Мудрый Экономист

Представление персонифицированной отчетности. Можно ли оспорить решение ПФР о привлечении к ответственности или смягчить наказание?

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2012, N 9

В статье дан обзор арбитражных решений по применению мер ответственности за непредставление сведений персонифицированного учета.

Законодательство РФ о представлении сведений персонифицированного учета

Порядок представления сведений персонифицированного учета регламентирован ст. 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете <1>. В соответствии с нормами данной статьи работодатель обязан представлять в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации индивидуальные сведения о каждом работающем у него застрахованном лице:

<1> Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Согласно п. 2 указанной статьи данные сведения должны содержать:

Персонифицированная отчетность представляется работодателем вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (пп. 1 п. 9 ст. 15 Закона о страховых взносах <2>). Данные подаются ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете).

<2> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

С 1 января 2012 г. государственные (муниципальные) учреждения, являющиеся страхователями в системе обязательного пенсионного страхования по персонифицированному учету, составляют и представляют в ПФР два отчета:

<3> Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п.

В Информационном сообщении от 02.04.2012 Пенсионный фонд напомнил, что в 2012 г. работодатели должны отчитаться в следующие сроки:

Представлять отчетность в электронном виде с электронной цифровой подписью необходимо в том случае, если численность работников страхователя превышает 50 человек. Пенсионный фонд рекомендует сдавать отчетность в электронном виде и тем страхователям, у которых работают менее 50 человек.

Внедрение электронного документооборота между страхователями и органами ПФР сокращает трудозатраты как организаций, так и территориальных органов ПФР при приеме и обработке отчетности, обеспечивает своевременность и оперативность представления отчетности страхователями. Для снижения трудовых и временных затрат работодатели могут использовать специальные программы по формированию электронной отчетности.

Обратите внимание! Персонифицированные сведения о застрахованных лицах, представляемые в ПФР в электронной форме, должны быть заверены электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (п. 2 ст. 8 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете).

Ответственность за несвоевременное представление персонифицированной отчетности

Статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлена ответственность за непредставление сведений в установленные сроки, а также представление неполных и (или) недостоверных сведений. В силу норм данной статьи к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.

Приведем несколько арбитражных решений, в которых рассмотрены споры между страхователями и ПФР по представлению сведений персонифицированного учета.

Неточности и ошибки в сведениях не являются основанием для привлечения учреждения к ответственности

Суть спора. По результатам выездной проверки детского сада "Гнездышко" ПФР принял решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах в виде штрафных санкций в соответствии со ст. 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете. Основанием для привлечения к ответственности послужила неправильная подача сведений в отношении застрахованных лиц в виде неверного указания периода отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также невыделение в стаже периода по временной нетрудоспособности.

Позиция суда. При рассмотрении спора арбитры указали: тот факт, что в документах страхователя содержится неполная информация, не является основанием для привлечения его к ответственности по ст. 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Положения вышеприведенного Закона, в том числе об ответственности за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов, разъяснены в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".

Кроме того, Инструкцией N 987н <4> урегулирован порядок исправления недочетов, ошибок и иных неточностей.

<4> Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах".

Согласно п. 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в ПФР формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Пунктом 41 Инструкции N 987н установлено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган ПФР направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган ПФР принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и об уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее семи дней со дня принятия решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

Таким образом, при представлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, территориальный орган Пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.

Между тем территориальное управление ПФР по субъекту РФ не представило доказательств направления учреждению уведомления об устранении имеющихся расхождений, а также принятия решения о корректировке представленных сведений.

С учетом изложенных обстоятельств суд вынес решение, что ошибки в персонифицированной отчетности, поданной в установленные сроки, не являются основанием для привлечения к ответственности (Постановление ФАС ЗСО от 13.07.2012 N А27-14147/2011). Аналогичное решение вынесено в Постановлениях ФАС ВСО от 07.06.2012 N А19-13520/2011, ФАС ЗСО от 20.07.2012 N А27-14148/2011, от 07.08.2012 N А27-19503/2011.

В Постановлении ФАС ДВО от 31.05.2011 N Ф03-1880/2011 позиция суда была следующей: на основании ст. 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете объективная сторона состава правонарушения, ответственность за которое ею установлена, - нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений.

Наличие ошибок в сведениях персонифицированного учета не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете. Следовательно, ПФР не имеет правовых оснований привлекать учреждение к ответственности за непредставление в установленные сроки корректирующих индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Аналогичные решения содержатся в Постановлениях ФАС ДВО от 03.02.2011 N Ф03-10038/2010, ФАС ВСО от 07.06.2011 N А19-22258/10, ФАС СЗО от 12.07.2011 N А21-9770/2010.

Непредставление отчетности в срок, окончание которого приходится на выходной день, не считается нарушением

Суть спора. Организация привлечена к ответственности за нарушение срока представления сведений персонифицированного учета. Посчитав, что данное решение вынесено с нарушением законодательства РФ, организация обратилась в арбитражный суд.

Позиция суда. При рассмотрении спора арбитры исходили из следующего. В соответствии с пп. 1 п. 9 ст. 15 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов должны ежеквартально представлять отчетность в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Таким образом, сведения индивидуального персонифицированного учета за I квартал 2011 г. подлежали представлению организацией не позднее 15.05.2011.

В случае если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Если документы либо денежные средства были сданы в отделение почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным (п. п. 7, 8 ст. 4 Закона о страховых взносах).

Поскольку 15.05.2011 являлось нерабочим днем (воскресеньем), суд указал, что срок представления установленных законом сведений для заявителя продлевается до 16.05.2011. Таким образом, представление сведений в данный срок не является нарушением и основанием для привлечения организации к ответственности (Постановление ФАС ЗСО от 31.07.2012 N А46-14895/2011).

Подписание персонифицированной отчетности лицом, не имеющим на то доверенности, не является нарушением

Суть спора. Областное государственное учреждение представило в ПФР по телекоммуникационным каналам связи сведения персонифицированного учета за подписью своего должностного лица без доверенности, подтверждающей полномочия на совершение указанных действий. Кроме того, территориальным органом ПФР были обнаружены ошибки в поданных сведениях, в связи с чем корректирующие сведения были представлены позднее срока, предусмотренного для их подачи. На основании этих фактов контрольный орган привлек учреждение к ответственности.

Позиция суда. При рассмотрении спора судьи в Постановлении ФАС ДВО от 14.04.2011 N Ф03-1240/2011 отметили, что представление корректирующих индивидуальных сведений во исполнение требования Пенсионного фонда позднее срока, предусмотренного для их сдачи, не образует состава вмененного учреждению правонарушения. Данные выводы арбитров соответствуют правовой позиции ВАС РФ, отраженной в Определении от 29.12.2010 N ВАС-17521/10.

Кроме того, судом правомерно не принят во внимание довод ПФР о том, что своевременно представленные сведения не соответствовали установленным требованиям по оформлению. Подписание первичных сведений главным бухгалтером путем нанесения электронной цифровой подписи не свидетельствует об их незаконности, так как не противоречит действующему законодательству. По соглашению, заключенному между ПФР и учреждением, стороны вправе передавать друг другу и получать документы по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме, что юридически эквивалентно документам на бумажных носителях, заверенным соответствующими подписями и печатями сторон, и соответствующим доверенностям на право подписания документов, выданным уполномоченным представителям.

Главный бухгалтер учреждения, на чье имя изготовлен сертификат ключа подписи, обладает правом электронной цифровой подписи, подтверждающей юридическую силу представленных документов. Следовательно, довод территориального органа ПФР о том, что страхователь нарушил порядок подачи индивидуальных сведений, неправомерен.

Размер штрафных санкций может быть снижен, если страхователь допустил незначительную просрочку представления сведений

Суть спора. Пенсионным фондом составлен акт о привлечении средней образовательной школы "Образовательный центр" к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в связи с представлением сведений об уплачиваемых страховых взносах с нарушением срока, установленного ст. 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете. Полагая, что вышеуказанное решение Пенсионного фонда незаконно, учреждение обратилось в арбитражный суд с иском о его отмене.

Позиция суда. Рассматривая спор, арбитры указали на следующее. Согласно ст. 44 Закона о страховых взносах обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

  1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  3. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
  4. иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Как указал суд, при рассмотрении материалов проверки и определении размера подлежащей взысканию с учреждения суммы штрафа Пенсионным фондом не исследовался вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 44 Закона о страховых взносах обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, подлежат установлению судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и должны быть учтены при привлечении к указанной ответственности. Обязательность выявления в ходе рассмотрения материалов проверки обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, закреплена в п. 4 ч. 6 ст. 39 Закона о страховых взносах.

Отметим, что порядок учета обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении таких обстоятельств Законом о страховых взносах не определены, в связи с чем применению подлежат положения гл. 15 НК РФ.

При рассмотрении спора арбитры признали смягчающими ответственность следующие обстоятельства:

Таким образом, суд при рассмотрении спора в соответствии со ст. 44 Закона о страховых взносах, установив обстоятельства, смягчающие ответственность, и руководствуясь ст. 114 НК РФ, уменьшил размер штрафа (Постановление ФАС ПО от 17.01.2012 N А55-7506/2011).

В Постановлении ФАС ЗСО от 25.07.2012 N А75-8594/2011 арбитры, исследовав и оценив материалы дела, обстоятельства совершенного организацией правонарушения и степень ее вины, определили в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность организации, незначительность допущенной просрочки в представлении сведений и признали завышенной сумму штрафа, предъявленную ПФР к взысканию в судебном порядке. По решению арбитров она была снижена. Аналогичное решение вынесено в Постановлении ФАС МО от 27.05.2011 N КА-А40/4550-11.

Размер штрафных санкций может быть снижен, если нарушение произошло вследствие технических ошибок

Суть спора. Управление Федеральной службы судебных приставов обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ПФР о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах. Как следует из материалов проверки, учреждению начислен штраф за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Позиция суда. При вынесении решения судом было принято во внимание, что наличие совершенного правонарушения учреждением не оспаривалось. Из предъявленных материалов проверки следует, что организацией была занижена база для начисления страховых взносов на суммы компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении сотрудников и непредставление в установленные сроки сведений за I и II полугодия 2010 г. Из объяснений службы судебных приставов следует, что нарушение было допущено по неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей организацией, обслуживающей программный комплекс "Зарплата...".

В силу ст. 42 Закона о страховых взносах виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало наступления вредных последствий таких действий (бездействия) либо сознательно допускало его.

Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредных последствий этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.

Поскольку Пенсионным фондом при рассмотрении материалов проверки установлена вина заявителя в нарушении норм действующего законодательства по неосторожности, размер штрафа в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств судом снижен (Постановление ФАС ВСО от 03.07.2012 N А58-5857/11).

Судьи Северо-Западного округа в аналогичной ситуации признали в качестве смягчающих обстоятельства совершенного плательщиком страховых взносов правонарушения и степень его вины, размер просрочки, а также установили, что нарушение срока представления сведений вызвано техническими ошибками. В связи с этим размер штрафа был снижен (Постановление от 19.04.2011 N А56-47279/2010).

К вышеизложенному следует добавить, что технические неполадки и сбои в системе могут возникнуть и в самом отделении Пенсионного фонда. Так, в Постановлении ФАС УО от 25.05.2011 N Ф09-2586/11-С2 рассмотрена ситуация, когда организацию-страхователя обвинили в несвоевременной подаче персонифицированной отчетности ввиду того, что специалисты ПФР не могли прочитать отправленные файлы.

По результатам исследования доказательств, имеющихся в материалах дела, суд пришел к выводу, что требования относительно технологии обмена документами индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР страхователем не нарушены. Таким образом, правовых оснований для привлечения организации к ответственности у контрольного органа не имеется.

Аналогичное решение относительно схожей ситуации, связанной с отправкой индивидуальных сведений по электронной почте, содержится в Постановлении ФАС УО от 08.04.2011 N Ф09-951/11-С2.

Заключение

В заключение отметим: анализ арбитражной практики свидетельствует о том, что оспорить решение контрольного органа в суде можно, если допущенные нарушения в представлении отчетности незначительны. В то же время следует помнить, что, принимая решение, арбитры исходят из конкретной ситуации и завершение спора не всегда может быть в пользу страхователя.

С.Валова

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений"