Мудрый Экономист

Годовой отчет - 2011. Основные средства

"Расчет", 2012, N 1

При заполнении документов бухгалтер сталкивается с неразрешимыми задачами. В книге "Годовой отчет 2011" под редакцией Владимира Мещерякова можно найти ответы на все вопросы, которые возникнут при составлении итоговой отчетности. "Расчет" публикует отрывок из книги о том, как провести расчеты по основным средствам.

Составное ОС

Единый комплекс из нескольких предметов, которые смонтированы на единой базе или имеют общее управление, учитывают как отдельный объект основных средств.

Пример. В декабре отчетного года ЗАО "Актив" приобрело персональный компьютер. В товарной накладной указана стоимость составных частей компьютера:

системный блок - 48 380 руб. (в том числе НДС - 7380 руб.);

монитор - 4130 руб. (в том числе НДС - 630 руб.);

клавиатура - 295 руб. (в том числе НДС - 45 руб.);

мышь - 177 руб. (в том числе НДС - 27 руб.).

Итого стоимость компьютера - 52 982 руб. (в том числе НДС - 8082 руб.).

Части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) могут функционировать только в составе единого комплекса. Поэтому бухгалтер "Актива" должен включить их в один инвентарный объект.

Эту операцию отражают записями:

Дебет 08-4 Кредит 60

Дебет 19-1 Кредит 60

Дебет 60 Кредит 51

Доставку компьютера (295 руб., в том числе НДС - 45 руб.) "Актив" дополнительно оплатил наличными из кассы через подотчетное лицо:

Дебет 71 Кредит 50

Дебет 08-4 Кредит 71

Дебет 19-1 Кредит 71

Компьютер пригоден к использованию, поэтому бухгалтер "Актива" сделал проводки:

Дебет 01 Кредит 08-4

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1

В балансе за отчетный год по строке 1130 будет указана первоначальная стоимость компьютера в сумме 45 тыс. руб. (45 150 руб.).

Учитывать разные части основного средства как единый инвентарный объект зачастую неудобно, да и невыгодно фирме. Дело в том, что организация не вправе включить стоимость купленных предметов в расходы единовременно. Так, различные части компьютера могут стоить не больше 40 000 руб. Однако если общая стоимость отдельных частей объекта превысит эту сумму, то их отражают как в бухгалтерском, так и в налоговом учете в составе амортизируемого имущества.

Из этой ситуации есть выход. Согласно ПБУ 6/01 при наличии у одного объекта "нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект".

Поэтому, чтобы учесть разные части основного средства как отдельные объекты, нужно лишь установить разные сроки их полезного использования. Так разрешено поступать и в налоговом учете: для основных средств, не указанных в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается фирмой в соответствии с техусловиями или рекомендациями изготовителей.

Пример. В декабре отчетного года ЗАО "Актив" приобрело для бухгалтера новый компьютер за 40 000 руб. и бывший в употреблении принтер за 3000 руб. (суммы приведены без учета НДС). Эти предметы используются как единое целое. Однако их сроки полезного использования существенно различаются: для компьютера его продолжительность составляет 36 мес., а для принтера (с учетом продолжительности использования предыдущим собственником) - 24 мес. Поэтому в единый инвентарный объект их объединить нельзя, хотя принтер без компьютера функционировать не может. В учетной политике "Актива" установлено, что объекты основных средств стоимостью не более 40 000 руб. учитываются в составе МПЗ. Поэтому бухгалтер "Актива" должен сделать записи:

Дебет 10-9 Кредит 60

Дебет 10-9 Кредит 60

Дебет 26 (44) Кредит 10-9

Поскольку компьютер и принтер учтены как материалы, бухгалтер оформил на них приходные ордера по форме N М-4 (утв. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а).

Отпуск оргтехники в производство оформлен требованием-накладной по форме N М-11, утвержденной тем же Постановлением Госкомстата.

Амортизацию по этому имуществу не начисляют и его стоимость в бухгалтерском балансе не отражают.

Как видно из примера, такой подход имеет свои преимущества.

Во-первых, стоимость основных средств будет включена в расходы единовременно, и бухгалтеру не придется начислять по ним амортизацию. А во-вторых, фирма сэкономит налог на имущество. Но есть и недостаток: расходы, сосредоточенные в отчетном году, ухудшают финансовый результат фирмы.

Силами самой фирмы

Основное средство может быть построено. Есть два способа постройки: подрядный - если работы проводят сторонние организации и хозяйственный - когда фирма ведет строительство самостоятельно, силами собственного персонала. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость основных средств, построенных любым из этих способов, складывается из всех затрат на их возведение и ввод в эксплуатацию. Это же правило применяется и в налоговом учете.

После завершения подрядных работ оформляют акт с указанием договорной стоимости строительства. На основании такого акта составляются проводки:

Дебет 08-3 Кредит 60

Дебет 19-1 Кредит 60

Пример. В отчетном году ЗАО "Актив" завершило строительство административного здания. Строительство велось подрядным способом. Стоимость всех работ составила 2 360 000 руб., (в том числе НДС - 360 000 руб.). Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки (после оформления акта сдачи-приемки результата выполненных работ):

Дебет 08-3 Кредит 60

Дебет 19-1 Кредит 60

Дебет 08-3 Кредит 96, субсчет "Государственные пошлины за регистрацию",

Дебет 01, субсчет "Основные средства, не прошедшие госрегистрацию", Кредит 08-3

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1

В связи с государственной регистрацией здания бухгалтер должен сделать проводки Дебет 68, субсчет "Государственные пошлины", Кредит 51

Дебет 96, субсчет "Государственные пошлины за регистрацию", Кредит 68, субсчет "Государственные пошлины",

Дебет 01, субсчет "Здания и сооружения", Кредит 01, субсчет "Основные средства, не прошедшие госрегистрацию",

Дебет 60 Кредит 51

В балансе "Актива" за отчетный год стоимость здания (2015 тыс. руб.) будет отражена по строке 1130 баланса.

При хозяйственном способе строительные работы фирма проводит самостоятельно. А все затраты, связанные со строительством, учитывают по Дебету счета 08. В учете это отражают так:

Дебет 08-3 Кредит 10 (02, 10, 70, 69...)

В отчетности 2011 г. временно эксплуатируемые объекты капитального строительства до ввода их в постоянную эксплуатацию отражают в составе основных средств.

Если построенный объект не используется до конца года, расходы указываются в строке баланса 1170 "Прочие внеоборотные активы", в обратной ситуации - по строке 1130 "Основные средства". На стоимость строительно-монтажных работ для собственного потребления организации начисляют НДС. При этом сумма налога, начисленная при выполнении работ, подлежит вычету только при условии, что построенный объект предназначен для осуществления операций, облагаемых НДС, и его стоимость подлежит включению в расходы по налогу на прибыль (в том числе через амортизацию). Сумму НДС со стоимости строительно-монтажных работ можно принять к вычету в момент начисления налога, то есть на конец квартала.

Пример. В сентябре отчетного года ЗАО "Актив" начало строить склад. Строительство ведется хозспособом.

Затраты по строительству составили 1 190 000 руб., в том числе:

Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:

Дебет 10 Кредит 60

Дебет 19-1 Кредит 60

Дебет 60 Кредит 51

Дебет 08-3 Кредит 10

Дебет 08 Кредит 70, 69

Дебет 08-3 Кредит 02

В декабре склад был введен в эксплуатацию. Бухгалтер "Актива" должен сделать проводку:

Дебет 01 Кредит 08-3

Стоимость склада (1 100 000 руб.) бухгалтер "Актива" должен отразить в строке 1130 баланса.

Если строительство ведется хозспособом, то стоимость основного средства формируется в налоговом учете в том же порядке, что и цена готовой продукции на складе.

Порядок расчета стоимости готовой продукции на складе содержится в п. 2 ст. 319 НК. Согласно этой статье в стоимость готовой продукции включают только прямые расходы. К таким, в частности, можно отнести материальные затраты (расходы на покупку сырья и материалов, инструментов и инвентаря, полуфабрикатов и т.д.); расходы на оплату труда строительных рабочих; расходы на оплату обязательных взносов в ПФР, ФСС, фонды ОМС с зарплаты строительных рабочих; амортизацию по строительным машинам и оборудованию. Конкретный перечень прямых расходов можно установить в учетной политике фирмы. Все остальные расходы считаются косвенными.

Недорогие ОС

Основные средства, первоначальная стоимость которых не превышает 40 000 руб. без НДС, можно учесть в составе МПЗ как инвентарь и хозяйственные принадлежности и списать на затраты на дату их передачи в эксплуатацию. Поэтому в балансе стоимость ОС отражается при условии, если они находятся на складе фирмы и не используются. В противном случае такие объекты в бухгалтерский баланс не включаются.

Пример. В декабре отчетного года ООО "Пассив" купило сейф для хранения денег. Стоимость сейфа 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). Расходы по его установке составили 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.). Сейф сразу же используется кассиром.

Бухгалтер "Пассива" сделал проводки:

Дебет 15 Кредит 60

Дебет 19-3 Кредит 60

Дебет 15 Кредит 60

Дебет 19-3 Кредит 60

Дебет 10-9 Кредит 15

Дебет 26 (44) Кредит 10-9

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-3

Дебет 60 Кредит 51

В балансе "Пассива" за отчетный год стоимость сейфа не отражают.

В налоговом учете стоимостный лимит в сумме 40 000 руб. установлен для всех основных средств.

Метод списания товаров по стоимости каждой единицы позволяет получить абсолютно точные сведения о себестоимости проданных товаров без каких-либо усреднений или отклонений. Обратите внимание: по каждому виду материалов может применяться свой способ оценки.

В.Мещеряков