Мудрый Экономист

Организация и осуществление контроля в системе Минюста

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 1

Статьей 269 БК РФ на главных распорядителей бюджетных средств возложена обязанность по организации и проведению финансового контроля в подведомственных им учреждениях в целях обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств. В предложенной статье рассмотрен финансовый контроль учреждений, подведомственных Минюсту.

Общие положения организации финансового контроля

Проведение ведомственного контроля в системе Минюста регламентировано Положением о порядке осуществления финансового контроля Министерством юстиции Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 14.06.2012 N 116 (далее - Положение). Данным документом определены:

Ведомственный финансовый контроль организуется в целях выявления, устранения и предупреждения недостатков в финансово-хозяйственной деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств, подведомственных Минюсту.

Ревизионная деятельность осуществляется путем проведения контрольных мероприятий (ревизий, проверок) на объектах контроля за определенный период времени в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Мероприятия по проведению проверок осуществляются в зависимости от их характера, объема, сложности и специфики деятельности подведомственных учреждений:

Основные задачи финансового контроля

В соответствии с п. 5 Положения основными задачами финансового контроля, осуществляемого Минюстом, являются:

  V   проверка соблюдения подведомственными  учреждениями  законодательных,
иных нормативных правовых актов и актов Минюста;
---------------------------------------------------------------------
V проверка законности, эффективности и целесообразности использования
средств федерального бюджета, материальных и трудовых ресурсов,
формирования и использования средств, полученных от приносящей доход
деятельности, законности хозяйственных операций, обеспечения
сохранности государственной собственности;
---------------------------------------------------------------------
V проверка состояния бюджетного (бухгалтерского) учета, формирование
достоверной и полной отчетности по результатам деятельности
подведомственных учреждений;
---------------------------------------------------------------------
V контроль за своевременным и полным устранением выявленных по
результатам контрольных мероприятий нарушений и недостатков,
принятием решений по возмещению причиненного государству ущерба;
---------------------------------------------------------------------
V систематическое обобщение и анализ материалов контрольных
мероприятий, подготовка докладов министру юстиции или начальникам
главных управлений о результатах и состоянии контрольной
деятельности;
---------------------------------------------------------------------
V разработка мер по совершенствованию ведомственного финансового
контроля.

Все перечисленные задачи финансового контроля должны быть решены посредством проведения запланированных контрольных мероприятий.

Организация финансового контроля

В соответствии с п. 6 Положения организация финансового контроля и ответственность за его состояние возложены на Департамент организации и контроля и главные управления Минюста.

В силу п. 7 Положения проверка финансовой дисциплины в подведомственных учреждениях Минюста осуществляется посредством проведения предварительного, текущего и последующего контроля.

                      -------------------------------¬
¦ Виды финансового контроля ¦
L-----T-----T-------------T-----
------------------ ¦ L-----------¬
¦/ ¦/ ¦/
----------------------¬----------------------¬----------------------------¬
¦ Предварительный ¦¦ Текущий ¦¦ Последующий ¦
L----------T-----------L----------T-----------L-------------T--------------
¦/ ¦/ ¦/
----------------------¬----------------------¬----------------------------¬
¦ Осуществляется до ¦¦ Осуществляется в ¦¦ Осуществляется после ¦
¦совершения финансово-¦¦ процессе совершения ¦¦ совершения финансово- ¦
¦ хозяйственных ¦¦ финансово- ¦¦ хозяйственных операций ¦
¦ операций при ¦¦ хозяйственных ¦¦ путем проведения ¦
¦ обсуждении, ¦¦ операций при ¦¦ документальных ревизий или¦
¦ утверждении и ¦¦ составлении и ¦¦ проверок финансово- ¦
¦исполнении решений п утверждении сметных,¦¦ хозяйственной деятельности¦
¦ финансовым и ¦¦договорных, расчетных¦¦ структурными ¦
¦ хозяйственным ¦¦ и иных документов ¦¦ подразделениями, ¦
¦ вопросам ¦¦ ¦¦ осуществляющими функции ¦
¦ ¦¦ ¦¦ финансового контроля ¦
L----------------------L----------------------L----------------------------

Более подробно остановимся на осуществлении последующего контроля.

В соответствии с п. 12 Положения он проводится в процессе:

  V   составления, утверждения планов контрольной деятельности;
---------------------------------------------------------------------
V рассмотрения актов контрольных мероприятий, подготовки решений по
ним;
---------------------------------------------------------------------
V контроля над выполнением решений по актам контрольных мероприятий,
своевременным предоставлением информации по устранению выявленных
нарушений и недостатков, а также по возмещению причиненного ущерба;
---------------------------------------------------------------------
V ведения учета результатов проведенных контрольных мероприятий,
составления отчета о результатах контрольной деятельности;
---------------------------------------------------------------------
V организации взаимодействия и координации работы с другими органами
финансового контроля;
---------------------------------------------------------------------
V изучения и обобщения материалов контрольных мероприятий, разработки
мер по совершенствованию ведомственного финансового контроля.

Контрольные мероприятия могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Плановые проверки проводятся в соответствии с планом проверок, который представляет собой перечень контрольных мероприятий (ревизий, проверок), планируемых осуществить в следующем календарном году. В нем устанавливаются форма и тема контрольного мероприятия, подведомственное учреждение как объект контроля, проверяемый период, суммы финансирования в проверяемом периоде и срок его проведения.

Периодичность, сроки, формы и методы проведения контрольных мероприятий устанавливаются исходя из специфики и объемов деятельности объектов контроля (п. 15 Положения).

При разработке проектов планов учитываются:

Внеплановые проверки проводятся по поручению министра Минюста или начальников главных управлений, а также в случае обращений правоохранительных органов или государственных контрольных органов (п. 20 Положения).

Руководители подведомственных Минюсту федеральных служб, главных управлений, территориальных органов, федеральных бюджетных и казенных учреждений Минюста обязаны обеспечить участие своих представителей в контрольных мероприятиях, проводимых Министерством.

В силу п. 22 Положения в случае необходимости для участия в контрольных мероприятиях Департамент организации и контроля по согласованию с курирующим заместителем министра юстиции вправе привлекать соответствующих экспертов.

Права и обязанности работника финансового контроля

Права и обязанности работников финансового контроля Минюста регламентированы п. п. 23 - 24 Положения.

Работник финансового контроля обязан:

Работник финансового контроля имеет право:

Порядок проведения контрольных мероприятий

Любое контрольное мероприятие состоит из нескольких основных этапов:

Представим все этапы проверки на схеме.

                    -----------------------------------¬
------------+ Основные этапы проверки +----------¬
¦ L----T-----------T-----------T------ ¦
¦/ ¦ ¦ ¦ ¦/
----------------¬ ¦ ¦ ¦ ----------------¬
¦ Подготовка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Отчетность о ¦
¦ контрольного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результатах ¦
¦ мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проверки ¦
L---------------- ¦ ¦ ¦ L----------------
------- ¦ L-----¬
¦/ ¦/ ¦/
-----------------------¬ ------------------¬ -----------------------¬
¦ Составление программы¦ ¦ Проведение ¦ ¦Оформление результатов¦
¦ проверки ¦ ¦ проверки ¦ ¦ проверки ¦
L----------------------- L------------------ L-----------------------

На каждом этапе проводятся необходимые процедуры контроля, прописанные в Положении. Выделим основные моменты.

Подготовка контрольного мероприятия. Она осуществляется путем (п. 26 Положения):

Решение о проведении контрольного мероприятия оформляется распоряжением Минюста или приказами главных управлений, в которых указываются форма и тема контрольного мероприятия, срок его проведения, наименование объекта контроля, персональный состав ревизионной группы (проверяющий).

Обратите внимание! Для проведения контрольного мероприятия определяется реально необходимый срок, но не более 30 рабочих дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего контрольное мероприятие, но не более чем на 30 рабочих дней (п. 28 Положения).

При подготовке контрольного мероприятия участники ревизионной группы (проверяющий) изучают:

По результатам предварительного изучения объекта контроля руководитель ревизионной группы (проверяющий) составляет программу контрольного мероприятия.

Программы проверки. В силу п. 33 Положения программа проверки должна содержать форму и тему контрольного мероприятия, наименование объекта контроля, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия.

В зависимости от темы контрольного мероприятия в программу рекомендуется включать следующие вопросы:

При необходимости в программу контрольного мероприятия могут быть включены другие вопросы, учитывающие специфику деятельности объекта контроля, или с учетом конкретных обстоятельств проведения контрольного мероприятия часть из вышеуказанных вопросов.

Проведение проверки. Исходя из темы проверки и ее программы руководитель контрольной группы определяет объем и состав контрольных действий по каждому вопросу программы проверки, а также методы и способы проведения контрольных процедур.

В соответствии с п. 42 Положения контрольные действия в процессе проведения проверки подразделяются на документальное и фактическое изучение с осуществлением определенных процедур. Представим их в виде схемы.

                        ---------------------------¬
------+ Контрольные действия +----¬
¦ L--------------------------- ¦
¦/ ¦/
-------------------------------------¬------------------------------------¬
¦ Документальное изучение ¦¦ Фактическое изучение ¦
L-----------------T-------------------L-----------------T------------------
¦/ ¦/
-------------------------------------¬------------------------------------¬
¦ Проверка в проверяемом периоде ¦¦Проведение контрольного мероприятия¦
¦ финансовых, бухгалтерских, отчетных¦¦ путем осмотра, наблюдения, ¦
¦ и иных документов объекта контроля,¦¦ пересчета, экспертизы, контрольных¦
¦ в том числе путем анализа и оценки ¦¦ замеров ¦
¦ полученной из них информации ¦¦ ¦
L-------------------------------------L------------------------------------

Основным методом контрольного мероприятия является проверка соответствия совершенных учреждением финансовых и хозяйственных операций законодательным, иным нормативным правовым актам РФ и Минюста по подлинным первичным учетным документам за период, прошедший с начала проведения предыдущего контрольного мероприятия, или за больший срок, установленный руководителем, назначившим его проведение (п. 43 Положения).

В ходе проверки проверяющие могут выбрать либо сплошной, либо выборочный метод ревизии. Решение о выборе одного из указанных методов принимает руководитель проверки. Во внимание принимаются объем финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к вопросам проверки, состояние бюджетного учета и установленные сроки проведения ревизии. Как правило, сплошным методом проверяются кассовая дисциплина и расчеты с подотчетными лицами. Остальные вопросы чаще проверяются выборочным методом.

В тех случаях, когда выборочной проверкой выявлены факты серьезных нарушений и недостатков, злоупотреблений должностных лиц, руководитель ревизионной группы производит проверку документов сплошным способом за весь ревизуемый период, а также за период, охваченный предыдущей проверкой.

Оформление результатов проверки. Оформление результатов контрольного мероприятия изложено в п. п. 61 - 83 Положения. Основным итоговым документом является акт ревизии (проверки), который составляется в двух экземплярах, а при необходимости - в большем количестве. Примерная форма акта приведена в Приложении 3 к Положению.

Акт подписывается руководителем ревизионной группы (проверяющим), руководителем проверяемого учреждения и главным бухгалтером (начальником финансовой службы).

В акте отражаются только проверенные контролером и документально обоснованные факты по вопросам, которые перечислены в утвержденном задании на проведение проверки. При их изложении должны быть соблюдены объективность, ясность и точность описания со ссылкой по каждому факту на нарушение соответствующих нормативных актов с указанием размера нанесенных убытков, должностных лиц, допустивших эти нарушения. Акт не должен содержать оценку (квалификацию) деятельности и действий должностных, а также материально ответственных лиц.

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, каков размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

Обратите внимание! В акте проверки не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц проверяемой организации, не должны допускаться выводы и предложения, не подтвержденные доказательствами, помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления (п. 65 Положения).

При изложении фактов нарушений излагается только главное, что характеризует нарушение конкретных нормативных документов. Однородные недостатки и нарушения группируются в соответствующем разделе акта или в приложении к нему. Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в акт ревизии (проверки) в кратком изложении со ссылкой на приложения. К акту прилагаются аналитические таблицы и копии документов, подтверждающих вскрытые ревизией нарушения, акт проверки кассы и кассовых операций.

В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.

Промежуточный акт подписывается руководителем ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса плана ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии (п. 76 Положения).

В силу п. 77 Положения в случаях отказа должностных лиц проверяемого учреждения в допуске ревизионной группы на объект контроля и непредставления нужной информации по запросу руководителя ревизионной группы оформляется акт по перечисленным фактам. Форма акта о создании препятствий в проведении контрольного мероприятия приведена в Приложении 6 к Положению.

Основные нарушения, выявляемые в ходе проверок

Среди нарушений можно выделить наиболее типичные, которые имеют место в большинстве проверяемых учреждений. Они сгруппированы в форме справки о выявленных нарушениях с денежными средствами и материальными ценностями, которая приведена в Приложении 4 к Положению. Представим их классификацию в виде схемы.

                     --------------------------------¬
---------+ Виды финансовых нарушений +----¬
¦ L-----------T-------------------- ¦
¦/ ¦/ ¦/
-----------------------¬------------------¬-------------------------------¬
¦ Нарушения, которыми ¦¦ Нарушения, ¦¦ Нарушения, которыми допущены ¦
¦ причинен ущерб ¦¦ связанные с ¦¦ нерезультативные, ¦
¦ государству ¦¦ нецелевым ¦¦ неэффективные расходы и ¦
L-----------T-----------¦ использование ¦¦ неполученные доходы ¦
¦ ¦ средств ¦L--------------T----------------
¦ L--------T--------- ¦
¦/ ¦/ ¦/
-----------------------¬------------------¬-------------------------------¬
¦- недостача денежных ¦¦- нецелевое ¦¦- нерезультативные, ¦
¦средств и материальных¦¦использование ¦¦неэффективные и нерациональные¦
¦ценностей; ¦¦денежных средств;¦¦расходы; ¦
¦- растрата денежных ¦¦- нецелевое ¦¦- непроизводительные затраты; ¦
¦средств; ¦¦использование ¦¦- просроченная по ¦
¦- неправомерный расхо䦦материальных ¦¦обязательствам (в том числе ¦
¦денежных средств; ¦¦ценностей ¦¦неучтенная) задолженность ¦
¦- безнадежная к ¦L------------------¦сторонних организаций за ¦
¦взысканию просроченная¦ ¦отпущенные им материальные ¦
¦дебиторская ¦ ¦ценности и оказанные услуги; ¦
¦задолженность; ¦ ¦- упущенная выгода от ¦
¦- ущерб от оказания ¦ ¦реализации и использования в ¦
¦услуг; ¦ ¦интересах сторонних ¦
¦- утрата материальных ¦ ¦организаций имущества и от ¦
¦ценностей и другие ¦ ¦оказания им услуг; ¦
¦нарушения ¦ ¦- нарушения в бюджетном ¦
L----------------------- ¦(бухгалтерском) учете и ¦
¦отчетности; ¦
¦- неисполнение обязательств ¦
¦перед внебюджетными фондами; ¦
¦- нарушения при осуществлении ¦
¦госзакупок ¦
L-------------------------------

Особое внимание следует обратить на нецелевое использование бюджетных средств.

В силу ст. 38 БК РФ целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета (ст. 184.1 БК РФ).

Нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (ст. 289 БК РФ).

Напомним, что п. 1 ст. 15.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния. В силу норм данной статьи к нарушителям применяется наказание в виде наложение штрафных санкций в размере:

Отчет о результатах контрольной деятельности

В соответствии с п. 94 Положения работники финансового контроля ежеквартально не позднее трех рабочих дней месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют своему непосредственному руководителю отчет о проведенных ими самостоятельно или с их участием контрольных мероприятиях. Форма отчета приведена в Приложении 10 к Положению.

Главные управления и структурное подразделение Департамента организации и контроля, на которое возложено осуществление функций финансового контроля, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют директору указанного департамента отчет о контрольной деятельности. Его форма приведена в Приложении 11 к Положению.

Директор Департамента организации и контроля ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет министру Минюста подготовленные департаментом сводный отчет о контрольной деятельности и пояснительную записку к нему. В пояснительной записке приводятся сведения о результатах проведенных контрольных мероприятий, имеющихся случаях передачи материалов контрольных мероприятий в Росфиннадзор и правоохранительные органы, иных решениях, связанных с привлечением к ответственности за выявленные нарушения.

С.Валова

Эксперт журнала

"Силовые министерства

и ведомства:

бухгалтерский учет

и налогообложение"