Мудрый Экономист

О размещении заказов по закупкам

"Советник в сфере образования", 2012, N 6

Перед наступлением Нового года принято не только подводить итоги уходящего года, но и вспоминать его самые яркие события. Несмотря на изменчивость нормативной базы по вопросам бухгалтерского учета, все же, на наш взгляд, наиболее сильные эмоции в течение 2012 г. вызывали перемены в размещении заказов в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

Поэтому предлагаем вам обзор самых интересных наших публикаций о размещении заказов на закупки товаров (работ, услуг) государственными и муниципальными учреждениями.

О субъектах малого предпринимательства

В редакцию журнала пришло письмо... Письмо не обратило бы на себя внимание, если бы в нем не была достаточно подробно описана ситуация, в которой оказались наши читатели. А суть проблемы заключается в следующем.

На основании ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере от 10 до 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642.

При этом ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ" установлена ответственность за неразмещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в соответствующем размере. Выявление данного нарушения контролирующими органами влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Описанная в письме читателя ситуация очень ярко отражает специфику восприятия норм действующего законодательства многими работниками государственных (муниципальных) учреждений, ответственными за размещение заказов. Из описанной читателем ситуации следует говорить скорее не о действиях, а о бездействии заказчика и оценивать их с точки зрения соответствия установленным правилам.

Если учреждение-заказчик действительно обеспокоено правильным исполнением норм законодательства и не хочет иметь неприятностей от контролирующих органов, то следует придерживаться следующего порядка действий.

Во-первых, заказчику необходимо определить общий перечень своих потребностей. Как правило, это выражается в составлении и утверждении закупочного плана с учетом утвержденных лимитов бюджетных обязательств. И такой план нужно составить не позднее января - февраля текущего года.

Во-вторых, заказчику нужно сравнить подготовленный закупочный план с Перечнем продукции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 (далее - Перечень). По итогам сравнения заказчик отмечает, какие виды продукции из имеющейся у него потребности совпадают с номенклатурой товаров, работ, услуг согласно указанному Перечню.

В-третьих, заказчик рассчитывает общую сумму средств, которую необходимо направить на закупку продукции, входящей в Перечень. Это будет 100% годового объема (например, такая общая сумма средств по перечню у заказчика составляет 1 млн руб.).

В-четвертых, заказчик, исходя из 100% планируемого объема закупок (в данном случае, предположим, это 1 000 000 руб.), определяет объем средств (минимальный объем - 10% и максимальный - 20%), подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, в нашем случае минимальный объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, - 100 тыс. руб. (1 000 000 руб. x 10%) и максимальный объем средств, размещаемых у субъектов малого предпринимательства, - 200 тыс. руб. (1 000 000 руб. x 20%).

В-пятых, заказчик определяет одну или несколько позиций по перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства.

Отметим, что все эти действия нужно совершить как можно раньше, например в течение I квартала 2013 г.

Примечание. Подробнее об этом читайте статью Т.П. Ерофеевой в журнале "Советник бухгалтера бюджетной сферы" N 2 за 2012 г.

Закупки, "свободные" от Закона N 94-ФЗ

Бюджетные и казенные учреждения отнюдь не всегда должны следовать положениям Закона N 94-ФЗ, поскольку не каждая заключаемая ими сделка попадает в сферу применения данного Федерального закона.

Так, вне сферы действия Закона N 94-ФЗ находятся:

Вне сферы регулирования Закона N 94-ФЗ также находятся оплата труда работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами; уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; возмещение вреда, причиненного учреждением при осуществлении его деятельности; компенсационные расходы за потребленную электроэнергию в арендуемом здании; компенсации транспортных расходов по проезду в городском автомобильном и электрическом транспорте общего пользования, оплата проезда к месту санаторно-курортного лечения определенным социальным категориям граждан и т.д.

Поэтому, прежде чем планировать емкую процедуру размещения заказа, обратите внимание на сферу регулирования Закона N 94-ФЗ.

Примечание. Подробнее об этом читайте статью Т.П. Ерофеевой в журнале "Советник бухгалтера бюджетной сферы" N 8 за 2012 г.

Закупки и реорганизация учреждения

Как правило, любой виток реформ в государственном секторе экономики начинается с реорганизации существующей сети государственных (муниципальных) учреждений. Однако с каждым годом проводить реорганизацию все сложнее: в последнее время появилось очень много обязательных процедур в деятельности учреждений, которые влияют прежде всего на сроки и длительность проводимых мероприятий.

Реорганизация сродни переезду на новую квартиру - дело весьма хлопотное и требующее времени. При этом, как правило, решение о реорганизации принимается в течение года по состоянию на 1-е число определенного месяца.

В то же время процесс размещения заказов - процесс непрерывный и многоэтапный. Планирование закупок начинается в октябре - декабре, в начале года учреждение уже должно разместить в сети Интернет план-график размещения заказов на приобретение товаров (работ, услуг), в первом квартале разрабатывается закупочная документация и производится размещение извещений о предстоящих торгах, котировках и т.п. Во втором квартале учреждения заключают контракты (договоры) с поставщиками и подрядчиками, а затем до конца года приобретают и оплачивают товары (работы, услуги) согласно заключенным контрактам (договорам). После этого опять начинается планирование на очередной год.

Таким образом, любая дата "икс", назначенная для проведения реорганизации, будет "рвать по живому" сложившийся в любом учреждении процесс размещения заказов, работы с поставщиками и подрядчиками. Проведение реорганизации "малой кровью" в такой ситуации возможно, но это потребует как от учредителя (иного органа, уполномоченного на принятие соответствующего решения), так и от реорганизуемых учреждений определенных усилий и внимательности.

Самым нелогичным с точки зрения временного промежутка решением будет назначение начала процедуры реорганизации в середине года, поскольку в этот момент заказчик находится в самой "горячей" стадии размещения заказа - либо основная часть закупочных процессов находится в стадии приема заявок от участников выявления победителя, либо в рамках заключенных контрактов осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Наиболее благоприятное время - это первый или четвертый квартал, поскольку до апреля заказчик находится практически в состоянии планирования или проведения некрупных закупок. Последний квартал - время окончательных расчетов, когда крупные поставки практически завершены, остается размещение, в основном беспроцедурное, и планирование подробное еще не началось.

"Забота" учреждения выражается в решениях организационного характера, которые будут приниматься в преддверии реорганизации или уже на стадии реализации решения учредителя.

Во-первых, нужно будет внести коррективы в план-график размещения заказа и зарегистрировать их на официальном сайте. Некоторые закупочные процессы придется отменить, некоторые перенести на более ранние или поздние сроки.

Во-вторых, по размещенным на сайте извещениям о торгах стоит подумать о принятии решения либо об отказе от проведения конкурса, аукциона, либо о возможном продлении закупочного процесса.

В-третьих, по действующим, но не завершенным исполнением контрактам необходимо известить всех поставщиков, исполнителей, подрядчиков о предстоящей реорганизации, учитывая возможность поступления их предложений об ускорении исполнения действующих контрактов.

Учреждение, появившееся в результате реорганизации, не начинает жизнь юридического лица "с чистого листа" - ему в наследство достаются должники, кредиторы, обязательства реорганизованных юридических лиц на основании передаточного акта или разделительного баланса.

Вопрос закупок, "замерших" на период реорганизации учреждения, законодательство детально не регламентирует.

Часть 6.6 ст. 9 Закона N 94-ФЗ только лишь устанавливает, что в случае перемены заказчика по контракту права и обязанности заказчика по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.

Для заказчика при этом не установлено никаких ограничений в отличие от аналогичного положения для нашего контрагента - при исполнении контракта не допускается перемены поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения. Иными словами, ни закупочное, ни гражданское, ни бюджетное законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по возможности "нового" учреждения завершить ранее начатые не им процедуры размещения заказа, воспользоваться имеющимся планом-графиком размещения заказа, доисполнить действующие контракты. Сложности же в основном касаются фактических действий, которые должны предпринять должностные лица текущего и предыдущих заказчиков на официальном сайте.

Порядок взаимодействия, регистрации информации в ситуации реорганизации бюджетных и казенных учреждений не предусмотрен ни совместным Приказом от 10.08.2012 Минэкономразвития России N 508, Казначейства России N 14н, утвердившим Порядок регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, ни совместным Приказом от 14.12.2010 Минэкономразвития России N 646, Казначейства России N 21н, которым регламентируются Положения о пользовании официальным сайтом РФ в сети Интернет, ни Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470, который установил Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, ни совместным Приказом от 27.12.2011 Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н о Порядке размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов, ни Постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 N 1191, которым утверждено Положение о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов.

Поэтому каждое учреждение в бывшем или текущем статусе, как правило, решает проблемы надлежащего отражения своих решений и действий на официальном сайте. Исполнение же имеющихся обязательств ни с организационной, ни с экономико-юридической точки зрения неразрешимых вопросов не вызывает.

Примечание. Подробнее об этом читайте статью Т.П. Ерофеевой в журнале "Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения" N 12 за 2012 г.

Оптимальные сроки размещения заказов в 2013 году

Сроки размещения заказов, длительность отдельных процедур являются одним из "лакомых кусочков" законодателя для внесения поправок и уточнений. Поскольку несоблюдение таких сроков грозит не только административным наказанием, но и срывом поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), то руководителям и ответственным должностным лицам необходимо следить за изменениями в Законе N 94-ФЗ.

Размещение государственного (муниципального) заказа - процесс разноплановый, который интересует специалистов всевозможных структурных подразделений, реализующих задачи учреждения. Не затрагивая специфику отдельных закупочных процедур, рассмотрим этот процесс для целей планирования поставок учреждению товаров, выполнения подрядчиками работ и оказания исполнителями услуг в рамках хозяйственной деятельности казенного учреждения.

Условно все процедуры по размещению заказа можно разделить на четыре этапа:

1) приглашение к участию в размещении заказа;

2) подача заявок;

3) выявление победителя;

4) заключение контракта.

Самая загруженная пора для работников конкурсных, аукционных комиссий и должностных лиц заказчика - это первое полугодие отчетного года.

Проведение процедур в течение первого и второго кварталов позволяет обеспечить для учреждения гарантированные поставки продукции (выполнение работ и оказание услуг). Кроме того, в данном случае остается запас времени для проведения "доразмещения" заказа, решения спорных вопросов с поставщиками и подрядчиками и т.п.

Осуществлять размещение заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в счет потребностей учреждения в текущем году путем проведения конкурса позже 1 октября и электронного аукциона позднее 1 ноября крайне нежелательно. Кроме того, велика вероятность срыва поставок (выполнения работ, оказания услуг) в случае обжалования результатов торгов.

Проведение запроса котировок в силу относительной скоротечности процедуры возможно вплоть до 1 декабря текущего года. Однако откладывание поставок по запросу котировок на последние дни ноября и декабря может также привести к срыву поставок, если возникнут какие-то спорные моменты с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или процедура будет обжалована.

Беспроцедурная закупка товаров (работ, услуг) может проводиться весь год. Однако злоупотреблять этой формой закупок и делать на нее ставку в хозяйственной деятельности учреждения крайне недальновидно.

Следует иметь в виду, что четвертый квартал 2013 г. - это время для проведения процедур по размещению заказов для нужд учреждения уже на следующий, 2014, год. Организация и проведение процедур размещения заказов в первом полугодии 2013 г. для работников снабжения и бухгалтерии станет причиной увеличения интенсивности их труда со второго по четвертый квартал.

Примечание. Подробнее об этом читайте статью Т.П. Ерофеевой, А.Ю. Шихова в журнале "Советник бухгалтера бюджетной сферы" N 12 за 2012 г.

Продукты и питание

Наиболее значимые изменения в Закон N 94-ФЗ были внесены Федеральным законом от 20.07.2012 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ). В 2012 г. новые возможности появились у отдельных заказчиков при размещении заказов на поставки пищевых продуктов и на оказание услуг общественного питания. Необходимо отметить, что новшества коснулись не всех категорий заказчиков, а "оценочным" критерием для заказчиков стали функциональные особенности в деятельности государственных (муниципальных) учреждений.

К тем, кто имеет право воспользоваться дополнительными правами, теперь относятся, в частности:

Упорядочивание процедур размещения заказов у вышеназванных учреждений-заказчиков логично, так как бесперебойное и надлежащее обеспечение продуктами питания - одна из социально значимых обеспечивающих функций деятельности таких заказчиков.

Во-первых, появилась альтернатива выбора между конкурсом и открытым аукционом в электронной форме в решении вопроса о способе размещения заказа в форме торгов. Ранее, так как продукты питания были включены в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р, выбор конкурса был составом административного правонарушения. С одной стороны, хорошо, что у заказчика появился выбор, но с точки зрения принятия управленческих решений необходимо взвесить все достоинства и недостатки каждой из процедур: возможность установления лотов, сроки проведения закупки, порядок выявления победителя и т.д.

Во-вторых, при выборе конкурса появилась возможность проведения многолотовой закупки, что экономит трудозатраты заказчика на организацию самой закупочной процедуры.

В-третьих, появилась возможность установить требования к опыту поставщика в сфере указанной деятельности - поставка продуктов, организация питания для государственных и муниципальных нужд, а также нужд иных заказчиков.

Перспективы 2013 года

В наступающем, 2013 г. также возможны изменения и дополнения, которые будут внесены непосредственно в Закон N 94-ФЗ.

Например, у ФАС России есть ряд предложений, которые она хочет включить как в законопроект о ФКС, так и в Закон N 94-ФЗ в виде поправок. В частности, предполагается, что федеральные органы исполнительной власти должны взять на себя функции централизации заказа и стать такими уполномоченными органами "в силу закона". При этом они будут наделены полномочиями по децентрализации части заказа.

Кроме того, ФАС предлагает перевести часть субъективных критериев на конкурсах в критерии объективные. Еще одна инициатива ФАС - распространение предварительной квалификации, которая сейчас действует в строительстве с объемом заказов свыше 50 млн руб., на другие сферы деятельности участников размещения заказа - предметы контрактов заказчиков.

В Законе N 94-ФЗ также планируется прописать "быструю" процедуру расторжения контракта. В настоящий момент Закон о размещении заказов не регламентирует указанный вопрос и содержит лишь отсылочные нормы о возможности расторжения контракта по соглашению сторон и на основании судебного решения в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Новаторство такого предложения заключается в том, что будет предусмотрена процедура расторжения контракта по инициативе одной из сторон (не по соглашению) во внесудебном порядке. Антимонопольная служба видит себя неким арбитром в административном процессе разрешения спора между заказчиком и поставщиком (исполнителем, подрядчиком) о необходимости расторгнуть контракт в случае, когда одна из его сторон не согласна на добровольное расторжение.

Необходимо помнить и об изменениях, по которым решение было принято в 2011 г., но нормы вступают в законную силу только с 1 января 2013 г. Например, это Федеральные законы от 21.11.2011 N 327-ФЗ и от 07.12.2011 N 417-ФЗ, которые внесли изменения в п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, исключив из него формулировки "товарные биржи", а в п. 2 ч. 2 ст. 55 включив возможность беспроцедурной закупки и заключения контракта на энергосервис по услугам канализации.

Поэтому 2013 г. заказчики встретят как с действующими нормами законов, так и в ожидании изменений в системе размещения заказа.

Т.П.Ерофеева

К. э. н.,

старший преподаватель

кафедры государственного

и муниципального управления

ФГБОУ ДПО "Государственная академия

промышленного менеджмента

имени Н.П.Пастухова"