Организация спортивной подготовки в учреждениях: оценка эффективности деятельности
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 1
Рассмотрев в прошлом номере новые требования к организации деятельности учреждений физкультуры и спорта, их кадровому, финансовому и материально-техническому обеспечению, остановимся на критериях оценки эффективности работы учреждений, а также на формировании их систем оплаты труда. Эти вопросы также разъяснены в Методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в РФ, утвержденных Приказом Минспорта России от 24.10.2012 N 325 (далее - Рекомендации N 325).
Критерии оценки эффективности
В нормативном акте указано, что учреждения физкультуры и спорта самостоятельно разрабатывают систему контроля за спортивной подготовкой, руководствуясь собственными локальными актами, нормативными актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. При этом система контроля должна базироваться на критериях оценки эффективности деятельности учреждения, утвержденных учредителем. В п. 21 Рекомендаций N 325 перечислено несколько возможных критериев, сгруппированных по этапам спортивной подготовки.
Этап спортивной | Критерии оценки эффективности деятельности учреждения | ||||
Спортивно- | 1) состояние здоровья занимающихся; | ||||
Этап начальной | 1) стабильность состава занимающихся (контингента), | ||||
Тренировочный | 1) динамика роста уровня специальной физической и | ||||
Этап | 1) уровень общего и специального физического развития и | ||||
Этап высшего | 1) стабильность успешных результатов выступления на | ||||
Примечательно, что критерии оценки эффективности спортивной подготовки частично повторяют показатели качества услуг, устанавливаемые в государственных (муниципальных) заданиях бюджетных и автономных учреждений физкультуры и спорта. Так, "стабильность состава занимающихся" в некоторых государственных (муниципальных) заданиях трансформируется в "уровень сохранности контингента" (определяется в процентах), "результаты участия в спортивных соревнованиях" - в "долю победителей и призеров соревнований" (процент от общей численности занимающихся), "зачисление спортсмена в организацию другого вида" - в "долю выпускников, продолживших обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования" (процент от общего числа выпускников). Источники информации, на основе которой оценивается и эффективность деятельности, и качество услуг, также одинаковы - журналы учета занятий в учреждении, официальные протоколы соревнований и др.
Контроль за спортподготовкой
Пункт 22 Рекомендаций N 325 определяет три вида контроля за спортивной подготовкой.
- Внешний контроль за деятельностью учреждения, осуществляемый, в частности, органом управления в области физической культуры и спорта. Однако, как указано в документе, в процессе контроля данный орган не вправе ограничивать руководителя учреждения в принятии им самостоятельных решений, находящихся в его компетенции в соответствии с уставом учреждения и трудовым договором с руководителем.
- Общественный контроль за соблюдением федеральных стандартов спортивной подготовки, осуществляемый общероссийскими спортивными федерациями и аккредитованными региональными спортивными федерациями по соответствующим видам спорта.
- Внутренний контроль за реализацией требований федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки, проводимый самим учреждением. Этот вид контроля включает в себя проверку, анализ и оценку организации, обеспечения, проведения, содержания, а также эффективности тренировочного процесса и осуществляется до начала, в процессе и после завершения тренировочных занятий.
Должностные лица учреждения, ответственные за внутренний контроль, ведут его в том числе по следующим показателям:
V оценка количественного и качественного состава спортсменов;
---------------------------------------------------------------------
V посещаемость спортсменами тренировочных занятий в соответствии с
расписанием, утвержденным директором учреждения;
---------------------------------------------------------------------
V соблюдение закрепления тренеров, тренеров-преподавателей за группами
спортсменов и установленной им тренировочной нагрузки;
---------------------------------------------------------------------
V выполнение спортсменами требований программ спортивной подготовки,
качество знаний, навыков и умений по избранной спортивной
специализации (выполнение контрольно-переводных нормативов), плановых
заданий и планируемого спортивного результата;
---------------------------------------------------------------------
V содержание и эффективность тренировочных занятий;
---------------------------------------------------------------------
V соблюдение техники безопасности и мер по охране труда, санитарно-
гигиенических требований при подготовке и проведении тренировочного
процесса, а также мер по профилактике и предотвращению спортивного
травматизма;
---------------------------------------------------------------------
V наличие и качество медицинского обеспечения спортивной подготовки.
В течение календарного года каждый тренер (тренер-преподаватель) должен быть оценен порядка двух - четырех раз (проверяется работа с каждой его группой, причем для обеспечения объективности проверку рекомендуется осуществлять в разные дни недели на основании утвержденного расписания занятий). Кроме того, Минспорт предлагает сочетать внутренний контроль с оказанием методической помощи тренерам, однако считает недопустимым делать им любые замечания в присутствии спортсменов и сторонних лиц (замечания возможны только после проведения тренировочного занятия или мероприятия).
Результаты плановых и внеплановых проверок должны фиксироваться в журналах внутреннего контроля тренировочного процесса и учета групповых занятий, а обсуждать полученные результаты целесообразно в присутствии представителей руководства учреждения и соответствующих специалистов.
Система оплаты труда
Как и система контроля за спортивной подготовкой, система оплаты труда тесно связана с эффективностью деятельности учреждения. Зарплата каждого сотрудника должна напрямую зависеть от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, которые, в свою очередь, являются показателями эффективности конкретного работника и составляющими общей результативности учреждения физкультуры и спорта.
Положения рассматриваемого нормативного акта, касающиеся совершенствования систем оплаты труда работников федеральных, региональных и муниципальных учреждений физкультуры и спорта, уточняют принципы оплаты труда, заложенные Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 <1>, а также Приказами Минспорттуризма России от 08.06.2009 N 371 <2> и от 06.07.2009 N 470 <3>. В частности, в документе говорится о том, что размеры окладов, ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы (п. 24 Рекомендаций N 325). В то же время зарплата тренерам и тренерам-преподавателям может начисляться исходя из нормативов оплаты труда за одного занимающегося на этапах спортивной подготовки или за подготовку спортсмена высокого класса (п. 26 Рекомендаций N 325).
<1> "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".<2> "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по виду экономической деятельности "Образование".
<3> "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по виду экономической деятельности "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг".
Помимо оклада (ставки), в структуру заработной платы входят повышающие коэффициенты к нему, а также выплаты стимулирующего и компенсационного характера.
Повышающие коэффициенты
Минспорт рекомендует применять к минимальным должностным окладам, ставкам заработной платы повышающие коэффициенты, отмечая при этом, что их размеры могут быть изменены (увеличены) в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В рассматриваемом документе перечислены три вида повышающих показателей:
- коэффициент квалификации, устанавливаемый с учетом уровня профессиональной подготовки, компетентности и квалификации работника. Размеры данного коэффициента могут быть следующими:
Уровень квалификации | Рекомендуемый размер повышающего коэффициента | |
Высшая категория | До 0,8 | |
Первая категория | До 0,5 | |
Вторая категория | До 0,3 |
- коэффициент специфики работы, учитывающий особенности деятельности учреждения, а также его специализированных отделений. Например, для специализированных по олимпийским видам спорта отделений данный вид коэффициента рекомендуется устанавливать в размере 0,15 к должностному окладу работников тренерского состава, имеющих непосредственное отношение к организации работы отделения. При этом в отношении тренеров (тренеров-преподавателей) должен быть учтен фактический объем тренерской (педагогической) нагрузки;
- персональный повышающий коэффициент, устанавливаемый работнику с учетом сложности и важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Решение об установлении персонального коэффициента и о его размере (рекомендуемый диапазон - до 5) принимает руководитель учреждения в отношении каждого работника.
Все перечисленные коэффициенты действуют на протяжении определенного периода календарного года или в течение более длительного срока (например, олимпийский цикл - четыре года). Однако применение перечисленных коэффициентов не образует новый должностной оклад, ставку заработной платы и не учитывается при начислении стимулирующих и компенсационных выплат. Установленные коэффициенты складываются между собой, а не перемножаются.
Стимулирующие выплаты
Для определения размеров стимулирующих выплат учреждениям следует разработать и использовать критерии оценки эффективности деятельности сотрудников. В свою очередь, указанные критерии должны отражать зависимость результатов труда работника, быть конкретными, измеримыми и достижимыми в определенный период времени исходя из целей и этапов спортивной подготовки.
Как пояснено в п. 28 Рекомендаций N 325, конкретные размеры и условия осуществления стимулирующих выплат учреждения определяют самостоятельно в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников, а также средств от приносящей доход деятельности. Однако на данные выплаты рекомендуется направлять (резервировать) не менее 30% ФОТ. Максимальный же размер этих выплат не ограничивается.
Для поощрения сотрудников могут быть установлены в том числе следующие виды стимулирующих выплат <4>:
- за участие в подготовке спортсмена высокого класса. Такая выплата устанавливается по наивысшему статусу официальных спортивных соревнований на основании протоколов (выписки из них) спортивных соревнований. Она действует с момента показанного спортсменом спортивного результата или с начала (финансового) года (соответственно, сдвигая срок действия) в течение одного календарного года, а по международным спортивным соревнованиям - до проведения следующих мероприятий данного статуса (за исключением случаев их проведения в том же календарном году, в котором показан спортивный результат). Но если в период действия установленной стимулирующей выплаты спортсмен улучшил результат, размер данной выплаты соответственно увеличивается, а также устанавливается новое исчисление срока его действия;
- молодым специалистам (до 50% должностного оклада), а также их наставникам (10 - 15% должностного оклада). К первой категории относятся тренеры, тренеры-преподаватели, другие специалисты в возрасте до 30 лет в течение первых трех лет работы. При этом они должны:
- получить первое высшее или среднее профобразование, соответствующее должности, и приступить к работе по специальности не позднее трех месяцев после получения диплома;
- работать в учреждении на постоянной основе и с нагрузкой не менее одной ставки;
- участвовать в разработке и реализации соответствующей программы спортивной подготовки;
- за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Для определения размера этой выплаты следует учитывать трудовой стаж работы сотрудника в качестве тренера, тренера-преподавателя (в том числе старшего), инструктора-методиста, иного специалиста, непосредственно осуществляющего спортивную подготовку, а также в качестве руководящего работника. Рекомендуемые Минспортом размеры указанных выплат приведены в таблице:
Стаж работы | Рекомендуемые размеры стимулирующей выплаты в процентах к | ||
От 5 до 10 лет | До 5 | ||
От 10 до 20 лет | До 10 | ||
Свыше 20 лет | До 20 | ||
- за интенсивность и высокие результаты работ. Перечень специалистов, которым устанавливаются подобные выплаты, учреждение определяет самостоятельно, при этом учитывается непосредственный вклад работника в достижение результатов (выполнение программ спортивной подготовки, ее качество, победы в межрегиональных и областных соревнованиях). Эти выплаты могут устанавливаться в процентах к окладу (рекомендуемый размер - до 30 - 40%) либо в абсолютном значении;
- премиальные выплаты. Размеры (как в процентах, так и в абсолютных цифрах) и условия этих выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения. При этом целесообразно учитывать успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде работы, выполнение показателей государственного задания, качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения, и др.
Компенсационные выплаты
Виды выплат компенсационного характера, указанные в п. 29 Рекомендаций N 325, совпадают с теми, что входят в Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях <5>. К ним относятся:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Если по итогам обязательной аттестации рабочее место сотрудника признается безопасным, указанные выплаты ему больше не назначаются и не выплачиваются;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляемые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами;
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения его от работы, определенной трудовым договором, работа в выходные и нерабочие праздничные дни.
Кроме того, Минспорт допускает, что компенсационные выплаты могут устанавливаться за работу в сельской местности.
Заключение
Система оплаты труда, обозначенная в Рекомендациях N 325, позволяет учесть многие стороны деятельности сотрудников учреждения физкультуры и спорта и поощрить их за добросовестный труд. В качестве примера приведем возможную структуру заработной платы тренера спортивной школы:
Вид выплаты | Размер | Сумма, | |||
Ставка заработной платы | - | 8 000 | |||
Повышающие коэффициенты: | |||||
- за квалификацию (первая категория) | 0,4 | 3 200 | |||
- за специфику работы | 0,15 | 1 200 | |||
- персональный коэффициент | 0,3 | 2 400 | |||
Стимулирующие выплаты: | |||||
- за участие в подготовке спортсмена высокого класса | 5% | 400 | |||
- за стаж непрерывной работы (12 лет) | 7% | 560 | |||
- за интенсивность и высокие результаты работ (выполнение | 30% | 2 400 | |||
- премия (выполнение показателей муниципального задания) | 20% | 1 600 | |||
Итого | 19 760 | ||||
Как видим, подобная система надбавок и стимулов позволяет существенно увеличить зарплату сотрудникам (при наличии необходимого уровня финансирования, а также средств от приносящей доход деятельности). Применение такой системы будет способствовать доведению учреждениями физкультуры и спорта уровня зарплаты до средней по соответствующему региону и повышению эффективности деятельности в целом.
Г.Зайцева
Эксперт журнала
"Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"