Мудрый Экономист

Энергетическое обследование: что учесть при проведении?

"Руководитель автономного учреждения", 2012, N 9

В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ <1> государственные и муниципальные учреждения обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 г. и повторять такое мероприятие через каждые пять лет. Как ведется работа в этом направлении в Волгоградской области? Что представляет собой процедура энергетического аудита и что происходит на отдельных ее этапах?

<1> "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Успеть за четыре месяца

По данным на август 2012 г., в Волгоградской области энергетическое обследование прошли порядка 600 из 4500 государственных и муниципальных учреждений. Однако все понимают, что эту работу необходимо закончить до 1 января 2013 г.

Наш центр энергоэффективности провел встречи с представителями администрации каждого муниципального района, где были составлены графики проведения работ, в том числе по энергообследованиям учреждений. Но основная проблема заключается в том, что в бюджетах многих районов на 2012 г. средства на подобные мероприятия не предусмотрены, а суммы требуются существенные. Средняя стоимость энергетического обследования учреждения в нашем регионе составляет от 60 до 80 тыс. руб., а стоимость энергоаудита крупных объектов превышает 100 тыс. руб.

Поэтому мы договорились с волгоградскими саморегулируемыми организациями, в которые входит около ста компаний-энергоаудиторов, о следующем компромиссе. При обследовании энергоаудитору выплачивается аванс в размере 30%, а в течение I полугодия 2013 г., когда соответствующие средства появятся в местном бюджете, учреждение полностью рассчитается за сделанную работу.

Сейчас задача поставлена перед всеми: требования закона надо выполнять. Иначе будут применяться серьезные меры административной ответственности: штраф для руководителя - от 10 000 до 15 000 руб., для организации - от 50 000 до 250 000 руб. (п. 8 ст. 9.16 КоАП РФ). Получается, что неисполнение требований закона обойдется учреждениям в два-три раза дороже, чем сам энергоаудит, и это, конечно, подстегивает.

Если при взаимодействии аудиторов и государственных и муниципальных учреждений приложить максимум усилий, мы с напряжением, но выполним к 1 января 2013 г. требование об обязательности энергообследования. Отмечу, что сейчас на рассмотрении Госдумы находятся поправки к данному Закону, касающиеся переноса установленного срока <2>. И было бы гораздо проще, если бы его продлили хотя бы до 1 июля 2013 г.

<2> Проект федерального закона N 83773-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает перенос срока с 31 января 2012 г. на 31 января 2015 г. Проект пока не прошел ни одного чтения.

Системная работа и постоянный контроль

Но проведением обследований работа по повышению энергоэффективности учреждений не заканчивается, она ведется системно. В частности, все учреждения имеют собственные долгосрочные программы энергосбережения. Соответствующее обучение прошли около 1,5 тыс. сотрудников этих учреждений. А в прошлом году во всех учреждениях Волгоградской области были назначены лица, ответственные за энергосбережение.

По нашему мнению, такого сотрудника надо назначать обязательно, поскольку в учреждении необходим постоянный контроль: как работают приборы учета, идет ли расход воды в ночное время суток, когда в здании никого нет, в какие сроки проводить поверку приборов учета, каково текущее потребление ресурсов. Независимо от того, кем является ответственное лицо по основной своей должности - врачом, учителем, завхозом, этот человек со временем нарабатывает опыт в области энергосбережения и начинает квалифицированно организовывать соответствующую работу в коллективе. А когда от сотрудников требуют постоянного выполнения правил (закрыть форточку, перед уходом выключить компьютер), у них постепенно формируется энергосберегающее поведение.

Кроме того, сегодня каждый руководитель два раза в месяц у себя на рабочих планерках рассматривает вопросы энергопотребления и энергосбережения и спрашивает у своих подчиненных, как меняется ситуация. Таким образом, создается единая система контроля, элементами которой являются долгосрочная программа, наличие в учреждении ответственного лица и регулярный анализ показателей по потреблению и экономии ресурсов на уровне руководителя.

Как известно, государственные и муниципальные учреждения должны ежегодно начиная с 2010 г. сокращать объемы потребления всех видов ресурсов на 3%, однако учреждения Волгоградской области за два года уже снизили этот показатель более чем на 17%. То есть контрольные цифры, запланированные до 2015 г., мы выполнили. Тем не менее перед учреждениями ставится вопрос о дальнейшем снижении потребления ресурсов, поскольку все понимают, что это очень серьезная статья расходов, уменьшение которой даст учреждениям дополнительные финансовые возможности.

Где теряется энергия?

В плане энергосбережения проблемы учреждений делятся на организационные и технические, а также связаны с энергоэффективностью зданий. Основная организационная проблема - отсутствие контроля. Так, в некоторых учреждениях сотрудники недостаточно внимательно следят за состоянием сантехники, оставляют форточки открытыми, а осветительные приборы включенными в нерабочее время, ставят дополнительные обогревательные приборы, желая повысить температуру в помещении, например, с нормативных 20 град. Цельсия до 24 град. Цельсия.

В техническом плане сложности следующие. В Волгоградской области работает порядка 1,6 тыс. сельских учреждений, многие из которых оснащены автоматизированными блочными котельными. Часть этих котельных имеет систему автоматического погодного регулирования (когда интенсивность отопления помещений зависит от температуры наружного воздуха), однако почти половина таких систем не отлажена и не запущена.

Кроме того, в учреждениях не завершен процесс замены ламп накаливания (его планируется закончить до конца 2012 г.) и перевода на энергоэффективное уличное освещение.

Что касается энергоэффективности зданий, она, конечно, недостаточна. Поэтому сейчас ведется большая работа по замене старых окон на энергосберегающие конструкции (хотя это существенные затраты, а срок их окупаемости свыше 10 лет), утеплению дверей. При необходимости утепляются и сами здания - когда результаты энергетического обследования показывают, что энергоэффективность здания крайне низка. В свою очередь, к быстро окупаемым мероприятиям, проводимым в учреждениях и увеличивающим энергоэффективность, относятся наладка систем водо- и теплоснабжения, установка частотных преобразователей, ужесточение контроля за энергопотреблением и др.

Окна, двери и несущие конструкции - это основные точки потери энергии. В ряде случаев к ним добавляется система вентиляции. В частности, вопрос контроля за вентиляцией очень актуален для учреждений культуры. Вентиляционные системы в их залах рассчитаны на то, чтобы обеспечивать воздухообмен при большом количестве людей. Но когда в залах никого нет, вентиляцию не выключают, а через нее из помещений выводится большое количество тепловой энергии. Поэтому за работой таких систем тоже устанавливается жесткий контроль - необходимо, чтобы они включались на полную мощность только при проведении массовых мероприятий.

Этапы энергоаудита

Энергоаудит позволяет восстановить ситуацию с потреблением ресурсов, сложившуюся в учреждении за последние пять лет, и проанализировать ее. Срок проведения такого обследования, как правило, не превышает трех месяцев. Однако, если договор был заключен, например, в начале лета, энергоаудит затянется, поскольку инструментальные исследования должны проводиться в течение отопительного сезона (то есть в октябре - марте).

Чтобы собрать исходную статистику и узнать состояние дел в учреждении, потребуется примерно месяц. На этом этапе главным является вопрос взаимодействия энергоаудитора и представителей учреждения (лица, ответственного за энергопотребление, бухгалтерии). Дело в том, что сведения от сотрудников учреждения не дают полной картины, отражающей истинное состояние потребления ресурсов в учреждении, приходится отслеживать, чтобы они не "лакировали", не приукрашивали действительность, а вместе с энергоаудитором проанализировали текущее потребление и тенденции, сложившиеся в этом отношении.

Этап приборного обследования длится около двух недель: хотя тепловизионная диагностика может быть проведена за один день, информацию с некоторых датчиков, показывающих перепад температуры и теплоизолирующие свойства ограждающих конструкций, необходимо снимать именно в течение 14 дней. На этом этапе обязательно обследуются крыша, окна, стены, пол, все инженерные системы здания. Инструментальные исследования выявляют "слабые места" потребления и сбережения ресурсов: например, неудовлетворительное состояние электрической системы, когда на отдельных участках нагреваются провода, что может закончиться возникновением пожара, или когда нет нормального соединения проводов, что существенно увеличивает потери электричества.

Аналитический этап и последующее составление документации тоже могут занять около месяца. Энергоаудиторы готовят отчеты и энергопаспорт, в котором указывается перечень энергосберегающих мероприятий. На этом этапе к работе подключаются специалисты нашего центра энергоэффективности.

Мы понимаем, что руководитель учреждения - по основному образованию врач, учитель и т.д. - зачастую не может правильно оценить качество проводимого энергообследования, поэтому мы обязательно проверяем итоговую документацию (в первую очередь это касается учреждений регионального подчинения). Четыре специалиста центра энергоэффективности, прошедшие обучение по энергоаудиту, контролируют качество обследования - ведь его результаты должны стать основой для дальнейшей работы по снижению потребления энергетических ресурсов в учреждении. Специалисты изучают документацию, делают замечания, а после их устранения руководитель учреждения принимает работу и оплачивает ее. Например, мы обязательно требуем, чтобы в энергопаспорте были указаны мероприятия по энергосбережению, а также обоснование, почему они должны быть реализованы, их стоимость и срок окупаемости. Таким образом, осуществляется дополнительный контроль со стороны потребителя ресурсов, который получает своеобразную гарантию того, что при возможной проверке контролирующие органы не выявят нарушений.

Выбрать фирму, составить техзадание

На что учреждениям следует обратить внимание при проведении энергетического обследования?

Во-первых, нужно ответственно подойти к выбору компании-энергоаудитора. Мы рекомендуем учреждениям выбирать из трех-четырех претендентов. Конечно, при отборе большую роль играет цена работ, но важно обратить внимание и на наличие у фирмы опыта в этой сфере, а также приборного парка, необходимого для обследования. Ведь не секрет, что некоторые фирмы предлагают провести аудит, не выезжая на место и не имея специализированного оборудования.

Во-вторых, нужно грамотно составить техническое задание на проведение обследования. В нем необходимо указать все объекты энергообследования, содержание и порядок выполнения работ, технические требования к каждому их виду (к системе электро-, тепло-, водоснабжения и др.), а также требования к содержанию энергопаспорта.

В-третьих, в энергетическом паспорте должны быть прописаны конкретные меры по энергосбережению, и здесь не существует типовых решений. Например, у одного учреждения кровля никуда не годится, соответственно, в первую очередь будут предложены меры по ее утеплению, в другом учреждении полы холодные, а в третьем - проблемы с неравномерным распределением отопления (в части кабинетов жарко, в остальных холодно). Да и сами объекты обследований бывают разными: в одном случае помещения организации являются встроенными в многоквартирный жилой дом, в другом - это отдельно стоящее здание, одно построено из камня, другое - из дерева...

Тем не менее отношение к проведению энергообследований и самим энергоаудиторам со стороны руководителей и сотрудников учреждений начинает меняться. Руководители все отчетливее понимают, что такое обследование - подспорье для последующей конкретной работы, анализа фактического потребления и устранения энергетических потерь. Учреждения накапливают определенный опыт энергосбережения, формируется общественное мнение о важности проведения такого аудита, а тех, кто относится к мерам по энергосбережению как к "обязаловке", становится все меньше.

Ю.В.Котляров

Заместитель директора

ГУ "Волгоградский центр

энергоэффективности"