Мудрый Экономист

Знакомьтесь: правила перевозок грузов автотранспортом

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 4

Устав автомобильного и городского электротранспорта кардинально изменил нормативную базу в сфере перевозок пассажиров и грузов. Сегодня настало время ознакомить читателя с новыми Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом.

Документ уже опубликован и вступает в силу в июле этого года, так что у работников транспортных организаций и предпринимателей немного времени на "раскачку". В статье в удобной форме изложена суть новых Правил перевозок грузов.

Какое место занимает новый документ в правовой базе?

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к первоисточнику - к тому нормативному акту, на основании которого приняты Правила перевозок грузов автомобильным транспортом <1> (далее - Правила). Таким документом является Устав автомобильного и наземного электротранспорта <2>, нормам которого Правила не должны противоречить. Они предназначены дополнять и порой конкретизировать общие предписания. Последние есть и в гражданском законодательстве, в частности в гл. 40 "Перевозка" ГК РФ уделено внимание договорам перевозки груза, фрахтования, провозной плате, подаче транспортных средств, срокам доставки груза, претензиям и искам по перевозкам грузов и др. В Правилах все эти вопросы рассмотрены детально, есть конкретные указания по урегулированию спорных ситуаций и разногласий при перевозке грузов. Систематизируем в виде схемы перечисленные нормативные акты, включив Правила перевозок пассажиров <3>, дополняющие правовое поле.

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
<2> Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
<3> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Глава 40 "Перевозка" ГК РФ ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦
-------------------------------------+------------------------------------¬
¦ Устав автомобильного и наземного электротранспорта ¦
L-----------------T--------------------------------------T-----------------
¦ ¦
------------------+-----------------¬ -------------------+----------------¬
¦ Правила перевозок грузов ¦ ¦ Правила перевозок пассажиров ¦
L------------------------------------ L------------------------------------

Правилами установлены порядок и условия:

Новый документ охватывает основные виды перевозок грузов, причем для отдельных из них установлены переходные положения. В частности, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении пока регулируется специальными Правилами, утвержденными Приказом Минтранса России от 08.08.1995 N 73. Но менее чем через год перевозка подобных грузов будет осуществляться согласно требованиям, установленным приложениями A и B к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (далее - ДОПОГ). То же можно сказать о перевозке скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении. Сейчас пока можно применять Правила перевозок скоропортящихся грузов, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 25.10.1974 по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР, в части, не противоречащей действующему законодательству (гл. 40 ГК РФ, Правилам). Через год перевозчикам нужно будет руководствоваться Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в Женеве 01.09.1970 (далее - СПС).

Перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами РФ в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами РФ и Правилами, хотя в последнем документе этому вопросу уделено мало внимания.

Остановимся на тех моментах, которые по праву можно назвать ключевыми в Правилах.

Оформление договорных отношений

Как показывает практика, надлежащим образом заключенный договор является неким гарантом исполнения сторонами принятых обязательств. Безусловно, оформленные отношения не дают полной уверенности в соблюдении достигнутых договоренностей, тем не менее договор помогает решить многие вопросы, возникающие в процессе сотрудничества.

Итак, перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза. До его заключения перевозчик по требованию грузоотправителя представляет документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости транспортных услуг и порядке расчета провозной платы. Такая информация позволит решить часть вопросов еще до оформления договора перевозки груза, который заключается по следующим правилам.

  1. Перевозчик принимает к рассмотрению заказ (заявку) от потенциального грузоотправителя.
  2. Заключается договор посредством оформления транспортной накладной или заказа-наряда, в которых указываются все существенные условия договора перевозки.
  3. Составляются и проверяются сопроводительные документы на перевозимый груз.
  4. В случае обнаружения недостатков и нарушений при перевозке составляется акт.

Внимательный читатель может заметить: в описанном алгоритме нет этапа составления самого договора перевозки груза, как это принято, - с указанием предмета, стоимости, прав и обязанностей сторон, порядка разрешения разногласий и ответственности за неисполнение обязательств. В принципе Правила не исключают составления подробного договора, но можно обойтись и без него, закрепив все основные договоренности по порядку и условиям перевозки груза в подтверждающем документе (транспортной накладной или заказе-наряде).

Вероятно, авторы Правил решили перенять международный опыт ведения бизнеса, когда один документ одновременно служит и договором, где прописаны все существенные условия, и подтверждением хозяйственной операции (сделки). Это удобно и занимает меньше времени, но есть и недостатки. Главный из них заключается в том, что договор - это, как правило, двусторонний документ, составляемый индивидуально на каждую сделку. Подтверждающие же документы унифицированы, предполагают наличие заранее установленных показателей, характеризующих операцию. Совмещение договора и подтверждающего операцию документа приводит к тому, что условия диктует только одна из сторон договора, вторая же с ними либо соглашается, либо нет, и тогда сделка расторгается. То есть объединенный документ может фактически стать односторонним, хотя и подписывается двумя сторонами. Компромиссный вариант (когда условия договора обсуждаются вместе) возможен, но это повлечет изменение объединенного документа, типовая форма которого, как правило, исполнителем уже "отработана" и редко меняется.

Однако эта проблема решаема. Транспортным организациям и предпринимателям, выступающим в роли перевозчиков - исполнителей услуг, выгодно диктовать свои условия заказчикам (клиентам). Поможет достигнуть цели заключение договора путем составления транспортной накладной или заказа-наряда, формы которых приведены в Приложениях 4 и 5 к Правилам. Рассмотрим структуру названных документов по обязательным к заполнению разделам.

     Разделы транспортной накладной
       Разделы заказа-наряда
 - данные о грузоотправителе и         
грузополучателе;
- данные о перевозимом грузе и
сопроводительные документы;
- указания грузоотправителя по
перевозке;
- условия приема, сдачи, перевозки
груза;
- данные о приеме заказа (заявки) к
исполнению;
- данные о перевозчике и его
транспорте;
- оговорки и замечания перевозчика;
- прочие условия;
- информация о переадресовке доставки;
- стоимость услуг и расчет провозной
платы;
- дата составления и подписи сторон
- данные о фрахтователе и
фрахтовщике;
- данные о грузе и
сопроводительные документы;
- указания фрахтователя по
перевозке;
- маршрут и место подачи ТС;
- сроки выполнения перевозки
груза;
- условия фрахтования;
- данные о приеме заказа (заявки)
к исполнению;
- информация о транспортном
средстве;
- оговорки и замечания
фрахтовщика;
- прочие условия;
- размер платы за пользование
транспортом;
- дата составления и подписи
сторон;
- отметки фрахтователя и
фрахтовщика

Как видим, в документах предостаточно разделов, и в каждом из них указывается еще ряд сведений, что делает названные документы достаточно объемными. В этом можно усмотреть другой минус объединения договора и первичного документа: заполнение итоговой бумаги займет больше времени, чем оформление ранее применявшихся накладных. Правда, это не слишком серьезные недостатки, если условия типового договора перевозки стандартны и их остается лишь добавить в транспортную накладную или заказ-наряд.

Учитывая важность этих документов, остановимся на них подробнее.

Как составить транспортную накладную?

Заполнение транспортной накладной начинается с получения заявки (заказа) от потенциального грузоотправителя. По согласованию с ним транспортная организация определяет условия перевозки груза:

Одновременно заполняются другие разделы транспортной накладной:

Документ составляется на каждое транспортное средство, используемое в перевозках грузов, и подписывается (заверяется печатью) грузоотправителем и перевозчиком. Именно они заверяют любые исправления в транспортной накладной. По сути, они являются ответственными лицами, поэтому вправе самостоятельно договориться, кто будет составлять и оформлять транспортную накладную. Количество экземпляров - 3 шт. (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Формат составления - бумажный, электронный вариант транспортной накладной Правилами пока не предусмотрен.

Когда и как пользоваться заказом-нарядом?

В первую очередь выясним, когда нужно воспользоваться данным документом. В Правилах сказано, что им оформляется перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей (мусор, снег, отходы и т.п.) или перевозку которого сопровождает представитель грузовладельца (перевозчик не несет ответственности за сохранность сопровождаемого груза). В подобных случаях отпадают два основных элемента, определяющих правоотношения сторон как договор грузовой перевозки (наличие груза, имеющего количественную и стоимостную характеристику, а также обязанность перевозчика передать груз управомоченному лицу). Фактически перевозчик предоставляет транспорт в пользование, то есть имеют место отношения имущественного найма, которые согласно Уставу автомобильного и наземного электротранспорта регулируются договором фрахтования. Правила рекомендуют оформить данный договор заказом-нарядом на предоставление транспортного средства.

Инициатором составления этого документа является фрахтователь ("арендатор" ТС). Он указывает свои данные (наименование и адрес физического, юридического лица, Ф.И.О. представителя грузовладельца, сопровождающего груз, сведения о средствах связи лиц). Также немаловажны сведения о перевозимом грузе:

Необходимы также сопроводительные документы на груз, предусмотренные ДОПОГ, санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами. Здесь же, в заказе-наряде, следует привести перечень прилагаемых к грузу сертификатов, паспортов качества, удостоверений, разрешений, инструкций, товарораспорядительных и других бумаг, наличие которых обязательно по законодательству. Фрахтователь как заказчик по своему усмотрению вправе дать фрахтовщику (исполнителю) иные дополнительные указания, назвать параметры ТС, необходимые для перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность, вместимость). Сюда же входят дата, время и адрес места подачи транспортного средства (его маршрут), сроки выполнения перевозки (время в часах).

Закончив с формальностями, фрахтователь может подавать документ фрахтовщику (перевозчику, "арендодателю"), который обязан рассмотреть заказ-наряд и в течение трех дней информировать заказчика о принятии заказа-наряда или об отказе (с письменным обоснованием причин отказа). В случае принятия положительного решения фрахтовщик заполняет со своей стороны заказ-наряд, указывая в нем следующую информацию:

В ходе исполнения заказа-наряда возможны изменения условий фрахтования (даты, времени и сроков выполнения перевозки, маршрута и места подачи транспортного средства). Отметку об этих фактах страховщик ставит в отдельном разделе заказа-наряда. Есть и еще один раздел, где обе стороны сделки делают отметки о фактах нарушения принятых обязательств и суммах штрафных санкций, что дает начало претензионной работе.

Заказ-наряд составляется в трех экземплярах (оригиналах) - первый остается у фрахтователя, второй и третий вручаются фрахтовщику (водителю). При этом третий экземпляр заказа-наряда с фактическими отметками прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и возвращается назад фрахтователю для расчетов.

К сведению. Транспортной накладной или заказом-нарядом можно воспользоваться для урегулирования отношений при перевозке грузов не только для предпринимательских, но и для личных, семейных, домашних целей, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Предоставление подвижного состава для перевозки

Положения Правил по данному вопросу в большинстве своем повторяют нормы гражданского законодательства, поэтому выделим лишь конкретные предложения.

Во-первых, перевозчик в срок, установленный договором перевозки груза (договором фрахтования), подает грузоотправителю под погрузку исправное транспортное средство. Таковыми считаются автомобили и контейнеры, соответствующие установленным договором назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные оборудованием. Подача транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки груза, приравнивается к неподаче ТС. Опозданием считается ситуация, когда транспорт прибывает в пункт погрузки с задержкой более чем на два часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде.

Во-вторых, в общем случае сроки погрузки груза в транспортные средства и контейнеры, а также выгрузки из них стороны перевозки (фрахтования) определяют по взаимному согласию. В качестве ориентира можно взять Приложение 6 к Правилам, в котором выделены рекомендуемые сроки погрузки и выгрузки. Следует помнить, что в эти сроки не включается время, необходимое для выполнения работ по подготовке груза к перевозке на ТС.

В-третьих, при погрузке груза в транспортное средство и контейнер (выгрузке из них) стоит обратить внимание на Перечень работ, приведенный в Приложении 7 к Правилам. Если при погрузке и выгрузке с транспортного средства снимается контейнер, то подача порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера получателю оформляется сопроводительной ведомостью (Приложение 8 к Правилам). Документ фактически заполняет перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель в нем делают только отметки о датах убытия, прибытия, состоянии контейнера, его пломб. Сопроводительная ведомость составляется в трех экземплярах - для каждой из сторон (грузополучателя, грузоотправителя и перевозчика), чтобы все могли проконтролировать перемещение порожнего и груженого контейнера.

В-четвертых, состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:

В-пятых, Правила требуют проводить маркировку груза в таре или упаковке, что в принципе должен делать грузоотправитель. По соглашению сторон маркировка грузовых мест может осуществляться перевозчиком (фрахтовщиком). Груз маркируется с помощью основных, дополнительных и информационных надписей, а также манипуляционных знаков. Представим их в таблице.

                        Маркировочные надписи груза
         Основные        
      Дополнительные      
    Информационные
 - полное или сокращенное
наименование
грузоотправителя и
грузополучателя;
- количество грузовых
мест в партии груза и их
номера;
- адреса пунктов
погрузки и выгрузки
Машиночитаемая маркировка 
с символами линейного
штрихового кода,
двумерными символами,
радиочастотными метками, в
том числе символы
автоматической
идентификации и сбора
данных
- масса грузового
места (брутто и
нетто) в килограммах
(тоннах);
- линейные размеры
грузового места, если
один из параметров
превышает 1 м
                           Манипуляционные знаки
 Условные знаки, наносимые на тару или упаковку для характеристики
способов обращения с грузом при транспортировке, хранении, перевозке. Они
также определяют способы обращения с грузовым местом

Маркировочные надписи и манипуляционные знаки наносятся в соответствии со стандартами и техническими условиями на груз, тару и упаковку. Сама маркировка наносится непосредственно на грузовое место или с помощью наклеивания ярлыков. При перевозке груза навалом, насыпью или наливом его маркировка не производится.

В-шестых, в целях сохранности груза п. 56 Правил предусмотрена его опломбировка. Кузова транспортных средств и контейнеров опломбирует грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Пломбы, навешиваемые на кузова, фургоны, цистерны или контейнеры, отдельные грузовые места, не должны допускать возможности доступа к грузу, также не должно быть возможным снятие пломб без нарушения их целостности. Количество и места пломбировки определены в п. 59 Правил.

Доставка грузов и очистка транспортных средств

Перевозчик доставляет и выдает груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной. В ней указывается срок доставки груза, если нет, то доставка груза производится:

О задержке доставки груза перевозчик информирует грузоотправителя и грузополучателя. Они вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за него, если груз не был выдан грузополучателю по его требованию:

При задержке (простое) специализированных транспортных средств, указанных в Приложении 10 к Правилам, размер штрафных санкций увеличивается в два раза (ч. 4, 5 ст. 35 Устава автомобильного и наземного электротранспорта). Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба при повреждении груза по вине перевозчика, если уже невозможно использовать груз по прямому назначению.

В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу. В таком случае п. 67 Правил предусмотрена отдельная процедура переадресовки:

I этап. Водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз.

II этап. Перевозчик письменно либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе принять груз и запрашивает указание о переадресовке.

III этап. При неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение двух часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю.

IV этап. При получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке.

Расчеты по претензиям

При возникновении нештатных ситуаций п. 79 Правил предписывает составлять акт, на основании которого далее составляется претензия. Это делается в следующих случаях:

Ситуаций, когда нужно составить акт, может быть больше, в Правилах названы наиболее распространенные. Перечень сведений, которые следует указать в акте, приведен в п. 82 Правил. В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.

На основании акта перевозчикам (фрахтовщикам) предъявляется претензия - по месту их нахождения, в письменной форме, в течение срока исковой давности. Информация, указываемая в претензии, есть в тексте п. 88 Правил, а сам документ является двусторонним, то есть составляется в двух экземплярах, один из которых отправляется перевозчику (фрахтовщику), а другой остается у лица, подавшего претензию. Перевозчики (фрахтовщики) чаще оказываются в роли ответчиков, так как являются исполнителями, поэтому им следует знать, к чему готовиться при получении акта и претензии. А в этом вопросе больше помогут не Правила, а гл. 7 Устава автомобильного и наземного электротранспорта <4>.

<4> Подробнее о претензионной работе было рассказано в статье С.Н. Зиновьева "Расчеты по претензиям перевозчиков и отправителей", 2009, N 2.

На что еще обратить внимание?

Правила не только регламентируют организацию перевозок грузов, но и предъявляют ряд важных технических требований к транспортным средствам. В частности, определены:

К сведению. После выгрузки транспортные средства и контейнеры должны быть очищены от остатков груза. Обязанность по очистке, промывке и дезинфекции ТС и контейнеров лежит на грузополучателях. Перевозчик по согласованию с грузополучателем вправе принимать на себя за плату выполнение таких работ (п. 72 Правил).

* * *

В целом Правила перевозки грузов - достаточно современный документ, отвечающий реалиям оказания транспортных услуг как в Российской Федерации, так и за рубежом, что делает его востребованным и актуальным для транспортных компаний и частных перевозчиков. В дальнейшем порядок применения Правил будет "обкатываться" на практике и уточняться экспертами и специалистами. В статье мы выделили отдельные положения этого документа, к нему редакция журнала еще неоднократно будет возвращаться, проясняя отдельные нюансы и "подводные камни" перевозки грузов.

Ю.А.Васильев

Д. э. н.,

генеральный директор

КГ "Аюдар"