Формирование корпоративной культуры в условиях конкуренции
"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2011, N 7
В статье рассматриваются виды и формы корпоративной культуры, ее влияние на показатели работы компании, необходимость и варианты ее трансформации при реструктуризации и реорганизации корпораций.
Словарь управления персоналом. Корпоративная культура (культура организации) - сложная композиция корпоративных ценностей и убеждений, бездоказательно принимаемых всеми сотрудниками организации.
В условиях посткризисного периода одной из важных задач являются создание и возрождение корпоративной культуры в отечественных компаниях на базе традиционной и новой системах ценностей. Причина все возрастающего интереса к корпоративной культуре связана с необходимостью выживания организаций в условиях нестабильности, жесткой конкуренции на рынках, активных процессах реорганизации и реструктуризации, проходящих в настоящее время. Мировой экономический кризис, приведший к снижению стоимости большинства компаний и поставивший многие организации на грань банкротства, создал идеальные условия для всплеска на рынке слияний и поглощений. В России усиление этого процесса связано еще со второй волной приватизации, проходящей в настоящее время.
Корпоративная культура как объект изучения
Понятие корпоративной культуры относится к принципиально важным элементам функционирования всей организации и является реальным фактором повышения ее конкурентоспособности. Корпоративную культуру нельзя измерить количественно, она нематериальна, однако ее наличие существенно увеличивает стоимость компании. В современной литературе существует довольно много определений понятия "корпоративная культура". Как многие другие термины организационно-правовых дисциплин, этот не имеет единственно верного толкования.
Коллектив в несколько сотен или тысяч человек не может сплотиться на основе взаимных симпатий и одинаковых жизненных принципах. Чтобы создать коллектив из отдельных личностей, нужны ясные и четкие основы - совокупность поведенческих норм, ценностей, взглядов и обычаев в организации, которые создают ее внутреннюю среду. Таким образом, корпоративная культура - это общие ценности, верования и убеждения, которые разделяются всеми или почти всеми членами команды. Носителями корпоративной культуры являются сами сотрудники, но формальное признание существования ее в организации осуществляется через внутренние документы в виде кодекса корпоративной этики или кодекса корпоративного поведения, отдельные положения которого включаются в трудовой договор.
Несмотря на то что проблема корпоративной культуры стала популярной относительно недавно, истоки ее привлекли внимание исследователей уже достаточно давно. Ее систематическое изучение началось в 1982 г., когда американские исследователи Теренс Дил и Алан Кеннеди создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на организационное поведение и корпоративное развитие. В то же время на российской почве понятие корпоративной культуры имеет свою специфику и глубокие исторические корни. В России понятие корпоративной культуры зародилось одновременно с развитием крупной промышленности и торговли, и тогда корпоративная культура воспринималась как свод определенных норм и правил поведения в деловой среде, основанный в значительной степени на доверии и поддержании имиджа порядочного купца или предпринимателя на основе честного слова. Если вспомнить отечественную историю, то российский бизнес всегда поддерживал институты культуры в форме меценатства и благотворительности и переносил определенные правила и традиции из культурной среды в сферу бизнеса. Корпоративная этика того времени требовала как обязательное условие ведения бизнеса участия в благотворительных программах и поддержки институтов культуры. Следует отметить, что деятельность крупных компаний сегодня в этом направлении является продолжением и развитием национальных традиций в современных условиях. Благотворительность в сфере культуры от простых схем спонсорства и меценатства устремилась к более сложным партнерским отношениям. Культура получает от бизнеса финансы и бизнес-схемы, а бизнес приходит к пониманию того, что, кроме улучшения имиджа и увеличения продаж, партнерство с культурой может дать креативность и драйв. Таким образом, можно отметить, что взаимодействие бизнеса и культуры является, с одной стороны, возрождением национальных традиций, а с другой стороны, требованием времени и международной бизнес-среды.
В настоящее время только наиболее крупные российские компании имеют развитую корпоративную культуру, хотя идея корпоративного управления, основанного на балансе интересов и внутрифирменных ценностях организации, была разработана и востребована на Западе еще в 60-е гг. XX в.
Корпоративная культура как объект управления
Корпоративное управление всегда опирается как на формальные, так и на неформальные структуры. Формальная структура основана на нормах, обязательных для выполнения персоналом организации: иерархия подчинения, единоначалие, санкции, принуждение. Неформальная структура основана на нормах, связанных с ценностями: симпатии, авторитет, коллегиальность, инициатива. Очевидно, что использование одного формального управления ведет к жесткости, отсутствию гибкости в организации, препятствует развитию инициативы, что тормозит дальнейшее развитие организации и ведет к проигрышу в конкурентной борьбе, в то же время преобладание неформальной структуры приведет к хаосу, к потерям управляемости по всей иерархической цепочке. Поэтому необходимым условием успешного управления является соблюдение двух требований:
- децентрализация полномочий и ответственности внутри компании до известных пределов;
- формирование единой команды из сотрудников организации.
Последнее условие напрямую связано с корпоративной культурой организации, определяющей ценности, убеждения работников, формирующей нормы внутрифирменного поведения. Объединяя в себе идейную и поведенческую стороны, корпоративная культура задает внутрифирменные правила, стандарты поведения и имидж компании, стимулирует персонал на достижение общих целей, способствует идентификации работника с компанией, формирует его приверженность фирме и создает образ коллективного "мы". В этом случае влияние идеологической составляющей на показатели работы компании становятся заметны, поскольку растет производительность труда, улучшается качество продукции, а следовательно, расширяются рынки сбыта и увеличивается прибыль. Именно в этом направлении много и весьма успешно работают японские компании, прилагающие немалые усилия к тому, чтобы идентифицировать работника с компанией через систему приобщения его к делам фирмы и ее задачам.
Каждая компания имеет свою форму, значок, лозунг, девиз, корпоративный гимн, считая целесообразными расходы по созданию у персонала положительного трудового настроя, что в конечном итоге служит созданию и укреплению "корпоративного духа". Не ограничиваясь только сферой трудовой деятельности, японские фирмы используют дополнительные средства сплочения работников, принимая активное участие в организации их досуга. Результат такой деятельности общеизвестен - во многих сферах деятельности японские товары вытеснили с рынка мощных конкурентов из других стран, поддерживая статус самых надежных и экономичных товаров длительного пользования: автомобили, промышленная и бытовая электроника.
Критериями силы или слабости корпоративной культуры выступают:
- сопричастность как степень признания ее сотрудниками фирмы;
- приверженность, т.е. преданность, персонала основным ценностям организации.
Степень сопричастности зависит от осведомленности работников и системы мотивации, действующей в компании. Если в организации действует система продвижения, признаются заслуги сотрудников, повышается их заработная плата, то осознание и разделение общекорпоративных ценностей и, соответственно, адаптация в фирме происходят достаточно быстро, и компания не теряет ценных сотрудников, которые уходят к конкурентам из-за непризнания их заслуг. Степень приверженности отражает результат влияния системы мотивации на персонал. Если сотрудники убеждены, что их вознаграждение, материальное или моральное, зависит от качества работы, то, соответственно, стремление работать с максимальной отдачей возрастает. В качестве примера можно вспомнить, что в Советском Союзе была создана достаточно мощная система трудовой мотивации. К сожалению, зачастую она была направлена на отдельные личности, показывающие выдающиеся достижения в труде, тем не менее сыграла большую роль в быстром восстановлении хозяйства страны после революции и после Второй мировой войны. По сути вся система приобретения и распределения материальных благ тогда в стране зависела от трудового участия в общем деле. При всей высокой степени политизированности и жесткой иерархической подчиненности по вертикали система трудовой мотивации показала свою эффективность и со значительными изменениями и дополнениями могла бы быть использована и сегодня.
Корпоративная культура в организации возникает независимо от того, планируется она сверху или нет. Она существует как данность в любой организации, имеющей даже короткую историю, ее создают сами сотрудники, взаимодействуя с друг другом, с руководством, с партнерами, с внешними организациями. По литературным источникам, соотношение осознанно и неосознанно сформированной корпоративной культуры в российских и зарубежных компаниях примерно следующее:
- российские компании: 30% осознанно сформирована, 70% - существующая, но практически не осознаваемая;
- западные компании: 50% на 50%;
- восточные компании: 90% осознанно сформированная корпоративная культура.
Принято считать, что целевой аудиторией корпоративной культуры является исключительно коллектив организации. Между тем она охватывает также клиентов, стратегических партнеров, местные власти и даже население регионов, в которых представлена компания. Очевидно, что потребности и ожидания этих категорий редко совпадают, поэтому корпоративная культура должна быть максимально ясной и универсальной, по возможности учитывая интересы всех сторон. Для компаний, поддерживающих свой имидж, внутренняя идеология не должна отличаться от внешней.
Корпоративная культура всегда связана с прежним опытом организации, ее историческим прошлым. Именно опыт принятия решения и действий внутри и вне организации закрепляется и в ценностных приоритетах, и в нормах, и в ритуалах. Особенно сложная ситуация возникает при слияниях и поглощениях в компаниях, при создании холдингов и других крупных корпоративных структур.
В этой связи существенным изменениям подвергается вся система управления во вновь образованной компании, поскольку необходимо создать устойчивую и современную структуру управления организациями, разбросанными в пространстве иногда на тысячи километров, включающими многочисленный и разнородный персонал. Меняются среда и ее требования, цели сотрудников, вносятся изменения в технологический процесс, следовательно, должна трансформироваться и корпоративная культура. В процессе создания и развития организации корпоративная культура выполняет роль своеобразного "системного интегратора". В силу своей тотальности она задает этику и эстетику организации, правила и нормы, сплачивающие ее сотрудников, с одной стороны, и возможность реализации системообразующих функций во внешней среде - с другой.
Трансформация корпоративной культуры должна происходить одновременно с системными изменениями в управлении, но в связи с тем, что она является более консервативной составляющей, ее изменения часто запаздывают и протекают довольно медленно.
Для того чтобы создать корпоративную культуру на основе организационной культуры, материнской компании необходимо:
- осознать собственную культуру и четко ее сформулировать в виде соответствующих документов;
- выделить в ней основные параметры, которые следует сформировать в новых компаниях;
- организовать систему обучения персонала этой культуре и контроль за соблюдением ее требований.
В дальнейшем желательно организовать взаимные стажировки сотрудников и создание организационного механизма мониторинга и развития корпоративной культуры. Опыт многих компаний показывает, что силовое насаждение организационной культуры материнской компании в новые организации не всегда оказывается эффективным. Дело не в том, что это трудно и требует довольно больших финансовых и трудовых затрат, а в том, что новые организации работают, как правило, в других условиях, и эта инородная культура просто неадекватна той реальности, в которой они находятся, и может привести к озлобленности и враждебности персонала. Поэтому формирование корпоративной культуры - это всегда длительный процесс, организованный и контролируемый материнской компанией, но осуществляемый в новых организациях. Для того чтобы этот процесс не был односторонним, в него должны быть вовлечены сотрудники всех входящих в корпорацию организаций и создана прозрачная и эффективная система мотивации персонала. Формирование корпоративной культуры проходит следующие стадии:
- определение миссии организации;
- определение основных базовых ценностей;
- формулировка стандартов поведения сотрудников исходя из базовых ценностей;
- описание традиций и символики, отражающих все перечисленное.
Все эти шаги и результаты описываются в кодексе корпоративной этики. Этот документ особенно полезен при приеме на работу и адаптации новых сотрудников, поскольку позволяет значительно сократить адаптационный период для новичка. При построении программы культурного строительства компании можно выделить три сферы деятельности:
- управление персоналом на уровне "руководитель - подчиненный";
- управление коммуникациями на уровне взаимодействия между сотрудниками;
- управление обслуживанием на уровне взаимодействия между сотрудниками компании и внешними стейкхолдерами.
На пересечении трех выделенных сфер деятельности и объектов изменения с целью культурного преобразования формируются задачи и этапы культурного строительства. Необходимо отметить, что корпоративная культура может и должна нести в себе предпосылки к модернизации. В тех компаниях, где поощряется инициативность, создана атмосфера доверия и дружеского взаимопонимания, изменения корпоративного стиля жизни воспринимаются сотрудниками достаточно быстро и приводят к положительным результатам.
Корпоративная культура, корпоративная философия вместе с миссией, логотипом, брендом и прочей символикой образуют единое целостное понятие - "корпоративная идентичность", которая должна активно воздействовать на повышение конкурентоспособности российских компаний и на процессы их вхождения в мировое сообщество.
Библиографический список
- Бехар Г., Голдстайн Дж. Корпоративная культура Starbucks. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 194 с.
- Гэлэгэр Р. Душа организации. М.: Добрая книга, 2006. 352 с.
- Берник К.Л. Когда необходима перестройка корпоративной культуры // Корпоративная культура и управление изменениями: сборник / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 192 с.
- Луков С.В. Человек в зеркале организационной культуры // Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение". N 7. 2010.
- Томпсон К. Как изменить привычное поведение. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 272 с.
- Материалы Межрегиональной научно-практической конференции "Государственно-частное партнерство в сфере культуры". ГУП МО "МОК центр", 2010. 60 с.
А.Груздев
К. э. н.,
доцент
кафедры управления
бизнесом в строительстве
Государственного
университета управления
Л.Груздева
К. э. н.,
доцент
кафедры корпоративного управления
Государственного
университета управления