Мудрый Экономист

Продажа сигаретного набора. Законно или нет?

"Современный предприниматель", 2011, N 9

В местах общественного питания (кафе, бары, рестораны и т.д.) потребителям предлагается широкий спектр товаров и услуг. Во многих из них продаются сигареты. Действующим законодательством РФ предусмотрено, что на табачные изделия устанавливаются их изготовителями фиксированные цены. Они указываются на пачках сигарет. Реализация табачной продукции по ценам выше установленных изготовителями не допускается. За неисполнение такого запрета предусмотрена административная ответственность.

Для обхода данного запрета владельцы мест общественного питания предлагают потребителям не сигареты, а так называемые сигаретные наборы, в которые помимо пачки сигарет входят также зажигалки. Так как запрет применяется лишь в отношении сигаретной продукции, а на реализацию таких комплексных товаров он не действует, подобные наборы и предлагаются потребителям. Причем цены на подобные товары устанавливаются владельцами мест общественного питания произвольно.

Формально действия рестораторов выглядят вполне легитимными, но соответствуют ли они в действительности закону?

Что сказал суд?

В практике Рязанского областного суда рассматривалось дело о привлечении к административной ответственности организации общественного питания, которая реализовывала потребителям сигаретные наборы.

Роспотребнадзор, заявивший иск в защиту интересов неопределенного круга лиц, права и интересы которых затрагивались действиями организации, ссылался на то, что запрещается обусловливать приобретение одних товаров необходимостью приобретения других. Продажа сигаретного набора потребителям является не чем иным, как навязыванием дополнительной услуги с целью обхода установленного законом запрета.

Рязанский областной суд отказал Роспотребнадзору в иске, отметив следующее. Наряду с оказанием услуг общественного питания организации вправе предложить потребителям дополнительные платные услуги, в том числе сигаретные наборы. Потребители же, пользующиеся услугами общественного питания в кафе, не лишены возможности приобретать сигаретную продукцию в ином месте. Таким образом, по мнению суда, предоставляемые организацией общественного питания дополнительные услуги не противоречат закону и не нарушают права потребителей. Кроме того, судом было отмечено, что данная организация не занимает доминирующего положения на рынке табачных услуг (Определение Рязанского областного суда от 1 июня 2011 г. N 33-1050).

Как считают юристы?

Позиция Рязанского областного суда о соответствии закону деятельности организации общественного питания, реализующей сигаретные наборы, представляется основанной на неправильном толковании и применении правовых норм в силу следующего.

В соответствии с абз. 8 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" на пачке сигарет должна быть указана максимальная розничная цена, по которой она может быть реализована потребителям.

Согласно п. 2 ст. 187.1 НК РФ максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

В силу п. 1 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), по табачным изделиям - завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. руб.; на должностных лиц - 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Потребители в местах общественного питания вправе заказывать продукцию исходя из предложенного им прейскуранта. Естественно, было бы неразумным требование потребителя дать выбрать ему из предлагаемого салата отдельный ингредиент и продажу его в отдельности, потому что в продаже имеется лишь такой товар, как салат, а не его составляющие.

Отдельные продукты питания в совокупности образуют единое целое, новый продукт - салат, который и предлагается потребителям. Потребитель не вправе требовать продажи ему отдельных продуктов, если это не предусмотрено меню соответствующей организации общественного питания. В силу ст. 134 ГК РФ, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Иным же образом обстоит ситуация с сигаретным набором: сигареты и зажигалка между собой не связаны, являются разнородными вещами и не образуют единое целое. Следовательно, предложение потребителям сигаретных наборов является навязыванием дополнительной услуги. Не допускается ставить в зависимость приобретение сигарет необходимостью приобретения сигаретного набора.

Продажа сигаретного набора фактически приводит к тому, что сигареты реализуются не по фиксированной цене, установленной изготовителем, а по более высокой, что делается в обход предусмотренного законом запрета и делает запрет бессмысленным. Допущение на практике продажи сигаретных наборов может стимулировать недобросовестные организации общественного питания к отказу от продажи потребителям сигарет. Они начнут предлагать лишь сигаретные наборы, что позволит им в обход закона извлекать прибыль за счет нарушения прав потребителей, в то время как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 октября 2010 г. N ВАС-11680/10).

Не может быть признан убедительным довод Рязанского областного суда о том, что потребители не лишены возможности приобрести сигареты на территории города, если они не хотят покупать сигаретные наборы в организации общественного питания. Наличие у них данной возможности само по себе не свидетельствует о том, что деятельность организаций общественного питания по продаже сигаретных наборов соответствует закону. И почему потребители должны покупать товар в ином месте, если его можно приобрести у организации общественного питания?

Следуя логике Рязанского областного суда, необходимо освободить от ответственности производителей, продавцов и исполнителей при продаже ими товаров, выполнении работ и оказании услуг ненадлежащего качества, поскольку потребители не лишены возможности приобрести товары, работы или услуги в ином месте.

Ссылка на то обстоятельство, что организация общественного питания не занимает доминирующего положения на рынке табачных изделий, не имеет правового значения для рассматриваемой ситуации. Предметом рассмотрения было соблюдение организацией общественного питания требований законодательства об ограничении курения, а не антимонопольного законодательства.

Следует признать, что реализация сигаретных наборов вместо обычных пачек сигарет организациями общественного питания является незаконной, поскольку направлена на обход запрета о превышении фиксированной цены, установленной производителями табачной продукции. На это же указывает и один из случаев из нашей практики, когда Управление Роспотребнадзора по г. Москве привлекло одну из организаций общественного питания к административной ответственности за продажу сигаретных наборов.

А.Бычков

Начальник юридического отдела

ЗАО "ТГК "Салют"