Мудрый Экономист

Совершенствование налогообложения добычи нефти

"Финансы", 2011, N 6

Российская экономика по-прежнему является преимущественно сырьевой и ориентированной на экспорт энергоносителей. Доля топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в валовом внутреннем продукте (ВВП) в 2010 г. составила около 31% (продукция нефтегазового комплекса формирует более 20% ВВП России). Доля налоговых платежей компаний ТЭК в доходах федерального бюджета в 2010 г. составила более 50% (свыше 4 трлн руб.). По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, добыча нефти с газовым конденсатом в России в 2010 г. составила 505,193 млн т, что на 2,2% выше аналогичного показателя 2009 г.

Экспорт нефти в 2010 г. в дальнее зарубежье вырос почти на 2% до 241,999 млн т. Следует отметить, что заинтересованность нефтяников в сырьевом экспорте снижается, но наблюдается рост экспорта нефтепродуктов. Серьезный рост экспорта нефтепродуктов с 2005 г. отражает реакцию нефтяников на значительные перемены в фискальной политике: 20%-ное увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), установление таможенных пошлин на сырую нефть на уровне 60% от цены на нефть марки Urals и понижающие коэффициенты для нефтепродуктов (в настоящее время 0,7 от ставки пошлины на экспорт нефти на светлые нефтепродукты и 0,4 - на темные). Наблюдаемый в настоящее время дефицит топлива в ряде регионов России является следствием вышеописанных тенденций.

За последние 4 года в механизм исчисления НДПИ были внесены некоторые изменения, призванные повысить эффективность разработки новых месторождений [1]. В частности, налогообложение производится по налоговой ставке 0% (0 руб.) при добыче сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях), а также при разработке участков недр, расположенных в труднодоступных регионах с неразвитой инфраструктурой и, соответственно, требующих больших затрат на добычу и транспортировку добытого сырья. Следует отметить, что при дифференциации по территориальному признаку установлены ограничения по объемам добычи сырья (от 10 до 25 млн т) и по срокам разработки запасов участка недр.

С 2009 г. не облагаемый НДПИ уровень повышен с 9 долл. США за баррель нефти до 15 долл. США. Ставка налога на прибыль была снижена с 24 до 20%, в три раза увеличена амортизационная премия. Нефть новых месторождений Восточной Сибири была освобождена от уплаты экспортной пошлины.

Для НДПИ характерно резкое доминирование фискальной функции. Это обусловлено, в первую очередь, высокой степенью зависимости российской экономики в целом и доходов бюджета в частности от сырьевого экспорта. Часть недропользователей в России в настоящее время эксплуатируют низкорентабельные месторождения, что в условиях единого подхода к взиманию платежей удорожает себестоимость добычи, не обеспечивает ее прироста и эффективности и, в свою очередь, ведет к снижению сбора налогов. Плоская шкала НДПИ, ставки которого одинаковы для всех месторождений, поощряет выборочную отработку лучших запасов. Очевидно, что единая ставка НДПИ не столь критична для вертикально интегрированных нефтяных компаний, имеющих сегменты переработки и сбыта и осуществляющих добычу на месторождениях в различных регионах страны [4]. При дифференциации НДПИ в зависимости от качества запасов они выигрывают незначительно, так как разрабатывают десятки месторождений, содержащих запасы различного качества. Следовательно, усредненная налоговая нагрузка будет незначительно отличаться от существующего уровня при единой ставке НДПИ.

В худшем положении в связи с введением НДПИ оказались независимые нефтедобывающие компании. Как правило, они работают на одном или нескольких расположенных рядом месторождениях с отнюдь не лучшими горно-геологическими характеристиками. Очевидно, что они не имеют возможности отбирать для текущей работы лучшие запасы и у них немного шансов приобрести на аукционах лицензии на хорошие участки недр. К тому же в отличие от вертикально интегрированных нефтяных компаний, имеющих собственные мощности нефтепереработки и активно экспортирующих нефтепродукты, независимые производители вынуждены продавать значительную часть добытой нефти на внутреннем рынке - по более низким ценам, но уплачивая НДПИ, ставки которого привязаны к уровню мировых цен. В то же время объективно ухудшающееся состояние минерально-сырьевой базы нефтегазовой отрасли страны (преобладание небольших месторождений с более сложными в разработке запасами) требует обратного - стимулирования независимого сектора нефтедобычи [3].

Необходимо отметить следующие проблемы нефтегазового комплекса России:

Налоговая нагрузка на компании нефтяной отрасли составляет в среднем 68% выручки и таким образом соответствует среднемировым показателям. В то же время имеется существенный потенциал по увеличению налоговых сборов в целом в ряде других отраслей, а именно перераспределение налогов по отраслям с целью увеличения налоговой нагрузки на отрасли, где она несущественна, например в металлургии, производстве удобрений, банковской деятельности.

Осенью 2010 г. был принят Федеральный закон от 27.11.2010 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Закон проиндексировал ставку НДПИ на нефть обессоленную, обезвоженную и стабилизированную, которая с 01.01.2007 установлена в размере 419 руб. за 1 т. С учетом уровня ожидаемой инфляции в 2012 - 2013 гг. она установлена: с 01.01.2012 в размере 446 руб. за 1 т добытой нефти, а с 01.01.2013 - в размере 470 руб.

Ожидается, что дополнительные поступления в федеральный бюджет РФ в результате повышения НДПИ составят в 2011 г. 51,2 млрд руб., в 2012 г. - 138,5 млрд руб., в 2013 г. - 261,1 млрд руб.

С середины 2009 г. появляются отрывочные сведения о концепции новой системы налогообложения добычи нефти, разрабатываемой Минэнерго России. Базовой новеллой разрабатываемой системы налогообложения нефтедобычи является предложение вводить новый налог для новых месторождений, направленный на изъятие дополнительных доходов (сверхприбыли) нефтяных компаний. Наиболее вероятно, что в окончательном варианте разрабатываемой концепции будут заложены следующие основные параметры (эффект приведен по данным специалистов Минэнерго России):

По нашему мнению, система налогообложения доходов от добычи нефти в Российской Федерации может быть основана на следующих инструментах:

  1. Налог на добычу полезных ископаемых. Необходимо вернуть НДПИ характер роялти, т.е. платежа собственнику ресурса за пользование данным ресурсом - в нашем случае добычу нефти из недр РФ. По своему экономическому содержанию НДПИ представляет собой сбор, а не налог, так как имеет выраженный возмездный характер. Необходимо полностью или частично отказаться от корректировки базовой ставки НДПИ в зависимости от мировых цен на нефть. С учетом необходимости проведения исследований, макроэкономических и отраслевых расчетов, а также подготовки и принятия изменений в нормативно-правовые акты сделать это возможно не ранее 2012 г. Возможные варианты:
    -  изменение порядка применения коэффициента, характеризующего динамику
мировых цен на нефть (К ). Экономически целесообразно применять коэффициент
ц
К к базовой ставке НДПИ только по экспортируемому углеводородному сырью. С
ц
точки зрения администрирования несложно отследить направление товарных
потоков по добытой нефти, так как транспортная инфраструктура принадлежит
государственной компании "Транснефть". Потребуется вменение в обязанность
компании-недропользователю подавать соответствующие сведения, необходимые
для обоснования применения ставки НДПИ без увеличения на коэффициент К ;
ц

На наш взгляд, наиболее предпочтительным является третий вариант, хотя он может стать невыгодным для отрасли при резком снижении цены на нефть и потребовать оперативных действий со стороны Правительства и законодателей. Последние месяцы коэффициент, учитывающий изменение мировых цен на нефть, находится в интервале 8,3 - 9,7. Налог на добычу полезных ископаемых за февраль 2011 г. составил 4049,17 руб/т. Текущей экономической ситуации соответствует ставка НДПИ в интервале 2800 - 3300 руб. за т добытой нефти.

В качестве базового сценария развития системы налогообложения добычи нефти целесообразно продолжить дифференциацию НДПИ по нефти, основываясь на базовых критериях. Необходимо расширить льготы в отношении добычи трудноизвлекаемых запасов нефти [5].

  1. Налог на прибыль. Это базовый налог российской налоговой системы, который уплачивается всеми хозяйствующими субъектами (кроме работающих на специальных режимах налогообложения) при возникновении объекта налогообложения - прибыли. Необходимо рассмотреть возможность введения в российское налоговое законодательство налоговой льготы в виде скидки на истощение недр. Налоговая скидка на истощение недр впервые введена Конгрессом США в 1918 г., в 1989 г. она была увеличена и условия ее применения были расширены [6]. Ряд развитых стран активно применяет подобный механизм с целью поддержания рентабельности деятельности и уменьшения налогообложения прибыли отдельных отраслей добывающей промышленности. Эта льгота представляет собой полное освобождение от налогов определенной доли прибыли: на ранней стадии разработки, т.е. при малом истощении запасов нефти, она меньше, а на поздней стадии, в первую очередь при применении методов увеличения нефтеотдачи пластов, больше. Скидка с облагаемого дохода на истощение недр применяется в первую очередь к малым нефтяным компаниям.
  2. Экспортная пошлина. При реализации добытого углеводородного сырья за рубеж у компании возникает дополнительный доход ввиду существенной разницы между внутренними и мировыми ценами на энергоносители.

Необходимо расширить верхнюю границу интервала мировой цены нефти в установленной п. 4 ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе" формуле, добавив еще несколько интервалов изменения: например, интервалы цены от 182,5 до 290 долл. США за т, от 290 до 450 долл. США за т, от 450 до 600 долл. США за т и свыше 600 долл. США за т. Это позволит действующему механизму эффективнее работать при существующем и прогнозируемом на среднесрочную перспективу уровне мировых цен на нефть - около 75 долл. США за баррель (546 долл. США за т), а также сохранить тенденцию возрастания доли таможенной пошлины в экспортной цене при росте последней. При мировой цене нефти 546 долл. США за т использование сделанных предложений позволит взимать вывозную экспортную пошлину на нефть в размере 302 долл. США за т, или 52,4% экспортной цены нефти. При действующей методике определения вывозная таможенная пошлина на нефть составляет 268 долл. США за тонну (48,74% экспортной цены). Таким образом, государство получит дополнительные доходы в размере 34 долл. США за т, или 8412 млн долл. США (при объеме экспорта на уровне 2009 г. - 247,4 млн т).

  1. Система платежей, установленная Законом РФ "О недрах", - ренталс. По нашему мнению, данная система должна быть дополнена платежом за право добычи полезного ископаемого, учитывающим горно-геологические и технико-экономические критерии разработки месторождения. Возможен и второй вариант - существенно повысить эффективность оценки и изъятия рентных доходов через механизм предоставления лицензий на право добычи полезных ископаемых.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
  3. Российский рынок нефти - 2010: аналитический обзор. М.: Росбизнесконсалтинг, 2010.
  4. Павлова Л.П., Понкратов В.В., Блошенко Т.А., Ефимов А.В., Юмаев М.М. Налогообложение недропользования в Российской Федерации: Монография. М.: Воентехиниздат, 2009. 496 с.
  5. Понкратов В.В. Совершенствование налогообложения добычи нефти в Российской Федерации // Вестник ИжГТУ. 2010. N 4.
  6. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства (на примере США и Канады) // Нефть. Газ. Право. 2005. N 6.

В.В.Понкратов

К. э. н.,

заместитель директора

Центра налоговой политики

Института финансово-экономических

исследований

Финансового университета

при Правительстве РФ