Мудрый Экономист

Разъяснения ФНС и Минфина: чем руководствоваться?

"Налоговая проверка", 2011, N 6

Действующее налоговое законодательство, мягко говоря, неоднозначно. Нередко бухгалтеры сталкиваются с ситуацией, которую можно трактовать и так, и иначе. К сожалению, в противоречие здесь вступают судебные решения и разъяснения официальных органов - Минфина и ФНС. Проблему усугубляет и тот факт, что разъяснения Минфина, в свою очередь, частенько противоречат трактовке законодательства налоговыми органами. Пока они разбираются, кто прав, налогоплательщику надо принимать решение по учету конкретной хозяйственной операции и платить налоги.

Очередным этапом в развитии отношений между Минфином и ФНС стали письма, которые данные ведомства выпустили, как обычно, в помощь налогоплательщику.

Чьим же разъяснениям должен следовать налогоплательщик, чтобы правильно учесть для целей налогообложения ту или иную хозяйственную операцию?

Начнем с положений действующего налогового законодательства.

Согласно ст. 34.2 НК РФ к полномочиям финансовых органов в области налогов и сборов относятся следующие:

При этом в обязанности налоговых органов, определенные в ст. 32 НК РФ, в том числе входят следующие:

Указанной обязанности налоговых органов корреспондируют соответствующие права налогоплательщиков, которые вправе получать от них письменную информацию. Налогоплательщики также имеют право получать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах непосредственно от Минфина (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Казалось бы, все понятно: Минфин дает разъяснения по вопросам применения налогового законодательства (финансовые органы на местах консультируют по вопросам применения местного законодательства о налогах и сборах), а налоговые органы, руководствуясь этими разъяснениями, доводят данную информацию до налогоплательщиков.

Административным регламентом ФНС России <1> предусмотрено, что при исполнении государственной функции должностными лицами, ответственными за ее исполнение, представляется в том числе информация о письменных разъяснениях Минфина по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, а в случае, если выявлено, что поставленный в письменном обращении вопрос не урегулирован законодательством о налогах и сборах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также отсутствует разъяснение Минфина по данному вопросу, в ответе налогоплательщику (его представителю) указывается на это обстоятельство (пп. 7 п. 22 и п. 51 Административного регламента ФНС России).

<1> Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н.

Обратите внимание! Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, которое влечет неначисление пеней на сумму недоимки, образовавшейся в результате выполнения указанным лицом соответствующих разъяснений (п. 8 ст. 75 НК РФ), а также обстоятельством, исключающим вину такого лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Но на практике мы имеем большое количество писем ФНС и Минфина. Причем частенько последние заканчиваются следующей формулировкой: одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Налоговый орган, ссылаясь на наличие в письмах Минфина данной фразы, не применяет в своей деятельности его разъяснений и выпускает письма со своей трактовкой действующего налогового законодательства.

Поскольку сложившаяся ситуация сильно осложняет жизнь налогоплательщиков и, по всей видимости, задевает интересы Минфина, в НК РФ были внесены изменения. Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ дополнил п. 1 ст. 34.2 НК РФ полномочием Минфина давать налоговым органам разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах. Указанная норма вступает в силу 1 января 2012 г. Таким образом, уже с нового года ситуация должна быть законодательно урегулирована. Об этом Минфин сообщил в Письме от 11.08.2011 N 03-02-08/89.

То ли в ответ на это Письмо, то ли просто так совпало, ФНС выпустила Письмо от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@ "О разъяснениях ФНС России", где сообщила о размещении на своем сайте (www.nalog.ru) раздела "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами". Данный раздел содержит информационные письма ФНС о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, адресованные налоговым органам, а также налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.

В этом разделе представлены также разъяснительные письма ФНС, но не все, а лишь те, которые либо согласованы с Минфином, либо содержат правовую позицию, аналогичную изложенной в разъяснениях главного финансового ведомства. Таким образом, в указанной информационной базе собраны письма, которыми налогоплательщики могут руководствоваться в практической деятельности, так как в них представлена единая позиция Минфина и ФНС по конкретному вопросу.

При этом ФНС обращает внимание на необходимость неукоснительного применения налоговыми органами при реализации возложенных на них полномочий положений писем ФНС России, размещенных в указанном разделе сайта ФНС России.

Кроме этого, в отношении изложенной в данных письмах правовой позиции положения абз. 9, 10 Письма ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@ не применяются.

К сведению. В абз. 9, 10 Письма ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@ идет речь о рассмотрении дела в суде: если у налогового органа отсутствуют основания полагать, что рассмотрение дела в суде закончится в пользу налогового органа, в целях избежания потерь бюджета, связанных с уплатой налоговыми органами процентов, начисленных в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ, а также расходов на оплату государственной пошлины при рассмотрении указанных дел в суде, налоговый орган может учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику по аналогичным вопросам и схожим обстоятельствам. В практической деятельности налоговым органам в целях сокращения количества судебных споров, проигранных налогоплательщикам, и исключения принятия судебных решений не в пользу налоговых органов при вынесении решений по результатам налоговых проверок и участии в судебных разбирательствах с налогоплательщиками следует руководствоваться сложившейся судебной практикой и вступившими в законную силу судебными решениями.

Таким образом, налоговые органы на местах обязаны руководствоваться письмами, размещенными в указанном разделе официального сайта ФНС, независимо от сложившейся арбитражной практики в регионе.

Обратите внимание! В случае отмены ФНС соответствующего разъяснения в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, руководствовавшихся данным разъяснением в период его действия при исполнении обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в силу положений п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ не начисляются пени на сумму образовавшейся недоимки и не применяются меры ответственности за совершение налоговых правонарушений (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии разъяснения, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, а также к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания разъяснения).

Как указано на сайте ФНС, раздел "Разъяснения Федеральной налоговой службы России, обязательные для применения налоговыми органами" предназначен для:

Данный сервис расположен на главной странице сайта. Для удобства пользователей организован поиск по налогам и ключевым словам текста. Письма представлены в хронологической последовательности с постоянным обновлением материала. Кроме этого, пользователь может оставить свой отзыв о сервисе.

Таким образом, у налогоплательщиков появилась надежда, что в ближайшем будущем противоречивые разъяснения Минфина и ФНС исчезнут. Представленные же на официальном сайте ФНС разъяснения будут являться руководством к действию для налогоплательщиков и основанием для неприменения санкций в случае их выполнения.

Е.П.Зобова

Главный редактор журнала

"Налоговая проверка"