Мудрый Экономист

Роль миграции в формировании трудового потенциала региона

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2011, N 12

В статье рассмотрены особенности трудовой миграции, ее влияние на процессы формирования трудовых ресурсов региона на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В данный период в России актуальны проблемы обеспеченности трудовыми ресурсами. Важнейшей экономической характеристикой трудовых ресурсов является трудовой потенциал - количество и качество труда, которым располагает субъект управления.

Трудовой потенциал региона: структура и факторы формирования

Трудовой потенциал региона - это совокупность свойств, возможностей, запасов трудовых ресурсов региона для осуществления трудовой деятельности в условиях достигнутого уровня развития экономики.

Трудовые ресурсы являются первичными по отношению к трудовому потенциалу. Именно они в процессе своего движения, трудовой деятельности накапливают и реализуют трудовой потенциал. Увеличение трудового потенциала региона может происходить путем наращивания качественных характеристик трудовых ресурсов, таких как: рост образовательного, интеллектуального и профессионально-квалификационного уровня, повышение мотивационных качеств трудовых ресурсов, отношение к труду, рост общечеловеческих и личностных качеств. Рост трудового потенциала персонала за счет совершенствования качественных характеристик занятого населения означает его соответствие условиям в экономике региона.

Трудовой потенциал региона - это различные способности трудовых ресурсов, проявляющиеся в трудовой деятельности. Он может быть неотделимым (перемещаемый трудовой потенциал) от их носителя - трудовых ресурсов, а может быть и отделимым (неперемещаемый трудовой потенциал) (рис. 1).

Виды трудового потенциала региона по возможности перемещения

                           --------------------¬      --------------------¬
¦ ¦ ¦ Совокупность ¦
¦ ¦ ¦ способностей к ¦
¦ ¦ ¦ трудовой ¦
¦ неперемещаемый ¦ ¦ деятельности ¦
¦ +------+ трудовых ресурсов,¦
¦ ¦ ¦ обусловленных ¦
-------------------¬ ¦ ¦ ¦ опытом и условиями¦
¦Трудовой потенциал+-------+ ¦ ¦ ¦
¦ региона ¦ L-------------------- L--------------------
¦ ¦ --------------------¬ --------------------¬
¦ +-------+ ¦ ¦ Совокупность ¦
L------------------- ¦ ¦ ¦ знаний, навыков, ¦
¦ ¦ ¦ способностей к ¦
¦ ¦ ¦ трудовой ¦
¦ перемещаемый ¦ ¦ деятельности ¦
¦ +------+ конкретных ¦
¦ ¦ ¦ представителей ¦
¦ ¦ ¦ трудовых ресурсов ¦
¦ ¦ ¦ региона ¦
L-------------------- L--------------------

Рис. 1

Так, если работник покидает регион, он может переместить и определенную часть знаний, навыков, способностей к трудовой деятельности, полученных в данном регионе. В то же время определенная совокупность знаний, способностей к трудовой деятельности, контакты, нормы и навыки не могут быть перемещены, так как могут существовать только в определенных условиях.

Словарь управления персоналом. Трудовой потенциал региона - это совокупность свойств, возможностей, запасов трудовых ресурсов региона для осуществления трудовой деятельности в условиях достигнутого уровня развития экономики.

Как экономическая категория трудовой потенциал региона должен отражать определенные стороны экономических явлений, отношений. Так, в процессе трудовой деятельности трудовые ресурсы вступают в отношения между собой, сопровождающиеся обменом опытом, знаниями, навыками, другими способностями и полученными результатами. Эти отношения складываются под влиянием того, как трудовые ресурсы используют свои способности, какие условия для этого существуют в конкретном регионе.

Проведенный нами теоретический анализ позволил выделить следующие черты трудового потенциала региона:

  1. ложность как совокупность потенциалов трудовых ресурсов, формирующихся постепенно, под влиянием требований времени и экономических условий и воздействующих факторов;
  2. принадлежность, которую можно определить как подчинение всей системы носителю (трудовым ресурсам), что позволяет отличить потенциалы различных регионов. Принадлежность обеспечивает индивидуальные особенности социально-трудового поведения трудовых ресурсов региона;
  3. конкретность и реальность, которые тесно связаны с принадлежностью, что означает функциональность трудового потенциала, его способность к занятию трудовой деятельностью при определенных условиях и возможностях среды (технических, производственных, технологических, информационных, социально-экономических). Некоторое сочетание элементов или высокий уровень их развития могут выражаться в прогрессивных изменениях трудового потенциала или, наоборот, регрессивных;
  4. влиятельность, которая выражается во влиянии трудового потенциала на развитие региона, на его конкурентоспособность и результаты его деятельности, а также на возможности развития.

Трудовой потенциал региона как сложная социально-экономическая категория, с одной стороны, отражает уровень развития производительных сил, с другой - характеризуется сложной системой взаимосвязей: экономическими отношениями, тенденциями социально-политического развития, демографическими, национальными традициями, многочисленными социально-культурными факторами и возможностями воспроизводства. Во взаимодействии производительных сил и производственных отношений формируется новое качество потенциала трудовых ресурсов региона.

Таким образом, трудовой потенциал региона является сложной социально-экономической категорией, отражающей уровень развития способности трудовых ресурсов региона к определенной трудовой деятельности. На современном этапе именно трудовой потенциал становится одним из главных элементов увеличения прибыли регионов, национального богатства страны и повышения уровня жизни ее населения.

На процесс формирования трудового потенциала региона оказывают влияние различные факторы: политика региональных властей, демографическая ситуация, развитие сферы образования в регионе, качество занятости, уровень развития человеческого потенциала, миграционные процессы и другие. При этом на трудовые ресурсы разных регионов РФ эти факторы влияют по-разному.

Особенности развития рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа: влияние миграции

На современный рынок труда Ханты-Мансийского автономного округа миграция как социально-экономическое явление оказывает большее воздействие, нежели демографический фактор - рождаемость. Причем если рождаемость влияет только на количество трудовых ресурсов, то миграция - как на их количество, так и на качество.

В масштабах России округ остается регионом, который в основном имеет положительный прирост населения, в том числе за счет миграционной компоненты. Положительный миграционный прирост свидетельствует о достаточно высокой привлекательности округа в пределах России. Объяснением этого факта служит развитие ресурсных отраслей экономики, прежде всего нефтедобывающей промышленности. Например, начиная с 2003 г. округ является одним из немногих регионов России, где отмечался прирост населения как за счет естественного, так и за счет миграционного прироста.

Если анализировать официальные данные, то можно увидеть, что начиная с 2000 г. на протяжении семи лет вклад миграции в формирование численности населения округа постепенно снижался. В 2004 г. вклад миграции составил всего 5% общего прироста населения округа, затем, в 2005 и 2006 гг., был "провал", когда миграция отнимала примерно 10% общего прироста населения. Наконец, по итогам 2007 и 2010 гг. вновь миграционный прирост стал заметным источником формирования численности населения региона - на него пришлось более 20% общего прироста населения округа (рис. 2).

Вклад миграционного и естественного прироста в общий прирост населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2000 - 2010 гг.

100%T--T-T-----T-T-----T-T-----T-T-----T-T-----T-T-----T-T-----T-T-----T-T-----T-T-----T-T---
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
90%+--+ +-----+ +-----+ +-----+ +-----+*+-----+ +-----+-+-----+ +-----+ +-----+ +-----+ +---
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ +-+ ¦*¦ ¦ ¦ +-+ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦ ¦
80%+--+ +-----+ +-----+ +-----+ +-----+*+-----+*+-----+*+-----+ +-----+*+-----+ +-----+-+---
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ +-+ ¦*¦
70%+--+ +-----+ +-----+ +-----+ +-----+*+-----+*+-----+*+-----+-+-----+*+-----+*+-----+*+---
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-+ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
60%+--+ +-----+ +-----+ +-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+---
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
50%+--+ +-----+ +-----+ +-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+---
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-+ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
40%+--+ +-----+ +-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+---
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦ ¦ +-+ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
30%+--+-+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+---
¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
20%+--+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+---
¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
10%+--+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+-----+*+---
¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
0%+--+-+--T--+-+--T--+-+--T--+-+--T--+-+--T--+-+--T--+-+--T--+-+--T--+-+--T--+-+--T--+-+--¬
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
--¬ --¬
¦ ¦ Миграционный прирост (убыль) ¦*¦ Естественный прирост (убыль)
L-- L--

Рис. 2

Формирование численности населения округа в последнее десятилетие главным образом существует за счет внутрироссийской миграции, которая почти в 2 раза значительней, чем внешняя миграция. Больше всего влияла на численность населения округа миграция из субъектов УФО, которая составляет 40% всего внутрироссийского притока. В целом можно сказать, что население округа в последние два десятилетия формировалось за счет ближайших территорий: во-первых, субъектов Уральского округа, во-вторых, территорий Приволжского округа, в-третьих, территорий Сибирского округа. В совокупности их значение составило 70 - 80% от численности внутрироссийских мигрантов в разные годы. В качестве главных доноров при формировании внешнего миграционного потока населения в ХМАО - Югре можно отметить Украину, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан - на них приходилось не менее 75% миграционного прироста стран постсоветского пространства. Заметное участие в формировании населения Югры приняли также Азербайджан и Таджикистан.

Если проанализировать прямой и обратный миграционные потоки за десять последних лет, то можно сказать, что они примерно уравновешивают друг друга (табл. 1).

Таблица 1

Параметры прямого и обратного миграционных потоков округа в 2000 - 2010 гг., чел.

           Годы          
   Прибывшие мигранты  
   Выбывшие мигранты   
           2000          
         49 066        
         35 168        
           2001          
         46 439        
         31 844        
           2002          
         46 433        
         31 789        
           2005          
         35 832        
         36 985        
           2006          
         38 513        
         39 621        
           2007          
         46 522        
         41 650        
           2008          
         45 072        
         43 340        
           2009          
         40 798        
         35 877        
           2010          
         45 333        
         41 588        

В 2010 г. в округе работало более 33 тыс. иностранных работников, их удельный вес в структуре занятого населения составил около 4,2%, в то время как в среднем по России доля иностранных работников составляет всего 1,5%. То есть относительно среднероссийской занятости иностранцев использование потенциала трудовых мигрантов в регионе превышает в 2,8 раза.

Более 86% временных трудовых мигрантов, прибывающих в округ из-за рубежа, приходится на страны СНГ. Среди крупнейших поставщиков трудовых мигрантов можно назвать Украину, Таджикистан и Узбекистан. Это вызвано прочными трудовыми связями между этими странами и округом, сложившимися еще в советские времена, когда, например, рабочие из Украины приезжали в большом количестве на работу в регион.

Основными поставщиками трудовых мигрантов из стран дальнего зарубежья в регион является Турция, которая в основном обеспечивает регион строителями. Турецким работникам принадлежит первенство в округе - сюда их было привлечено около 8,3 тыс. человек. Основная доля иностранных трудовых мигрантов в округ привлекается в строительную отрасль, в которой трудятся 67% иностранных рабочих.

Большая часть иностранных трудовых мигрантов используется в сфере транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства. Потребность в притоке рабочей силы в округе имеется, что подтверждается статистикой (рис. 3).

Потребность в рабочей силе, заявленная предприятиями, организациями в органы службы занятости населения ХМАО - Югры (с учетом вакансий на начало года) (диаграмма составлена по данным Департамента занятости населения ХМАО - Югры)

120 000--------------------------------------------------------------------
¦ --¬117 715
¦ ¦*¦
¦ ¦*¦
¦ ¦*¦ 105 964
¦ 100 419 ¦*¦ --¬
¦ --¬ ¦*¦ ¦*¦
100 000+-------------------------+*+-----+*+---------99 287----------+*+---
¦ ¦*¦ ¦*¦ --¬ ¦*¦
¦ ¦*¦ ¦*¦ 94 258 ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦*¦ ¦*¦ --¬ ¦*¦ 92 679 ¦*¦
¦ 84 869 ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ --¬ ¦*¦
¦ 81 792 --¬ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ --¬ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
80 000+---------+*+-----+*+-----+*+-----+*+----+*+----+*+----+*+----+*+---
¦72 974 ¦*¦ ¦*+-¬ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ --¬ ¦*¦ 77 001 ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦*+-¬ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦*¦ ¦*+-¬ ¦*¦ ¦ 72 195 ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦*¦ 68 426 ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*+-¬ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ 64 322 ¦*¦ ¦*¦ ¦*+-¬ ¦*¦
60 000+-+*+-----+*¦ +---+*¦ +---+*¦ +---+*¦ +--+*+----+*+----62 895-+*+---
¦ ¦*+-¬ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
¦ 59 816 ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*+-¬ ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ 52 265 ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦*+-¬
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦ 48 821
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦
40 000+-+*¦ +---+*¦ +---+*¦ +---+*¦ +---+*¦ +--+*¦ +--+*+----+*¦ +--+*¦ +-
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*+-¬ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ 39 946 ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦
20 000+-+*¦ +---+*¦ +---+*¦ +---+*¦ +---+*¦ +--+*¦ +--+*¦ +--+*¦ +--+*¦ +-
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦
¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦
0L-+-+-+---+-+-+---+-+-+---+-+-+---+-+-+--+-+-+--+-+-+--+-+-+--+-+-+-
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
--¬
¦*¦ Потребность в рабочей силе, чел.
L--
--¬
¦ ¦ Незанятые, из числа обратившихся в органы службы занятости,
L-- чел.

Рис. 3

В то же время в округе присутствует и нелегальная трудовая миграция, что сегодня является определенной проблемой.

Спецификой региона является наличие вахтовых мигрантов. Традиционно привлекательными для вахтовых мигрантов в ХМАО - Югре являлись добывающая и обрабатывающая отрасли промышленности, в том числе добыча нефти и природного газа, производство и распределение электроэнергии. Доля занятых в промышленности в общей численности вахтовых работников постепенно растет: с 35% в 2000 г. до 54% в 2010 г. Второй отраслью, в которой растет доля использования вахтовых работников, является строительство. Так, с 2000 по 2010 гг. доля вахтовых работников в этой отрасли увеличилась с 15 до 28%. Рост численности и доли вахтовых работников в промышленности и строительстве отмечается на фоне общего сокращения в других отраслях. Это свидетельствует о том, что именно в промышленности и строительстве округа сложились максимальные потребности и условия для использования труда вахтовых работников, носителей определенной квалификации.

В 2010 г. около 90% вахтовых мигрантов прибыли из других регионов Российской Федерации, а только 10% - из-за рубежа. Вплоть до 2003 г. весь состав вахтового персонала привлекался из-за пределов Тюменского региона. В 2003 г. внутренних вахтовых работников было уже 6%, в 2005 г. - 10%, а в 2010 г. - 15%. Это свидетельствует о формировании более рационального использования вахтового персонала с учетом собственных трудовых ресурсов региона и ближайших регионов-соседей.

Главными причинами конкурентоспособности трудовых мигрантов на рынке труда в округе являются их меньшие по сравнению с местным населением "претензии" к оплате труда и престижности места работы. Как признают эксперты, основой конкурентоспособности трудовых мигрантов является то, что "мигранты готовы трудиться за меньшую оплату труда" и "мигранты готовы трудиться на непрестижном месте работы". Наиболее часто трудовая миграция связана с вакансиями в сфере физического труда, которые не занимают местные жители.

Несмотря на продолжительную историю разработки нефтегазовых ресурсов, в регионе существует нехватка квалифицированных кадров, что актуализирует развитие местной системы переподготовки кадров среднего звена, подготовки кадров рабочих профессий. Нехватка трудовых ресурсов проявляется не только в качественном, но и в количественном смысле. Несмотря на избыток трудовых ресурсов, региону приходится привлекать нефтяников из других регионов России, работающих вахтовым методом, и около 50 тыс. человек легальной иностранной рабочей силы. Таким образом, рынок рабочей силы в регионе не сбалансирован. Одной из главных причин, генерирующих занятость иностранной рабочей силы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, является относительная ее нехватка в отдельных секторах экономики, по отдельным профессиям и видам работ.

По итогам 9 месяцев 2011 г. на миграционный учет в ХМАО поставлено 119 716 иностранных граждан, что на 3% больше, чем за этот же период 2010 г. Преимущественное количество мигрантов прибыли в округ с целью работы по найму - 68 112 человек, или 57% от общего числа. Это связано с ухудшением экономической ситуации в странах СНГ. В основном это граждане бывшего СССР. Половину общего потока мигрантов составляют жители Таджикистана и Узбекистана, пятую часть - Киргизии и Украины, остальные - Азербайджана, Казахстана, Молдовы, Белоруссии, Армении. Среди въехавших в Российскую Федерацию иностранных граждан на основании визы преобладают граждане, прибывшие из Турции, Китая и Германии.

В связи с упрощением с 2007 г. порядка получения документов на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам и юридическим лицам, в несколько раз увеличилось количество обращений в структурные подразделения Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Число выданных разрешений на работу иностранным гражданам за 2003 - 2010 гг. возросло в 12,8 раза и составило 33,5 тыс. шт. в 2010 г. (в 2003 г. - 2,6 тыс.). Поток обращений увеличился в связи с возрастающим спросом на иностранную рабочую силу в строительном комплексе. В 2010 г. иностранные граждане имели действующие разрешения на работу в следующих отраслях экономики ХМАО: строительство - 22 530 иностранных граждан (67,1%); оптовая и розничная торговля - 4552 иностранных гражданина (13,6%); сфера услуг - 3313 иностранных граждан (9,9%); транспортные услуги - 2197 иностранных граждан (6,6%); иные отрасли - 956 иностранных граждан (2,8%).

Формы занятости иностранных работников в регионе характеризуются в основном низким уровнем оплаты труда, отдаленностью районов, где производятся работы, непривлекательностью рабочих мест для безработных граждан, проживающих на территории автономного округа. Для иностранных работников, приезжающих в автономный округ, характерна трудовая дисциплина, готовность к тяжелому и сверхурочному труду. Иностранная рабочая сила нередко конкурентоспособна не только высокой квалификацией, но и согласием трудиться за меньшую плату, чем россияне.

Таким образом, трудовая и вахтовая миграция, несмотря на временный характер пребывания трудовых мигрантов, оказывает определенное влияние на формирование трудовых ресурсов, трудового потенциала, социально-экономическую обстановку в регионе, но ее влияние на формирование населения ХМАО - Югры остается незначительным, т.к. большинство трудовых и вахтовых мигрантов ориентированы на временный характер работы и имеют прочные установки по выезду из региона после окончания трудовой деятельности. Как правило, мигранты являются представителями рабочих или неквалифицированных специальностей, работают они в строительстве, сфере услуг, в частности торговле и ЖКХ. Среди вахтовых мигрантов представлен некоторый объем квалифицированных работников, которые работают в основном в нефтегазовой отрасли, как правило на рабочих должностях с определенным уровнем квалификации. По нашему мнению, частичной альтернативой внешнему притоку рабочей силы в будущем может стать рост внутрирегиональной мобильности жителей округа и развитие межрегиональных миграций, а также мероприятия по закреплению квалифицированных трудовых мигрантов, что может качественно пополнить трудовые ресурсы региона и, как следствие, повысить трудовой потенциал.

Библиографический список

  1. Информация об итогах деятельности Департамента занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2008, 2009, 2010 гг. // Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://job.dznhmao.ru. Загл. с экрана.
  2. Методология управления трудовыми ресурсами: Монография / Под ред. А.П. Егоршина, И.В. Гуськовой. Н. Новгород: НИМБ, 2008. 352 с.
  3. Общие итоги миграции населения России // Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 525 с.
  4. Отчет Управления Федеральной миграционной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре за 2008 г. // Ханты-Мансийский автономный округ - Югра / Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Режим доступа: www.admhmao.ru. - Загл. с экрана.
  5. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 813 с.

Т.Браиловская

Ст. преподаватель

кафедры экономической теории

Сургутского государственного университета

Н.Хадасевич

К. э. н.,

доцент

кафедры управления персоналом

Сургутского государственного университета