Мудрый Экономист

Монтаж пожарной сигнализации

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 11

В соответствии с п. 9 таблицы 1 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03), утвержденного Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315, здания общественного и административно-бытового назначения <1> должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации, а некоторые помещения (например, серверные площадью более 24 кв. м) - автоматическими установками пожаротушения. В статье мы поговорим о том, как отразить расходы на монтаж пожарной сигнализации в бухгалтерском и налоговом учете.

<1> Согласно Приложению А к СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденным Приказом Минрегиона России от 01.09.2009 N 390, к зданиям и помещениям общественного назначения относятся:

К общественным зданиям административного назначения относятся здания и помещения учреждений непроизводственной сферы деятельности, где основные помещения используются только часть суток и в которых в основном находится постоянный контингент работников, привыкших к местным условиям (Приложение Е к СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения", утвержденным Постановлением Госстроя России от 23.06.2003 N 108).

Требования к системам пожарной сигнализации

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) пожарная сигнализация - совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты. В свою очередь, под системой пожарной сигнализации понимается совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста.

Установки и системы пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации установлены в ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ <2>. В частности, к системам пожарной сигнализации предъявляются следующие требования:

<2> Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Обратите внимание! Руководитель бюджетного учреждения обязан обеспечивать исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и не реже раза в квартал проводить проверку работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима)).

Помимо указанных выше норм, требования к системам пожарной сигнализации регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

Для справки. Несоблюдение требований пожарной безопасности к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений является административным правонарушением и влечет в соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб., на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.

Выбор способа размещения заказа

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов <3> размещение заказа может осуществляться:

<3> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

По общему правилу решение о способе размещения заказа принимается заказчиком самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов. Одним из таких случаев как раз и является размещение заказа на монтаж пожарной сигнализации.

Согласно п. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона.

Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р. В указанном Перечне использованы коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17. Из него следует, что установка автоматической пожарной сигнализации отнесена к услугам по монтажу аппаратуры электрической тревожной, пожарной, вызывной и дистанционной сигнализации с блокировкой поверхностей с кодом 4530761, который включен в код 4530000 "Услуги по монтажу оборудования". Кроме того указанный код включен в код 4500000 "Услуги строительные и объекты строительства".

Таким образом, при размещении заказов на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации не допускается проведение конкурса в качестве способа размещения заказа. Об этом, в частности, свидетельствует имеющаяся арбитражная практика (Постановление ФАС ПО от 06.05.2010 N А12-22315/2009). Кроме того, аналогичные требования распространяются на работы по проектированию указанных систем.

Вместе с тем следует учитывать, что, помимо обязанности использовать в качестве одного из способов проведения торгов исключительно аукцион, бюджетные учреждения вправе осуществлять размещение заказа на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации, а также по разработке проектной документации без проведения торгов (в том числе путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика)) при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Законом о размещении заказов.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 38 Инструкции N 157н <4> материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, принимаются к учету в качестве основных средств.

<4> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции N 157н).

Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Согласно п. 45 Инструкции N 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект также со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

В случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей - основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Если по комплексу конструктивно сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Согласно п. 44 Инструкции N 157н сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается его использование в процессе деятельности учреждения в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях). Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из:

  1. информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. По объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация основных средств) в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп; по объектам, включенным в десятую амортизационную группу, срок полезного использования рассчитывается исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072;
  2. рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества; при отсутствии в законодательстве РФ норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя - на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:

В соответствии с Классификацией основных средств приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (код 14 3319020) относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования от пяти до семи лет включительно.

Учитывая вышеизложенное и требования п. 45 Инструкции N 157н, если по комплексу конструктивно сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный комплекс учитывается как самостоятельный инвентарный объект на счетах 0 101 24 000 "Машины и оборудование - особо ценное движимое имущество учреждения", 0 101 34 000 "Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения".

Необходимо отметить, что в случае, если система пожарной сигнализации была смонтирована одновременно со строительством здания, она подлежит учету в составе указанного здания. Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты. Сигнализационные сети включают в состав зданий, начиная от вводного ящика, или кабельных концевых муфт (включая ящик и муфты), или проходных втулок (включая сами втулки).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2011 N 180н, отражение расходов на установку (монтаж) пожарной сигнализации осуществляется по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Вместе с тем на практике встречаются случаи, когда оборудование для системы приобретается учреждением самостоятельно. В этих случаях расходы на приобретение оборудования для системы пожарной сигнализации следует отражать по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

В соответствии с п. 9 Инструкции N 174н <5> принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, создании, изготовлении, в том числе хозяйственным способом, отражается на основании первичных учетных документов: Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы".

<5> Инструкция по применению Плана счетов бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Заметим, что отношения бюджетного учреждения и подрядной организации, занимающейся монтажом пожарной сигнализации, регулируются заключенным договором подряда. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (ч. 1 ст. 740 ГК РФ). Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения либо иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и других неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

В силу ч. 1 ст. 743 ГК РФ ремонтные работы должны осуществляться в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок представляет соответствующую документацию. Необходимо отметить, что договор строительного подряда считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о сроке выполнения работ (п. 4 Информационного письма ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").

Оплата выполненных работ по монтажу пожарной сигнализации в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" должна производиться только на основании унифицированных форм первичной учетной документации КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" и КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат".

Указаниями по применению и заполнению указанных форм предусмотрено, что в справке о стоимости выполненных работ и затрат по требованию заказчика приводятся данные по видам оборудования, относящегося к стройке (пусковому комплексу, этапу), к монтажу которого приступили в отчетном периоде. При этом в графе 2 указываются наименование и модель оборудования, а в графах 4 - 6 - данные о выполненных монтажных работах.

Рассмотрим пример отражения расходов учреждения по монтажу пожарной сигнализации.

Пример 1. Федеральным государственным бюджетным учреждением "N" заключен договор на монтаж системы пожарной сигнализации на общую сумму 100 000 руб. Условиями договора предусмотрена выплата аванса в размере 30% от стоимости договора. Оплата по договору произведена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

           Содержание операции      
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
Перечислен аванс подрядной          
организации в размере 30% стоимости
договора
2 206 26 560
2 201 11 610
18
   30 000 
Отражены в учете выполненные работы 
2 106 x1 310
2 302 26 730
  100 000 
Произведен зачет ранее              
перечисленного аванса
2 302 26 830
2 206 26 660
   30 000 
Погашена задолженность перед        
подрядчиком за выполненные работы
2 302 26 830
2 201 11 610
18
   70 000 
Принята к учету пожарная            
сигнализация
2 101 x4 310
2 106 x1 310
  100 000 

В силу п. 61 Правил противопожарного режима руководитель бюджетного учреждения, в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, обеспечивает проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов, руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов от пожаров.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ расходы бюджетных учреждений по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений следует отражать по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Пример 2. Муниципальным бюджетным учреждением заключен договор на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации. Сумма ежемесячной оплаты составляет 2000 руб. Учетной политикой бюджетного учреждения предусмотрено, что указанные затраты учитываются в составе накладных расходов. Оплата по договору произведена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
Оказанные услуги отражены в составе 
накладных расходов учреждения
2 109 70 225
2 302 25 730
   2000   
Произведена оплата оказанных услуг  
2 302 25 830
2 201 11 610
18
   2000   

Налог на прибыль

При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - бюджетное учреждение уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) учреждением.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на обеспечение пожарной безопасности и обслуживание охранно-пожарной сигнализации.

Вместе с тем следует учитывать, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов, указанных в п. 1.1 ст. 259 НК РФ (п. 5 ст. 270 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

В силу п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или нематериальных активов служит для целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Таким образом, если затраты учреждения на монтаж системы пожарной сигнализации не превышают 40 000 руб., они учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Так же отражаются расходы, связанные с обслуживанием системы пожарной сигнализации. Если же затраты превышают указанный порог, то они уменьшают налогооблагаемую прибыль посредством механизма амортизации в соответствии с положениями ст. ст. 256 - 259 НК РФ.

А.Гусев

К. п. н.,

эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"