Мудрый Экономист

Взносы во внебюджетные фонды: расчеты на особый случай

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2011, N 19

База для начисления платежей во внебюджетные фонды рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Установлен и предельный уровень заработной платы, с которой взимаются страховые взносы. Это означает, что все, что перечисляется работнику свыше того, в базу по взносам уже не включается. В теории все просто. А на практике... С сотрудниками может быть заключен не только трудовой договор. Кроме того, возможно в течение года работника придется перевести на работу в другое подразделение компании. Как эти и иные "факты из жизни" повлияют на расчеты с внебюджетными фондами?

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) определять базу для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды страхователи должны в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Частью 4 той же статьи предусмотрено, что она устанавливается в размере, не превышающем 415 000 руб. С суммы превышения данной величины страховые взносы не взимаются.

Впрочем, цифра 415 000 применима только к расчетам платежей во внебюджетные фонды за 2010 г. Согласно ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации (с 1 января соответствующего года). Каждый новый размер этого показателя определяется и устанавливается правительством. Так, согласно Постановлению Кабинета министров от 27 ноября 2010 г. N 933 на 2011 г. он равен 463 000 руб.

При этом, как пояснили специалисты Минздравсоцразвития России в Письме от 17 января 2011 г. N 76-19, если физлицо в течение календарного года трудится у нескольких работодателей, то база для начисления взносов в отношении его определяется отдельно каждым из них как самостоятельным плательщиком страховых взносов. Следовательно, в целях расчета предельной ее величины суммы, полученные таким сотрудником в других компаниях, не учитываются.

Помимо этого, чиновники указали, что в ситуации, когда один страхователь производит выплаты работнику по разным основаниям, например, по трудовому и гражданско-правовому договорам, то для определения базы для начисления платежей во внебюджетные фонды в отношении такого сотрудника следует учитывать все выплаты в его пользу суммарно по всем основаниям. Однако здесь необходимо иметь в виду один нюанс: не для всех видов страховых взносов расчетная база совпадает. Но не будем забегать вперед, поясним все в нужной последовательности.

База базе рознь

Рассматривать порядок исчисления базы для начисления страховых взносов в отрыве от объекта обложения невозможно. В частности, таковая определяется как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, за исключением тех из них, что перечислены в ст. 9 данного Закона (ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Иными словами, в нее включаются суммы, начисленные в пользу физлиц, которые признаются объектом обложения платежами во внебюджетные фонды, и в ней не учитываются выплаты, не являющиеся таковыми, а также освобожденные от обложения страховыми взносами.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения платежами во внебюджетные фонды являются выплаты, начисляемые физлицам в рамках трудовых отношений, а также вознаграждения по следующим видам договоров:

Вместе с тем п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что вознаграждения, выплачиваемые в рамках перечисленных договоров, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в части, подлежащей уплате в Фонд социального страхования.

Таким образом, в ситуации, когда с работником помимо трудового договора заключен также контракт ГПХ на выполнение работ или услуг, то база для начисления страховых взносов на ОПС и ОМС совпадет, поскольку и в том и в другом случае учитываются выплаты по обоим видам договоров. А вот тот же показатель для расчета платежей в ФСС будет отличаться: суммы, начисленные в рамках соглашения ГПХ, в нее не войдут. Следовательно, и предельный размер базы для начисления взносов в данном случае необходимо рассчитывать отдельно. В частности, то время как взносы в ПФР и фонды ОМС уже "потеряют" базу для начисления в связи с превышением ее максимальной величины, обязанность по пополнению бюджета Соцстраха еще сохранится.

К сведению! Для учета сумм начисленных выплат и вознаграждений плательщикам страховых взносов рекомендована форма карточки индивидуального учета в отношении каждого физического лица, утвержденная совместным Письмом ПФР и ФСС РФ от 26 января 2010 г. N АД-30-24/691, от 14 января 2010 г. N 02-03-08/08-56П.

"Обособленные" тонкости

Согласно ч. 11 ст. 15 Закона N 212-ФЗ обособленные подразделения, располагающие собственным расчетным счетом, отдельным балансом и начисляющие выплаты в пользу физлиц, обязаны самостоятельно исполнять обязанности организации по уплате страховых взносов и представлению отчетности по ним по месту своего нахождения применительно к таким выплатам. Вместе с тем, как уже упоминалось, база для начисления страховых взносов рассчитывается в отношении каждого физлица нарастающим итогом с начала года. В связи с этим закономерно возникает вопрос: как быть, если в середине года работник переводится из головного офиса организации в ее обособленное подразделение, исполняющее перечисленные обязанности, и наоборот (или из одного такого подразделения в другое)?

В Письме от 12 марта 2010 г. N 551-19 специалисты Минздравсоцразвития России пояснили, что в этом случае после любого такого перевода в целях расчета базы для начисления страховых взносов структурной единице, куда прибыл "перекати-поле", необходимо учитывать в том числе выплаты, начисленные ему с начала года по бывшему месту работы. Следовательно, при достижении базы с учетом прежних выплат предельного размера обособленное подразделение вправе более не уплачивать платежи во внебюджетные фонды в отношении такого работника.

Однако следует иметь в виду, что при этом, как указали чиновники, в базе для начисления страховых взносов каждой структурной единицы компании учитываются только те выплаты, которые начислены за период работы сотрудника именно в ней. Проще говоря, если, к примеру, перевод состоялся из головного офиса в подразделение, то первый отражает в отчетности выплаты, начисленные с начала года только им, а второе - выплаты, начисленные за период работы непосредственно в нем.

К слову сказать, поскольку база для расчета страховых взносов исчисляется нарастающим итогом с начала года, то можно сделать вывод, что и в случае увольнения сотрудника и его возвращения к страхователю в рамках одного года отбрасывать выплаты, начисленные ему до ухода, не следует. В целях определения предельного размера базы и суммы страховых взносов их необходимо суммировать с начислениями в пользу "блудного сына", произведенными в том же году после его повторного найма. По крайней мере именно так рассуждали представители Минфина России в свое время в отношении единого социального налога и применения регрессивных ставок по нему (Письмо ведомства от 24 мая 2005 г. N 03-05-02-04/100).

С.Котова