Мудрый Экономист

Убытки прошлых лет

"Расчет", 2012, N 1

Расходы, превышающие доходы, - это плохо. Зато в будущем, когда черная полоса закончится и с заработка нужно будет уплатить налог на прибыль, бухгалтер сможет с выгодой для фирмы использовать ранее полученный отрицательный результат. Игорь Пальчиков, бизнес-аналитик компании "Инфо-Парк Аудит", выяснил, как правильно перенести убытки.

Когда расходы больше доходов, налоговая база признается равной нулю. Затраты, полученные фирмой в убыточном периоде, в соответствии со ст. 283 НК РФ можно учесть в будущем, когда организация получит прибыль. Следует отметить, что предприятиям, применяющим спецрежимы, уменьшить налог таким способом нельзя.

Распределение убытка можно начинать с первого квартала следующего периода после неудачного года. Разрешается вычитать из прибыли издержки за последние 10 лет. Значит, в декларации за 2011 г. учитываются затраты, полученные с 1 января 2001 г., то есть до вступления в силу гл. 25 НК РФ, когда действовал Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". По Закону РФ N 2116-1 фирма имеет право использовать убыток, полученный в 2001 г., в размере отрицательного результата на 1 июля 2001 г. Получается, что возможна ситуация, когда за полугодие получена прибыль, а за год нет, и тогда потери перенести нельзя.

Сегодня согласно п. 2 ст. 283 НК организации учитывают полученные затраты в будущих периодах полностью, естественно в рамках налоговой базы текущего периода. С 2011 г. начали действовать изменения в правилах и условиях использования затрат в будущем. Введен запрет на перенос убытков, полученных фирмой, применяющей ставку ноль процентов по прибыли. Это компании, получившие дивиденды по государственным ценным бумагам, медицинские и учебные организации, сельскохозяйственные производители и фирмы в "Сколково".

Двойной учет

Когда расходы списываются в будущих периодах, появляется расхождение между бухгалтерским учетом и налоговым. Это обусловлено тем, что перенесенный убыток с прошлого периода не отражается в бухгалтерском учете. Такие затраты признаются временной разницей (п. 11 ПБУ 18/02), что ведет к начислению отложенного налогового актива (п. 14 ПБУ 18/02). Следует учитывать, что в зависимости от статей издержек и доходов могут быть два варианта переноса расходов:

В тех годах, когда организация не получает прибыли, бухгалтер делает запись по дебету счета 09 "Отложенные налоговые активы" (ОНА) в корреспонденции с кредитом счета 68. А в периоде, когда ОНА используется и уменьшает базу по прибыли, операция записывается, наоборот, по дебету счета 68 и кредиту счета 09.

НК установлены особенности учета будущих расходов, полученных от реализации акций, амортизируемого имущества и операций с финансовыми инструментами срочных сделок.

У нас все записано

Для доказательства законности переноса убытков в компании должна храниться "первичка", подтверждающая потраченные суммы. Несмотря на то что бухгалтерским законодательством предусмотрено хранение бумаг не менее пяти лет, в случае использования расходов прошлых лет понадобятся документы за последние 10 периодов. Однако не стоит забывать, что ИФНС проверяет отчетность организации за 3 года, поэтому во избежание спорных ситуаций лучше хранить документы за последние 13 лет. Бумаги необходимо сохранять, даже если перенесенные убытки уже проверены налоговой инспекцией и проведены проверки, в рамках срока перенесенного убытка (Письмо Минфина России от 23 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/276).

И.Пальчиков

Бизнес-аналитик

компании "Инфо-Парк Аудит"