Мудрый Экономист

Организация спортивной подготовки в учреждениях: оценка эффективности деятельности

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 1

Рассмотрев в прошлом номере новые требования к организации деятельности учреждений физкультуры и спорта, их кадровому, финансовому и материально-техническому обеспечению, остановимся на критериях оценки эффективности работы учреждений, а также на формировании их систем оплаты труда. Эти вопросы также разъяснены в Методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в РФ, утвержденных Приказом Минспорта России от 24.10.2012 N 325 (далее - Рекомендации N 325).

Критерии оценки эффективности

В нормативном акте указано, что учреждения физкультуры и спорта самостоятельно разрабатывают систему контроля за спортивной подготовкой, руководствуясь собственными локальными актами, нормативными актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. При этом система контроля должна базироваться на критериях оценки эффективности деятельности учреждения, утвержденных учредителем. В п. 21 Рекомендаций N 325 перечислено несколько возможных критериев, сгруппированных по этапам спортивной подготовки.

  Этап спортивной 
подготовки
 Критерии оценки эффективности деятельности учреждения
 Спортивно-       
оздоровительный
этап
1) состояние здоровья занимающихся;
2) стабильность состава занимающихся, регулярность
посещения ими тренировочных занятий;
3) гармоничное развитие занимающихся;
4) уровень освоения основ знаний в области гигиены и
первой медицинской помощи, а также овладения
теоретическими основами физической культуры и навыков
самоконтроля
 Этап начальной   
подготовки
1) стабильность состава занимающихся (контингента),
установленного учреждением, при отсутствии
рекомендаций;
2) динамика прироста индивидуальных показателей
физической подготовленности занимающихся;
3) уровень освоения основ техники в избранном виде
спорта
 Тренировочный    
этап
1) динамика роста уровня специальной физической и
технико-тактической подготовленности занимающихся в
соответствии с индивидуальными особенностями;
2) уровень освоения объемов тренировочных нагрузок,
предусмотренных программой спортивной подготовки по
избранному виду спорта;
3) результаты участия в спортивных соревнованиях
 Этап             
совершенствования
спортивного
мастерства
1) уровень общего и специального физического развития и
функционального состояния организма спортсменов;
2) качество выполнения спортсменами объемов
тренировочных и соревновательных нагрузок,
предусмотренных программой спортивной подготовки по
избранному виду спорта и индивидуальным планом
подготовки;
3) динамика спортивных достижений, результаты
выступлений на официальных всероссийских соревнованиях;
4) перевод (зачисление) спортсменов из организации,
осуществляющей спортивную подготовку, в организацию
другого вида (например, в центр спортивной подготовки,
училище олимпийского резерва)
 Этап высшего     
спортивного
мастерства
1) стабильность успешных результатов выступления на
официальных всероссийских и международных спортивных
соревнованиях в составе спортивных сборных команд РФ,
субъектов РФ;
2) выполнение требований для включения спортсменов в
основной и резервный составы спортивных сборных команд
РФ

Примечательно, что критерии оценки эффективности спортивной подготовки частично повторяют показатели качества услуг, устанавливаемые в государственных (муниципальных) заданиях бюджетных и автономных учреждений физкультуры и спорта. Так, "стабильность состава занимающихся" в некоторых государственных (муниципальных) заданиях трансформируется в "уровень сохранности контингента" (определяется в процентах), "результаты участия в спортивных соревнованиях" - в "долю победителей и призеров соревнований" (процент от общей численности занимающихся), "зачисление спортсмена в организацию другого вида" - в "долю выпускников, продолживших обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования" (процент от общего числа выпускников). Источники информации, на основе которой оценивается и эффективность деятельности, и качество услуг, также одинаковы - журналы учета занятий в учреждении, официальные протоколы соревнований и др.

Контроль за спортподготовкой

Пункт 22 Рекомендаций N 325 определяет три вида контроля за спортивной подготовкой.

  1. Внешний контроль за деятельностью учреждения, осуществляемый, в частности, органом управления в области физической культуры и спорта. Однако, как указано в документе, в процессе контроля данный орган не вправе ограничивать руководителя учреждения в принятии им самостоятельных решений, находящихся в его компетенции в соответствии с уставом учреждения и трудовым договором с руководителем.
  2. Общественный контроль за соблюдением федеральных стандартов спортивной подготовки, осуществляемый общероссийскими спортивными федерациями и аккредитованными региональными спортивными федерациями по соответствующим видам спорта.
  3. Внутренний контроль за реализацией требований федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки, проводимый самим учреждением. Этот вид контроля включает в себя проверку, анализ и оценку организации, обеспечения, проведения, содержания, а также эффективности тренировочного процесса и осуществляется до начала, в процессе и после завершения тренировочных занятий.

Должностные лица учреждения, ответственные за внутренний контроль, ведут его в том числе по следующим показателям:

  V   оценка количественного и качественного состава спортсменов;
---------------------------------------------------------------------
V посещаемость спортсменами тренировочных занятий в соответствии с
расписанием, утвержденным директором учреждения;
---------------------------------------------------------------------
V соблюдение закрепления тренеров, тренеров-преподавателей за группами
спортсменов и установленной им тренировочной нагрузки;
---------------------------------------------------------------------
V выполнение спортсменами требований программ спортивной подготовки,
качество знаний, навыков и умений по избранной спортивной
специализации (выполнение контрольно-переводных нормативов), плановых
заданий и планируемого спортивного результата;
---------------------------------------------------------------------
V содержание и эффективность тренировочных занятий;
---------------------------------------------------------------------
V соблюдение техники безопасности и мер по охране труда, санитарно-
гигиенических требований при подготовке и проведении тренировочного
процесса, а также мер по профилактике и предотвращению спортивного
травматизма;
---------------------------------------------------------------------
V наличие и качество медицинского обеспечения спортивной подготовки.

В течение календарного года каждый тренер (тренер-преподаватель) должен быть оценен порядка двух - четырех раз (проверяется работа с каждой его группой, причем для обеспечения объективности проверку рекомендуется осуществлять в разные дни недели на основании утвержденного расписания занятий). Кроме того, Минспорт предлагает сочетать внутренний контроль с оказанием методической помощи тренерам, однако считает недопустимым делать им любые замечания в присутствии спортсменов и сторонних лиц (замечания возможны только после проведения тренировочного занятия или мероприятия).

Результаты плановых и внеплановых проверок должны фиксироваться в журналах внутреннего контроля тренировочного процесса и учета групповых занятий, а обсуждать полученные результаты целесообразно в присутствии представителей руководства учреждения и соответствующих специалистов.

Система оплаты труда

Как и система контроля за спортивной подготовкой, система оплаты труда тесно связана с эффективностью деятельности учреждения. Зарплата каждого сотрудника должна напрямую зависеть от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, которые, в свою очередь, являются показателями эффективности конкретного работника и составляющими общей результативности учреждения физкультуры и спорта.

Положения рассматриваемого нормативного акта, касающиеся совершенствования систем оплаты труда работников федеральных, региональных и муниципальных учреждений физкультуры и спорта, уточняют принципы оплаты труда, заложенные Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 <1>, а также Приказами Минспорттуризма России от 08.06.2009 N 371 <2> и от 06.07.2009 N 470 <3>. В частности, в документе говорится о том, что размеры окладов, ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы (п. 24 Рекомендаций N 325). В то же время зарплата тренерам и тренерам-преподавателям может начисляться исходя из нормативов оплаты труда за одного занимающегося на этапах спортивной подготовки или за подготовку спортсмена высокого класса (п. 26 Рекомендаций N 325).

<1> "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
<2> "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по виду экономической деятельности "Образование".
<3> "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по виду экономической деятельности "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг".

Помимо оклада (ставки), в структуру заработной платы входят повышающие коэффициенты к нему, а также выплаты стимулирующего и компенсационного характера.

Повышающие коэффициенты

Минспорт рекомендует применять к минимальным должностным окладам, ставкам заработной платы повышающие коэффициенты, отмечая при этом, что их размеры могут быть изменены (увеличены) в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В рассматриваемом документе перечислены три вида повышающих показателей:

  1. коэффициент квалификации, устанавливаемый с учетом уровня профессиональной подготовки, компетентности и квалификации работника. Размеры данного коэффициента могут быть следующими:
 Уровень квалификации
    Рекомендуемый размер повышающего коэффициента
 Высшая категория    
До 0,8
 Первая категория    
До 0,5
 Вторая категория    
(при наличии)
До 0,3
  1. коэффициент специфики работы, учитывающий особенности деятельности учреждения, а также его специализированных отделений. Например, для специализированных по олимпийским видам спорта отделений данный вид коэффициента рекомендуется устанавливать в размере 0,15 к должностному окладу работников тренерского состава, имеющих непосредственное отношение к организации работы отделения. При этом в отношении тренеров (тренеров-преподавателей) должен быть учтен фактический объем тренерской (педагогической) нагрузки;
  2. персональный повышающий коэффициент, устанавливаемый работнику с учетом сложности и важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Решение об установлении персонального коэффициента и о его размере (рекомендуемый диапазон - до 5) принимает руководитель учреждения в отношении каждого работника.

Все перечисленные коэффициенты действуют на протяжении определенного периода календарного года или в течение более длительного срока (например, олимпийский цикл - четыре года). Однако применение перечисленных коэффициентов не образует новый должностной оклад, ставку заработной платы и не учитывается при начислении стимулирующих и компенсационных выплат. Установленные коэффициенты складываются между собой, а не перемножаются.

Стимулирующие выплаты

Для определения размеров стимулирующих выплат учреждениям следует разработать и использовать критерии оценки эффективности деятельности сотрудников. В свою очередь, указанные критерии должны отражать зависимость результатов труда работника, быть конкретными, измеримыми и достижимыми в определенный период времени исходя из целей и этапов спортивной подготовки.

Как пояснено в п. 28 Рекомендаций N 325, конкретные размеры и условия осуществления стимулирующих выплат учреждения определяют самостоятельно в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников, а также средств от приносящей доход деятельности. Однако на данные выплаты рекомендуется направлять (резервировать) не менее 30% ФОТ. Максимальный же размер этих выплат не ограничивается.

Для поощрения сотрудников могут быть установлены в том числе следующие виды стимулирующих выплат <4>:

  1. за участие в подготовке спортсмена высокого класса. Такая выплата устанавливается по наивысшему статусу официальных спортивных соревнований на основании протоколов (выписки из них) спортивных соревнований. Она действует с момента показанного спортсменом спортивного результата или с начала (финансового) года (соответственно, сдвигая срок действия) в течение одного календарного года, а по международным спортивным соревнованиям - до проведения следующих мероприятий данного статуса (за исключением случаев их проведения в том же календарном году, в котором показан спортивный результат). Но если в период действия установленной стимулирующей выплаты спортсмен улучшил результат, размер данной выплаты соответственно увеличивается, а также устанавливается новое исчисление срока его действия;
  2. молодым специалистам (до 50% должностного оклада), а также их наставникам (10 - 15% должностного оклада). К первой категории относятся тренеры, тренеры-преподаватели, другие специалисты в возрасте до 30 лет в течение первых трех лет работы. При этом они должны:
  1. за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Для определения размера этой выплаты следует учитывать трудовой стаж работы сотрудника в качестве тренера, тренера-преподавателя (в том числе старшего), инструктора-методиста, иного специалиста, непосредственно осуществляющего спортивную подготовку, а также в качестве руководящего работника. Рекомендуемые Минспортом размеры указанных выплат приведены в таблице:
   Стаж работы  
Рекомендуемые размеры стимулирующей выплаты в процентах к
должностному окладу, ставке заработной платы
 От 5 до 10 лет 
До 5
 От 10 до 20 лет
До 10
 Свыше 20 лет   
До 20
  1. за интенсивность и высокие результаты работ. Перечень специалистов, которым устанавливаются подобные выплаты, учреждение определяет самостоятельно, при этом учитывается непосредственный вклад работника в достижение результатов (выполнение программ спортивной подготовки, ее качество, победы в межрегиональных и областных соревнованиях). Эти выплаты могут устанавливаться в процентах к окладу (рекомендуемый размер - до 30 - 40%) либо в абсолютном значении;
  2. премиальные выплаты. Размеры (как в процентах, так и в абсолютных цифрах) и условия этих выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения. При этом целесообразно учитывать успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде работы, выполнение показателей государственного задания, качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения, и др.
<4> Часть из них входит в Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818.

Компенсационные выплаты

Виды выплат компенсационного характера, указанные в п. 29 Рекомендаций N 325, совпадают с теми, что входят в Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях <5>. К ним относятся:

  1. выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Если по итогам обязательной аттестации рабочее место сотрудника признается безопасным, указанные выплаты ему больше не назначаются и не выплачиваются;
  2. выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляемые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами;
  3. выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения его от работы, определенной трудовым договором, работа в выходные и нерабочие праздничные дни.
<5> Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822.

Кроме того, Минспорт допускает, что компенсационные выплаты могут устанавливаться за работу в сельской местности.

Заключение

Система оплаты труда, обозначенная в Рекомендациях N 325, позволяет учесть многие стороны деятельности сотрудников учреждения физкультуры и спорта и поощрить их за добросовестный труд. В качестве примера приведем возможную структуру заработной платы тренера спортивной школы:

                         Вид выплаты                       
 Размер
выплаты
Сумма,
руб.
 Ставка заработной платы                                   
   -   
 8 000
                          Повышающие коэффициенты:
 - за квалификацию (первая категория)                      
  0,4  
 3 200
 - за специфику работы                                     
  0,15 
 1 200
 - персональный коэффициент                                
  0,3  
 2 400
                           Стимулирующие выплаты:
 - за участие в подготовке спортсмена высокого класса      
(спортсмен занял 4-е место на спартакиаде спортивных школ)
   5%  
   400
 - за стаж непрерывной работы (12 лет)                     
   7%  
   560
 - за интенсивность и высокие результаты работ (выполнение 
программ спортивной подготовки)
  30%  
 2 400
 - премия (выполнение показателей муниципального задания)  
  20%  
 1 600
 Итого                                                             
19 760

Как видим, подобная система надбавок и стимулов позволяет существенно увеличить зарплату сотрудникам (при наличии необходимого уровня финансирования, а также средств от приносящей доход деятельности). Применение такой системы будет способствовать доведению учреждениями физкультуры и спорта уровня зарплаты до средней по соответствующему региону и повышению эффективности деятельности в целом.

Г.Зайцева

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"