Мудрый Экономист

Модернизация аграрного сектора узбекистана: проблемы и решения

"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2011, N 12

Место агропромышленного комплекса в экономике Узбекистана трудно переоценить. Обилие солнечного тепла и света, мягкие короткие зимы, плодородные орошаемые почвы, хорошие пастбища, исключительное трудолюбие сельского населения позволяют выращивать в Узбекистане хлопчатник и другие ценные теплолюбивые культуры, получать высокие и устойчивые урожаи, разводить скот. Однако аграрный сектор требует модернизации. Обозначим ее основные цели и контуры, условия и механизмы. Несмотря на действующие государственные программы развития сельского хозяйства со значительными бюджетными вливаниями, иностранные инвестиции, по нашему мнению, должны стать важным дополнительным инструментом модернизации сельского хозяйства и АПК в целом, способствуя трансферту технологий, развитию перерабатывающих производств и созданию необходимой инфраструктуры.

На сегодняшний день главнейшей проблемой развивающихся стран с переходной экономикой является модернизация экономических процессов и переход на инновационный путь развития. Без этого невозможно преодолеть отставание от развитых стран и упрочить позиции в глобальной экономике. Особую значимость модернизация приобрела в связи с начавшимся в 2008 г. мировым кризисом. Мировой финансово-экономический кризис, охвативший большинство стран мира, продемонстрировал исчерпанность различных моделей инерционного развития, основанных на простом воспроизводстве существующего хозяйственного потенциала. Однако, как показывает опыт многих стран, модернизация - сложный, противоречивый и длительный процесс, занимающий десятилетия.

АПК и сельское хозяйство как его основная составляющая занимают значительную часть внутреннего валового продукта стран Содружества Независимых Государств. Несмотря на то что доля сельского хозяйства в региональном валовом продукте имеет тенденцию к сокращению, за счет развития других отраслей экономики, оно и по сей день играет важную роль в национальной экономике. К примеру, в 2008 г. в России доля сельского хозяйства в ВВП составляла 4,5%, в Казахстане - 5,6%, в Белоруссии - 8,3% и на Украине - 8,6% [1]. В Узбекистане сельское хозяйство является ключевой отраслью экономики. На сегодняшний день в сельской местности проживает 63% населения страны. Условия, о которых сказано выше, позволяют получать высокие и устойчивые урожаи хлопка, плодов и овощей, разводить скот, птицу и рыбу. Выступая на заседании Правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 г. и важнейшим приоритетам на 2011 г. Президент Узбекистана И.А. Каримов отметил, что "За последние 10 лет удельный вес сельского хозяйства сократился с 30,1 до 17,5 процента. При этом сокращение доли сельского хозяйства в ВВП произошло на фоне высоких темпов прироста сельскохозяйственной продукции, который вырос в 2010 г. против 2000 г. в 1,8 раза". Далее руководитель государства отметил, что "такая ведущая сфера нашей экономики, как сельское хозяйство, не в меньшей мере, чем промышленность, остро нуждается в модернизации, техническом и технологическом обновлении практически всего комплекса входящих в нее отраслей и производств" [2].

На сегодняшний день на долю сельского хозяйства приходится 90% продовольствия, 55% валютных поступлений и около 70% всего товарооборота. Эта отрасль обеспечивает население необходимыми продуктами питания, а различные отрасли промышленности - сырьем. Выращивая ежегодно 3,5 - 4 млн т хлопка-сырца (из которого вырабатывается 1,0 - 1,2 млн хлопковолокна), страна является крупнейшим мировым производителем и экспортером хлопка. Если в 2010 г. республика собрала урожай хлопка в размере 4,1 млн т, отправив на экспорт примерно 65% от этого количества, то на октябрь нынешнего года уже собрано свыше 3,5 млн т урожая, 90% которого составляет хлопок высоких сортов. В 90-е гг. республика перерабатывала лишь 7% выращенного хлопкового волокна, сегодня данный показатель превышает 33%. На прошедшей в октябре 2011 г. VII Международной узбекской хлопковой ярмарке были заключены контракты на продажу более 600 тыс. т хлопкового волокна и поставку текстильной продукции на сумму свыше 550 млн долл. США [3]. Во время торгов российские покупатели приобрели 40% узбекского хлопка, а остальные 60% приобрели предприниматели из Белоруссии, Китая, Бангладеш, Вьетнама, Японии, ОАЭ, Ирана, Турции, Пакистана, Южной Кореи и Сингапура. Белоруссия заключила предварительную договоренность по ежегодным поставкам 25 - 30 тыс. т узбекского хлопкового волокна для потребностей белорусских предприятий [4]. В обмен Узбекистан будет получать тяжелую белорусскую технику, в том числе самосвалы. Китай в 2009 г. импортировал из Узбекистана порядка 350 тыс. т хлопкового волокна, а за восемь месяцев 2011 г. - 94 тыс. т.

Часть узбекского хлопка в виде сырья реализуется через организуемую в Ташкенте ежегодную Международную узбекскую хлопковую ярмарку (упомянута выше) и биржи. Экспорт хлопка поддерживается хорошо отлаженной системой логистики: терминалов, транспортной инфраструктуры и маршрутных коридоров. В Узбекистане на сегодняшний день действуют 22 специализированных хлопковых терминала, в том числе пять со свободным складированием. Сеть терминалов постоянно расширяется с участием ведущих международных логистических центров.

Совокупный объем единовременного хранения составляет более 400 тыс. т хлопкового волокна.

Реализация узбекского хлопкового волокна осуществляется через валютную площадку Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи (УзРТСБ) и ОАО "Московская фондовая биржа". Биржевая торговля хлопковым волокном развивается названными выше операторами в соответствии с решениями, принятыми на 13-м заседании Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан совместно с Русским Хлопковым Сообществом.

Продавцами волокна на УзРТСБ выступают 13 региональных компаний ТАО "Хлопкопром", при этом все взаиморасчеты по сделкам осуществляются через расчетно-клиринговую палату (РКП) биржи. Для участия в торгах необходимо заключить договор и задепонировать на индивидуальном счете в РКП сумму в размере 2% от предполагаемого объема сделки. По результатам биржевых торгов обе стороны получают зарегистрированный на бирже контракт. В течение 15 банковских дней покупателю необходимо осуществить предпогрузочную инспекцию и внести депозит, полностью покрывающий сумму сделки. Поступившие средства покупателя вносятся на спецсчета в РКП и разблокируются лишь в случае исполнения контракта либо возвращаются покупателю в случае неисполнения контрактных обязательств по вине продавца. После перехода прав собственности на товар его владелец имеет право свободного выставления на повторные биржевые торги. Проект по биржевой торговле хлопковым волокном проводится под контролем со стороны Минэкономразвития и Минпромторга России. МФБ также планирует вывод на биржевой рынок продавцов из Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана, хотя Узбекистан является и остается самым крупным поставщиком этого товара.

Таким образом, Узбекистан за последние годы укрепил свой авторитет и влияние в международном хлопковом бизнесе, зарекомендовав себя как надежный и стабильный поставщик хлопка на мировом рынке, который, кроме того, способен формировать и влиять на его конъюнктуру.

Сельскохозяйственный сектор производит также в значительных объемах сырой шелк, фрукты, овощи, виноград, дыни, каракуль, шерсть, в значительных объемах экспортируемые в соседние страны. По экспертным оценкам, республика только за счет экспорта плодоовощной продукции способна в перспективе увеличить валютные поступления до 8 - 10 млрд евро в год. За 1991 - 2010 гг. производство овощей на душу населения возросло на 162,3%, картофеля - в 4 раза, фруктов - в 2,5 раза. Почти все показатели демонстрируют рост. К примеру, если валовая продукция сельского хозяйства страны за 2010 г. составила 15 810,7 млрд сумов, то за 9 месяцев 2011 г. достигла 14 168,4 млрд сумов.

В 2010 г. в Узбекистане был получен урожай более 7,0 млн т зерна, выращено, как уже говорилось, 4,1 млн т хлопка, 6,346 млн т овощей, 1,71 млн т фруктов, 1,693 млн т картофеля, 1,182 млн т бахчевых и 987,3 тыс. т винограда [5]. В животноводстве поголовье крупного рогатого скота достигло 8,893 млн голов. Во многом такие результаты достигнуты благодаря кредитам со стороны коммерческих банков Узбекистана. Сельскохозяйственный сектор получил льготных кредитов на сумму 1,228 трлн сумов (750 млн долл.), из них на производство зерна - 332,8 млрд сумов (138 млн долл.), и на производство хлопка-сырца - 1,006 трлн сумов (612 млн долл.). В течение 9 месяцев 2011 г. собрано 6800 тыс. т зерна, 4871,5 тыс. т овощей, 1370,4 тыс. т картофеля, 933,4 тыс. т бахчевых, 1256,5 тыс. т плодов, 723,2 тыс. т винограда. Экспортировано всего 550,7 тыс. т плодоовощной продукции.

Динамика объема продукции сельского хозяйства Узбекистана [3]

                            Динамика объема продукции сельского
хозяйства Узбекистана, трлн сумов
18 ¬
¦
¦
¦
16 + 15,8
¦ *
¦
¦
14 +
¦
¦ 12,6
¦ *
12 +
¦
¦ 10,5
¦ *
10 + 9
¦ *
трлн сум ¦
¦
8 + 7,3
¦ *
¦
¦
6 + 5,4
¦ *
¦
¦
4 +
¦
¦
¦
2 +
¦
¦
¦
0 +---------T---------T---------T---------T---------T---------¬
2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 1

На 01.10.2011 в республике действуют 66 134 фермерских хозяйства, им передано в аренду 5,295 млн га земли, при этом земельный участок одного фермера в среднем доведен до 80 гектаров. В настоящее время в республике функционирует 410 племенных животноводческих хозяйств, занимающихся селекционно-племенной работой, которая ведется согласно перспективному плану селекционно-племенной работы, рассчитанному на 10 - 15 лет. И все эти результаты достигнуты несмотря на переменчивость погодных условий.

К настоящему времени все государственные хозяйства и сельскохозяйственные предприятия приватизированы и преобразованы в ширкатные (кооперативные) и фермерские хозяйства, акционерные компании и другие структуры (рис. 2). Как отмечено выше, в стране зарегистрировано 66 134 фермерских хозяйства, около 13 тыс. специализируются на животноводстве, овощеводстве и картофелеводстве, а свыше 22 тыс. - на садоводстве и виноградарстве. Реформы собственности на землю проводились в республике последовательно и поэтапно. Начиная с 2004 г. внедрена арендная форма землепользования для всех форм хозяйствования, кроме дехканских хозяйств. Земельные участки предоставляются фермерским хозяйствам в долгосрочную аренду от 30 до 50 лет, при этом минимальный размер фермерских хозяйств хлопководческого и зерноводческого направления составляет 30 га, овощеводческого, садоводческого направления - 5 га. В республике создана юридическая основа для наследования права аренды земельных участков фермерских хозяйств, а также внедрен механизм стимулирования освоения дополнительных земель за счет собственных средств фермерских хозяйств.

Динамика числа зарегистрированных предприятий и организаций в сельском хозяйстве Узбекистана [3]

          350 ¬
¦
¦
¦
¦
300 + 291,6
¦ 281,2 288,1 # 283,4
¦ # # #
¦ *
¦ 252,7 272,2
250 + #
¦ 229
¦ 217,1 * 223,9
¦ * *
¦
200 + 189,2
¦ 186 *
тыс. ед. ¦ #
¦
¦
150 +
¦
¦ 125,7
¦ * # # # - Предприятия
¦ сельского
100 + хозяйства
¦
¦ * * * - Фермерские
¦ хозяйства
¦
50 +
¦
¦
¦
¦
0 +---------T---------T---------T---------T---------T---------¬
2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 2

Водоснабжение Узбекистана обеспечивается за счет двух рек - Амударьи и Сырдарьи, впадающих в Аральское море. К сожалению, надо констатировать, что в Центральной Азии крайне неравномерно распределены водные ресурсы: на Киргизию и Таджикистан приходится 80,7% водостока всего региона. В этих государствах вода в первую очередь используется в электроэнергетике. Киргизия, например, самостоятельно потребляет только 7% воды, а основная часть подается в Таджикистан, Узбекистан и Казахстан, где вода используется для ирригации. Киргизия в максимальной степени использует воду в зимний период для выработки электричества и тепла, а Узбекистан - в летний период [5]. Сельское хозяйство Узбекистана ведется лишь в долинах рек с помощью искусственной ирригации. Всего в республике имеется 22 млн 614 тыс. га земель, пригодных для выращивания сельскохозяйственной продукции, а также 10 млн 201 тыс. га резервных земель. Посевные площади, или 87% от общей площади посева, которые обслуживаются развитой сетью водохранилищ, насосных станций, каналов, оросителей, коллекторов и других гидротехнических сооружений, составляют свыше 4 млн га.

Надо отметить, что система управления водным хозяйством переведена из административного принципа на бассейновый принцип, по республике создано 10 бассейновых управлений ирригационных систем и одно управление магистральных каналов, имеющее объединенную диспетчерскую систему по Ферганской долине. Для улучшения уровня обслуживания фермерских хозяйств созданы ассоциации водопотребителей. Сегодня Правительство республики своей наиглавнейшей задачей считает рациональное расходование имеющейся воды.

Кроме того, ощущается нехватка финансовых средств, необходимых для создания новых хозяйств, модернизации существующих, а также внедрения передовых технологий по выращиванию и переработке сельхозпродукции. Требуется финансовое обеспечение и для качественного обновления парка сельскохозяйственной техники, особенно высокопроизводительными тракторами, зерноуборочными комбайнами и транспортной техникой. Больше внимания предстоит уделять использованию современных систем орошения и энергосберегающих технологий, повышению продуктивности скота. К примеру, в сфере животноводства средний удой молока за последние пять лет в Узбекистане остался на уровне 1,7 тыс. кг, в то время как в Дании и Южной Корее этот показатель составляет 8 - 9,5 тыс. кг, в Венгрии, Германии, Голландии - 6 - 7 тыс.

Как отмечалось в научных работах Президента РУз И.А. Каримова, сельское хозяйство остро нуждается в модернизации, техническом и технологическом обновлении практически всего комплекса входящих в него отраслей и производств. Иностранные инвестиции, по нашему мнению, должны стать важнейшим инструментом в этой сфере. К сожалению, на сегодняшний день они составляют незначительную долю в общем объеме инвестиций в отрасли. Это связано с более низкой инвестиционной привлекательностью сельского хозяйства в сравнении с другими секторами экономики, а также слабой системой стимулирования прямых иностранных инвестиций в АПК.

К основным факторам, стимулирующим инвестиции в сельское хозяйство, как известно, относятся доступность земли и воды, а также быстрый рост спроса и увеличения импорта сельскохозяйственных культур в различных странах, включая Китай, Бразилию, Индию, Россию, Южную Корею. Международные инвестиции в сельское хозяйство также растут вследствие расширения применения биотоплива, получаемого из зерновых, сахарного тростника и масличных культур. Однако хотя иностранные инвестиции в сельскохозяйственное производство увеличиваются, их совокупные размеры остаются ограниченными. Суммарный объем иностранных инвестиций в этот сектор в 2007 г. в мировом масштабе составил 32 млрд долл. (UNCTAD, 2009) [6]. Причем если в начале 2000-х иностранные инвестиции направлялись преимущественно в отрасли, производящие пищевые продукты и напитки, то в настоящее время транснациональные компании (ТНК) также осуществляют инвестиции в сельскохозяйственное производство и подрядное сельское хозяйство, умножая тем самым фактические масштабы своего участия в этой отрасли.

Учитывая то, что страны СНГ имеют короткий срок независимого развития, а также схожие проблемы, их отраслевое экономическое сотрудничество и интеграция являются императивом, без них не повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции стран СНГ на мировом рынке. Если взаимные инвестиции могут оказать существенное благоприятное влияние на развитие производства, то интеграционные инициативы помогут справиться со стоящими перед отраслью вызовами. К сожалению, в настоящее время взаимные инвестиции стран СНГ в АПК незначительны, огромный потенциал развития взаимного сотрудничества реализован в малой степени. Правда, стоит сказать о направленных на это шагах стран Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан), которые недавно подписали соглашение о создании Агропромышленного объединения, в который вошли практически все ведущие отраслевые союзы (мясные, молочные, зерновые и т.д.).

Если говорить о конкретных цифрах, то на сегодняшний день Узбекистан привлек в сельскохозяйственный сектор порядка 700 млн долл. США для реализации инфраструктурных и институциональных проектов, в основном за счет займов и грантов международных финансовых институтов - Всемирного банка, Азиатского банка развития, Исламского банка развития, фонда ОПЕК и др. Только в секторе водного хозяйства за счет средств иностранных государств и международных финансовых институтов в рамках 21 проекта выполнены работы на сумму 255 млн долл. на 1637 гидротехнических сооружениях, построены орошаемые сети и межхозяйственные коллекторы длиной более 500 км, выполнены работы по лазерному выравниванию 1174 га площади земли, импортировано около 300 единиц сельскохозяйственной техники, 14 крупных насосных агрегатов, 8 земснарядов и 4 гидротурбины, отвечающие международным стандартам. Кроме того, в 2010 г. Узбекистан присоединился к соглашению о создании Международного фонда сельскохозяйственного развития (IFAD), что является дополнительным источником финансирования инвестиционных проектов в сфере сельского и водного хозяйства. Также действует ряд программ поддержки сельскохозяйственного сектора республики со стороны разных государств. К примеру, 3-летняя Программа "Развитие сельскохозяйственных связей" (AgLinks) стоимостью 5 млн долл., финансируемая Агентством США по международному развитию (USAID), нацелена на повышение урожайности винограда и некоторых видов плодовых деревьев, таких как груша, яблоня, айва, вишня и персик. Данная Программа также предусматривает сотрудничество с ассоциациями водопользователей, агрофирмами, недавно приватизированными коллективными хозяйствами и другими организациями.

Отдельные проекты могут быть успешными, однако в целом, в силу объективных причин, инвестиционная привлекательность нашего сельского хозяйства остается невысокой, требуются большие усилия со стороны Узбекистана, чтобы инициировать и поощрять взаимные инвестиции прежде всего со странами СНГ, в первую очередь Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Если коснуться взаимоотношений Узбекистана и России, то необходимо отметить, что между двумя странами в 2004 г. был подписан Договор о стратегическом партнерстве, в 2005 г. - Договор о союзнических отношениях, на основе которых и развивается нынешнее сотрудничество. В целом взаимные отношения двух стран базируются на солидной основе - 276 документах различного уровня [7].

Двусторонняя торговля имеет позитивную динамику, в 2010 г. она выросла почти на 50% и составила 6,4 млрд долл. США [8]. Узбекистан экспортирует в Россию природный газ, сельскохозяйственную продукцию, транспортные и коммуникационные услуги, транспортные средства, текстиль и другие товары. Из России в Узбекистан импортируются механическое и электрическое оборудование, транспортные средства, цветные и черные металлы и изделия из них, химическая продукция, фармацевтические препараты, древесина и продукция деревоперерабатывающей промышленности. Динамика инвестиционного сотрудничества наглядно проявляется в увеличении числа совместных предприятий. В Узбекистане действуют 843 узбекско-российских совместных предприятия [9]. Кроме того, 135 фирм и компаний России открыли свои представительства в Узбекистане. В Российской Федерации функционируют 385 совместных предприятий, созданных с участием узбекских партнеров. Объем инвестиций, вложенных российской стороной в формирование уставного фонда данных предприятий, превышает 1 млрд долл. США [10]. На протяжении последних лет свыше 98% прямых российских инвестиций в экономику Узбекистана приходятся в основном на топливно-энергетический комплекс и сферу телекоммуникаций, около 2% - на все остальные отрасли. "Лукойл" продолжает реализацию проекта стоимостью 3,1 млрд долл. по освоению газовых месторождений Кандымской группы в Бухарской области и проведению геолого-разведочных работ на Устюрте, а также разработку месторождений на Устюрте и Южном Гиссаре стоимостью 462 млн долл. ЗАО "Газпром зарубежнефть" - оператор проекта ОАО "Газпром" реализует второй этап Программы геолого-разведочных работ в Устюртском регионе Узбекистана. Дочерняя компания МНГК "СоюзНефтеГаз" ЗАО "Сибирская сервисная компания" продолжает поисково-разведочное и эксплуатационное бурение на нефтегазовых блоках Устюртского региона. Общая сумма контракта превышает 350 млн долл. США. Кроме того, среди наиболее успешно действующих предприятий с российскими инвестициями на территории Узбекистана можно отметить такие, как СП "Факел" (Ферганская область, производство оборудования для нефтегазовой промышленности); СП "БАЛТИМОР-ЧЕЛЕК" по переработке томата и производству кетчупов; СП "СибНам" по выпуску технических трубок; СП "Шифо" по производству одноразовых шприцев; СП "Намточ" по выпуску газовых счетчиков; СП "Петроконцентрат" по выпуску томатной пасты; СП "Сладкий мир" по производству кондитерских изделий; СП "Farvar" по выпуску соков, ликеро-водочных изделий; СП "КорРосмаргарин" по производству маргарина, а также СП "КорРоссельмаш" по предоставлению услуг в сфере ремонта и обслуживания сельскохозяйственной техники.

В сфере переработки сельхозпродукции наибольшей известностью, пожалуй, пользуется созданное в 1999 г. Узбекско-Российское совместное предприятие "БАЛТИМОР-ЧЕЛЕК", которое производит кетчупы, уксус, приправы, соусы, на данном предприятии работает 600 человек.

Необходимо также подчеркнуть, что развитие отечественного агропромышленного производства возможно лишь при умелой интеграции сопряженных участников бизнеса, получении положительной синергии от объединения субъектов, что не всегда удается. Мобилизовывать преимущества интеграции надо в ходе формирования кластерных объединений.

Помимо инвестиций в развитие сырьевой базы, модернизацию и создание новых перерабатывающих производств для выпуска конкурентоспособной на внешних рынках продукции, необходимо выделить и такое направление, как развитие экспортной инфраструктуры (создание сети крупных современных баз хранения фруктов и овощей, разработка оптимальных маршрутов транспортировки на целевые рынки, увеличение мощностей фруктовых и овощных терминалов), создание сельскохозяйственных транснациональных компаний (СТНК).

Литература

  1. Джадралиев М.А. Экономическое взаимодействие в агропромышленном комплексе стран СНГ. Евразийский банк развития. Отраслевой обзор. Алматы, 2010. С. 9.
  2. Каримов И.А. Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа / И.А. Каримов. Т.: Узбекистан, 2011. С. 7.
  3. http://www.uzbekistan.org.ua/ru/news/economical_news/2137.html. Хлопок и текстиль Узбекистана: качество - мировых стандартов. 14.10.2011.
  4. http://www.gazeta.uz/2011/10/13/belarus/. Узбекистан и Беларусь договорились о хлопковых поставках.
  5. Проблемы использования водных ресурсов государствами Центральной Азии. Иностранная печать. Серия "Экономический и научно-технический потенциал" // ВИНИТИ. 2002. N 1. С. 8 - 9.
  6. Джадралиев М.А. Экономическое взаимодействие в агропромышленном комплексе стран СНГ. Евразийский банк развития. Отраслевой обзор. Алматы, 2010. С. 18.
  7. http://www.easttime.ru/reganalitic/1/243.htm. К. ю. н. Асия Эсенбекова. Особенности торгово-экономических связей России с отдельными странами Центральной Азии (на примере Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана). 05.01.2011.
  8. http://www.president.uz/ru/news/show/main/sotrudnichestvo_osnovannoe_na_dolgosroch/#. Сотрудничество, основанное на долгосрочных интересах. 14.06.2011.
  9. http://www.islamsng.com/uzb/news/2744. В России издан журнал, посвященный 20-летию Узбекистана.
  10. http://journal-neo-ru.livejournal.com/13623.html. Елена Кузьмина. Позиции России в странах Центральной Азии.

Ш.А.Аллаеров

К. э. н.,

доцент,

заместитель декана

финансово-экономического факультета

Ташкентского финансового института