Мудрый Экономист

Закон о торговле: отношения дистрибьюторов и производителей

"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8

В цепочке "производитель - розница", как правило, присутствует промежуточное дистрибьюторское звено: из промышленной партии дистрибьютор формирует мелкооптовые партии, которые затем перепродает. Распространяются ли на сферу дистрибуции положения Закона о торговле <1>? С этим вопросом нам предстоит разобраться.

<1> Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Регулирует ли Закон о торговле отношения дистрибьюторов и производителей?

В ст. 9 Закона о торговле сформулированы права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки таких товаров.

Определения тех и других хозяйствующих субъектов можно вывести исходя из п. 3 ч. 2 ст. 1 и п. п. 1 - 3 ст. 2 Закона о торговле:

На заметку. В проекте федерального закона о внесении изменений в Закон о торговле, размещенном на официальном сайте ФАС <2>, предлагается внести уточнения в определение термина "торговая деятельность": торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и (или) продажей товаров. Как видим, разница в сравнении с действующим определением состоит в наличии союза "или" после союза "и". Чем вызвана необходимость такого уточнения? Соединительный союз "и" означает деятельность как по продаже, так и по приобретению товаров. Вместе с тем не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по продаже товаров, занимаются их приобретением (например, хозяйствующие субъекты, осуществляющие без участия посредников продажу товаров, произведенных ими самостоятельно).

<2> http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50682.html.

Применение ст. 9 Закона о торговле в сфере дистрибуции

Таким образом, дистрибьюторы попадают в обе группы субъектов - осуществляющих поставки товаров и осуществляющих торговую деятельность. Следовательно, на них распространяются требования и ограничения, предусмотренные ст. 9 Закона о торговле:

Ключевой момент. В действующей редакции Закона о торговле на дистрибьюторский договор распространяются требования ст. 9.

Поскольку организация бизнеса при помощи посредников всегда требует от участников экономической цепочки последовательных действий, дистрибьютор не имеет источников для исполнения своих обязательств по оплате товара перед производителем до того момента, пока последний участник цепочки (розничный продавец) не произведет с ним расчет. Если максимальные сроки отсрочки оплаты товаров будут воспроизводиться в договорах между производителями и дистрибьюторами, дистрибьюторами и розничными продавцами, то за счет каких источников дистрибьютор должен рассчитываться с производителем? По всей видимости, за счет заемных средств. Необходимо учитывать и тот факт, что дистрибьюторы, как правило, имеют временные потери: отгрузка на транспорт дистрибьютора и доставка до его склада (до 14 дней) железнодорожным или автомобильным транспортом (в зависимости от региона страны и доступности того или иного вида транспорта); формирование товарных партий для поставки дилерам, торговым сетям и другим субъектам розничной торговли - в течение всего срока годности товаров.

Часто производители используют такой прием, как накопление товарных запасов на складах дистрибьюторов для обеспечения спроса в сезон. Соответственно, ранее производители и дистрибьюторы подписывали соглашения о длительных отсрочках. Это устраивало обе стороны: оптимизировались складские запасы, дистрибьюторы были обеспечены товаром. Закон о торговле поставил под вопрос подобную практику, требуя расчета в течение определенного срока. Несомненно, требования Закона можно обойти путем заключения иных видов договоров: ответственного хранения либо новации в заемные обязательства. Но все же более предпочтительный вариант - уточнение в Законе о торговле состава субъектов, на которых распространяются его требования, путем исключения из его правового регулирования отношений по дистрибуции товаров;

У читателя могут возникнуть сомнения в том, касаются ли перечисленные выше ограничения взаимоотношений дистрибьютора и производителя, учитывая, что между ними заключается дистрибьюторский договор, а в ст. 9 Закона о торговле упоминается только договор поставки. Здесь следует исходить из того, что дистрибьюторский договор может <3>:

  1. иметь рамочный характер в части поставок товаров. По такому договору не могут производиться поставки товаров, а требуется заключение отдельных договоров поставки;
  2. содержать существенные условия договора поставки. В таком случае поставки товаров осуществляются на основании этого договора и заключать отдельные договоры поставки не требуется.

Поскольку рамочный дистрибьюторский договор не является договором поставки, в нем, вне всяких сомнений, могут оговариваться обязательства дистрибьютора по распространению приобретенных товаров на определенной территории на согласованных с поставщиком условиях. А если такие обязательства возлагаются на дистрибьютора по дистрибьюторскому договору, содержащему элементы договора поставки? Формально это может расцениваться как нарушение запрета ч. 12 ст. 9 Закона о торговле на включение в договор поставки товаров условий о совершении покупателем каких-либо действий в отношении поставленных продовольственных товаров. А ведь именно такие действия, собственно говоря, составляют суть отношений с дистрибьюторами.

<3> См. статью Е.В. Шоломовой "Дистрибьюторский договор: характеристика и регулирование".

Замечания и предложения заинтересованных лиц

В Минпромторг, разрабатывающий поправки к Закону о торговле, поступают соответствующие предложения и замечания от различных участников рынка. Так, свои предложения по дальнейшему совершенствованию нормативного акта направил Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС). В частности, МЭС предлагает исключить дистрибуцию из сферы действия Закона. "Нужно просто устранить противоречие. Закон неоправданно смешивает дистрибьюторский договор с договором поставки, в то время как это разные правовые инструменты, предназначенные для решения отличных друг от друга экономических задач", - поясняет М. Протасов, председатель правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз", которая стала одним из инициаторов создания МЭС. Законом фактически выведен за рамки легитимного поля базовый договор, заключаемый поставщиком со своими дистрибьюторами на определенных территориях или по определенным каналам продаж.

МЭС отмечает различия договора поставки и рамочного дистрибьюторского контракта. По договору поставки поставщик обязуется передать конкретный товар в собственность покупателя, а покупатель - принять и оплатить этот товар, в то время как по дистрибьюторскому договору поставщик обязуется продавать (поставлять) другой стороне на постоянной основе товары, а покупатель (дистрибьютор) - покупать их у поставщика и продавать на определенной территории и на определенных условиях (ст. 4:101 Принципов европейского права). Следовательно, дистрибьюторский договор - это рамочный договор, во исполнение которого заключаются самостоятельные договоры поставки и договоры дальнейшей перепродажи товара. Отношения производителя и дистрибьютора характеризуются общностью экономических интересов и строятся на основании принципа сотрудничества сторон. Функция дистрибьюторов исключительно важна, поскольку именно они обеспечивают поставки продовольственных товаров в малые, средние и большие розничные торговые объекты в большом количестве населенных пунктов. На долю канала продаж через дистрибьюторов может приходиться более 80% всех поставок продовольственных товаров производителя. МЭС считает: ограничения Закона противоречат экономической сути отношений между производителем товаров и дистрибьюторами, не позволяют производителям использовать выработанные хозяйственным оборотом способы и методы поддержки деятельности собственных дистрибьюторов. Предложение МЭС таково: в ст. 9 Закона о торговле слова "хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность" заменить на слова "хозяйствующий субъект, осуществляющий розничную торговлю".

Тексты предложений по усовершенствованию ряда пунктов Закона о торговле распространили также Руспродсоюз и АКОРТ. В числе прочего эти отраслевые союзы отмечают, что при создании Закона его авторы забыли о важнейшем звене в цепочке движения товара - дистрибьюторах, то есть о компаниях, которые с учетом географических размеров нашей страны являются одним из ключевых звеньев в цепи доведения продуктов питания до конечного потребителя. Во избежание "риска усмотрительности надзорных и контролирующих органов, судебной власти по отношению к данным хозяйствующим субъектам" союзы предложили субъектам законодательной инициативы определить права и обязанности дистрибьюторских компаний и дополнить Закон соответствующими нормами, а также заявили о своей готовности принять участие в определении прав и обязанностей дистрибьюторов при подготовке соответствующих поправок к Закону.

Законопроект о внесении изменений

Как отмечалось, на официальном сайте ФАС размещен проект федерального закона о внесении изменений в Закон о торговле (раздел "Проекты нормативных актов"). Проектом предусмотрены поправки, в частности, к ст. 9 (ч. 3 - 11) Закона о торговле. В частности, слова "хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность" предлагается заменить на слова "хозяйствующий субъект, осуществляющий розничную торговлю" и тем самым сузить круг фигурантов этих норм, распространив их на субъектов розничной торговли (лиц, занимающихся только той торговой деятельностью, что связана с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 2 Закона о торговле)). В пояснительной записке к проекту федерального закона о внесении изменений говорится, что поправки к ст. 9 Закона о торговле связаны с исключением отношений в области дистрибуции из сферы действия данного Закона, а также с необходимостью установления четких требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность.

Если законопроект будет принят в рассматриваемом варианте, отношения "производитель - дистрибьютор" окажутся вне поля правового регулирования Закона о торговле (отношения "дистрибьютор - розница" по-прежнему будут регулироваться указанным Законом).

Заметим, что ранее инициативу ФАС по разделению розничной торговли и дистрибуции в Законе о торговле в Минпромторге и Минэкономразвития восприняли сдержанно. Так, глава Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга О. Сазанов отметил, что вопрос о регулировании деятельности дистрибьюторов рассматривался экспертным советом министерства, но решение о конкретных изменениях может быть принято после того, как Закон "поработает" и станут понятны истинные проблемы дистрибьюторов.

* * *

Осознанно или неосознанно, но в действующей версии Закона о торговле (ст. 9) предъявляются одинаковые требования и ограничения как к дистрибьютору, покупающему товары у производителя с целью их дальнейшего распространения и продвижения, так и к субъекту розничной торговли, приобретающему товары у производителя или перепродавца. В итоге предмет правового регулирования Закона о торговле более широкий, чем было заявлено законодателем при обосновании необходимости его принятия. Основной довод инициаторов Закона основывался на необходимости урегулировать взаимоотношения поставщиков и торговых сетей. Но в итоге законодатель вышел за пределы своих намерений и урегулировал отношения по дистрибуции товаров, которые никоим образом не касаются торговых сетей. Сложилась ситуация, при которой дистрибьюторский рынок фактически оказался вне Закона. Если рекомендуемые заинтересованными участниками рынка поправки к Закону о торговле будут приняты, проблема будет устранена. К сожалению, пока Минпромторг и Минэкономразвития не приветствуют инициативу ФАС по внесению соответствующих поправок. Поэтому сейчас сложно сказать, будут ли они в конечном счете внесены.

Е.С.Серегин

Эксперт журнала

"Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет и налогообложение"