Справка о расчетах с бюджетом: "спорная" недоимка
"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2011, N 24
Добросовестным налогоплательщикам, как говорится, везде у нас дорога. Получить кредит, госзаказ, субсидию и т.п. куда проще тем хозяйствующим субъектам, которые не имеют долгов перед бюджетом. Проблема в том, что на практике в ряде случаев налогоплательщикам, стремящимся засвидетельствовать свою благонадежность, придется сделать казне самый настоящий подарок.
Подпункт 1 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса закрепляет за налогоплательщиками право получать в инспекции по месту учета бесплатную информацию, в том числе в письменной форме, о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, а также о своих правах и обязанностях. С данной нормой корреспондирует обязанность налоговиков бесплатно информировать хозяйствующих субъектов по означенным вопросам, установленная пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса. При этом пп. 10 п. 1 ст. 32 НК прямо указывает, что среди прочего ревизоры должны предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии его расчетов с бюджетом.
Чтобы упорядочить этот процесс, повысить качество и создать комфортные условия для взаимодействия налогоплательщиков и инспекторов, Приказом от 18 января 2008 г. N 9н Минфин России утвердил Административный регламент ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (далее - Регламент). Порядку получения справки о расчетах с бюджетом посвящен разд. 16 этого документа. В нем же приведена форма, в соответствии с которой предоставляются необходимые сведения. Правда, в бланке документа прямо указано, что справка не является подтверждением исполнения налогоплательщиком своих обязательств перед бюджетом. Так что наиболее привередливым контрагентам, желающим убедиться в добросовестности претендента на предоставление заемных средств, исполнение госконтракта и пр., данной бумаги может оказаться недостаточно. В этом случае понадобится справка непосредственно об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, форма и Методические указания по заполнению которой утверждены Приказом ФНС России от 23 мая 2005 г. N ММ-3-19/206@ (далее - Методические указания).
Получить справку...
Итак, чтобы стать обладателем справки о состоянии расчетов с бюджетом налогоплательщику необходимо направить в инспекцию по месту учета соответствующий запрос. В Регламенте даже приведена рекомендованная форма такого документа.
По общему правилу в запросе следует указать дату, на которую необходимо опираться инспекторам при подготовке сведений о состоянии расчетов с бюджетом, и способ получения справки. Если эти данные не будут отражены, то отталкиваться инспекторы будут от дня регистрации запроса, а оформленную справку направят налогоплательщику по почте заказным письмом. Так что стоит позаботиться об указании в документе почтового адреса. В свою очередь сам хозяйствующий субъект может подать запрос лично или направить по почте (на бумажном носителе); можно передать его и по телекоммуникационным каналам связи.
Особое внимание при составлении этого документа следует уделить реквизитам, позволяющим идентифицировать налогоплательщика (полное наименование организации, Ф.И.О. ИП, ИНН/КПП, подписи и печать компании), если, конечно, запрос представляется на бумажном носителе не на официальном бланке хозяйствующего субъекта. В случае отсутствия этих данных в выдаче справки может быть отказано. Тот же исход будет иметь место в случае, когда документы в ИФНС сдает представитель налогоплательщика и к запросу не приложен документ, подтверждающий его полномочия, проще говоря, доверенность.
Предоставить заявителю справку о состоянии расчетов с бюджетом инспекция должна в течение пяти рабочих дней с момента регистрации запроса. При этом если налогоплательщик своевременно не явится за документом, хотя изначально выбрал именно "личный" способ получения справки, то, скорее всего, она будет опять же выслана по почте.
Образец оформления запроса
ИФНС N 18 по г. Москве
Начальнику ----------------------
Ильиной Е.Ю.
---------------------------------
(наименование налогового органа,
Ф.И.О. начальника)
от общества с ограниченной
---------------------------------
ответственностью "Стрела"
---------------------------------
ИНН/КПП 7718036649/771801001
107392, г. Москва,
---------------------------------
ул. Знаменская, д. 19
---------------------------------
(полное наименование организации,
ИНН/КПП, место нахождения
организации;
Ф.И.О. физического лица, ИНН (при
наличии), место жительства
физического лица
Запрос
Прошу выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и
31 мая 2011 г. Указанную справку прошу направить
почтой
штрафам по состоянию на ---------------------------------------------------
(указать дату, способ получения лично или почтой)
ООО "Стрела"
----------------------------------
(наименование организации)
Подпись руководителя организации
(физического лица) (представителя)
Хронов Хронов В.А.
----------- ----------------------
(подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
Чтобы получить справку "Об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций", в первую очередь необходимо подать соответствующее заявление в ИФНС, в которой фирма или ИП зарегистрированы. Подписано оно должно быть руководителем организации или самим ИП. При этом при составлении заявления целесообразно руководствоваться правилами формирования запроса на выдачу справки о состоянии расчетов с бюджетом.
Согласно Методическим указаниям на подготовку справки по данным своих информресурсов, то бишь лицевых счетов, налоговому органу отводится 10 дней.
Справка (в электронном виде) формируется сотрудниками отдела ИФНС по работе с налогоплательщиками по состоянию на дату регистрации заявления, распечатывается в двух экземплярах, которые визируются начальником данного отдела, а также руководителем отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. Затем документ отправляется на подпись к главе инспекции или его заму, после чего заверяется печатью и регистрируется в установленном порядке. Один экземпляр подшивается в дело налогоплательщика, другой - вручается ему или его представителю при "личном контакте" либо направляется почтовым посланием с уведомлением о вручении.
...лишь полдела
По существу стать обладателем справки о состоянии расчетов с бюджетом или об исполнении обязанностей налогоплательщика совсем не сложно. Важно другое - чтобы таковая не содержала сведений о долгах перед бюджетом или чтобы в ней было прямо указано, что хозяйствующий субъект "не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов". А вот здесь-то как раз и может возникнуть проблема.
Как указали специалисты финансового ведомства в Письме от 28 апреля 2011 г. N 03-02-07/1-145, кроме бланков справок, утвержденных Приказами ФНС России от 23 мая 2005 г. N ММ-3-19/206@ и Минфина России от 18 января 2008 г. N 9н, по которым налоговики предоставляют информацию о наличии или об отсутствии у налогоплательщика задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, нормативными правовыми актами РФ ничего иного не предусмотрено.
При этом в справке о состоянии расчетов с бюджетом отражаются отсроченные, рассроченные, в том числе в порядке реструктуризации, приостановленные к взысканию суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам. И сами суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам показываются без учета таковых. Однако более указаний об исключении каких-либо долгов из итоговых сумм не предусматривается. Лишь отдельно выделяются суммы денежных средств, списанных банком с расчетного счета организации или ИП, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.
Методическими указаниями также предусмотрено, что при формировании справки об исполнении обязанностей налогоплательщика особое внимание уделяется суммам налогов, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка или инвестиционный налоговый кредит, а также задолженности, реструктурированной по всем законодательным нормам. Наличие таковых на лицевом счете хозяйствующего субъекта не помешает ему получить "чистую" справку. То же самое относится к недоимкам, на взыскание которых наложен мораторий в соответствии с нормами законодательства о банкротстве, а также к суммам, подлежащим зачету в соответствии с решением ИФНС, направленным в органы Федерального казначейства, но не исполненным на момент выдачи справки. Во всех остальных ситуациях наличие долга повлечет за собой запись: "Имеет не исполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций".
Даже если задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, связана с проблемами банка, когда деньги списаны кредитной организацией со счета, но так и не дошли до бюджета, она не испортит справку об исполнении обязанностей налогоплательщика только при одном условии: при наличии вступившего в силу решения суда о признании обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной.
В связи с этим разъяснения финансистов, которые даны в Письме от 28 апреля 2011 г. N 03-02-07/1-145, по сути, означают, что при составлении справок налоговики будут учитывать в том числе и те долги, обязанность по уплате которых приостановлена, поскольку в отношении соответствующих сумм идет судебное разбирательство. Иными словами, компания, которая судится с налоговой по поводу тех или иных доначислений, может и не пытаться в этот период получить кредит в банке или "выбить" из казны субсидию. Разве что она погасит все доначисления, не дожидаясь окончания разбирательств, рассчитывая в дальнейшем, выиграв дело, вернуть деньги как излишне взысканные суммы налогов.
Не стоит рассчитывать, что в справке не всплывут и "просроченные должки", возможность взыскать которые инспекторы уже утратили. Безусловно, пропуск налоговиками всех сроков на принудительное взыскание недоимки с недавних пор является основанием для признания таковой безнадежной и списания с лицевого счета налогоплательщика. Однако это не произойдет само собой. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса инспекторы "очистят" карточку хозяйствующего субъекта расчетов с бюджетом только на основании принятого судом акта, подтверждающего, что налоговики действительно утратили возможность взыскания задолженности. В том числе в качестве такового может выступать определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки.
Иными словами, желая "очистить" лицевой счет от застаревших долгов, налогоплательщик должен прежде обратиться в суд либо дождаться, когда налоговики попытаются восстановить сроки для обращения к арбитрам.
С.Котова