Мудрый Экономист

Товары и материалы. Смена наименования

"Современный предприниматель", 2011, N 11

Ситуаций, когда предпринимателю может понадобиться принять к учету закупленные материалы или товары под наименованием, отличным от указанного поставщиком в отгрузочных документах, могут быть самые разные. Назовем некоторые из них.

Распространенный случай: бизнесмен закупает товары у разных поставщиков. Одни и те же товары разные поставщики могут продавать под разными наименованиями. Конечно, существуют ГОСТ, Общероссийский классификатор продукции, но производители и продавцы присваивают наименования своей продукции самостоятельно, и вариации наименований могут быть самыми разными. Коммерсанту, приобретающему ценности, необходимо их принять к учету. Можно вести учет по наименованиям, предложенным поставщиками, и для фактически одного и того же товара, возможно даже одного производителя, но закупленного в разных розничных точках, заводить отдельную строку в номенклатуре. Справочник номенклатуры будет неоправданно разрастаться, соответственно, поиск наименований усложнится. Не исключено, что в документах придется указывать наименования несколькими строками вместо одной. Если, к примеру, перепродается товар из разных закупленных партий. Придется контролировать каждое наименование и отражать реализацию товара или передачу его в производство точно под тем названием, под которым ценности приняты к учету, и отдельно отражать реализацию, к примеру, "Молока сгущенного", "Сгущенного молока" и "Сгущенки". Усложнение учета может привести не только к ошибкам, но и претензиям со стороны инспекторов, а также доначислению налогов.

Пример 1. По результатам выездной проверки инспекция доначислила фирме налог на прибыль. Основанием стали выводы контролеров о занижении доходов и расходов на стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных по результатам инвентаризации. Ревизоры указали, что общество неправомерно списало недостачи по одному товару за счет выявленных излишков по другому товару.

Суд решение контролеров отменил. Изучив инвентаризационные описи, сличительные ведомости, данные бухгалтерского учета, рассмотрев объяснения работников, справку о возможных заменах, таблицу соответствия наименований продукции, покупных материалов и комплектующих, утвержденную руководителем организации, арбитры установили, что фактически в ходе инвентаризации установлены несоответствия между данными бухгалтерского и складского учета: одна и та же деталь учитывалась по-разному на складе и в бухгалтерском учете. Таким образом, в данном случае возникли не излишки и недостачи, за которые инспекция доначислила налоги, а путаница в однотипных товарах из-за ошибок в учете. После проведения инвентаризации данные учета были приведены в соответствие с фактическим наличием продукции (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 мая 2011 г. N Ф09-2429/11-С3).

Пример 2. По результатам проверки инспекция доначислила фирме налог на прибыль, а также пени на недоимку и штраф. По мнению контролеров, организация не включила в состав доходов стоимость излишков материально-производственных запасов и готовой продукции, выявленных в результате инвентаризации. Согласно Кодексу стоимость излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, учитывается в составе внереализационных доходов (п. 20 ст. 250 НК РФ).

Суд установил, что разница возникла в результате переименования ассортимента выпускаемой продукции. Сделать это можно было только после выявления фактического наличия товарных ценностей на складе, поэтому и проводилась инвентаризация. Изучив сличительные ведомости, оформленные по результатам инвентаризации, регистры учета "Учет наличных материально-производственных запасов", инвентаризационные описи, арбитры обнаружили, что несоответствие ценностей того или иного наименования взаимосвязано и то количество, по которому идет расхождение, связано именно с переименованием продукции (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2009 г. по делу N А23-3030/08А-14-189).

Клиент может требовать указать в документах определенное наименование, которое вполне может не совпадать с тем, что указал ваш поставщик в отгрузочных документах. Подобное зачастую случается при заключении государственных контрактов или при работе с бюджетными организациями, которые требуют, чтобы номенклатура в накладных точно соответствовала наименованиям, приведенным в договорах.

Скорректировать наименование товара понадобится тем, кто применяет пониженную ставку НДС или пользуется другими налоговыми льготами в отношении тех или иных товаров. В подобных случаях лучше в документах указать то наименование товара, которое приводится в нормативном документе, где названы товары, подпадающие под льготу. В противном случае контролеры могут лишить бизнесмена привилегии.

Наименования товаров важны для экспортеров, так как при вывозе товара в таможенной декларации и документах на перевозку необходимо указать название, которое содержится в товарной номенклатуре нормативных актов, регулирующих внешнюю торговлю.

Закон не устанавливает каких-либо правил, позволяющих покупаемым товарам и материалам присваивать собственное наименование. Существуют Методические указания по бухучету материальных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н), которые допускают изменение единицы измерения материалов. Когда материалы поступают от продавца в одних единицах измерения, а со склада отпускаются в других, то в учете нужно отражать движение ценностей сразу в двух единицах измерения. Но когда это затруднительно, разрешено перевести закупленные материалы в те единицы измерения, которые удобны коммерсанту. Для этого нужно составить акт перевода, где указывается количество материалов в единицах измерения, указанных в документах поставщика, и в единицах измерения, по которым они будут учитываться. В отношении наименования товара можно поступить точно так же, то есть составив акт о переименовании (изменении наименования).

Документы на название

Оформить переименование необходимо так, чтобы можно было точно определить, что в ваших документах на отгрузку (отпуск товара в производство) указываются те же ценности, которые названы в документах, полученных от поставщика.

Инспекторы зачастую формально рассматривают документы, и несоответствие наименований в учете с названиями, приведенными поставщиком в накладных, может вызвать дополнительные вопросы. Контролеры, проверив документы, могут посчитать, что предприниматель принял на учет, а затем продал вовсе не те ценности, которые купил. Ведь соответствие названий не всегда может быть очевидно для проверяющих.

К примеру, приобретенные "ящики" и "кофры" в учете значатся как "транспортные контейнеры", или закупленные "игрушки детские" продаются как "игрушки-брелки". Если документы не будут четко указывать, что приняты к учету, проданы или списаны в производство именно те товары, которые были приобретены, ревизоры могут доначислить налоги.

Во-первых, НДС, при этом вычет "входного" налога по купленным товарам будет возвращен, ведь ценности, названные в счете-фактуре, не приняты к учету и не использованы в деятельности, облагаемой налогом (в деятельности использованы товары под другим названием). Во-вторых, стоимость товаров будет исключена из расходов (по НДФЛ или "упрощенному" налогу), так как по документам проданы какие-то другие товары, а не те, что закуплены. При этом стоимость этих других, взявшихся ниоткуда, товаров (ценности с новым названием) будет включена в величину доходов как излишки, выявленные инвентаризацией. С этих доходов придется уплатить налог. В-третьих, из расходов инспекторы могут исключить все затраты, связанные с покупкой переименованных товаров (транспортировка, хранение и т.п.).

К подобным претензиям нужно быть готовым, а чтобы их избежать, внимательно отнестись к документальному оформлению смены наименования товаров.

В первую очередь нужно составить приказ, где будет указываться, что для учета и контроля товарно-материальных ценностей их учет будет вестись под наименованиями, зафиксированными внутренней номенклатурой. Если коммерсант составляет учетную политику, все это необходимо указать в учетной политике.

Далее следует составить и утвердить приказом эту внутреннюю номенклатуру. В дополнение обязательно следует оформить таблицу соответствия наименований товаров, которые используют поставщики (наименования, указанные в документах от поставщиков), наименованиям внутренней номенклатуры. Отдельно для случаев, когда покупатели просят указывать в документах определенные наименования тех или иных товаров, сделать таблицу соответствия наименований внутренней номенклатуры названиям покупателей.

Купленный товар принимать к учету по внутренней номенклатуре в соответствии с названиями, указанными в упомянутых выше таблицах. При этом документ, которым оформляется принятие ценностей к учету (приходный ордер, акт о приеме товара), обязательно увязывать с накладной от поставщика, указывая реквизиты этой накладной. То есть к каждой накладной от поставщика составлять акт об изменении названия или о переводе (либо иной документ), где будут указаны наименования товаров по накладной от поставщика и присвоенные коммерсантом. Этот акт прикладывать к накладной.

Всех этих действий будет достаточно для того, чтобы подтвердить принятие на учет купленных товаров под другим названием. Таблицы соответствия наименований нередко помогают оспорить претензии инспекторов в суде.

Учтите, если придется оформлять возврат товаров продавцу, то в документах на возврат нужно указывать то наименование, которое было в накладной и счете-фактуре, выставленных продавцом.

Обратите внимание: оформлять переименование товара как якобы проведенную доработку или переукомплектацию не стоит. Ведь на самом деле подобных действий вы не осуществляете, ценности сохраняют своих исходные качества, меняется только их название. А указание на доработку или иное изменение товара может повлечь налоговые доначисления.

Если переименование товара необходимо один-два раза, то к накладной, полученной от поставщика, достаточно будет составить акт или справку, где будет указываться, что товар, полученный от данного поставщика, принимается к учету под другим названием. На накладной от поставщика сделать пометку об изменении наименования, а составленную справку подшить к этой накладной. Этого будет вполне достаточно. Чтобы избежать подобной ситуации, на стадии заключения договора с продавцом можно попытаться согласовать указание в отгрузочных документах необходимых вам наименований. Но если продавец не согласится, изменить название можно и самостоятельно.

Н.Черкасова

Эксперт журнала