право сохраняется до повторного вступления в брак.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов по предоставлению жилых помещений

Порядок реализации изменений, внесенных в Закон о статусе военнослужащих, раскрыт в ст. ст. 2 и 3 Федерального закона N 342-ФЗ.

В ст. 2 данного нормативного акта уточнен перечень военнослужащих и граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями. В него включены военнослужащие, уволенные с военной службы, и совместно проживающие с ними члены их семей, указанные в п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с ЖК РФ.

Во-первых, это лица, уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет десять лет и более, из:

Во-вторых, это граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

В ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ раскрыты полномочия органов власти субъектов РФ по реализации положений Закона о статусе военнослужащих, касающихся предоставления жилых помещений. В соответствии с п. 1 указанной статьи в их компетенцию входят:

Реализация данных полномочий определяется законодательством субъектов РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (в частности, руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) (п. 4 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ):

  1. самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  2. обеспечивает своевременное представление:

Органы государственной власти субъектов РФ вправе передавать законами субъектов РФ полномочия, указанные выше, органам местного самоуправления (п. 12 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ).

Полномочия Минрегиона по реализации социальных гарантий в части предоставления жилых помещений

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований (Минрегион):

  V   издает  нормативные  правовые  акты  и  обязательные  для  исполнения
методические указания и инструкции по вопросам осуществления
переданных полномочий;
---------------------------------------------------------------------
V устанавливает требования к содержанию и формам отчетности об
осуществлении переданных полномочий, а также к порядку ее
представления;
---------------------------------------------------------------------
V производит надзор за нормативно-правовым регулированием,
осуществляемым органами исполнительной власти субъекта РФ по
вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для
исполнения предписаний об отмене соответствующих нормативных правовых
актов или о внесении в них изменений;
---------------------------------------------------------------------
V производит контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления
органами государственной власти субъекта РФ переданных полномочий с
правом проведения проверок и выдачи обязательных для исполнения
предписаний об устранении выявленных нарушений;
---------------------------------------------------------------------
V представляет в Правительство РФ предложения об изъятии
соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта
РФ в случаях, установленных п. 11 данной статьи.

Финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта

В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий производится за счет субвенций. Общий объем субвенций определяется по утвержденной Правительством РФ методике расчета исходя из численности граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ, общей площади жилых помещений, которыми должны быть обеспечены указанные граждане, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, для каждого субъекта РФ.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Контроль за их расходованием возложен на Росфиннадзор и Минрегион.

Обратите внимание! В случае использования субвенций не по целевому назначению Росфиннадзор вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством РФ (п. 10 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта РФ переданных полномочий последние могут быть изъяты Правительством РФ по представлению Минрегиона (п. 11 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ).

Переходные положения по реализации прав военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями

Статьей 4 Федерального закона N 342-ФЗ определены переходные положения по реализации социальных гарантий в части предоставления жилых помещений.

Согласно п. 1 данной статьи гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Законом о статусе военнослужащих, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до начала действия Федерального закона N 342-ФЗ, со дня вступления в силу данного Закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих.

Граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ, получившие государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу данного акта и не обеспеченные жилыми помещениями, имеют право на обеспечение жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих.

С.Валова

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"