Мудрый Экономист

Обучение и повышение квалификации работников связи

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 3

Не секрет, что многие организации сталкиваются с дефицитом хорошо подготовленных и квалифицированных кадров. Сфера связи и массовых коммуникаций не исключение. Здесь, как нигде, идет постоянное совершенствование технологий, и работникам основных подразделений просто необходимо повышать уровень своих знаний, умений и навыков. В статье проанализированы варианты обучения и повышения квалификации сотрудников с учетом специальных образовательных стандартов Минобрнауки, рассмотрены вопросы учета и налогообложения соответствующих расходов операторов.

Несколько слов о квалификации сотрудников

Специфика деятельности операторов связи настолько непроста, что далеко не любой сотрудник, причем даже из смежных областей, сможет справиться с трудовыми функциями специалиста того или иного основного подразделения коммуникационной компании. В помощь соискателям, работникам и работодателям Минобрнауки утверждены:

Уже из названий документов видно различие: первый имеет отношение к кадрам предприятий электросвязи, второй - к операторам подвижной связи. При этом нормативные документы Министерства образования и науки приняты прежде всего для образовательных учреждений профессионального образования на территории РФ, имеющих право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по указанным в ней специальностям при условии наличия соответствующей государственной аккредитации. Операторам связи тоже можно ознакомиться с данными документами, ведь именно им оценивать качество подготовки выпускников образовательных учреждений.

Согласитесь, в послекризисный период оживления на рынке труда у операторов есть причины не откладывать решение кадрового вопроса в долгий ящик, а упомянутые выше документы помогут кадровикам компаний отобрать наиболее квалифицированных сотрудников. К тому же за прошедшее время со дня вступления в силу данных стандартов будущие специалисты уже проходят курс обучения, и, возможно, скоро можно будет говорить о результатах. Но для этого нужно знать, чему же они должны были научиться.

По каким программам готовят специалистов?

В нормативных документах Министерства образования выделены два основных уровня подготовки: базовый и углубленный. Оба этих уровня могут реализовываться в форме очного и заочного (очно-заочного) образования. Базовый уровень предполагает подготовку техника, а углубленный - специалиста по телекоммуникациям. Это касается обеих специальностей: сети связи и системы коммутации, а также средства связи с подвижными объектами. Выделим в таблице то, чему могут научить по данным специальностям и какие профессии могут освоить выпускники на предприятиях связи.

          Характеристика профессиональной деятельности обучающихся
 Специальность "Сети связи и системы  
коммутации"
Специальность "Средства связи с
подвижными объектами"
                   Область профессиональной деятельности
 Выполнение работ по технической      
эксплуатации телекоммуникационных
систем и информационно-
коммуникационных сетей связи
Монтаж, техническая эксплуатация и
ремонт оборудования средств связи с
подвижными объектами
                   Объекты профессиональной деятельности
                                   Техник
 Техническая эксплуатация             
информационно-коммуникационных сетей
связи
Монтаж и техническая эксплуатация
оборудования систем мобильной связи
 Обеспечение информационной           
безопасности телекоммуникационных
систем и информационно-
коммуникационных сетей
Техническая эксплуатация
информационно-коммуникационных
сетей в системах мобильной связи
 Техническая эксплуатация             
телекоммуникационных систем
Обеспечение информационной
безопасности систем мобильной связи
 Участие в организации                
производственной деятельности
структурного подразделения
Участие в организации
производственной деятельности
малого структурного подразделения
организации связи
                      Специалист по телекоммуникациям
 Техническая эксплуатация             
информационно-коммуникационных сетей
связи
Монтаж и техническая эксплуатация
оборудования систем мобильной связи
 Обеспечение информационной           
безопасности телекоммуникационных
систем и информационно-
коммуникационных сетей
Техническая эксплуатация
информационно-коммуникационных
сетей в системах мобильной связи
 Техническая эксплуатация             
телекоммуникационных систем связи
Обеспечение информационной
безопасности систем мобильной связи
 Продвижение услуг                    
телекоммуникационных систем и
информационно-коммуникационных сетей
связи
Продвижение услуг мобильной связи
 Конвергенция технологий и сервисов   
телекоммуникационных систем и
информационно-коммуникационных сетей
связи
Конвергенция технологий и сервисов
информационно-коммуникационных
сетей в системах мобильной связи
      Оба специалиста подготавливаются к выполнению работ по одной или
нескольким профессиям
 Электромонтер станционного           
оборудования телефонной связи
Электромонтер линейных сооружений
телефонной связи и радиофикации
Монтажник оборудования связи
Антенщик-мачтовщик
Радиомеханик по обслуживанию и
ремонту радиотелевизионной
аппаратуры
Электромонтер приемопередающей
станции спутниковой связи

В образовательных стандартах подробно перечислены профессиональные знания, умения и навыки, которыми должен обладать квалифицированный специалист. Их можно закрепить в должностной инструкции как принимаемых молодых работников, так и сотрудников с опытом. И тем и другим подобная памятка будет напоминать о требованиях к профессионализму техника и специалиста по телекоммуникациям. По обеим этим специальностям хоть и разная программа, но сроки обучения одинаковы, разница - в образовательной подготовке, в форме обучения и уровне подготовки (базовая или углубленная). Обобщим данные о сроках обучения в нижеприведенной таблице.

       Образовательная     
подготовка
Базовая подготовка - 
техник (очная/заочная
форма)
 Углубленное обучение -
специалист по
телекоммуникациям
(очная/заочная форма)
 На базе среднего общего   
образования
2 года 6 месяцев/    
3 года 6 месяцев
3 года 6 месяцев/
4 года 6 месяцев
 На базе основного общего  
образования
3 года 6 месяцев/    
5 лет 1 месяц
4 года 6 месяцев/
6 лет 1 месяц

Как видим, сроки обучения не так уж малы, что дает повод надеяться на качественную подготовку квалифицированных кадров для операторов стационарной и подвижной связи. Независимо от вида подготовки (основной или углубленный курс) специалист в области связи должен обладать общими и профессиональными знаниями, умениями и навыками.

В частности, молодой специалист должен понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Не последнее место занимают организация собственной деятельности, определение методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества. В работе не обойтись без грамотной оценки рисков и принятия решений в нестандартных ситуациях, которых в сфере связи хватает. Также помогают поиск, анализ и оценка информации для постановки и решения профессиональных задач.

Молодые специалисты обязаны уметь использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, без этого в сфере связи и массовых коммуникаций просто не обойтись. Нужно быть готовым работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Специалист не должен бояться брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Здесь нужно упомянуть о самостоятельности в постановке задач профессионального и личностного развития, самообразования, повышения квалификации. И конечно же, необходимым качеством техника и специалиста по коммуникациям является умение ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. В сфере связи этот процесс идет постоянно, и от того, насколько быстро адаптируются сотрудники к новым веяниям и технологиям, зависит слаженность работы всего коллектива.

Отметим, если перечисленные качества указаны в резюме будущего сотрудника и соответствуют действительности, можно утверждать, что это ценный для оператора связи сотрудник. Но на практике не всегда удается найти работника, который специально учился по нужной для работодателя специальности. В этой ситуации оператору приходится обучать сотрудника в процессе работы как собственными силами, так и с привлечением образовательных учреждений. Здесь нужно разобраться во взаимоотношениях, которые возникают между работодателем и работником, проходящим обучение по специальности.

Обязанности работника и работодателя

Базовым документом, определяющим права и обязанности работодателя и работников в сфере их профессиональной подготовки и переподготовки, является Трудовой кодекс. Он предоставляет работодателю право проводить профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение как в организации, так и в образовательных учреждениях на условиях коллективного или трудового договора. При этом организация самостоятельно решает вопрос о необходимости профессиональной подготовки и переподготовки кадров. В то же время если речь идет о повышении квалификации сотрудников, то работодатель проводит ее в обязательном порядке, если это является условием выполнения работниками своих обязанностей (ст. 196 ТК РФ). Такие сотрудники имеют право на все виды дополнительного образования, включая обучение новым профессиям и специальностям (ст. 197 ТК РФ), но все же наиболее востребованной является профессиональная переподготовка специалистов - самостоятельный вид дополнительного профессионального образования, проводимого с целью получения специалистами дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для работы.

К сведению. Право на реализацию профессиональной образовательной программы по специальности профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. Поэтому если сотрудник проходит обучение за счет оператора, то следует побеспокоиться о наличии у образовательного учреждения лицензии.

Сотрудникам, направленным на профессиональную подготовку, работодатель должен создавать условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством, коллективным договором, локальными актами, трудовым договором. Трудовое законодательство гарантирует сотрудникам, совмещающим работу с обучением, предоставление дополнительных (учебных) отпусков (оплачиваемых и неоплачиваемых) и сокращенную рабочую неделю (ст. ст. 173 - 176 ТК РФ). Кроме того, специалистам, обучающимся по заочной или вечерней форме обучения, за время их освобождения от работы выплачивается 50% среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда. Для заочников раз в год предусмотрена также и оплата проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно. При этом немаловажное значение имеет государственная аккредитация учебного заведения, при ее отсутствии гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, устанавливаются коллективным или трудовым договором. То же самое можно сказать о работниках, которые уже имеют образование соответствующего уровня. Их подготовка должна быть предусмотрена трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между сотрудником и работодателем в письменной форме, только тогда они имеют право на гарантии и компенсации, связанные с совмещением сотрудниками работы и обучения.

Как учесть расходы на обучение работников?

Не секрет, что затраты, связанные с осуществляемой деятельностью (у операторов - это оказание услуг связи), признаются в составе расходов по обычным видам деятельности. Это правило п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации" хорошо знакомо бухгалтерам. Как применить его в отношении расходов на подготовку и переподготовку кадров, которые осуществляются в интересах коммуникационной компании? Очень просто. В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, нет неучитываемых расходов, поэтому бухгалтер может включить в состав расходов по обычным видам деятельности оплату обучения, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации сотрудников.

Вопрос: на какие счета отнести подобные расходы? Очевидно, на те, которые связаны с работником и применением им полученных знаний, умений и навыков. То есть для работников основных подразделений логично относить расходы на оплату обучения и переподготовки на счета прямых затрат (20, 23,), а для работников общехозяйственных подразделений, бухгалтерии и управления - на счет косвенных расходов (25, 26). Все зависит от того, как распределяются затраты на себестоимость оказываемых услуг согласно применяемой организацией учетной политике. Есть, правда, мнение, что затраты на обучение близки к общехозяйственным расходам и их, как консультационные и информационные услуги, следует включать в состав косвенных расходов отчетного периода. Но вряд ли такая позиция оправдана в отношении работников основных подразделений, затраты по которым формируют себестоимость услуг связи, в оказании которых они задействованы.

Еще один вопрос - как признавать оплату на обучение: единовременно или равномерно в течение срока обучения работника? Напомним, что обучение по специальности может занимать от двух с половиной лет (при базовой подготовке) до шести лет (при углубленном изучении), то есть срок может выйти за рамки отчетного года. Но это не значит, что нужно отражать затраты на обучение как расходы будущих периодов. Дело даже не в том, что непросто установить связь доходов, которые ожидаются в связи с произведенными расходами на обучение, повышение квалификации. Причина в другом: упрощают ситуацию заключенные с образовательными учреждениями договоры, по условиям которых признавать расходы и производить расчеты можно в течение отчетных периодов. То есть услуга признается оказанной постепенно, по мере готовности, что подтверждается соответствующими актами оказания услуг. Напоминаем, что здесь идет речь не о консультационных, информационных, а именно об образовательных услугах, длительный цикл оказания которых позволяет признавать их постепенно в доходах и расходах.

Пример. Работник оператора связи проходит по заочной форме углубленное обучение по специальности "Специалист по телекоммуникациям". Срок обучения - 4 года, стоимость - 320 000 руб. (без НДС). Расчеты с образовательным учреждением производятся за каждый семестр (40 000 руб.), и подписываются акты оказанных услуг, которые служат подтверждающими документами для оператора, оплачивающего обучение работника.

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,  
руб.
                        В течение каждого семестра                       
Произведена предоплата обучения сотрудника  
   60   
   51   
  40 000  
Стоимость обучения включена в состав        
расходов по обычным видам деятельности <*>
   20,  
30-02
   60   
  40 000  
<*> Для операторов, ведущих раздельный отраслевой учет, в законодательстве нет четких указаний насчет того, на каких счетах затрат отражать расходы на обучение сотрудников основных подразделений. В Методических рекомендациях по ведению операторами связи раздельного учета обучение выделено только лишь в качестве неосновного вида деятельности, от которого предприятие связи может иметь дополнительный доход. Однако в статье речь идет об обучении, за которое предприятие платит. Методом исключения такие расходы учитываются либо на счете затрат основного производственного процесса, связанного с оказанием услуг связи, либо как обеспечение работы персонала в составе расходов вспомогательных производственных процессов.

Как рассчитать налоги с оплаты обучения?

Для целей налогообложения прибыли затраты на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Эти расходы являются текущими, то есть их не нужно распределять между отчетными периодами независимо от срока обучения. Отметим, гл. 25 НК РФ не установлено критериев, предусматривающих зависимость учета расходов от количества часов обучения, профессиональной подготовки или переподготовки работников. Поэтому расходы на обучение учитываются при налогообложении независимо от количества затраченных на него часов. Для того чтобы учесть расходы на подготовку (переподготовку) специалистов, организации необходимо выполнить следующие условия:

Для признания расходов организации на обучение должен быть заключен трехсторонний договор между образовательным учреждением, физическим лицом и организацией, по которому они выступают соответственно в качестве исполнителя, студента и заказчика (Письмо УФНС по г. Москве от 22.09.2010 N 16-15/099684@).

Перечисленные требования следует учесть не только плательщикам налога на прибыль, но и небольшим провайдерам, находящимся на "упрощенке", выбравшим в качестве объекта налогообложения "доходы минус расходы". При расчете единого налога последние могут уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров. Данные затраты поименованы в перечне разрешенных расходов "упрощенца" (пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) и учитываются в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ для расчета "прибыльного" налога, уплачиваемого в рамках традиционной системы.

В целях снижения налоговых рисков по вопросу учета сумм, затраченных на подготовку и переподготовку сотрудников, в уменьшение налогооблагаемой прибыли и единого налога (при применении "упрощенки") бухгалтер должен проконтролировать, чтобы все документы на обучение были составлены в надлежащем порядке. Какие же это документы? Обратимся к Письму Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77, исходя из которого для признания в целях налогообложения расходов на обучение подтверждением могут служить: договор с образовательным учреждением; приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение; учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений; сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение; акт об оказании услуг.

К сведению. В уменьшение прибыли учитываются расходы на обучение не только работников, но и других лиц, не являющихся таковыми (например, кандидатов), с которыми впоследствии (не позднее трех месяцев с момента окончания обучения) предположительно будет заключен трудовой договор. Если этого не произойдет или трудовой договор будет расторгнут до истечения года с даты начала его действия, то суммы платы за обучение лиц, ранее включенные в расходы, следует учесть во внереализационных доходах (Письмо Минфина России от 25.03.2011 N 03-03-06/1/177).

В части НДФЛ при определении налоговой базы учитываются все доходы сотрудников, полученные ими как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 210 НК РФ). Раз так, то оплата организацией (полностью или частично) обучения в интересах налогоплательщика является одним из доходов, полученных в натуральной форме (п. 2 ст. 211 НК РФ), а это обязывает налогового агента включать ее в совокупный доход работника. Но не стоит спешить, в гл. 23 НК РФ есть и другая норма, которая исключает из облагаемых доходов налогоплательщика компенсационные выплаты, связанные с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников (п. 3 ст. 217 НК РФ). Со своей стороны отметим: если оператором связи проводится обучение своих работников, то это делается в интересах работодателя, которому нужны квалифицированные и грамотные кадры. Такое обучение носит, как правило, не добровольный, а обязательный характер и непосредственно связано с повышением профессионального уровня. Этих оснований достаточно для того, чтобы не облагать стоимость обучения работников НДФЛ.

Мало того, есть еще одна норма, которая позволяет не включать в налогооблагаемый доход плату за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях (п. 21 ст. 217 НК РФ). Данных положений достаточно, чтобы не начислять и не удерживать НДФЛ с суммы оплаты стоимости обучения работника, молодого специалиста, а также иного лица (членов семей работников). Наличие трудовых отношений между организацией, оплачивающей обучение, и обучающимся лицом не влияет на освобождение от налогообложения такой оплаты (Письма Минфина России от 15.02.2011 N 03-04-06/6-28, от 20.01.2011 N 03-04-06/6-6). Организация даже может оплачивать обучение детей работников в высших учебных заведениях и не удерживать НДФЛ, ссылаясь на упомянутые нормы НК РФ и Письмо Минфина России от 27.12.2010 N 03-04-05/9-754.

К сведению. Оплата организацией обучения за работника лишает его права на получение социального налогового вычета, который предусмотрен в отношении расходов на обучение, произведенных самим налогоплательщиком.

Что касается страховых взносов во внебюджетные фонды, то здесь тоже все говорит о том, что обучение, подготовка и переподготовка работников - это не облагаемые взносами операции. В частности, все виды установленных законодательством РФ компенсаций, связанных с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, отнесены к необлагаемым выплатам (пп. "е" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах <1>). Кроме этого, освобождается от обложения страховыми взносами оплата обучения по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе профессиональной подготовки (переподготовки) работников (п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах). Как видим, есть по крайней мере два основания, позволяющие не начислять страховые взносы с сумм, уплаченных работодателем за обучение (подготовку, переподготовку, повышение квалификации). Не облагается также оплата проезда раз в год сотруднику, успешно обучающемуся по заочной форме обучения (Письмо Минздравсоцразвития России от 20.04.2010 N 939-19).

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

В то же время средняя заработная плата, сохраняемая за работником при направлении его работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, не является компенсационной выплатой, связанной с возмещением расходов на повышение квалификации, и, следовательно, подлежит обложению страховыми взносами (Письмо Минздравсоцразвития России от 07.05.2010 N 10-4/325233-19).

* * *

Надеемся, что прокомментированные в статье Приказы Минобрнауки России от 07.04.2010 N 295 и от 06.04.2010 N 283 помогут операторам связи успешно решить свой кадровый вопрос, а разъяснения чиновников и комментарии автора - убедиться в правильности ведения учета и налогообложения расходов на обучение, профессиональную подготовку и переподготовку работников предприятия связи.

Д.В.Дурново

Главный редактор

издательства "Аюдар Пресс"