Мудрый Экономист

Учет имущества, приобретенного за счет целевых субсидий: разъясняет Минфин

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 10

За последнее время один из наиболее актуальных вопросов для бухгалтеров бюджетных (автономных) учреждений звучит так: как учитывать имущество, приобретенное за счет целевых субсидий, - по коду 5 или 4? Большинство мнений, высказанных по данному вопросу авторами статей, экспертами, должностными лицами различных компетентных органов, сводится к тому, что такое имущество необходимо учитывать по коду 4. Бухгалтеры могли прислушаться к таким мнениям либо придерживаться иной позиции. Однако и те, и другие ожидали официальных разъяснений по данному вопросу - и дождались. 18 сентября 2012 г. Минфин выпустил Письмо N 02-06-07/3798 (далее - Письмо N 02-06-07/3798). О том, вносят приведенные в нем разъяснения финансового ведомства ясность или запутывают еще больше, поговорим в данной статье.

Только по коду 4

Для начала напомним, что основная деятельность бюджетных (автономных) учреждений по выполнению государственного (муниципального) задания осуществляется за счет субсидий, предоставленных из бюджета на выполнение такого задания (п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Операции в рамках такой деятельности отражаются в бухгалтерском учете с указанием в 18-м разряде номеров счетов кода 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания".

Вместе с тем таким учреждениям из бюджета могут предоставляться также субсидии на иные цели. В бухгалтерском учете операции, произведенные за счет целевых субсидий, отражаются с указанием в 18-м разряде номеров счетов кода 5 "Субсидии на иные цели".

Поскольку имущество приобретается за счет целевых субсидий, логично было бы учитывать его по коду 5. Однако стоит отметить, что при постановке на учет любого имущества основную роль играет то, в рамках какой деятельности оно фактически будет использоваться. Имущество, приобретенное за счет целевых субсидий, фактически используется в основной деятельности учреждений (деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания), причем средства на содержание такого имущества выделяются по коду 4, следовательно, такое имущество должно учитываться по коду 4. К такому же выводу приходили различные эксперты до выхода Письма N 02-06-07/3798.

Вышедшее Письмо только подтвердило указанный вывод. Рассмотрим корреспонденцию счетов по отражению в бухгалтерском учете операций по приобретению имущества за счет целевой субсидии, приведенную в Приложении к Письму N 02-06-07/3798.

              Содержание операции             
    Дебет    
    Кредит
 Получение субсидии на иные цели              
 5 201 11 510
(увеличение
забалансового
счета 17 по
КОСГУ 180)
 5 205 81 660
 Формирование вложений в имущество за счет    
субсидии на иные цели
 5 106 XX 310
<*>
 5 302 31 730
5 302 XX 730
 Оплата поставленного имущества, принятых     
работ, оказанных услуг
 5 302 31 830
5 302 XX 830
 5 201 11 610
(уменьшение
забалансового
счета 18 по
КОСГУ 180)
 Принятие к учету доходов от получения        
субсидии на основании принятого учредителем
отчета учреждения о произведенных за счет
целевой субсидии расходов
 5 205 81 560
 5 401 10 180
 Принятие учреждением к учету по виду         
деятельности 4 вложений в особо ценное
имущество, произведенных за счет субсидии на
иные цели (на основании Справки (ф. 0504833))
 5 304 06 830
 5 106 XX 410
 4 106 XX 310
 4 304 06 730
 Постановка на учет приобретенного имущества  
 4 101 XX 310
 4 106 XX 410
<*> Здесь и далее вместо символа "XX" указывается соответствующий аналитический код синтетического учета.

В данной таблице приведена корреспонденция счетов в отношении бюджетных учреждений. Автономные учреждения также вправе ее использовать, но с указанием нулей в 24 - 26-ом разрядах номеров счетов, за исключением счета 401 10 180 (данный счет остается неизменным).

Если приобретенное имущество является недвижимым или особо ценным

Если имущество, приобретенное за счет целевой субсидии, относится к недвижимому или особо ценному движимому имуществу, то необходимо в обязательном порядке оповестить учредителя о его поступлении, а в бухгалтерском учете скорректировать расчеты с учредителем, отражаемые на счете 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем".

Напомним, что бюджетные (автономные) учреждения не вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, поэтому обо всех операциях, произведенных с таким имуществом, извещается учредитель. К таким операциям относятся поступление и выбытие такого имущества.

Изменение показателей, отраженных на счете 0 210 06 000, осуществляется учреждением в корреспонденции со счетом 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами". Причем корректировка расчетов с учредителем согласно Письму N 02-06-07/3798 осуществляется при составлении годовой бухгалтерской отчетности или с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже чем один раз в год при составлении годовой бухгалтерской отчетности.

Итак, по факту приобретения за счет целевых субсидий имущества, относящегося к недвижимому или особо ценному движимому имуществу, учреждения делают следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 4 401 10 172 "Доходы от операций с активами"

Кредит счета 4 210 06 660 (000) "Расчеты с учредителем".

Обращаем ваше внимание на то, что при начислении амортизации на указанное имущество корректировка расчетов с учредителем не производится. По разъяснениям, приведенным в Письме N 02-06-07/3798, на счете 210 06 000 отражается балансовая стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества. Поскольку при начислении амортизации изменяется остаточная стоимость имущества, а не балансовая, данная операция не является основанием для изменения показателя, числящегося на счете 210 06 000.

Пример. Автономному учреждению культуры предоставлена целевая субсидия в размере 1,5 млн руб. За счет данной субсидии учреждением приобретен автомобиль стоимостью 500 000 руб., который включен в перечень особо ценного движимого имущества учреждения.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом.

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
Поступила на отдельный лицевой счет 
бюджетного учреждения целевая
субсидия
5 201 11 000
5 205 81 000
 1 500 000
Отражены расходы по поставке        
автомобиля
5 106 21 000
5 302 31 000
   500 000
Оплачена поставка автомобиля        
5 302 31 000
5 201 11 000
   500 000
Приняты к учету по виду             
деятельности 4 вложения в
автомобиль, произведенные за счет
субсидии на иные цели (на основании
Справки (ф. 0504833))
5 304 06 000
5 106 21 410
   500 000
4 106 21 000
4 304 06 000
Поставлен на учет автомобиль        
4 101 25 000
4 106 21 000
   500 000
Скорректированы расчеты с           
учредителем на сумму поступившего
автомобиля
4 401 10 172
4 210 06 000
   500 000

Л.Ларцева

Редактор журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"