Мудрый Экономист

Особенности организации бухгалтерского учета и налогообложения билетного хозяйства в государственном (муниципальном) учреждении культуры

"Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях", 2013, N 2

Одним из основных направлений осуществления уставной деятельности учреждениями культуры и искусства в Российской Федерации является проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, а также экскурсий. Перечисленные мероприятия осуществляются учреждениями культуры, как правило, на платной основе, что предопределяет необходимость изготовления и реализации ими входных билетов на посещение соответствующих культурных мероприятий. В статье рассмотрены вопросы учета и налогообложения билетного хозяйства.

Совокупность мероприятий и обязательств по изготовлению и реализации билетов на посещение организуемых учреждениями культуры мероприятий составляет понятие "билетное хозяйство". В процессе организации и функционирования билетного хозяйства учреждений культуры у бухгалтеров учреждений культуры постоянно возникают различные вопросы как организационно-правового характера, так и связанные с отражением осуществляемых учреждениями операций в бухгалтерском учете, а также с их налогообложением.

Рассмотрим на примере театрально-зрелищного учреждения вопросы, связанные с функционированием билетного хозяйства:

  1. Являются ли театральные билеты денежными документами?
  2. Как необходимо отражать в бухгалтерском и налоговом учете реализацию театром через собственную театральную кассу, а также через агентов-распространителей театральных билетов, которые продаются на спектакли будущих периодов, а доход от которых поступает в кассу и на лицевой счет казначейства в текущем периоде (например, доход поступил в сентябре, а спектакль состоится в октябре)?

Являются ли такие поступления выручкой театра или до момента фактического предоставления покупателям соответствующих театрально-зрелищных услуг их следует классифицировать как авансовые платежи?

  1. В рамках оказания населению театрально-зрелищных услуг театр реализует разовые театральные билеты на спектакли, а также планирует реализацию абонементов на посещение нескольких спектаклей. Стоимость театральных билетов является единой для всех посетителей театра. Однако в отдельных случаях сторонние организации просят реализовать им билеты по сниженным ценам, мотивируя такие требования объемами единовременных закупок билетов, а также использованием их для театрально-зрелищного обслуживания особых социальных категорий граждан (ветеранов, детей-инвалидов и т.п.).
  2. Насколько правомерно применение театром скидок к установленной стоимости театральных билетов, а также установление пониженной относительно билетов приведенной стоимости театральных абонементов?
  3. В практике оказания театром платных услуг культуры имеют место случаи отмены ранее анонсированных спектаклей, а также возврата покупателями ранее приобретенных театральных билетов по собственной инициативе. При этом стоимость ранее проданных гражданам (или организациям) театральных билетов подлежит возмещению им.

В каком размере подлежит возмещению стоимость ранее проданных билетов гражданам и организациям в указанных выше случаях?

Являются ли театральные билеты денежными документами?

Решение данного вопроса только на первый взгляд носит общеправовой теоретический характер и не затрагивает материальных интересов театра.

В процессе проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности одного из бюджетных учреждений культуры представитель контролирующего органа выставил претензию по поводу неотражения в учете операций по реализации театральных билетов на счете 2 201 05 000 "Денежные документы". Свою позицию он обосновал тем, что театральные билеты имеют все признаки, позволяющие отнести их к денежным документам (утвержденную форму, зафиксированную номинальную стоимость, средства защиты от фальсификации, возможность служить средством расчетов за услуги и т.п.). Более того, ссылаясь на отсутствие в бухгалтерском учете операций с денежными документами (в данном случае - с театральными билетами) была поставлена под сомнение правомерность применения льготы по НДС, регламентированной пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Требования контрольно-ревизионного органа неправомерны, поскольку реализуемые учреждением культуры театральные билеты по своему экономическому содержанию не являются денежными документами. Кроме того, поскольку облагаемая база по НДС формируется на основании данных специализированного учета (книг продаж и покупок, счетов-фактур и т.п.), а не на основании показателей бухгалтерского учета, неотражение в учете операций по собственно реализации театральных билетов не является основанием для неприменения в отношении оказываемых услуг в области культуры и искусства налоговой льготы по НДС, установленной пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Причиной возникновения данных претензий контрольно-ревизионного органа является отсутствие в действующих нормативных документах четкого определения понятия "денежные документы". Перечисленные представителем контрольного органа обязательные признаки денежных документов также не регламентированы нормативными актами, а их приведенный выше перечень не является исчерпывающим.

По результатам анализа экономической сущности документов, однозначно причисленных к денежным документам (согласно имеющимся определениям данного термина), можно отметить следующие признаки денежного документа:

На основе данных критериев можно предложить следующее определение, с одной стороны, полностью соответствующее экономической сути фактически применяемых денежных документов, а с другой - максимально уточняющее данный термин в соответствии с текущей хозяйственной практикой.

Денежные документы - это документы с зафиксированной на них номинальной стоимостью товаров (работ, услуг), дающие право их владельцу получать данные товары (работы, услуги) в объеме данной номинальной стоимости.

Для организаций, централизованно приобретающих театральные билеты для выдачи их своим работникам или дальнейшей реализации сторонним лицам, данные билеты, несомненно, будут признаны денежными документами, поскольку полностью соответствуют как опубликованным в специализированных экономических изданиях, так и сформулированному определению данного термина.

- Признание выручки от реализации театральных билетов для целей налогового и бухгалтерского учета

Для целей налогообложения выручка от реализации театральных билетов признается не в момент фактического проведения соответствующего спектакля, а в момент реализации билетов на него, что обусловлено следующими обстоятельствами.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ под объектом налогообложения понимается "реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога". При этом каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений указанной ст. 38 НК РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем согласно п. 1 ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ (п. 2 ст. 39 НК РФ).

В соответствии с требованиями пп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ (часть вторая НК РФ) доходами от реализации для целей формирования облагаемой базы по налогу на прибыль организаций признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

В соответствии с п. 3 ст. 271 НК РФ для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату <1>.

<1> При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).

Учитывая вышеизложенное, доход от реализации посетителям театра театральных билетов на спектакли для целей налогового учета формируется как доход от передачи им имущественных прав на просмотр соответствующего спектакля в указанное в билете время в момент предоставления посетителям театра этих имущественных прав (т.е. в момент реализации им театральных билетов).

Данный вывод подтверждается и требованиями пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которой освобождению от обложения НДС, в отличие от иных услуг театров, подлежит не собственно услуга по организации и представлению "театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий", а именно "реализация входных билетов и абонементов... форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности" на их посещение <2>.

<2> То есть для признания операций по продаже театральных билетов реализацией театром имущественных прав на просмотр своих спектаклей необходимо, чтобы данные права были удостоверены театральными билетами установленного действующим законодательством образца с указанием в них стоимости данного права, а также времени (время показа спектакля) и условий (место в зрительном зале) их реализации.

Если по каким-либо причинам спектакль, на который были проданы театральные билеты, не состоялся, то данное обстоятельство следует классифицировать как невыполнение поставщиком имущественных прав (т.е. театром) своих обязанностей по их реализации. Возврат зрителям (или организациям, их представляющим) стоимости ранее проданных им театральных билетов следует рассматривать не как возврат полученных театром авансов под оказание театрально-зрелищных услуг, а исключительно как возмещение им убытков, вызванных нереализацией ранее переданных им имущественных прав.

Расходы театра по возмещению ущерба, нанесенного зрителям (или организациям, их представляющим), согласно пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, признаются для целей налогообложения прибыли внереализационными расходами.

Следует иметь в виду, если в рамках оказания услуг по организации и показу спектаклей театральные билеты установленного образца зрителям по каким-либо причинам не реализуются <3>, то документами, удостоверяющими факт передачи соответствующих имущественных прав, могут быть признаны, например, оформляемые после фактического оказания театрально-зрелищных услуг Акты приема-сдачи этих услуг оплатившим их зрителям (или организациям, их представляющим). В этом случае доход театра для целей налогообложения будет сформирован на дату оформления таких Актов, а полученные театром до момента оказания театрально-зрелищных услуг денежные средства в их оплату будут признаны лишь авансовыми платежами.

<3> Действующее законодательство РФ не содержит требований об обязательном оказании театрально-зрелищных и других подобных им услуг населению исключительно на основании проданных гражданам билетов.

В связи с неоформлением соответствующих хозяйственных операций театральными билетами установленного образца театр теряет право на применение налоговой льготы по НДС, установленной пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В бухгалтерском учете театра определение момента отражения результатов хозяйственной операции по реализации театральных билетов в качестве дохода театра обусловлено следующими факторами:

Согласно п. 301 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, для отражения в учете указанных учреждений "сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам" в Едином плане счетов с 01.01.2011 предусмотрен (как и для коммерческих организаций) счет 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов". Условия его применения полностью соответствуют условиям реализации имущественных прав на просмотр театрально-зрелищных и иных подобных мероприятий путем реализации театральных билетов установленного законодательством образца, удостоверяющих факт передачи гражданам (а при централизованной реализации - и организациям) соответствующих имущественных прав.

Таким образом, при реализации театром билетов установленного образца на театрально-зрелищные мероприятия, планируемые к показу в будущих отчетных периодах, до момента реализации удостоверяемого указанными билетами фактов передачи имущественных прав зрителям (или организациям, их представляющим) стоимость реализованных театральных билетов подлежит отражению в бухгалтерском учете театра на субсчете 2 401 40 130 "Доходы будущих периодов от реализации платных работ, услуг" с последующим списанием их на счета доходов текущего периода (т.е. на субсчет 2 401 10 130) в момент фактической реализации указанных имущественных прав (т.е. после фактического показа соответствующих спектаклей). В случае если по каким-либо причинам театрально-зрелищное мероприятие, на которое были реализованы билеты, не состоялось, то следует признать, что переданное зрителям (или организациям, их представляющим) в момент продажи театральных билетов имущественное право на просмотр данного спектакля оказалось нереализованным, что влечет за собой возврат им стоимости ранее реализованных билетов со списанием этой стоимости в бухгалтерском учете театра на убытки.

Данные операции подлежат отражению в бухгалтерском (и налоговом) учете театра в следующем порядке (табл. 1).

Таблица 1

 N 
п/п
           Содержание операции          
   Бухгалтерские записи  
    Примечания   
    Дебет   
   Кредит   
 1 
В бухгалтерском и       
налоговом учете театра
отражен Отчет кассира
(или
агента-распространителя)
о реализации театральных
билетов на спектакли,
планируемые к показу:
в текущем      
отчетном
периоде
2 205 31 560
2 201 34 510
2 401 10 130
2 205 31 660
В налоговом учете
отражен доход
от реализации
имущественных
прав в общей
сумме полученных
денежных средств
независимо
от времени показа
соответствующих
спектаклей
в следующих    
отчетных
периодах
2 205 31 560
2 201 34 510
2 401 40 130
<5>
2 205 31 660
 2 
После фактического оказания             
соответствующей театрально-зрелищной
услуги (на основании Отчета реализации
театра) стоимость проданных на данный
спектакль билетов, отнесенная ранее в
бухгалтерском учете на доходы будущих
периодов, списывается на доходы текущего
периода
2 401 40 130
2 401 10 130
Поскольку доход  
от реализации
билетов уже был
признан для целей
налогообложения
прибыли театра
в момент их
продажи, данная
операция
в налоговом учете
не отражается
 3 
В связи с тем что       
спектакль, на который
были проданы билеты
установленного образца,
не состоялся, по решению
руководителя театра
произведен возврат
зрителям (или
организациям, их
представляющим)
стоимости проданных
билетов
по билетам,    
реализованным
на спектакли
текущего
отчетного
периода
2 401 10 130
2 304 06 730
(расчеты по
возмещению
ущерба
сторонним
лицам)
В налоговом учете
суммы,
начисленные
к возмещению
ущерба,
отражаются как
внереализационные
расходы
по билетам,    
реализованным
на спектакли
текущего
отчетного
периода
2 401 40 130
2 304 06 730
(расчеты по
возмещению
ущерба
сторонним
лицам)
 4 
<6>
Суммы, ранее полученные 
театром от продажи
театральных билетов на
отмененный в последующем
спектакль, возвращены:
зрителям       
(физическим
лицам) через
кассу театра
2 304 06 730
(расчеты по
возмещению
ущерба
сторонним
лицам)
2 201 34 610
В налоговом учете
кассовые расчеты
по возмещению
ущерба
не отражаются
организациям,  
централизованно
закупившим
театральные
билеты, через
лицевой счет в
ОФК
2 304 06 730
(расчеты по
возмещению
ущерба
сторонним
лицам)
2 201 11 610
17 (130)
<5> При применении в бухгалтерском учете учреждения счета 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов" следует иметь в виду, что связанные с получением таких доходов расходы учреждения (в нашем случае расходы на организацию культурно-зрелищных мероприятий, осуществление (показ) которых планируется в следующих отчетных периодах) также должны быть выделены из общего объема расходов учреждения и до момента фактической реализации соответствующего мероприятия отражены на счете 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов".
<6> В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений четко регламентировано различие между понятиями "расходы" и "убытки". Если для отражения расходов учреждения, осуществляемых в интересах осуществляемой им финансово-хозяйственной деятельности, Планами счетов бухгалтерского учета определены конкретные субсчета расходов (для казенных и бюджетных учреждений - с детализацией по статьям КОСГУ), то убытки учреждения, возникающие из обстоятельств, прямо не связанных с его финансово-хозяйственной деятельностью, отражаются в его бухгалтерском учете в дебете соответствующих субсчетов учета доходов учреждения.

Правомерность применения театром скидок к установленной стоимости театральных билетов, а также установления пониженной относительно билетов приведенной стоимости театральных абонементов

В соответствии с требованиями ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1, п. 34 Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 609, а также Письма Минэкономики России от 11.06.1999 N 7-625 цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

Примечание. Указанные требования ограничиваются только, когда законодательством Российской Федерации предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг. Разновидностью такого государственного регулирования цен на платные театрально-зрелищные услуги государственных (муниципальных) учреждений можно считать установление для таких учреждений согласно п. 1 ст. 69.2 БК РФ в рамках доводимого им государственного задания предельных цен (тарифов) на оплату соответствующих платных услуг физическими или юридическими лицами либо порядка установления указанных цен (тарифов). Однако данное требование относится только к театрально-зрелищным услугам, оказываемым в рамках выполнения учреждением полученного им государственного (муниципального) задания <4>.

<4> Несмотря на то что в государственные (муниципальные) задания, как правило, включаются большинство проводимых бюджетным учреждением театрально-зрелищных мероприятий (что является основанием для погашения затрат на их проведение (полностью или частично) за счет средств выделяемых учреждению бюджетных субсидий), цены на посещение мероприятий, не включенных в государственные (муниципальные) задания, затраты на проведение которых погашаются исключительно за счет поступлений от приносящей доход деятельности учреждения или целевых внебюджетных поступлений (грантов, пожертвований и т.п.), могут устанавливаться учреждениями также самостоятельно, если данное право не ограничено решениями их учредителя.

До 01.01.2011 порядок формирования цен (тарифов) на платные услуги государственных (муниципальных) учреждений регламентировался специальными Положениями об оказании ими платных услуг, которые разрабатывались соответствующими министерствами и ведомствами для подведомственных им учреждений и организаций. В настоящее время, учитывая более высокий уровень самостоятельности бюджетных учреждений в области осуществления ими приносящей доход деятельности, такие Положения разрабатываются самими учреждениями.

В соответствии с существующей практикой формирования данного внутреннего нормативного документа в его структуру должны быть включены следующие положения о: структуре оказываемых учреждением платных услуг; производстве (приобретении) и реализации в рамках осуществления приносящей доход деятельности различных видов готовой продукции, а также товаров для перепродажи (сувениров, театральных программок, декораций и т.п.); детализации услуг учреждения по источникам его финансового обеспечения; порядке ценообразования на платные услуги, в том числе и с учетом применения скидок различным категориям граждан и организаций; порядке использования учреждением выручки от оказания платных услуг; об особенностях организации аналитического бухгалтерского и оперативно-управленческого учета, а также внутренней управленческой отчетности по хозяйственным операциям, осуществляемым в рамках оказания учреждением платных услуг.

Разработанное учреждением внутреннее Положение о платных услугах утверждается руководителем учреждения и, при наличии такого требования, согласуется с его учредителем <7>. Согласно положениям указанных выше нормативных актов при организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов и военнослужащих, проходящих службу по призыву <8>. Более того, установление льгот перечисленным выше категориям граждан было рекомендовано Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 712, содержащим требования по оформлению и подтверждению таких льгот, а также по организации контроля за их применением.

<7> Учитывая тесную связь требований данного Положения с вопросами организации бухгалтерского учета и налогообложения учреждения, по нашему мнению, целесообразно сформировать его в виде приложения к учетной политике учреждения.
<8> Установление скидок к стоимости театрально-зрелищных услуг иным категориям граждан действующим законодательством формально не регламентировано. Однако такие скидки могут быть установлены бюджетными и автономными учреждениями в рамках осуществления ими приносящей доход деятельности, не связанной с выполнением полученных государственных (муниципальных) заданий.

Учреждение вправе определить в разработанном им внутреннем Положении о платных услугах структуру и порядок предоставления и документального оформления и подтверждения скидок к стоимости соответствующих театрально-зрелищных мероприятий учреждения соответствующим категориям зрителей.

Примечание. При формировании размеров указанных скидок необходимо иметь в виду следующие факторы:

Учитывая, что в соответствии с требованиями ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, скидки к стоимости театрально-зрелищных услуг целесообразно устанавливать в размерах, не превышающих указанный выше норматив.

Относительно установления пониженной относительно билетов стоимости реализации театральных абонементов необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.

Как и театральные билеты, театральные абонементы удостоверяют передаваемое зрителям в момент их продажи имущественное право на просмотр соответствующих театрально-зрелищных мероприятий в указанное время. Однако, в отличие от театрального билета, удостоверяемое театральным абонементом имущественное право распространяется не на одно, а на несколько таких мероприятий.

Учитывая вышеизложенное, театральный билет и театральный абонемент удостоверяют разные имущественные права, поэтому их стоимость не может быть одинаковой. При формировании стоимости театрального абонемента следует также учитывать, что, несмотря на увеличение объема удостоверяемых им имущественных прав (количество спектаклей), реализация этих прав разнесена во времени при единовременном получении платы за него, что, несомненно, должно привести к уменьшению приведенной стоимости права на просмотр одного спектакля из числа включенных в абонемент <9>.

<9> По нашему мнению, приведенная стоимость одного спектакля из числа включенных в театральный абонемент, в соответствии с требованиями п. 1 ст. 395 ГК РФ, должна быть ниже стоимости соответствующего спектакля в случае его просмотра на основании театрального билета минимум на сумму, рассчитанную исходя из размеров учетной ставки Банка России на день выпуска абонемента и срока его действия (т.е. ). С учетом рыночной стоимости (т.е. абонемента отрывных купонов уровня спроса) включенных в театральный абонемент спектаклей размер уменьшения стоимости театрального абонемента относительно стоимости включенных в него спектаклей (в случае просмотра их по театральным билетам) стоимость соответствующих театральных абонементов может быть еще скорректирована.

Унифицированная форма театрального абонемента (как и театрального билета) утверждена Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 и является обязательной не только для документального обоснования операций по передаче зрителям (или организациям, их представляющим) соответствующих имущественных прав на просмотр театрально-зрелищных мероприятий, но и для подтверждения права учреждения культуры на применение налоговой льготы по НДС, установленной пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Примечание. При формировании структуры театрального абонемента следует учитывать, что удостоверяемые им имущественные права планируются к реализации в течение определенного срока. Поэтому данный срок целесообразно указать в реквизите "Вид услуги (название мероприятия)" (если по условиям реализации абонемента зритель имеет право выбора любого спектакля в течение срока действия абонемента), а также в корешках абонемента (если абонемент дает право зрителю на просмотр определенного перечня спектаклей). В противном случае согласно требованиям п. 2 ст. 314 ГК РФ право на показ учреждением соответствующих театрально-зрелищных мероприятий должно быть реализовано в 7-дневный срок со дня предъявления зрителем требований о его выполнении.

При оказании услуг по организации и показу спектаклей театральные билеты или абонементы могут и не использоваться <10>. К таким случаям, в частности, можно отнести показ спектакля по договору с конкретной организацией для неопределенного количества ее сотрудников (либо привлеченных ею иных физических лиц). При этом документами, удостоверяющими факт передачи соответствующих имущественных прав, могут быть признаны оформляемые после фактического оказания театрально-зрелищных услуг Акты приема-сдачи этих услуг оплатившим их зрителям (или организациям, их представляющим).

<10> Действующее законодательство РФ не содержит требований об обязательном оказании театрально-зрелищных и других подобных им услуг населению исключительно на основании проданных гражданам билетов или абонементов.

Доход театрального учреждения для целей бухгалтерского учета и налогообложения будет сформирован на дату оформления таких Актов. Полученные учреждением до момента оказания театрально-зрелищных услуг денежные средства в их оплату будут признаны авансовыми платежами.

Примечание. При общей допустимости применения указанного порядка оказания театрально-зрелищных услуг следует иметь в виду определенные особенности его применения, а именно:

<11> В общем случае такие мероприятия организуются на основе предъявления зрителями театральных билетов и абонементов. Поэтому условия договора со сторонней организацией, не предполагающие продажу билетов или абонементов, но возлагающие обязанность идентификации зрителей и пропускной режим на театральное учреждение, могут быть восприняты контролирующими органами как попытка необоснованного уменьшения планируемой в общем порядке выручки от показа спектакля.

Таким образом, несмотря на общий принцип единства стоимости однородных театрально-зрелищных мероприятий, учреждение культуры, по нашему мнению, все-таки имеет определенные возможности корректировки цен на свои платные услуги в зависимости от обстоятельств организации и документального оформления соответствующих мероприятий, а также контингента зрителей, привлекаемых к их просмотру.

В каком порядке подлежит возмещению стоимость ранее проданных билетов гражданам и организациям в случае отмены театрально-зрелищных мероприятий, на которые эти билеты были проданы?

Размер возмещения стоимости ранее проданных зрителям театральных билетов (или театральных абонементов) зависит от того, по чьей инициативе удостоверенное указанными документами имущественное право на просмотр театрально-зрелищных представлений не было реализовано в указанные сроки и в указанных размерах.

В соответствии с общими требованиями действующего законодательства односторонний отказ от выполнения своих обязательств по сделкам гражданско-правового характера недопустим (ст. 310 ГК РФ), за исключением предусмотренных законодательством случаев (например, предусмотренных ст. ст. 328, 405, 450 ГК РФ). Однако прекращение сделок может быть обусловлено невозможностью по каким-либо причинам их выполнения одной из сторон (например, отмена ранее анонсированного спектакля по уважительным причинам). В соответствии с п. 2 ст. 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Поэтому если отмена спектакля произошла по инициативе театрального учреждения (независимо от причин такой отмены), то зрители вправе требовать как минимум полного возмещения им стоимости ранее приобретенных ими театральных билетов, т.к. данные затраты в этом случае классифицируются как их убытки, связанные с реализацией их права по просмотру соответствующего театрально-зрелищного мероприятия <12>.

<12> При этом размер возмещения убытков зрителям может не ограничиться только стоимостью проданных им билетов на отмененный спектакль. Данный размер может быть увеличен в судебном порядке (например, на сумму полученного зрителями, обратившимися в судебные органы, морального ущерба).

Если отказ от оказания театрально-зрелищной услуги произошел по инициативе зрителя (т.е. заказчика), то такое его право закреплено в п. 1 ст. 782 ГК РФ, но при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Данное требование подтверждено и ст. 32 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

При этом исполнитель (т.е. театр) должен доказать, что расходы были понесены до отказа от договора и вызваны исполнением или подготовкой к его исполнению. К таким расходам не относятся обычные внутренние затраты (например, по заработной плате).

На наш взгляд, размер компенсации стоимости театральных билетов в случае отказа зрителя от приобретенного им имущественного права на просмотр спектакля целесообразно предусмотреть (в долевом исчислении) в разработанном учреждением внутреннем Положении о платных услугах с расшифровкой в приложенном расчете размера уменьшения суммы возмещения относительно полной стоимости проданного билета <13>.

<13> Такой расчет можно сформировать, детализировав в долевом представлении стоимость билета на калькуляционные статьи и определив, какие из указанных калькуляционных статей подлежат, а какие не подлежат возмещению в случае одностороннего отказа зрителя от просмотра спектакля, на который ему были проданы билеты. В случае одностороннего отказа зрителя от реализации им своего права на просмотр спектаклей по театральному абонементу стоимость возмещения его затрат на приобретение такого абонемента должна быть возмещена только в части еще не просмотренных им спектаклей. При этом в целях соблюдения требований действующего законодательства, предъявляемых к публичной сделке (оферте), текст Положения о платных услугах театра должен быть вывешен в публичном месте реализации билетов для ознакомления потенциальных покупателей с соответствующими требованиями, в т.ч. по формированию суммы причитающегося им возмещения стоимости проданных билетов при одностороннем их отказе от просмотра соответствующего спектакля.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Налоговый кодекс РФ.

И.Ю.Гарнов

Генеральный директор

ООО "Аудиторская компания "Камертон-АК"