Мудрый Экономист

Бюджетная отчетность: изучаем новую инструкцию № 191н

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 2

Начало 2011 г. ознаменовалось вступлением в силу многих нормативных актов, касающихся бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) организациях. Так, с 1 января текущего года указанные учреждения отражают финансовые операции, руководствуясь Единым планом счетов бухгалтерского учета <1>. Логическим продолжением всех изменений, касающихся учета, был выход Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н), которая пришла на смену действовавшей ранее Инструкции N 128н <2>.

<1> Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н.

О том, какие регламентации вносит новый документ, мы расскажем в статье.

Какие учреждения будут представлять отчетность по нормам новой Инструкции?

В соответствии с п. 1 Инструкции N 191н отчетность по формам, приведенным в Приложении к данной Инструкции, представляют:

Таким образом, нормы данного документа распространяются на всех субъектов бюджетной отчетности, на которых распространяются нормы Бюджетного кодекса.

Бюджетные учреждения, изменившие свой правовой статус в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ <3>, представляют годовую, квартальную и месячную финансовую отчетность своим учредителям по формам, которые будут установлены для данных организаций Минфином. Из этого следует, что финансовое ведомство разработает формы и инструкцию по их составлению, которая будет применяться данными организациями.

<3> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

В свою очередь, главные распорядители (распорядители), которые осуществляют функции и полномочия учредителей перечисленных выше учреждений, будут составлять и представлять свою отчетность на основании отчетности, представленной данными организациями (п. 1 Инструкции N 191н).

Каков состав бюджетной отчетности?

Следует отметить, что в соответствии с нормами Инструкции N 191н состав форм бюджетной отчетности для главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов, администраторов доходов бюджета не изменен. Руководствуясь п. 11.1 Инструкции N 191н, они представляют в 2011 г. следующие формы:

   Код  
формы
по ОКУД
        Наименование формы         
        Периодичность
Год
Полугодие 
Квартал 
Месяц
0503110
Справка по заключению счетов       
бюджетного учета отчетного
финансового года
+  
0503121
Отчет о финансовых результатах     
деятельности
+  
0503125
Справка по консолидируемым расчетам
+  
+
0503127
Отчет об исполнении бюджета        
главного распорядителя,
распорядителя, получателя бюджетных
средств, главного администратора,
администратора источников
финансирования дефицита бюджета,
главного администратора,
администратора доходов бюджета
+  
+       
+
0503128
Отчет о принятых бюджетных         
обязательствах
+  
+         
0503130
Баланс главного распорядителя,     
распорядителя, получателя бюджетных
средств, главного администратора,
администратора источников
финансирования дефицита бюджета,
главного администратора,
администратора доходов бюджета
+  
0503137
Отчет об исполнении смет доходов и 
расходов по приносящей доход
деятельности главного
распорядителя, распорядителя,
получателя бюджетных средств
+  
+       
0503138
Отчет о принятых расходных         
обязательствах по приносящей доход
деятельности
+  
+         
0503184
Справка о суммах консолидируемых   
поступлений, подлежащих зачислению
на счет бюджета
+  
+       
+
0503160
Пояснительная записка              
+  
+       
0503230
Разделительный (ликвидационный)    
баланс главного распорядителя,
распорядителя, получателя бюджетных
средств, главного администратора,
администратора источников
финансирования дефицита бюджета,
главного администратора,
администратора доходов бюджета
Формируется и представляется
на дату проведения
реорганизации или ликвидации

В дополнение к вышеперечисленному составу форм главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, осуществляющие функции и полномочия учредителя, представляют финансовую отчетность бюджетных и автономных учреждений.

Следует обратить внимание, что в силу п. 5 Инструкции N 191н дополнительные формы отчетности для представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности, а также порядок их составления и представления могут быть установлены:

Какие требования предъявляются к составлению и представлению отчетности?

Требования к составлению и представлению отчетности для всех ее субъектов не изменились. Как и ранее, бюджетная отчетность должна быть представлена (п. 4 Инструкции N 191н):

Обратите внимание! В случае передачи получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета полномочий по ведению бюджетного учета централизованной бухгалтерии бюджетная отчетность должна быть подписана руководителем учреждения, а также руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета (п. 6 Инструкции N 191н).

При составлении отчетности следует учесть, что она формируется (п. 7 Инструкции N 191н):

<5> Для справки: регистры бюджетного учета для перечисленных субъектов отчетности утверждены Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н.

Данные годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств в установленном порядке. На сегодняшний день таким документом являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Отметим, что в силу п. 8 Инструкции N 191н в случае, если все показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности, утвержденной Инструкцией N 191н, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в составе бюджетной отчетности за отчетный период не представляется. Данная норма уже знакома всем субъектам бюджетной отчетности, поскольку она вступила в силу с внесением изменений в Инструкцию N 128н Приказом Минфина России от 10.12.2010 N 164н.

Далее следует отметить, что если по бюджетному учету показатель имеет отрицательное значение, то в бюджетной отчетности в случаях, предусмотренных Инструкцией N 191н, он отражается в отрицательном значении - со знаком минус.

Какие обязанности возложены на пользователя бюджетной отчетности?

Обязанности, возложенные на субъекта отчетности, ответственного за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности (далее - пользователь бюджетной отчетности), остались прежними. Он, согласно п. 10 Инструкции N 191н, должен произвести проверку представленных ему отчетных форм на соответствие требованиям к их составлению и представлению путем сверки показателей с контрольными соотношениями, устанавливаемыми Минфином.

Для справки. Контрольные соотношения в бюджетной отчетности размещаются на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru в разделе "Методический кабинет", подразделе "Учет и отчетность".

Кроме проведения проверки, пользователь бюджетной отчетности обязан по просьбе субъекта бюджетной отчетности, представившего отчетность, проставить на копии бюджетной отчетности отметку о дате ее представления и - в случае получения положительного результата по факту проведения камеральной проверки бюджетной отчетности - отметку о дате принятия бюджетной отчетности. При получении бюджетной отчетности по телекоммуникационным каналам связи он обязан уведомить субъекта бюджетной отчетности о ее получении в электронном виде.

Обратите внимание! Порядок уведомления субъекта бюджетной отчетности о результатах проведенной камеральной проверки бюджетной отчетности, представленной им, и о дате ее принятия устанавливается пользователем бюджетной отчетности (п. 10 Инструкции N 191н).

В случае выявления в ходе проведения камеральной проверки бюджетной отчетности несоответствия заполнения отдельных ее показателей установленным требованиям, а также нарушений порядка ее представления пользователь бюджетной отчетности не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления несоответствия, уведомляет об этом субъекта бюджетной отчетности, представившего отчетность. Последний, в свою очередь, обязан в течение срока, установленного пользователем бюджетной отчетности, принять необходимые меры для приведения ее в соответствие с установленными требованиями.

Бюджетная отчетность, содержащая исправления по результатам камеральной проверки бюджетной отчетности, представляется субъектом бюджетной отчетности с сопроводительным письмом, содержащим указания о внесенных изменениях (п. 10 Инструкции N 191н).

Какие главные изменения претерпели основные формы отчетности?

Баланс (ф. 0503130). Как уже было отмечено, с 1 января 2011 г. государственные (муниципальные) учреждения применяют при отражении хозяйственных операций Единый план счетов бухгалтерского учета. Кроме того, в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, государственными академиями наук, иными юридическими лицами, осуществляющими бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н утверждены План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению (далее - Инструкция N 162н). В соответствии с регламентациями данных документов введены новые счета для учета имущества и обязательств. Например, в силу п. 4 Инструкции N 162н для учета операций с основными средствами применяются следующие группировочные счета:

Таким образом, и в Баланс (ф. 0503130) введены новые строки, по которым показываются соответствующие стоимостные остатки основных средств в данной группировке. Аналогичной корректировке подверглись и другие строки отчетной формы. Сам же порядок заполнения формы не изменился. Как и ранее, показатели отражаются в Балансе (ф. 0503130) в разрезе бюджетной деятельности (графы 3, 7), приносящей доход деятельности (графы 4, 8), средств во временном распоряжении (графы 5, 9) и итогового показателя (графы 6, 10) на начало года (графы 3 - 6) и конец отчетного периода (графы 7 - 10) (п. 13 Инструкции N 191н).

Отдельно отметим Справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, идущую как приложение к Балансу (ф. 0503130). Поскольку количество забалансовых счетов в соответствии с п. 152 Инструкции N 162н увеличилось до 26, увеличилось и количество строк, по которым отражаются соответствующие показатели, формируемые на забалансовых счетах.

     Номер    
забалансового
счета
                 Наименование счета                 
  Код
строки
 01           
"Имущество, полученное в пользование, всего"        
в разрезе движимого и недвижимого имущества
010 -
012
 02           
"Материальные ценности, принятые на хранение, всего"
с группировкой по видам материальных ценностей,
утвержденной главным распорядителем бюджетных
средств
020
 03           
"Бланки строгой отчетности, всего" с группировкой   
по видам бланков, утвержденной главным
распорядителем бюджетных средств
030
 04           
"Списанная задолженность неплатежеспособных         
дебиторов, всего"
040
 05           
"Материальные ценности, оплаченные по               
централизованному снабжению, всего" в разрезе видов
нефинансовых активов (основные средства,
материальные запасы)
050 -
052
 06           
"Задолженность учащихся и студентов за              
невозвращенные материальные ценности"
060
 07           
"Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки,
сувениры, всего" раздельно по имуществу, учтенному
в условной оценке и по стоимости приобретения
070 -
072
 08           
"Путевки неоплаченные"                              
080
 09           
"Запасные части к транспортным средствам, выданные  
взамен изношенных"
090
 10           
"Обеспечение исполнения обязательств, всего"        
в разрезе видов обеспечения (задаток, залог,
банковская гарантия, поручительство, иное
обеспечение)
100 -
105
 11           
"Государственные и муниципальные гарантии, всего"   
раздельно по видам гарантий
110 -
112
 12           
"Спецоборудование для выполнения научно-            
исследовательских работ по договорам с заказчиками,
всего"
120
 13           
"Экспериментальные устройства"                      
130
 14           
"Расчетные документы, ожидающие исполнения"         
140
 15           
"Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за    
отсутствия средств на счете по деятельности,
приносящей доход"
150
 16           
"Переплата пенсий и пособий вследствие неправильного
применения законодательства о пенсиях и пособиях,
счетных ошибок"
160
 17           
"Поступления денежных средств на счета учреждения,  
всего" в разрезе итоговых сумм по доходам, расходам,
источникам финансирования дефицита бюджета
170 -
173
 18           
"Выбытия денежных средств со счетов учреждения,     
всего" в разрезе итоговых сумм по расходам,
источникам финансирования дефицита бюджета
180 -
182
 19           
"Невыясненные поступления бюджета прошлых лет"      
190
 20           
"Списанная задолженность, не востребованная         
кредиторами, всего"
200
 21           
"Основные средства стоимостью до 3000 рублей        
включительно в эксплуатации"
210
 22           
"Материальные ценности, полученные по               
централизованному снабжению, всего" в разрезе видов
нефинансовых активов (основные средства,
материальные запасы)
220 -
222
 23           
"Периодические издания для пользования, всего"      
230
 24           
"Имущество, переданное в доверительное управление"  
240
 25           
Имущество, переданное в возмездное пользование      
(аренду)"
250
 26           
"Имущество, переданное в безвозмездное пользование" 
260

Отчет (ф. 0503121). Указанная форма не претерпела внешней корректировки, Минфином сохранены ее форма и количество граф. Как и ранее, показатели в отчете отражаются в разрезе бюджетной деятельности (графа 4), приносящей доход деятельности (графа 5), средств во временном распоряжении (графа 6) и итогового показателя (графа 7). Принцип заполнения всех строк остался прежним. Отметим только некоторые моменты.

При заполнении строки 040 графы 5 по приносящей доход деятельности сумма начисленных доходов по счету 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" отражается за минусом НДС.

Графа 5 строк 050 "Суммы принудительного изъятия", 061 - 063 "Безвозмездные поступления от бюджетов", 080 "Взносы на социальные нужды", 231 "Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" не заполняется.

При заполнении графы 5 строк 092 "Доходы от реализации активов" и 100 "Прочие доходы" отражаются суммы по данным соответственно счетов 2 401 10 172 "Доходы от реализации активов" и 2 401 10 180 "Прочие доходы", увеличенные на сумму начисленного за счет этих доходов налога на прибыль организаций.

По строке 110 "Доходы будущих периодов" графы 5 отражается разница между кредитовым и дебетовым оборотами по счету 2 401 10 130 "Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг", сложившаяся за отчетный период.

При заполнении строк 160 - 280 в графе 5 по приносящей доход деятельности следует обратить внимание, что по ним отражаются принятые в уменьшение доходов по данным дебетового оборота счета 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг":

  1. суммы расходов, сформировавших себестоимость выполненных работ, оказанных услуг на основании данных аналитического учета в разрезе соответствующих кодов КОСГУ по счету 2 106 34 440 "Уменьшение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения", 2 106 44 440 "Уменьшение вложений в материальные запасы - предметы лизинга";
  2. сумма стоимости реализованной готовой продукции по счетам:
  1. суммы расходов, связанных с реализацией готовой продукции по данным соответствующих счетов счета 2 401 20 200 "Расходы учреждения".

Какие сроки установлены для сдачи отчетных форм в 2011 году?

Федеральным казначейством утвержден Приказ от 25.11.2010 N 19н "О сроках представления сводной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году" (зарегистрирован в Минюсте 08.12.2010 N 19143). Данным документом определены конкретные сроки представления бюджетной отчетности для главных распорядителей бюджетных средств. Так, для Федеральной налоговой службы установлены следующие сроки представления отчетности: за I квартал 2011 г. - 26.04.2011, за полугодие 2011 г. - 26.07.2011, за 9 месяцев 2011 г. - 26.10.2011.

Получатели бюджетных средств представляют отчетность вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в определенные им сроки (п. 10 Инструкции N 191н). Аналогичные требования установлены и для других подведомственных субъектов бюджетной отчетности.

Обратите внимание! В соответствии с п. 10 Инструкции N 191н в случае, если дата представления бюджетной отчетности, установленная главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, финансовым органом, уполномоченным на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета РФ, совпадает с праздничным (выходным) днем, бюджетная отчетность представляется на следующий рабочий день.

С.Валова

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"