Мудрый Экономист

Сверяем расчеты

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 12

При составлении годового баланса в целях подтверждения данных бухгалтерского учета по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, покупателями, поставщиками и подрядчиками учреждения проводят сверку расчетов. Обязательно ли проводить сверку и как она проводится, об этом - в статье.

Проводим сверку расчетов по налогам

Согласно пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки по ним.

В то же время пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ определена обязанность налоговых органов осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня его составления.

Из вышеизложенного следует, что налогоплательщики вправе, но не обязаны проводить сверку расчетов, а налоговые органы - только если налогоплательщик обратился к ним с соответствующим заявлением.

Из Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ (далее - Регламент), следует, что, кроме проведения сверки расчетов по инициативе налогоплательщика, налоговые органы должны в обязательном порядке проводить сверку расчетов с налогоплательщиком в следующих случаях:

Как указано выше, сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с налоговыми органами проводится по инициативе налогоплательщика. Но при этом следует учитывать положения п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), которыми установлено, что перед сдачей годового бухгалтерского баланса учреждения обязаны провести инвентаризацию имущества и обязательств, то есть сверку расчетов.

Таким образом, учреждения должны провести в обязательном порядке сверку расчетов с налоговыми органами перед составлением годового баланса, причем инициатором должно выступать учреждение.

Порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика приведен в п. 3.1 Регламента.

На основании полученного от налогоплательщика заявления о проведении сверки расчетов должностным лицом налогового органа составляется акт сверки по форме 1160070, утвержденной Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.

Акт сверки расчетов при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика должен формироваться в срок, не превышающий 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика этот срок не должен превышать 15 рабочих дней.

В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте.

Срок проведения сверки расчетов с крупнейшими налогоплательщиками при необходимости может быть увеличен.

Раздел 1 акта составляется отдельно по каждому сверяемому налогу по каждому КБК. В нем указывается сальдо расчетов с бюджетом по налогам, пеням и штрафам на дату проведения сверки, а в специально отведенных строках отражаются суммы, списанные с лицевого (расчетного) счета, но не поступившие в бюджет, и суммы невыясненных платежей.

При отсутствии в этой форме расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика на документе ставятся подписи налогоплательщика или его уполномоченного представителя и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр подготовленного акта сверки в течение 3 рабочих дней вручается налогоплательщику или передается в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте. Если акт сверки расчетов налогоплательщика вручается лично, то на втором экземпляре ставится дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя).

При наличии расхождений в графе 4 "Отметка налогоплательщика о расхождениях" разд. 1 акта сверки указываются суммы по данным налогоплательщика, акт подписывается с разногласиями и возвращается в налоговый орган. После этого оформляется разд. 2 акта, содержащий помимо исходящих остатков сведения о сальдо расчетов на начало сверяемого периода, суммах, начисленных к уплате или уменьшению, и т.д. Затем налогоплательщиком в графе 4 этого раздела указываются суммы задолженностей и переплат по его данным, и вместе с копиями неотраженных деклараций (расчетов) и платежек акт возвращается в налоговый орган.

Если ошибки произошли по вине налогоплательщика, то налоговый орган должен направить ему уведомление.

Если выявленные ошибки допущены по вине налогового органа, в тот же день готовится служебная записка в отдел, допустивший эту ошибку. Срок для исправления ошибок - не более 5 рабочих дней, после чего о проведенной работе в отдел работы с налогоплательщиками направляется служебная записка (отрывная часть) (Приложение 7 к Регламенту).

После получения служебных записок из отделов об исправлении ошибок в базе данных в течение 3 рабочих дней со дня получения последней служебной записки формируется акт сверки расчетов с учетом внесенных изменений на текущую дату в двух экземплярах. Первый экземпляр акта сверки расчетов с подписями налогоплательщика, должностного лица отдела работы с налогоплательщиками передается налогоплательщику (его представителю). Если акт сверки расчетов вручается лично, то на втором экземпляре ставится дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя).

В случае отправки акта сверки расчетов по почте оба экземпляра акта и уведомление (Приложение 4 к Регламенту) передаются в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте.

Таким образом, своевременно проведенная сверка расчетов позволит отрегулировать состояние расчетов и избежать в дальнейшем негативных последствий во взаимоотношениях с налоговыми органами.

В случае выявления расхождений данных налогоплательщика и налогового органа в бухгалтерский учет следует внести исправления.

Проводим сверку расчетов с внебюджетными фондами

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) контроль за исчислением и уплатой страховых взносов осуществляют два внебюджетных фонда (далее - органы контроля):

В соответствии с п. 11 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ на основании заявления плательщика страховых взносов об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода и акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам (в случае ее проведения) орган контроля принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов. Форма решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов утверждается органом контроля.

Согласно п. 9 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ по предложению органа контроля или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов. Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывается плательщиком страховых взносов и уполномоченным должностным лицом органа контроля.

Акт сверки составляется по формам, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н (далее - Приказ N 979н). Этим Приказом утверждены формы документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов:

Формой акта предусмотрена его отправка лично или почтовым отправлением, то есть возможность направления акта сверки по телекоммуникационным каналам связи Федеральным законом N 212-ФЗ не установлена.

Порядок проведения совместной сверки сумм уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов определен в ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ.

В результате проведения совместной сверки расчетов может выявиться сумма излишне уплаченных страховых взносов, которая подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные Федеральным законом N 212-ФЗ, либо возврату плательщику страховых взносов.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 212-ФЗ, без начисления процентов на эту сумму.

Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля самостоятельно. Однако это не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов по формам, утвержденным Приказом N 979н:

Согласно п. 7 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня получения заявления плательщика страховых взносов, или со дня подписания органом контроля и этим плательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.

Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня его получения органом контроля. Суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у плательщика страховых взносов задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ, подлежат возврату только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля и этим плательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.

Орган контроля до истечения указанного срока направляет в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства поручение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, оформленное на основании решения органа контроля о возврате этой суммы страховых взносов, для возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Проводим сверку расчетов с дебиторами и кредиторами

Как уже было указано, Законом о бухгалтерском учете предусмотрено проведение инвентаризации расчетов перед составлением годового баланса, в результате которой проверяется обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бюджетного учета учреждения, и состояние дебиторской и кредиторской задолженности.

Для этого используются данные аналитического учета, первичные документы, акты сверки расчетов. Особое значение при проведении инвентаризации имеют акты сверки, высылаемые работниками финансовых служб учреждений в двух экземплярах организациям, за которыми в регистрах бюджетного учета числится задолженность. Акты подписываются руководителем и главным бухгалтером. При получении акта организация должна подтвердить сумму задолженности или указать свою сумму в случае ее расхождения и вернуть один экземпляр, скрепленный подписями должностных лиц.

При поступлении от организаций актов сверки либо подтверждается сумма задолженности, либо выявляются расхождения в расчетах.

Инвентаризационной комиссией исходя из анализа всех представленных документов о дебиторской и кредиторской задолженности по каждому дебитору и кредитору устанавливается, на основании какого обязательства строились взаимоотношения сторон, определяются их права и обязанности, причины возникновения задолженности и возможности ее уменьшения или ликвидации.

По результатам проведенной ими работы задолженность классифицируется как задолженность, по которой срок погашения еще не наступил, или как задолженность, по которой этот срок уже прошел, то есть по результатам инвентаризации расчетов выявляются сомнительные долги поставщиков, покупателей, заказчиков, персонала по прочим операциям.

Исходя из п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Согласно ГК РФ сомнительная задолженность списывается с регистров бухгалтерского учета с наступлением следующих причин:

Списание безнадежной задолженности производится по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя учреждения.

Напомним, что общий срок исковой давности равен трем годам (ст. 196 ГК РФ). Течение срока исковой давности начинается со дня, когда организация узнала или должна была узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ). Если обязательство имеет определенный срок исполнения, то течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Если в договоре указан срок сдачи работ, то срок исковой давности начинается со следующего дня.

Однако на течение срока исковой давности существенное влияние оказывает подписанный организацией акт сверки расчетов.

Так, одним из случаев, указанных в ст. 203 ГК РФ, с возникновением которых срок исковой давности прерывается, является подписанный обоими участниками взаимоотношений акт сверки расчетов. С даты его подписания прерывается срок исковой давности, это означает, что время до перерыва в новый срок не засчитывается. Срок исковой давности начинает исчисляться заново со дня перерыва.

Следует заметить, что, прерывая в течение трех лет срок исковой давности оформлением акта сверки расчетов, можно продлить этот срок на неопределенный период.

Из Инструкции N 157н <1> следует, что списанная с баланса дебиторская задолженность в течение пяти лет с момента ее списания учитывается на забалансовом счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов". Такой учет необходим для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Задолженность с забалансового учета может списываться не только при поступлении денежных средств, но и при возобновлении процедуры взыскания.

По истечении пяти лет сумма задолженности, учтенная на забалансовом счете 04, подлежит списанию с учета.

Аналитический учет по забалансовому счету 04 нужно вести в карточке учета средств и расчетов по каждому должнику с указанием полного его наименования и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.

При списании с бюджетного учета в течение срока исковой давности суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором (то есть не востребованные кредиторами), учитываются на забалансовом счете 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами" (п. 371 Инструкции N 157н).

Аналитический учет по счету организуется в разрезе кодов КОСГУ, по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность кредиторам (соответственно по кодам классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджета).

Аналитический учет ведется в карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридических лиц и реквизитов, необходимых для определения кредитора в целях регистрации принятого денежного обязательства и его оплаты.

Производить списание задолженности учреждения, не востребованной кредиторами, следует на основании решения инвентаризационной комиссии учреждения в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета).

И.Зернова

Эксперт журнала

"Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"