Новое лицензирование - новые проблемы
"Налоговый учет для бухгалтера", 2011, N 7
4 мая 2011 г. Президент РФ подписал новый Федеральный закон N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании). Он вступит в силу только через полгода, но к изменениям нужно подготовиться заранее.
А нужна ли вам лицензия?
Огромный перечень видов деятельности, установленный ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", значительно сокращен. Вместо 84 видов в новом Законе их 49.
Не все, конечно, так радужно. Причина сокращения не в том, что государство решило отменить административные барьеры, а в том, что многие самостоятельные виды лицензируемой деятельности объединены по экономическим сферам. В наименовании укрупненных по сферам видах лицензируемой деятельности указываются составляющие их работы и услуги. Исчерпывающие перечни таких работ и услуг будут устанавливаться в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Таким образом, подпадет ли деятельность, которой занимается именно ваша организация, под обязательное лицензирование, решит Правительство.
Однако сокращение все-таки произошло. У государства в руках остаются и иные методы регулирования, в том числе аккредитация, аттестация специалистов, контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции.
В частности, отменяется лицензирование следующих видов деятельности с одновременным введением уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности:
- по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан;
- по производству и реализации специального игрового оборудования;
- по обеспечению авиационной безопасности;
- по изготовлению и ремонту средств измерений, по экспонированию и коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
- по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- медицинской деятельности;
- фармацевтической деятельности.
Лицензирование деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники отменяется с момента вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Многие виды подлежащей лицензированию деятельности даны с новым наименованием, что направлено на исключение возможности произвольного толкования составляющих их содержание работ и услуг.
Лицензирование с особенностями
Как ни пытаются власти объединить лицензирование всех видов деятельности в единую систему, в некоторых сферах это сделать весьма сложно. В частности, как и прежде, будет регулироваться порядок лицензирования в отношении:
- использования атомной энергии;
- производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- деятельности, связанной с защитой государственной тайны;
- деятельности кредитных организаций;
- деятельности по организации биржевой торговли, деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров;
- видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;
- деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
- деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
- клиринговой деятельности;
- страховой деятельности.
Лицензирование указанных видов деятельности пока сохраняется без изменений.
Вместе с тем в некоторых сферах деятельности другими федеральными законами могут быть установлены особенности лицензирования. В частности, в отношении оказания услуг связи, телевизионного вещания и (или) радиовещания; частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности; образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
К сведению. Новые лицензии будут выдаваться бессрочно! Но только по тем лицензиям, которые подпадают под действие нового Закона о лицензировании.
Кратко о лицензии
Поскольку лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, объединение лицензируемых видов в более крупные по размеру группы в новом Законе о лицензировании открывает предпринимателям больше возможностей. Вне зависимости от того, как Правительство разобьет их на группы, лицензия будет выдаваться сразу на все сгруппированные виды деятельности. Если такая система станет действовать, это будет более удобно.
Не надо будет обращаться за дополнительной лицензией, не надо опять платить государственную пошлину.
Кстати, о госпошлине. Поскольку лицензия будет выдаваться бессрочно, это убережет организации от дополнительных трат, связанных с ее уплатой при продлении лицензии.
Кроме того, юридическое лицо, получившее лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Здесь, правда, есть одно "но". Если лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, то организация вправе осуществлять в другом субъекте эту деятельность только после уведомления лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации.
Срок рассмотрения заявления
В новом Законе немного изменен срок для рассмотрения заявления соискателя на выдачу лицензии лицензирующим органом. Срок в 45 дней заменен на 45 рабочих дней.
С 1 января 2012 г. можно будет получить электронную лицензию. Если в заявлении о предоставлении лицензии указывается на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа, лицензирующим органом лицензиату направляется лицензия в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а соискателю лицензии - уведомление об отказе в предоставлении лицензии. Такое заявление можно подать через единый портал предоставления государственных услуг www.gosuslugi.ru.
Когда могут отказать?
Основания для отказа в предоставлении лицензии не изменились. Лицензиату могут отказать только в случаях:
- наличия в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
- установленного в ходе проверки несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям;
- наличия решения об аннулировании ранее выданной лицензии на осуществление деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей.
Все указанные основания действовали и раньше. Однако для последнего установлен специальный срок вступления в силу - 6 мая 2011 г. Исключением является осуществление указанной деятельности самостоятельно лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора.
Напомним, что данное основание было введено Федеральным законом от 04.10.2010 N 269-ФЗ и начало действовать с 06.12.2010. Таким образом, наличие аннулированной лицензии является и будет являться основанием для отказа при подаче заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей.
В новом Законе исключена такая оговорка, как отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.
Лицензия получена. Что дальше?
Более детально в новом Законе прописано дальнейшее взаимодействие лицензиата и лицензируемого органа. Так же как и в предыдущем Законе, лицензирующим органом заводится лицензионное дело, в котором будет содержаться вся информация о лицензиате, связанная с предоставлением ему лицензии. Перечень сведений, содержащихся в лицензионном виде, перечислен в ст. 16 Закона. С 2012 г. в связи с введением электронных лицензий и электронного взаимодействия лицензирующего органа с лицензиатом предусматривается возможность ведения лицензионного дела в электронном виде.
Более детально прописан порядок выдачи дубликата и заверенной копии лицензии.
За выдачей дубликата можно обратиться не только в случае утраты лицензии, но и в случае ее порчи. При этом лицензиат должен предоставить испорченный бланк лицензии. Поэтому, если ваш офис затопило вместе с документами, их не стоит выбрасывать, они потребуются при выдаче дубликата.
Форма заявления о выдаче дубликата или копии лицензии утверждается каждым уполномоченным органом на выдачу лицензии, например Приказом Росреестра от 29.06.2010 N П/332, Приказом Минтранса России от 31.01.2011 N 31.
Для лицензирующего органа Законом установлен конкретный срок рассмотрения заявления: три рабочих дня со дня получения заявления о предоставлении дубликата.
Если вашей организации для каждого структурного подразделения требуется документ, подтверждающий наличие лицензии на занятие определенной деятельностью, то организация может обратиться в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении копии лицензии. Срок предоставления копии - также три рабочих дня. Копия предоставляется бесплатно, количество выдаваемых копий Законом не ограничено.
Переоформить проще, чем получить заново
В некоторых случаях возможно переоформить лицензию. Согласно Закону это сделать проще и быстрее, чем получить новую лицензию. В ст. 18 названы следующие основания:
- реорганизация юридического лица в форме преобразования.
В этом случае в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. В случае пропуска указанного срока лицензию придется получать заново.
Очевидно, что иные формы реорганизации или не приведут к изменению лицензии, или приведут к ее аннулированию и получению лицензии заново. При слиянии юридических лиц лицензию новому юрлицу придется получать заново. В исключительных случаях допускается переоформление лицензии только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности. При выделении юридического лица вновь созданному юрлицу также нужно получать лицензию заново. При присоединении одного юрлица к другому лицензию менять не придется, если юрлицо, к которому присоединяется другое, имеет лицензию. При разделении юрлиц каждому придется получать лицензию заново;
- изменение наименования юридического лица или имени, фамилии и (если имеется) отчества индивидуального предпринимателя; изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
В этом случае в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- изменение адреса местонахождения юридического лица или места жительства индивидуального предпринимателя. В этом случае в заявлении о переоформлении лицензии указываются данный адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
При прекращении деятельности по какому-либо адресу мест ее осуществления, указанному в лицензии, лицензию также придется переоформить. В этом случае в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой она фактически прекращена.
Лицензиат будет вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности до переоформления лицензии только по адресам, указанным в лицензии;
- изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя. Например, при смене паспорта при достижении определенного возраста или при его утрате индивидуальный предприниматель обязан будет переоформить лицензию;
- изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Как было сказано, лицензия выдается сразу на весь лицензируемый вид деятельности. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. В выданной лицензии будут перечислены такие работы и услуги. При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать.
При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг.
При намерении прекратить выполнение работ или оказание услуг, на которые получена лицензия, лицензиат также должен подать заявление о переоформлении лицензии. В противном случае при проведении проверки его могут привлечь к административной ответственности.
После получения заявления лицензирующий орган обязан в течение трех рабочих дней принять решение о соответствии или несоответствии представленного заявления и документов требованиям законодательства. В случае принятия решения о несоответствии документы возвращаются, и лицензиат вправе в течение 30 дней их исправить. В случае признания соответствия документов лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления, которое он должен осуществить в течение 10 рабочих дней. Основания для отказа в переоформлении лицензии точно такие же, как при отказе в выдаче лицензии.
Доверяют, но проверяют
Лицензиатов будут проверять по истечении 1 года с момента получения лицензии, поскольку именно в первый год велика вероятность нанесения ущерба при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В дальнейшем проверки будут проводиться раз в три года в обычном режиме. Поскольку согласно ст. 19 Закона о лицензировании на проведение лицензионного контроля распространяется действие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", порядок и сроки проверок должны соответствовать указанному Федеральному закону.
Проводимые проверки различаются в зависимости от проверяемого лица. В отношении соискателя лицензии будут проводиться документарные и внеплановые выездные проверки. В отношении лицензиата - документарные, а также плановые и внеплановые выездные проверки.
Документарные проверки
При проведении документарной проверки будут проверяться сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия их требованиям законодательства, а также сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП и других федеральных информационных ресурсах.
Плановые выездные проверки
Плановая проверка лицензиата будет проводиться в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок. Ваша организация окажется в плане, если:
- прошел один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
- прошло три года со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
- прошел срок, установленный Правительством РФ, со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.
Во время плановой проверки проверяют содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований. Таким образом, плановая проверка сочетает как документарную проверку, так и иные формы контроля: осмотр, экспертизу, опрос сотрудников.
Внеплановая выездная проверка
Предметом внеплановой проверки является та же информация, что при плановой. Придут с внеплановой проверкой в следующих случаях:
- истечения срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
- поступления в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований. При этом согласно ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассматриваются только подписанные заявления. Анонимные обращения рассмотрению не подлежат;
К сведению. Что такое грубое нарушение? Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. К таким нарушениям могут быть отнесены нарушения, повлекшие:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
- истечения срока, на который было приостановлено действие лицензии по решению суда или должностного лица контролирующего органа;
- наличия ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
- наличия приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ.
Последствия нарушений
За грубое нарушение лицензиата могут привлечь к административной ответственности. В этом случае в срок, указанный в предписании об устранении, лицензиат должен устранить допущенные грубые нарушения. Если нарушения не устранены, лицензирующий орган вновь выдает предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований и приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок исполнения вновь выданного.
Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий. Действие приостановленной лицензии возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока исполнения вновь выданного предписания, или со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.
Действие лицензии может быть также приостановлено при назначении лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном ст. 3.12 КоАП РФ. Такое наказание допускается, только если соответствующей статьей КоАП РФ предусмотрена указанная санкция.
За административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами контролирующего органа. В остальных случаях административное приостановление деятельности назначается только судьей.
Такое приостановление допускается на срок не более 90 дней. По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
Если контролирующий орган обнаружит, что лицензиат не устранил грубое нарушение, он обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
К сведению. Аннулировать лицензию может только суд.
Государственная пошлина
При обращении в лицензируемый орган соискатель лицензии обязан вместе с заявлением предоставить документ об уплате государственной пошлины. Государственную пошлину следует уплатить за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием:
- предоставление лицензии - 2600 руб.;
- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, - 2600 руб.;
- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях - 200 руб.;
- предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности - 200 руб.;
- выдача дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, - 200 руб.;
- продление срока действия лицензии - 200 руб.
За выдачу копии лицензии государственная пошлина не взимается. При выдаче лицензии на ведение банковских операций, деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на право ведения работ в области использования атомной энергии и на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр установлен повышенный размер государственной пошлины согласно ст. 333.33 НК РФ.
О.Борзунова
К. ю. н.,
ведущий советник
Правового управления
Государственной Думы ФС РФ