Мудрый Экономист

Как и что проверит инспектор из Роструда?

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 10

Основным нормативным документом, регулирующим трудовые отношения между работником и работодателем, является Трудовой кодекс. Контроль за реализацией государственной политики в области труда осуществляет Федеральная служба по труду и занятости. Федеральная инспекция труда является специализированным органом в сфере государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права. В сентябре 2012 г. Правительством РФ было издано Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права <1> (далее - Положение). О том, какие законодательные нормы внесены новым документом и каким образом осуществляются проверки, расскажем в статье.

<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875.

Что контролирует инспекция труда?

Тема нарушений и проверок всегда актуальна. Ревизор указывает на нарушение, проверяемое учреждение в свою очередь предъявляет доказательства обратного. Иногда проверяемое учреждение задается вопросом, имеет ли право контролер проверять тот или иной участок. Именно с этой целью п. 4 Положения имеет довольно конкретное определение объекта контроля проверки Роструда. В силу норм, приведенных в данном пункте, инспектор будет проверять соблюдение работодателем в процессе осуществления им своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Внимание будет обращено на полноту и своевременность выплаты заработной платы, соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, а также на выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений и по защите трудовых прав работников.

Посредством каких мероприятий осуществляется контроль?

В отличие от финансового и налогового контроля проверки Роструда осуществляются в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом (п. 8 Положения).

Плановые проверки осуществляют государственные инспекторы труда на основании разрабатываемых ежегодных планов не чаще чем один раз в три года.

В соответствии с требованиями п. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении каждой плановой проверки проверяемое юридическое лицо уведомляется уполномоченным должностным лицом инспекции труда не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

Уведомление может осуществляться посредством направления копии распоряжения о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Из п. 4.3 Методических рекомендаций, разработанных и утвержденных Приказом Роструда от 24.01.2011 N 14, следует, что формулировка срока уведомления в п. 12 ст. 9 данного Закона: не позднее чем в течение трех дней позволяет считать, что уведомление должно быть сделано не позднее чем за три дня до начала проведения проверки.

Обратите внимание! В соответствии со ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение проверки без уведомления проверяемого лица о ее проведении отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок, вследствие чего их результаты не могут являться доказательством нарушения работодателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) по заявлению проверяемого лица.

Общие требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки установлены в ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ. Основаниями для ее проведения являются:

  1. истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  2. поступление в федеральную инспекцию труда:
  1. наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Роструда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая проверка проводится с учетом требований, установленных ст. ст. 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ, и Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Роструда N 14.

В соответствии с общими требованиями п. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой проверки проверяемое юридическое лицо уведомляется уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения любым доступным способом, если основанием для нее является:

Проведение проверки без данного уведомления отнесено к грубым нарушениям норм Федерального закона N 294-ФЗ.

Срок проверки. В каких случаях он может быть продлен?

В соответствии с общими нормами, установленными Федеральным законом N 294-ФЗ, проверка не может длиться более 20 рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц проверяющих органов, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней (п. 12 Положения).

Какие права имеет трудовой инспектор?

Согласно ст. 357 ТК РФ государственный инспектор труда имеет право:

Работодатель в свою очередь не имеет права препятствовать деятельности государственных инспекторов труда при осуществлении ими полномочий, которыми они наделены законом. Предписания государственных инспекторов труда подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с КоАП РФ на виновное должностное лицо будут наложены штрафные санкции:

Какие документы проверят в первую очередь?

Как правило, трудовые инспекторы в первую очередь запрашивают учредительные документы организации (например, устав, свидетельства). Затем объектом их внимания становится кадровая документация, а также документы по учету труда и заработной платы:

При проведении проверок по обращениям работников в Роструд в случае, когда нарушены их права, проверяющие изучат вопросы оплаты труда, а также объем и структуру средств, направляемых на выплату заработной платы, премий, вознаграждений, надбавок, районных коэффициентов, материальной помощи и др.

О нарушениях, выявляемых в ходе проверок

За несоблюдение требований трудового законодательства должностные лица организаций могут быть подвергнуты административной ответственности согласно действующему законодательству.

Для справки. Статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда в виде наложения штрафа:

Отметим, что меры административной ответственности могут применяться как надзорными органами, так и в судебном порядке в соответствии с КоАП РФ. В таблице приведем нарушения трудового законодательства, рассмотренные в постановлениях областных судов, выявляемые в государственных (муниципальных) учреждениях.

        Выявленное нарушение       
             Позиция суда            
  Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.05.2012  
N 33-11911/201
Государственной инспекцией труда по
факту коллективного обращения
работников была проведена
документарная проверка оплаты труда
в учреждении, в результате которой
выявлены нарушения трудового
законодательства:
- не выполнены Распоряжения
Правительства РФ от 31.05.2011
N 957-р, от 27.09.2011 N 1641-р по
повышению работникам образования
оплаты труда на 6,5%;
- денежные средства, выделенные на
повышение окладов, тарифных ставок
работникам колледжа, направлены на
выплату премий стимулирующего
характера, что повлекло нарушение
ст. 144 "Система оплаты труда
работников государственных и
муниципальных учреждений" ТК РФ
В силу положений ст. 22 ТК РФ        
работодатель обязан соблюдать
трудовое законодательство и другие
нормативные правовые акты, содержащие
нормы трудового права, локальные
нормативные акты, условия
коллективного договора, соглашений и
трудовых договоров. Во исполнение
Распоряжения Правительства РФ
от 31.05.2011 N 957-р ФГОУ СПО из
федерального бюджета выделены
ассигнования на увеличение фонда
оплаты труда, однако администрацией
колледжа повышение размера оплаты
труда произведено не было. На
основании фактов, подтвержденных
материалами дела, суд вынес
определение о привлечении
руководителя к административной
ответственности за нарушение
трудового законодательства по
ст. 5.27 КоАП РФ
   Кассационное определение Сахалинского областного суда от 21.02.2012   
N 33-3631/2012
В нарушение требований действующего
трудового законодательства в
заключенных с несовершеннолетними
работниками трудовых договорах не
установлены конкретные размеры
должностных окладов (или часовых
тарифных ставок), применяемых к
заработной плате районного
коэффициента и процентных надбавок,
иных дополнительных стимулирующих
выплат; не указана конкретная
продолжительность рабочего времени.
В расчетных листках
несовершеннолетних работников не
отражены составляющие части
начисленной заработной платы за
фактически отработанное время. При
этом заработная плата неправомерно
начислена исходя из минимальной
заработной платы, установленной в
Сахалинской области на 2011 г., с
применением среднегодовой нормы
рабочего времени, без учета норм
рабочего времени в отработанный
период при 40-часовой рабочей
неделе
Исходя из приведенных норм           
материального права, а равно того,
что с несовершеннолетними работниками
заключены срочные трудовые договоры,
предусматривающие режим работы
подростков в условиях сокращенной
продолжительности рабочего времени
(ст. 92 ТК РФ), с учетом срока
действия трудовых договоров, в силу
которых январь и февраль отработаны
не полностью, оплата труда должна
производиться согласно отработанному
времени с применением часовой
тарифной ставки, рассчитанной исходя
из должностного оклада (тарифной
ставки) и нормативного количества
рабочих часов в месяц.
Судебная коллегия, проверив расчет
задолженности по заработной плате,
вынесла решение доначислить и
взыскать задолженность по заработной
плате с работодателя - средней школы
N 2 в пользу несовершеннолетних
работников
      Апелляционное определение ВС Республики Хакасия от 28.08.2012      
N 33-17891/2012
На рассмотрение судом были вынесены
незаконные действия организации по
установлению должностного оклада
менее МРОТ.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ в
субъекте РФ региональным
соглашением о минимальной
заработной плате может
устанавливаться иной размер
минимальной заработной платы,
который не может быть ниже
минимального размера оплаты труда,
установленного Федеральным
законом - 4611 руб. Таким образом,
трудовым законодательством
допускается установление окладов
(тарифных ставок) как составных
частей заработной платы работников
в размере менее минимального
размера оплаты труда при условии,
что их заработная плата без
включения районного коэффициента и
процентной надбавки за непрерывный
стаж работы будет не менее
установленного Федеральным законом
минимального размера оплаты труда
(в данном случае не менее
4611 руб.)
Суд признал незаконными действия     
организации по установлению
должностного оклада работникам менее
МРОТ, а также по включению в
заработную плату до размера МРОТ
районного коэффициента и надбавки за
стаж работы в Республике Хакасия.
Судьями было установлено, что размер
начисленной и выплаченной истцам
заработной платы без учета районного
коэффициента (30%) и северной
надбавки за стаж (30%) был ниже
минимального размера оплаты труда
(МРОТ) (4611 руб.), установленного на
всей территории РФ.
Разрешая дело и признавая исковые
требования обоснованными, суд,
проанализировав нормы трудового
законодательства и установив
нарушение трудовых прав истцов при
выплате им заработной платы,
обоснованно взыскал с работодателя
недоначисленную заработную плату за
период с 1 января по апрель 2012 г.
(включительно)
    Апелляционное определение Самарского областного суда от 21.08.2012   
N 33-77081/2012
В соответствии с п. 2 ч. 1,        
ч. 3 ст. 81 ТК РФ трудовой договор
может быть расторгнут работодателем
в случае сокращения численности или
штата работников организации. В
ходе проверки было выяснено, что
увольнение работника было
произведено с нарушением требований
трудового законодательства, в
частности, работодателем не были
предложены другие вакантные
должности в той же организации,
имеющиеся на момент процедуры
сокращения, соответствующие
квалификации работника
Согласно ч. 1 ст. 180 ТК РФ при      
проведении мероприятий по сокращению
численности или штата работников
организации работодатель обязан
предложить работнику другую имеющуюся
работу (вакантную должность) в той же
организации, соответствующую
квалификации работника.
При таких обстоятельствах суд пришел
к выводу о том, что увольнение
работника произведено с нарушениями
требований трудового
законодательства, в связи с чем
обоснованно удовлетворил исковые
требования о восстановлении его на
работе
 Определение Ленинградского областного суда от 16.08.2012 N 33-34581/2012
Работник вправе расторгнуть        
трудовой договор по собственному
желанию в любое время, письменно
предупредив об этом работодателя за
две недели. В случае подачи
работником заявления об увольнении
по собственному желанию согласие
работодателя прекратить трудовой
договор юридического значения не
имеет, в связи с чем увольнение
работника по основанию
пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за
прогул ввиду его невыхода на работу
после истечения двухнедельного
срока является незаконным
В соответствии с ст. 394 ТК РФ в     
случае признания увольнения
незаконным орган, рассматривающий
индивидуальный трудовой спор, может
по заявлению работника принять
решение об изменении формулировки
основания увольнения на увольнение по
собственному желанию. Кроме того, на
основании норм данной статьи суд
может по требованию работника вынести
решение о возмещении ему денежной
компенсации морального вреда,
причиненного ему указанными
действиями. Размер этой компенсации
определяется судом. На основании
имеющихся обстоятельств судом было
вынесено решение внести
соответствующие изменения в трудовую
книжку работника и взыскать в его
пользу денежную компенсацию
морального вреда
      Определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.08.2012     
N 33-89471/2012
Задержка выплаты заработной платы  
сотруднику при увольнении, в
соответствии со ст. 236 ТК РФ,
является основанием для обязания
работодателя выплатить ее с уплатой
процентов (денежной компенсации) в
определенном размере. Размер
выплачиваемой работнику денежной
компенсации может быть повышен
коллективным договором
Судебная коллегия считает, что       
работнику, не получившему в полном
объеме начисленную заработную плату,
работодатель обязан уплатить проценты
(денежную компенсацию) в размере,
установленном ст. 236 ТК РФ,
поскольку отсутствие оплаты труда
является противоправным действием
(бездействием) работодателя.
Размер компенсации за задержку
выплаты заработной платы определен
судом с учетом обязанности в силу
ст. 234 ТК РФ работодателя нести
перед работником материальную
ответственность

М.Зарипова

Эксперт журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"