Мудрый Экономист

Налоговая служба о налоге на доходы физических лиц

"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 6

Письмом от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@ Федеральная налоговая служба направила для сведения Ответы на вопросы по налогу на доходы физических лиц. Специалисты ведомства привели Ответы на 13 вопросов, которые регулярно задаются налогоплательщиками. Разъяснения по некоторым из этих вопросов мы представили в данном материале.

Право налогоплательщика на получение разъяснений от налогового органа

Подпунктом 1 п. 1 ст. 21 НК РФ определено, что налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) по вопросам действующего налогового законодательства. Это право корреспондирует с обязанностью налоговых органов по бесплатному предоставлению такой информации налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, предусмотренная пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Приказом ФНС России от 05.10.2010 N ММВ-7-10/478@ "Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков" определено, что информирование по письменному обращению налогоплательщика должно быть осуществлено в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения.

К сведению. Федеральной налоговой службой была выпущена Информация "Новые возможности при направлении обращений в ФНС России". В данной Информации чиновники ведомства указали, что с 1 января 2011 г. вступили в действие нормы Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ, в соответствии с которым ответы на обращения могут направляться заявителям не только на бумажном носителе, но и по электронной почте.

Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ) ответ на обращение заявителя, поступившее в налоговые органы Российской Федерации в форме электронного документа, направляется либо в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, либо, по желанию заявителя, на адрес его электронной почты.

В Федеральную налоговую службу заявители могут обратиться в электронном виде с помощью интернет-сервиса "Обратиться в ФНС России", заполнив необходимые данные о себе и вложив файл обращения в специальную форму. Теперь в заполняемой заявителем форме добавлено новое поле "Как направить Вам ответ", которое может принимать одно из следующих значений: "По почте (в бумажном виде)" или "По e-mail (в электронном виде)".

Если в интернет-обращении будет выбрано значение "По почте (в бумажном виде)", ответ заявителю будет направляться почтовой связью.

Если будет выбрано значение "По e-mail (в электронном виде)", ответ заявителю будет направляться по электронной почте в виде сканированного файла ответа с подписью должностного лица, исходящим номером и датой регистрации.

Возможность использования электронной почты повышает оперативность получения ответа заявителем и соответствует нормам законодательства РФ.

Вопрос: Входит ли в обязанность налоговых органов рассмотрение обращений физических лиц, в которых содержится просьба сообщить им об уплате налогов и страховых взносов другими физическими лицами?

Механизм реализации права налогоплательщика на получение указанной информации определен Административным регламентом ФНС <1>. Согласно данному Регламенту государственная функция по бесплатному информированию исполняется налоговыми органами только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также их представителей, полномочия которых определены в соответствии с Налоговым кодексом. При этом налоговые органы обязаны информировать налогоплательщиков:

<1> Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н (зарегистрирован Минюстом России 14.04.2008 N 115).

Особо следует отметить, что в обязанности налоговых органов не входит рассмотрение обращений физических лиц, в которых содержится просьба о предоставлении им информации об уплате налогов и сборов другими физическими лицами.

Что касается вопросов уплаты страховых взносов, то они находятся в компетенции органов Минздравсоцразвития. Ранее финансовое ведомство также неоднократно отмечало, что за разъяснениями по вопросам применения законодательства о страховых взносах следует обращаться в Минздравсоцразвития (Письма от 01.04.2010 N 03-03-06/1/209, от 21.01.2010 N 03-04-07/5-1, от 04.08.2009 N 03-05-06-02/73).

Кроме Минздравсоцразвития разъяснительную функцию также выполняют органы контроля за уплатой страховых взносов - ПФР и ФСС, которые будут осуществлять проверки страхователей. Органы контроля на основании пп. 1 п. 1 ст. 28, пп. 3 п. 3 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ обязаны предоставить разъяснения (в том числе в письменной форме) плательщикам страховых взносов, причем совершенно бесплатно. Страхователи имеют право получить следующую информацию:

Важный момент: разъяснения по вопросам плательщик страховых взносов сможет получить в случае непосредственного обращения в органы контроля.

Доходы, не подлежащие налогообложению согласно статье 217 НК РФ

Обложение НДФЛ суммы неустойки, выплаченной по решению суда. Статьей 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон об ОСАГО) страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.

При неисполнении данной обязанности страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пени) в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день, когда страховщик должен был исполнить эту обязанность, от установленной ст. 7 названного Федерального закона страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему.

Вопрос: Подлежит ли налогообложению сумма неустойки, выплаченная по решению суда страховщиком потерпевшему за ненадлежащее исполнение обязанности в соответствии с Федеральным законом об ОСАГО?

Пунктом 1 ст. 210 НК РФ предусмотрено, что при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

При этом в силу ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц", 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Неустойка за ненадлежащее исполнение страховщиком установленной Федеральным законом об ОСАГО обязанности по выплате страхового возмещения потерпевшему отвечает всем вышеперечисленным признакам экономической выгоды и, следовательно, является доходом потерпевшего - физического лица.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, установленный ст. 217 НК РФ, является исчерпывающим. При этом доход в виде неустойки в этом перечне не поименован.

Таким образом, сумма неустойки, выплаченная страховщиком потерпевшему за ненадлежащее исполнение установленной п. 2 ст. 13 Федерального закона об ОСАГО обязанности, является доходом потерпевшего и подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

С учетом изложенного и в соответствии с требованиями ст. 228 НК РФ (если страховщиком не был удержан налог с суммы выплаченной по решению суда неустойки) налогоплательщику (физическому лицу) следует самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате, и представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за налоговый период, в котором получен доход в виде неустойки.

Налогообложение доходов от продажи земельного участка. В п. 17.1 ст. 217 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, полученных за соответствующий налоговый период от продажи имущества: жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более.

Вопрос: Подлежит ли налогообложению доход, полученный в 2010 г. физическим лицом от продажи земельного участка, который находился в его собственности с 1993 г.?

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие право на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В рассматриваемой ситуации согласно представленным документам свидетельство о праве собственности на земельный участок было выдано физическому лицу 06.09.1993 на основании решения местной администрации пос. Клязьма (Московская область) от 24.05.1993.

С учетом изложенного доход, полученный физическим лицом от продажи принадлежавшего ему с 1993 г. земельного участка, не подлежит налогообложению по основаниям, предусмотренным п. 17.1 ст. 217 НК РФ.

К сведению. Пункт 17.1 ст. 217 НК РФ был введен Федеральным законом N 202-ФЗ <2>. Положения настоящего пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи ценных бумаг, а также на доходы от продажи имущества, непосредственно используемого индивидуальными предпринимателями в предпринимательской деятельности.

<2> Федеральный закон от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (действует в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ).

Налогообложение субсидий. В целях реализации Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 721-КЗ "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края" утверждено Постановление главы администрации Краснодарского края от 01.02.2007 N 49 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории Краснодарского края" (далее - Постановление).

В соответствии с пп. 2.1.5 п. 2 Постановления гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, предоставляется за счет краевого бюджета субсидия на возмещение части затрат на производство реализуемой получателями продукции животноводства: на мясо крупного рогатого скота, свиней, молоко, овечью шерсть, реализованные юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, а также предпринимателям без образования юридического лица, зарегистрированным на территории Краснодарского края.

Вопрос: Подлежат ли налогообложению субсидии, предоставляемые гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства (Краснодарский край)?

В п. 3 ст. 217 НК РФ содержится исчерпывающий перечень случаев, когда компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.

В указанном перечне не поименована субсидия на возмещение части затрат на производство реализуемой получателями продукции животноводства.

Вместе с тем п. 13 ст. 217 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.

Однако субсидия, предоставляемая указанным лицам за счет средств краевого бюджета на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства, не может рассматриваться в качестве дохода от продажи этой продукции, освобожденного от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 НК РФ. В связи с изложенным субсидия, предоставляемая гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, за счет средств краевого бюджета на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства, подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Право налогоплательщика на получение налоговых вычетов по НДФЛ

Объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками, являющимися налоговыми резидентами РФ, от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ (ст. 209 НК РФ). При этом п. 3 ст. 210 НК РФ установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ.

Имущественный вычет от продажи жилья. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на основании пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ на получение имущественного налогового вычета, в частности, в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, но не более 2 млн руб.

Вопрос: Имеет ли право пенсионер на имущественные налоговые вычеты при получении дохода от продажи собственного жилья и последующем приобретении за счет такого дохода другого жилья?

Доход налогоплательщика уменьшается на сумму имущественного налогового вычета, израсходованного им на строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.

Поэтому воспользоваться имущественным налоговым вычетом при приобретении дома, квартиры или доли (долей) в них могут налогоплательщики, получающие доходы в налоговом периоде, подлежащие налогообложению.

Лица, достигшие пенсионного возраста и получающие доходы в виде пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в соответствии с п. 2 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения.

Поскольку с доходов физических лиц в виде государственных пенсий сумма налога в соответствующий бюджет не удерживается и не перечисляется, пенсионеры при приобретении квартиры не могут воспользоваться правом на получение имущественного налогового вычета.

Вместе с тем, если пенсионер получил или получает (кроме пенсии) доходы, облагаемые налогом по ставке 13%, он может воспользоваться правом на получение имущественного налогового вычета в пределах сумм налогов, перечисленных с таких доходов в бюджет, и с момента, когда право на получение указанного вычета возникло.

Похожие выводы были представлены в Письме УФНС по г. Москве от 24.11.2010 N 20-14/4/123505@: неработающие пенсионеры, у которых отсутствуют доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13%, воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, не вправе. В свою очередь, пенсионеры, получающие доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13%, при соблюдении условий, предусмотренных положениями НК РФ, вправе воспользоваться указанными налоговыми вычетами в общеустановленном порядке.

Отметим, что и со стороны финансового ведомства также поступали разъяснения по вопросу предоставления имущественного вычета пенсионерам (Письма от 10.03.2011 N 03-04-05/9-123, от 04.02.2011 N 03-04-05/7-61, N 03-04-05/7-60).

В случае если физическое лицо - пенсионер продает квартиру со сроком владения менее трех лет и приобретает квартиру в собственность в одном и том же налоговом периоде, налоговый орган на основании налоговой декларации и заявления такого лица вправе произвести зачет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, в пределах причитающейся такому лицу суммы имущественного налогового вычета.

При продаже квартиры, находившейся в собственности физического лица (в том числе пенсионера) менее трех лет, налогоплательщик при определении размера налоговой базы имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной им в налоговом периоде, но не превышающей в целом 1 млн руб.

Таким образом, налогоплательщик вправе уменьшить доход от продажи квартиры на 1 млн руб. или на сумму расходов, связанных с получением такого дохода.

При этом полученные с 1 января 2009 г. физическими лицами доходы от продажи квартир, находившихся в их собственности три года и более, не подлежат налогообложению (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). В связи с этим такие физические лица не обязаны представлять налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц.

Включение в имущественный вычет фактических расходов на новое строительство. Положениями пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ предусмотрено, что в фактические расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в нем могут, в частности, включаться:

Вопрос: Учитываются ли при предоставлении налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, расходы на приобретение санитарно-технического оборудования (ванны, сантехники, газовой плиты, счетчиков воды и электроэнергии)?

Принятие к вычету расходов на достройку и отделку приобретенного дома или отделку приобретенной квартиры, комнаты возможно в том случае, если в договоре, на основании которого осуществлено такое приобретение, указано приобретение не завершенных строительством жилого дома, квартиры, комнаты (прав на квартиру, комнату) без отделки или доли (долей) в них. Расходы на приобретение санитарно-технического оборудования, а именно ванны, сантехники, газовой плиты, счетчиков воды и электроэнергии, в вышеуказанный перечень расходов не включены.

Вопрос: Подлежит ли налогообложению доход, полученный физическим лицом от продажи доли в уставном капитале организации, и необходимо ли ему в таком случае представлять в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц?

В п. 17.1 ст. 217 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, полученных за соответствующий налоговый период от продажи имущества: жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более.

Сама по себе доля в уставном капитале организации является имущественным правом, а не имуществом, и положения п. 17.1 ст. 217 НК РФ не распространяются на налогообложение дохода, полученного от продажи такой доли.

При этом в соответствии с абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Следовательно, при реализации доли в уставном капитале организации, независимо от срока обладания правом, налогоплательщик (физическое лицо) вправе уменьшить сумму полученного дохода на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением указанной доли, а также на сумму документально подтвержденных расходов по дополнительно вносимым в уставный капитал взносам (вкладам) при условии регистрации увеличения уставного капитала в установленном действующим законодательством порядке.

К сведению. Обязанность налогоплательщиков по самостоятельному исчислению и уплате НДФЛ по доходам от продажи доли (долей) в уставном капитале организации, а также представлению налоговой декларации по данному налогу возникла с 1 января 2009 г. Это связано с тем, что с 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон N 224-ФЗ <3>. Указанным Законом в пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ были внесены изменения, устанавливающие обязанность физических лиц, получающих доходы от продажи имущественных прав, по самостоятельному исчислению и уплате налога на доходы физических лиц и представлению налоговой декларации по данному налогу.

<3> Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Социальный налоговый вычет по расходам на благотворительность. Подпунктом 1 п. 1 ст. 219 НК РФ установлено, что при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

Вопрос: При предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета по расходам на благотворительные цели какими документами могут быть подтверждены его расходы по перечислению (уплате) сумм пожертвований религиозным организациям?

В ст. 219 НК РФ не установлен перечень документов, необходимых для подтверждения права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований, перечисленных (уплаченных) налогоплательщиком религиозным организациям. Таким образом, это могут быть различные документы, свидетельствующие о том, что перечисленные суммы являются пожертвованиями религиозной организации, направленными на осуществление уставной деятельности организации.

Перечисление денежных средств может производиться в безналичном порядке на основании письменного заявления налогоплательщика, представляемого в организацию, выплачивающую этому налогоплательщику доход. В этом случае документами, подтверждающими понесенные налогоплательщиком расходы, являются справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях и платежное поручение на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении.

Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, то произведенные им расходы подтверждаются банковской выпиской.

В случае внесения налогоплательщиком денежных средств наличными в кассу организации подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру.

В назначении платежа должно быть указано, что данные средства направлены на осуществление уставной деятельности.

Следует отметить, что социальные налоговые вычеты предоставляются в отношении доходов того налогового периода, в котором налогоплательщиком фактически произведены расходы на перечисленные в ст. 219 НК РФ цели. Если в одном налоговом периоде (в течение календарного года) социальные налоговые вычеты не могут быть использованы полностью, то на следующие налоговые периоды остаток вычетов не переносится.

Н.И.Будакова

Эксперт журнала

"Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение"