Мудрый Экономист

Поправки по НДС для судостроителей и моряков

"НДС: проблемы и решения", 2011, N 12

Правительство время от времени обращает внимание на те или иные отрасли, которые нуждаются в особом отношении - как правило, в приоритетном развитии. Принимаемые меры, что закономерно, во многих случаях включают в себя льготы по НДС, так как налоговая нагрузка, связанная с этим налогом, часто затрудняет конкуренцию между российскими предприятиями и аналогичными иностранными организациями.

Это было отмечено в различных решениях Правительства РФ. В Перечень проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года <1> вошли проекты, направленные на развитие судостроительной промышленности и транспортной системы, а также повышение конкурентоспособности транспорта.

<1> Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р.

В связи с этим принят Федеральный закон от 07.11.2011 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства" (далее - Федеральный закон N 305-ФЗ).

НДС при реэкспорте

В пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ внесены дополнения. До 01.01.2012 согласно данной норме не облагается НДС на территории РФ реализация работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов <2>, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка. Теперь сюда добавлены работы по обслуживанию судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах, а также услуги по классификации и освидетельствованию судов.

<2> Утверждены Приказами Минтранса России от 04.06.2009 N 90 и от 17.12.2007 N 189.

Одной из таможенных процедур является процедура реэкспорта. Из ст. ст. 296 и 297 ТК ТС следует, что это таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию ТС, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, а также без принятия мер нетарифного регулирования.

Перечень объектов обложения НДС установлен п. 1 ст. 146 НК РФ. Вывоз товаров с территории РФ, в том числе в таможенном режиме реэкспорта, в данный перечень не включен (Письмо Минфина России от 08.08.2008 N 03-07-08/197).

При этом согласно пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров за пределы территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, в таможенной процедуре реэкспорта суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Теперь уточнено, что при вывозе товаров в такой таможенной процедуре НДС уплачиваться не должен. Но если НДС все-таки уплачен, налог, как и ранее, возвращается налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством (ст. 291, гл. 17 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 301, гл. 13 ТК ТС).

Следует учитывать, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров при их ввозе на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, под таможенный режим реэкспорта НДС не уплачивается. Положения пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ предусматривают возврат сумм налога в случае, когда таможенный режим реэкспорта заявляется как завершающий. То есть при ввозе товара на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налогоплательщик заявляет иной таможенный режим, нежели реэкспорт, и, соответственно, уплачивает НДС в соответствии с другим таможенным режимом (см. Постановление ФАС СЗО от 05.03.2008 N А56-25603/2007).

О налоговых агентах при реализации судов

В настоящее время п. 6 ст. 161 НК РФ установлены два случая, когда при реализации судна налоговую базу определяет налоговый агент. Это происходит, если:

К сведению. Реестр является одним из видов реестров судов, применяемых в РФ (ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ). Ранее в нем регистрировались суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относилась также сдача судов в аренду для оказания таких услуг.

С даты опубликования Федерального закона N 305-ФЗ в Собрании законодательства РФ, то есть с 07.11.2011 <3>, в Реестре можно регистрировать:

<3> В "Российской газете" Закон опубликован 09.11.2011.

К использованию перечисленных судов для осуществления соответствующих работ, услуг и видов деятельности относится также сдача этих судов в аренду.

Теперь при реализации судна налоговый агент определяет налоговую базу, только если в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Реестре не осуществлена. В случае если в указанный срок регистрация судна в Реестре не осуществлена, момент определения налоговой базы налоговым агентом устанавливается в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ, то есть как день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав (изменен п. 9.1 ст. 167 НК РФ).

Обратите внимание! Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке 18%, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет. В прежней редакции на него также возлагалась обязанность удержать сумму налога. Теперь в п. 6 ст. 161 НК РФ указания на это нет, и получается, что, если в какой-то ситуации налоговый агент перечислит налог за счет собственных средств, а не за счет удержания у заказчика, это не станет нарушением налогового законодательства.

Нулевая ставка при перевозке товаров судами

В п. 1 ст. 164 НК РФ перечислены случаи реализации, по которым применяется нулевая ставка НДС. В их число теперь включены работы (услуги) по перевозке (транспортировке) вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на ее территорию товаров морскими судами и судами смешанного (река - море) плавания на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер).

Документы, необходимые для подтверждения данной ставки, перечислены в новом п. 14 ст. 165 НК РФ:

  1. контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
  2. копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ или ввоз товаров на ее территорию, с учетом следующих особенностей:

В п. 9 ст. 165 НК РФ отдельно для этих документов указано, что они представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты составления документов, указанных в пп. 2 п. 14 ст. 165 НК РФ, то есть копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ или ввоз товаров на ее территорию. Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил в налоговый орган подтверждающие документы, операции по реализации указанных работ (услуг) подлежат обложению НДС по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ, то есть 18%.

Моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) признано последнее число квартала, в котором собран полный пакет подтверждающих документов (изменен абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ).

И еще одно замечание: при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Реестре, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, также применяется ставка НДС 0%. Правомерность ее применения подтверждается документами, перечисленными в п. 13 данной статьи. Один из таких документов должен подтверждать мощность главных двигателей и вместимость судна. Теперь данный документ не надо будет представлять.

Когда начинают действовать поправки?

Федеральный закон N 305-ФЗ опубликован в "Российской газете" 09.11.2011 и вступил в силу с этой даты. Однако в отношении налогов существуют особые правила для изменений, вносимых в них.

В п. 2 ст. 12 Федерального закона N 305-ФЗ учтено, что в отношении налогов существуют особые правила для изменений, вносимых в них. Из этого следует, что предусмотренные Федеральным законом N 305-ФЗ поправки по налогам, в том числе НДС, вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Месяц со дня опубликования Федерального закона N 305-ФЗ истекает в декабре, а первый налоговый период по НДС начинается 01.01.2012. Следовательно, с этой даты начнут действовать принятые с целью государственной поддержки судоходства и судостроения поправки по данному налогу.

М.В.Подкопаев

Эксперт журнала

"НДС: проблемы и решения"