Мудрый Экономист

Типичные нарушения, выявляемые в ходе проверок ФСС

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2012, N 11

В соответствии с п. 8 ст. 35 Закона о страховых взносах <1> при проведении выездной проверки уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС одновременно проводит проверку расходов, осуществляемых за счет средств обязательного социального страхования. В статье приведены типичные нарушения, которые выявляются по результатам проверок.

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В целях совершенствования контроля над правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81 утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (далее - Методические указания N 81). Данный документ применяется в части, не противоречащей действующему законодательству РФ о страховых взносах.

Методическими указаниями N 81 определены основные направления контрольного мероприятия:

Очевидно, что наибольший удельный вес среди названных расходов, возмещаемых за счет средств ФСС, приходится на пособия по временной нетрудоспособности, поэтому их проверке и нарушениям, выявляемым в ходе контрольного мероприятия, мы уделим особое внимание.

Ошибки и нарушения при заполнении листка нетрудоспособности

Согласно п. 60 Методических указаний N 81 перед проверкой правильности назначения (исчисления) пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам сотрудники ФСС обращают внимание на заполнение реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, в соответствии с которым производится выплата указанных пособий.

Обратите внимание! В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ <2> листок нетрудоспособности, который работник представляет работодателю, должен быть выдан медицинским учреждением по форме и в Порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

<2> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

В силу п. 9 ст. 35 Закона о страховых взносах выездная проверка, проводимая контрольным органом, охватывает три календарных года, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Следовательно, проверки ФСС, проводимые в 2012 г., будут охватывать период с 01.01.2009 по 31.12.2011. Таким образом, контролеры ФСС будут проверять формы заполненных больничных листов, которые выдавались медицинскими учреждениями в соответствии с действующим в проверяемом периоде порядком.

Формы листков нетрудоспособности и порядок их заполнения представим в таблице.

  Проверяемый  
период
        Форма листка        
нетрудоспособности
    Порядок выдачи листка   
нетрудоспособности
С 01.01.2009   
по 30.06.2011
Утверждена Приказом
Минздравсоцразвития России
от 16.03.2007 N 172
Утвержден Приказом
Минздравсоцразвития России
от 01.08.2007 N 514 (далее -
Порядок N 514)
С 01.07.2011   
по настоящее
время
Утверждена Приказом
Минздравсоцразвития России
от 26.04.2011 N 347н
Утвержден Приказом
Минздравсоцразвития России
от 29.06.2011 N 624н
(далее - Порядок N 624н)

В п. 60 Методических указаний N 81 перечислены 16 типичных нарушений, которые наиболее часто встречаются в оформлении листков нетрудоспособности. Приведем их ниже.

            Вид нарушения            
 Нарушенная норма
Порядка N 514
 Нарушенная норма
Порядка N 624н
Не указано место работы              
Пункты 59, 60
Пункт 58
Отсутствует причина                  
нетрудоспособности
Пункт 60
Пункт 58
Выдан медицинской организацией,      
врачом, занимающимся частной
практикой, не имеющими лицензии на
проведение экспертизы временной
нетрудоспособности
Пункт 2
Пункт 2
Выдан (продлен) гражданам,           
находящимся вне места регистрации
по месту жительства, без разрешения
главного врача медицинского
учреждения либо его заместителя
Пункт 7
Пункт 14
Документы, подтверждающие временную  
нетрудоспособность граждан в период
их пребывания за границей (после
легализированного перевода), без
решения врачебной комиссии
медицинской организации заменены
листком нетрудоспособности образца,
установленного в РФ
Пункт 8
Пункты 7, 60
Выдан единовременно на срок,         
превышающий 10 календарных дней,
и без решения врачебной комиссии
продлен на срок свыше 30 дней
Пункт 12
Пункты 11, 13
Выдан за прошедшее время без решения 
врачебной комиссии
Пункт 15
Пункт 14
Выдан по месту регистрации (месту    
жительства) гражданина, а продлен
медицинской организацией за пределами
административного района без
разрешения главного врача медицинской
организации либо его заместителя
(врачебной комиссии)
Пункт 19
Пункт 18
При прерывании срока освобождения    
от работы выдан за каждый период
освобождения от работы без решения
врачебной комиссии
Пункт 22
Пункт 21
Выдан в клинике научно-              
исследовательских учреждений
(институтов) курортологии,
физиотерапии и реабилитации, а не
медицинским работником на основании
решения врачебной комиссии при
направлении гражданина на лечение в
указанную клинику
Пункт 26
Пункт 25
Продлен на срок свыше 10 месяцев     
(в отдельных случаях: травма,
состояние после реконструктивных
операций, лечение туберкулеза - свыше
12 месяцев)
Пункт 28
Пункт 13
Продлен после даты регистрации       
документов об установлении
инвалидности со степенью ограничения
способности к трудовой деятельности
Пункт 29
Пункт 28
Продлен на срок более 24 календарных 
дней при направлении больного
на долечивание в санаторно-курортные
учреждения после стационарного
лечения
Пункт 32
Пункт 31
Выдан медицинским работником по уходу
за больным членом семьи старше
15 лет - при амбулаторном лечении
на срок более 3 дней или по решению
врачебной комиссии на срок более
7 дней
Пункт 36
Пункт 35
Выдан по уходу за ребенком в возрасте
от 7 до 15 лет на срок свыше
15 дней - при амбулаторном лечении
или совместном пребывании одного из
членов семьи (опекуна) с ребенком
в стационарном лечебно-
профилактическом учреждении
Пункт 36
Пункт 35
Выдан гражданину, протезирующемуся   
в амбулаторно-поликлинических
условиях
Пункт 47
Пункт 45

Далее следует отметить, что в силу п. 61 Методических указаний N 81 при наличии перечисленных выше нарушений отделение (филиал отделения) ФСС в ходе проверки принимает одно из трех решений:

  1. дать возможность исправить (устранить) нарушение;
  2. не принимать к зачету расходы на основании акта проверки;
  3. принять меры к ЛПУ, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением медицинскими организациями порядка их выдачи.

К сведению. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ. Данной позиции придерживаются арбитры при вынесении решения (Постановления ФАС ДВО от 06.02.2012 N Ф03-6781/2011, ФАС ВСО от 20.03.2012 N А33-12053/2011, от 20.03.2012 N А33-12051/2011, от 29.02.2012 N А33-5137/2011).

В то же время в арбитражной практике имеются решения, в которых ФАС встал на сторону организации, а не ФСС. Как отмечают арбитры, допущенные медицинскими учреждениями нарушения не могут служить основанием для отказа в принятии расходов (Постановления ФАС ВСО от 21.08.2012 N А69-2192/2011, ФАС ЗСО от 04.10.2012 N А27-8889/2012, от 06.06.2011 N А27-13681/2010, от 05.05.2011 N А27-13682/2010, от 29.07.2011 N А27-915/2011, от 15.09.2011 N А45-20434/2010).

На практике у учреждений возникает вопрос: что делать, если ФСС не принял к зачету произведенные страхователем расходы, а ФАС не поддержал позицию организации? Можно ли в данной ситуации предъявить иск к лечебному учреждению, выдавшему листок нетрудоспособности с нарушением?

ФАС ЗСО в Постановлении от 04.10.2012 N А27-8889/2012 отметил следующее. Отношения по зачету спорных сумм, выплаченных в качестве пособий с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страхователем и лечебным учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности.

Лечебное учреждение в настоящем споре не является субъектом обязательного социального страхования, следовательно, к нему нельзя предъявить иск по возмещению понесенных расходов. В связи с этим рекомендуем проверять листки нетрудоспособности на предмет их соответствия Порядку N 624н.

Нарушения в порядке выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам

В соответствии с п. 57 Методических указаний N 81 проверяющий ФСС должен проверить правильность определения заработка, из которого исчисляются пособия. В связи с этим ему необходимо установить:

Напомним, что документ, который регулирует вопрос исчисления пособий, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375. Им является Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).

Неправильное определение выплат, включаемых в расчет среднего заработка для исчисления пособий

В соответствии с п. 2 Положения N 375 в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, входят все виды выплат и иных вознаграждений, применяемых у того или иного работодателя, которые включены в базу для начисления страховых взносов в ФСС.

Однако следует учитывать, что положениями ст. 9 Закона о страховых взносах определены выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами. Ими, в частности, являются все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсаций (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).

В силу ст. 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. Таким образом, выплата гражданским служащим компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку в силу норм ст. 53 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не подлежит обложению страховыми взносами, а следовательно, не включается в расчет пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам (см. Постановления ФАС МО от 26.03.2012 N А40-89277/11-20-386, от 27.01.2012 N А40-40441/11-107-198).

В Постановлении ФАС ПО от 06.12.2011 N А57-2234/2011 арбитры признали отказ ФСС в принятии понесенных страхователем расходов обоснованным, поскольку организацией в средний заработок сотрудника были включены выплаты за период, когда учреждение не уплачивало страховые взносы с выплат, связанных с трудовыми отношениями, так как являлось плательщиком УСНО. Необоснованно завысив размер среднего заработка своего сотрудника, организация нарушила положения п. 2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, п. 2 Положения N 375.

Для справки. Ограничение в применении упрощенной системы налогообложения, установленное пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется (Письмо Минфина России от 07.10.2011 N 03-11-06/2/140).

Нарушение порядка расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам

Далее следует отметить, что в период с 01.01.2009 по 31.12.2011 поменялась не только форма листка нетрудоспособности, но и порядок расчета. В частности, законодатель принципиально изменил расчет среднего заработка, исходя из которого определяется размер пособия, подлежащего выплате.

С 2011 г. пособия рассчитываются исходя из заработка за два календарных года, предшествовавшие году наступления страхового случая, без исключения из расчетного периода некоторых периодов и начисленных за них сумм.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующие году наступления страхового случая, на 730.

При расчете пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам следует обратить внимание, что согласно п. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС на соответствующий календарный год:

В случае если назначение и выплата пособия застрахованному лицу осуществляются несколькими работодателями, указанное ограничение действует в отношении каждого страхователя.

При проверках иногда выясняется, что страхователь не учитывает нормы п. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ в части ограничения в отношении произведенных им выплат. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 16.05.2012 N А21-8636/2011 рассмотрен спор между учреждением и региональным отделением ФСС об отказе в возмещении расходов на пособие по беременности и родам, выплаченное по листку нетрудоспособности с нарушением порядка исчисления среднего заработка. Организация в расчете среднего заработка за 2009 г. учла 695 000 руб., включив в эту сумму 240 000 руб. - заработок работницы в своем учреждении, 415 000 руб. - заработок, полученный у другого работодателя, тем самым превысив порог ограничения, установленный на 2009 г., исходя из которого нужно исчислять пособия. Следовательно, отказ ФСС в части принятия к зачету суммы расходов, произведенных по листку нетрудоспособности, обоснован.

Выплата пособия без учета страхового стажа

Следующим нарушением, которое встречается при назначении и выплате пособий по беременности и родам, является выплата пособия без учета страхового стажа.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается застрахованным лицам при утрате трудоспособности в процентах к среднему заработку в зависимости от страхового стажа:

Обратите внимание! Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60% среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ).

Продолжительность страхового стажа застрахованного лица определяется в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила N 91). Согласно п. 7 Правил N 91 страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам). Как указал ФАС ЗСО в Постановлении от 29.09.2011 N А70-1657/2011, непринятие ФСС к зачету расходов, произведенных учреждением по выплате пособия по временной нетрудоспособности в размере 100%, обоснованно. До 01.01.2010 в страховой стаж не включался период работы в Государственной противопожарной службе, поэтому размер пособия за счет ФСС должен быть уменьшен.

Для справки. Статьей 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, вступившей в силу 01.01.2010, ст. 16 Федерального закона N 255-ФЗ дополнена ч. 1.1, согласно которой в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены данной статьей, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Кроме всего перечисленного выше, следует учитывать, что застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом; в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов (п. 6 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ).

К сожалению, встречаются нарушения, когда расчет пособия по больничным листам лицам, имеющим страховой стаж менее шести месяцев, осуществляется исходя из среднего заработка. Примером может служить спор, рассмотренный в Постановлении ФАС ЦО от 02.06.2010 N А62-8702/2009. В нем арбитры указали, что действия организации неправомерны, и поддержали ФСС.

Выплата пособия по временной нетрудоспособности нарушителям нетрудоспособного режима в полном размере

Далее хотелось бы обратить внимание читателей на ст. 8 Федерального закона N 255-ФЗ. В силу приведенных в ней положений пособие по временной нетрудоспособности должно выплачиваться в меньшем размере в случае:

При наличии одного или нескольких оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности оно выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ:

  1. при наличии первых двух оснований - со дня, когда было допущено нарушение;
  2. при наличии третьего основания - за весь период нетрудоспособности.

В качестве примера приведем Постановление ФАС СЗО от 15.11.2011 N А05-2144/2011. В вынесенном решении суд отклонил требования организации о признании недействительным решения ФСС в части отказа в зачете расходов, произведенных ею по обязательному социальному страхованию. Как было установлено арбитрами, временная нетрудоспособность работников возникла в результате заболевания, наступившего вследствие злоупотребления алкоголем и сопутствующего ему состояния опьянения. При таких обстоятельствах ФСС правомерно не принял к зачету расходы, произведенные учреждением по больничным листам, выданным указанным работникам.

В Постановлении ФАС ЗСО от 30.06.2011 N А45-18204/2010 суд отклонил требования организации о признании недействительным решения ФСС о непринятии к зачету расходов, поскольку в листке нетрудоспособности работницы лечащим врачом была проставлена отметка о неявке указанного лица на врачебный прием. Наличия уважительных причин неявки на прием к врачу не установлено. Следовательно, у фонда имелись основания для снижения размера пособия.

Выплата пособия по временной нетрудоспособности в период нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы

В силу ст. 9 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период освобождения его от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.

Таким образом, при выявлении фактов выплаты указанного пособия в периоды нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы ФСС имеет право отказать в принятии расходов, осуществляемых в целях социального страхования. Данный вывод был сделан в Определении Санкт-Петербургского городского суда от 28.09.2011 N 14334.

Заключение

В заключение отметим: непринятие к зачету произведенных расходов неизбежно влечет не только уплату страховых взносов, но и применение к учреждению штрафных санкций. Согласно ст. 47 Закона о страховых взносах неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов.

С.Валова

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений"