Мудрый Экономист

Правоотношения факторинга в России и за рубежом

"Юридическая работа в кредитной организации", 2011, NN 2, 3

На развитие факторинговых операций в той или иной стране оказывает огромное влияние правовое поле, в котором находятся факторы и их клиенты. В настоящее время ни в одной стране мира не принят специальный закон о факторинге, поэтому подобные операции обычно подпадают под действие национальных законов, регулирующих нормы гражданского или финансового права. Каковы особенности регулирования факторинга в России? В чем сходство и различие национального законодательства с зарубежным?

Понятие факторинга

Законодательное регулирование в странах ЕС можно охарактеризовать следующими основными параметрами.

  1. Юрисдикция:
  1. Лицензирование:
  1. Зависимость степени развития рынка от регулирования (показана в таблице).

Таблица

Зависимость степени развития рынка факторинга от регулирования

     Страна    
           Регулирование факторинга           
   Оборот
факторинга/
ВВП, %
 Австрия       
Нужна банковская лицензия для всех видов      
факторинга
     1,2
 Германия      
Нужна банковская лицензия для отдельных видов 
факторинга
     3,1
 Франция       
Банковская лицензия не нужна, но факторинговые
компании поднадзорны Банку Франции
     5,3
 Италия        
Государственное регулирование существует, но  
не имеет отношения к банковскому
     7,8
 Великобритания
Государственное регулирование отсутствует     
    13,4

В российской деловой практике, если речь не идет о законодательстве или судопроизводстве, термин "факторинг" используется как транскрипция английского слова factoring, означающего разновидность агентирования, а понятия "факторинг" и "финансирование под уступку денежного требования" воспринимаются как тождественные <1>.

<1> Омельченко В.В. Бухгалтерский учет факторинговых операций кредитных организаций // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2004. N 9.

Финансирование под уступку денежного требования - новый институт российского гражданского права. Своими корнями, с одной стороны, он уходит в общегражданскую цессию, существующую около двух тысяч лет и предусмотренную ныне ст. ст. 382 - 390 ГК РФ, а с другой - в особый институт факторинга, известный более ста лет практически всем государствам с рыночной экономикой.

Впервые нормы, регулирующие финансирование под уступку денежного требования, были закреплены в российском законодательстве в части второй ГК РФ, вступившей в силу с 1 марта 1996 г. Они разработаны с учетом международного опыта осуществления подобных финансовых операций, в частности Конвенции УНИДРУА о международном факторинге.

Однако вследствие новизны этого вида правовых отношений для российской экономики и отсутствия соответственно нормативной основы принципы, заложенные в ГК РФ, имеют множественную трактовку и не ограничивают факторинговые отношения четкими рамками права. Это привело к множественности трактовок сути, видов и возможностей факторингового обслуживания, которые, в свою очередь, привели к многочисленным дискуссиям по этому поводу как среди экономистов, так и среди юристов.

Статья 824 ГК РФ дает наиболее широкую трактовку этого вида финансовой деятельности. Это приводит к существованию различных подходов к толкованию факторинга в доктрине. Так, по мнению одних ученых, "финансирование под уступку денежного требования в самом общем виде заключается в покупке банком (иной кредитной или специализированной организацией) платежных требований поставщика (исполнителя работ) за отгруженную продукцию (оказанные услуги)" <1>. По мнению А.С. Комарова, факторинг рассматривается как "правовое отношение... в соответствии с которым фактор покупает дебиторскую задолженность клиента", хотя делается оговорка: "с правом обратного требования к клиенту или без такового" <2>, что несколько меняет характер сделки. Существуют и другие мнения. Очевидно, что разные экономисты и юристы трактуют факторинг по-разному. К сожалению, гл. 43 ГК РФ не вносит ясности в этот вопрос, поскольку при ее использовании к факторинговым можно отнести многие операции.

<1> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). 5-е изд., испр. и доп. / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Контракт, Инфра-М, 2006.
<2> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая) / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова (автор комментария к гл. 43 - А.С. Комаров). М.: МЦФЭР, 1996.

Именно поэтому зачастую в правоприменительной деятельности под названием "факторинг" конструируются и применяются новые схемы, совсем не свойственные этому виду деятельности. Например, факторингом иногда называют вексельные расчеты. Некоторые банки возвращают своим вкладчикам деньги по схеме "финансового факторинга", хотя неизвестно, что под этим подразумевается. Известна также схема финансирования под факторинг будущих лизинговых платежей. Таким образом, в отсутствие четкого законодательства у каждого участника этого рынка может возникнуть свое понимание факторинга.

Финансирование под уступку денежного требования - это правоотношение, по которому одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу. Клиент, в свою очередь, уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

В правовых системах большинства стран мира, как правило, нет специальных норм, регулирующих правоотношения финансирования в рамках уступки денежного требования. Отношения между финансовым агентом и клиентом, в частности финансирование клиента, регулируются существующими нормами обязательственного права.

При этом в некоторых правовых системах законодательно закреплен статус финансового агента как кредитующей стороны, а финансирование под уступку денежного требования является банковской деятельностью. Примером может служить Закон Грузии "О деятельности коммерческих банков", который включает финансирование под уступку денежного требования (с правом регресса или без него) в число банковских операций <1>. В других странах финансирование регулируется нормами о купле-продаже товаров.

<1> Кавзанадзе И.К. Операции факторинга: их виды, регулирование, учет и анализ доходности // Деньги и кредит. 2001. N 11. С. 52 - 55.

Применительно к российскому законодательству, как справедливо отмечает Л.А. Новоселова, нормы ст. 824 ГК РФ сформулированы достаточно широко и позволяют рассматривать в качестве финансирования как предоставление денежных средств, так и обязательство предоставить их в будущем, не устанавливая никаких дополнительных правил, позволяющих определить характер обязательств финансового агента.

Примечание. Предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил, так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем.

Многие важные аспекты взаимоотношений, связанные с самими сделками финансирования, то есть с теми обязательствами, которые принимает на себя финансовый агент, вообще не регулируются нормами гл. 43 ГК РФ. В частности, ни прямо, ни путем отсылки не определен порядок исполнения обязательств финансовым агентом, меры правовой защиты клиента при невыполнении агентом своих обязанностей и т.д. На основании этих норм невозможно сделать однозначный вывод о том, элементы каких договоров (займа, кредита, купли-продажи, агентирования и т.д.) регулируют права и обязанности финансирующей стороны. Очень широкое определение, данное в п. 1 ст. 824 ГК РФ, с равным успехом охватывает все указанные выше виды договоров <2>.

<2> Новоселова Л.А. Финансирование под уступку денежного требования // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 12. С. 95.

Существенным элементом правовой конструкции "финансирование под уступку денежного требования" является предмет уступки, а именно: финансовому агенту уступается право требования денежных средств, то есть финансовому агенту не переходит что-либо материальное, в данном случае денежные средства, а уступается право. Иначе финансирование под уступку денежного требования представляло бы предоставление денежных средств против денежных средств. Однако в правоотношениях финансирования под уступку денежного требования финансовому агенту на возмездной основе (за финансирование) уступается право, имеющееся у клиента, на получение денежных средств от третьего лица - должника. Финансовый агент может реализовать это право, то есть потребовать и получить денежные средства от должника. Однако возможна ситуация, в которой должник окажется неспособным исполнить свой долг, и тогда финансовый агент не получит денежные средства от должника, которые он вправе получить. Это характеризует правовую конструкцию "финансирование под уступку денежного требования" как предоставление финансирования против права требования, которое не обязательно будет удовлетворено.

Денежное требование является основанием и базой для реализации правовой конструкции финансирования под уступку денежного требования. Оно представляет собой право финансового агента требовать от должника уплаты того количества денежных средств, которое обусловлено предоставлением клиентом должнику товаров, выполнением работ или оказанием услуг. Требование является только денежным, его величина основана на договоре, ранее заключенном между клиентом и должником, который может носить предпринимательский либо потребительский характер.

В результате отмены лицензирования факторинга может возникнуть ряд проблем, таких как формирование рынка "черного" факторинга, увеличение количества операций по покупке просроченных долгов и рост недружественных поглощений путем скупки долгов. Представляется важным принятие ряда новых законодательных норм или адаптация существующих нормативов Банка России, которыми в настоящее время должны руководствоваться факторинговые компании.

Фактор: банк или факторинговая компания?

Сторонами правоотношений финансирования под уступку денежного требования являются финансовый агент, клиент (кредитор) и должник. В свою очередь, сторонами договора финансирования под уступку денежного требования являются лишь финансовый агент и клиент.

Примечание. В качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать коммерческие организации (ст. 825 ГК РФ).

До апреля 2009 г. на основании ст. 825 ГК РФ в качестве финансового агента могли выступать либо банки и иные кредитные организации, либо другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида. При этом в силу требований ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" финансирование под уступку денежного требования "отнесено к сделкам, для осуществления которых не требуется лицензии ЦБ РФ, а поэтому указанные разрешения не должны получать банки и другие кредитные организации" <1>.

<1> Завидов Б.Д., Гусев О.Б. Договорное право // Юрист. 1999. N 49.

Вследствие изменения редакции ст. 825 ГК РФ правом на осуществление факторинговых операций обладают и иные коммерческие организации, не являющиеся банковскими.

Предоставлением факторинговых услуг на территории Российской Федерации занимаются в основном кредитные учреждения, но нельзя не замечать и факторинговые компании, особенно дочерние факторинговые компании крупных государственных банков. Рынок открылся для иностранных игроков: в августе 2010 г. появилось совместное предприятие ЕБРР, Транскапиталбанка и мальтийского FIMBank - факторинговая компания "ФакторРус".

Многие кредитные организации имеют тенденцию к созданию дочерней факторинговой фирмы для оптимизации расходов на резервирование, налогообложение и для работы с проблемными задолженностями.

Также активно проявляют интерес к отрасли инвесторы, создающие как федеральные, так и региональные факторинговые компании (Русская факторинговая компания, "Дальфактор").

С отменой лицензирования встает вопрос: кем и как будет регулироваться эта отрасль? Очевидно, что отсутствие лицензии не означает отсутствия контроля. Существует огромное количество компаний, деятельность которых не подлежит лицензированию, но государство посредством стандартных финансовых органов, налоговой инспекции осуществляет свой контроль.

К сожалению, до настоящего времени вопрос об уполномоченном органе - регуляторе рынка факторинга еще не решен. Большинство факторинговых компаний, имеющих лицензии кредитных организаций, вынуждены в своей деятельности руководствоваться нормативами и инструкциями Банка России, который пока не уделяет должного внимания регулированию сделок факторинга.

Правда, в последние годы политика Банка России в отношении факторинга стала более прозрачной. В Положение Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П) внесены изменения, касающиеся факторинговых операций.

Мировой опыт показывает, что рынок факторинга лучше развивается в странах, отличающихся минимальным законодательным регулированием, а также отсутствием требований о лицензировании данной деятельности. В целом в Европе преобладают специализированные факторинговые компании, за исключением Германии и Австрии, где существуют специализированные факторинговые банки. В Австрии это законодательное требование. В Германии нельзя заниматься факторингом с регрессом, не имея банковской лицензии. Именно поэтому примерно треть факторинговых компаний Германии имеют банковскую лицензию, а две трети - нет.

По мнению автора, произошедшая отмена лицензирования может вызвать ряд проблем, таких как формирование рынка "черного" факторинга, увеличение количества операций по покупке просроченных долгов и рост недружественных поглощений путем скупки долгов. Можно проводить эффективное регулирование рынка и в рамках лицензирования, но гораздо более важным представляется принятие ряда новых законодательных норм или адаптация существующих нормативов Банка России, которыми в настоящее время должны руководствоваться факторинговые компании.

В будущем же целесообразно создание специализированного органа, например в форме саморегулируемой организации, который мог бы выполнять ряд важных функций для участников рынка (выдача лицензий, создание информационной базы по клиентам, разработка Кодекса поведения участников факторингового рынка и др.). Так, например, в Великобритании такую роль выполняет общественная организация (Factors Discounting Association).

Можно только приветствовать заинтересованность Банка России в регламентации факторинговой деятельности банков. Правда, из тех разъяснений, которые получают банки от Банка России, практически прямо следует невозможность проведения факторинговых операций в банке. Например, в факторинговом бизнесе существует практика использования так называемого периода отсрочки - периода, в течение которого фактор согласен ждать от дебитора поступления денег. Этот льготный период, с точки зрения Банка России, является просрочкой. Соответственно, Банк России требует создания резервов вне зависимости от состояния задолженности и, кроме того, требует осуществления банками анализа финансовой отчетности дебиторов.

Банк России не принимает во внимание специфику факторинговых операций и фактически приравнивает факторинг к кредитным операциям в рамках Положения N 254-П. Однако факторинг подразумевает финансирование клиента против уступки коммерческого долга, который, в свою очередь, обладает рядом особенностей по сравнению с финансовым долгом (кредитом), а именно:

Представляется целесообразным предложить ряд изменений, которые значительно упростят осуществление факторинговых операций. Одной из важнейших проблем является формирование резервов.

Если дебитор не согласен с выставленным денежным требованием, он имеет право не оплачивать его в установленный срок. Просрочка в данном случае является законной, поскольку ее причина кроется в несогласии дебитора с требованием, а не в его неспособности исполнить это требование. Данная просрочка не должна влиять на оценку финансовой дисциплины дебитора, и в данном случае, по нашему мнению, правило изменения резервов, когда просрочка исполнения требования превышает некий фиксированный порог, становится неприемлемым. Существуют различные основания для длительного ожидания без изменения величины резерва. Например, клиент и дебитор спорят относительно качества поставленного товара.

Также необходимо принимать во внимание возможность возникновения "встречных требований" относительно качества, предоставления скидок, оплаты клиентом встречных поставок товаров и услуг (например, рекламы). В этом случае часто возникают споры, которые могут продолжаться довольно долго.

При таком развитии событий возможны три ситуации в зависимости от вида факторинга, предоставляемого клиенту:

В первом случае, когда дебитор вступает в спор с клиентом, фактор вынужден ждать, прежде чем сможет подать иск в суд против дебитора. При безрегрессном факторинге со страхованием страховщик не выплачивает страховое возмещение до выяснения обстоятельств дела, то есть до разрешения спора между дебитором и клиентом. Если применяется факторинг с правом регресса, то ожидание не является необходимым. Фактор просит клиента оплатить денежное требование и урегулировать проблемы с дебитором самостоятельно. Правда, в случае слабого финансового положения клиента он, скорее всего, не сможет погасить требование за дебитора. В таком случае фактор вынужден ждать разрешения спора в пользу клиента и затем пытаться взыскать денежное требование с дебитора.

По нашему мнению, при формировании резервов необходимо учитывать специфику коммерческого кредита и вид факторинга.

При регрессном факторинге целесообразно приравнивать финансирование к кредитованию клиента против обеспечения в виде дебиторской задолженности. В данном случае ответственность за погашение требования несет клиент. Поэтому при расчете резерва необходимо принимать во внимание его финансовое положение и срок, в течение которого он оплачивает заявленное к возмещению требование. Автор предлагает классифицировать заявленные к возмещению требования на качественные (клиент заинтересован в удлинении сроков), сомнительные (спор между фактором и клиентом) и проблемные (судебное разбирательство между фактором и клиентом). Процент резервирования определяется в соответствии с финансовым состоянием клиента и классом требования.

В случае безрегрессного факторинга со страхованием предлагается приравнять финансирование к кредитованию страховщика, который выступает заемщиком фактора вместо дебитора. При данной схеме фактор принимает риск на страховую компанию, устанавливая на нее путем предварительной оценки лимит максимального риска. При этом перед расчетом величины резерва из суммы просроченного требования необходимо вычесть стоимость обеспечения.

Если применяется безрегрессный факторинг без страхования, то финансирование рассматривается как кредитование дебитора, который несет ответственность за оплату требования.

В большинстве случаев клиентом становится лицо, которое, приобретая денежное требование к другому лицу (например, в силу отгрузки ему товара или оказания возмездной услуги), не дожидается его исполнения и уступает данное требование банку или иной кредитной организации <1>.

<1> Богачева С. Финансирование под уступку денежного требования // Российский правовой журнал "Коллегия" (http://www. kollegi.ru/iss/2004/n6/63.htm).

Уступка денежного требования как основная обязанность клиента

Основной обязанностью клиента является уступка денежного требования, в результате которой происходит перемена лиц в обязательстве, место кредитора (клиента) занимает финансовый агент.

Примечание. Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

При уступке финансовому агенту денежного требования клиента к должнику оно может быть уже существующим, с наступившим сроком исполнения, например за отгруженный товар или оказанные услуги, и обычно отраженным в качестве дебиторской задолженности в бухгалтерских документах, либо будущим, срок исполнения по которому, например в виде обязательства по оплате товара, еще не наступил. В первом случае важно, чтобы этот срок не истек к моменту уступки.

Именно поэтому клиент в соответствии со ст. 827 ГК РФ остается ответственным перед финансовым агентом за действительность требования, являющегося предметом уступки, но по общему правилу не отвечает за его реальную исполнимость. Иначе говоря, такое требование основано на нормах закона или договора и отсутствуют какие-либо условия, вследствие которых должник может не исполнять его (например, по требованию истекла исковая давность).

Если же должник, несмотря на это, откажется исполнять предъявленное к нему требование, клиент не может отвечать за это перед фактором, если только иное прямо не предусмотрено договором факторинга. Последний по общему правилу является безоборотным, но договором может быть предусмотрена и ситуация, при которой клиент будет отвечать перед фактором за реальную исполнимость уступленного требования.

При уступке будущего требования оно считается перешедшим к финансовому агенту лишь после возникновения права на получение с должника конкретных денежных средств, причем без какого бы то ни было дополнительного оформления (п. 2 ст. 826 ГК РФ). В этом случае фактор, принявший на себя бухгалтерское и финансовое обслуживание клиента, может успешно проконтролировать как наступление такого момента, так и реальность требования. До наступления указанного момента клиент остается субъектом соответствующего требования, то есть стороной по договору, которая должна выполнить все лежащие на ней обязанности, с тем чтобы иметь возможность потребовать последующего исполнения обязанностей от своего должника.

Однако не все денежные требования могут быть уступлены, а лишь те, которые могут быть идентифицированы, то есть как-то вычленены из других подобных денежных требований.

Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом таким образом, который позволяет идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование - не позднее чем в момент его возникновения (ст. 826 ГК РФ).

Получив денежное требование от клиента, банк (фактор) становится заинтересованным в его максимально возможном удовлетворении и вряд ли пойдет на различные отсрочки и другие льготы должнику. Последний, напротив, не заинтересован в замене партнера кредитора, например продавца по договору купли-продажи, с которым у него могут сложиться длительные связи, на неизвестного ему финансового агента. Поэтому должники, например покупатели по договорам купли-продажи, во многих случаях настаивают на включении в договор условия о запрете передачи любой из сторон каких-либо прав, вытекающих из договора, иному (третьему) лицу без согласия другой стороны. В этом случае цессия без согласия должника должна была бы исключаться, что, в свою очередь, стало бы серьезным препятствием для получения финансирования под уступку требования банку или иному финансовому агенту.

В связи с этим ГК РФ объявляет такой запрет цессии по договору недействительным (п. 1 ст. 828). Теперь его наличие в договоре не должно препятствовать уступке денежного требования финансовому агенту без согласия должника. Последний сохраняет в этом случае право применить к своему первоначальному кредитору (клиенту) меры ответственности за нарушение установленного договором запрета или ограничения на уступку прав. Если, однако, такая ответственность не определена договором, она может заключаться лишь в возмещении должнику убытков, понесенных им вследствие замены кредитора (например, при доказанности возникновения дополнительных расходов, которые отсутствовали бы, если бы долг исполнялся первоначальному кредитору).

Исполнение должником основного обязательства

В российском гражданском законодательстве не предусматривается достаточного количества способов для исполнения должником основного обязательства, что создает дополнительный риск для финансового агента. В частности, речь идет об исполнении обязательства отступным и другим возможным способом.

При анализе договора поставки или купли-продажи фактор должен обращать внимание на следующие моменты:

<1> Например, формулировки "бессрочно" или "до исполнения обязательств по договору" не подходят.

Анализируя саму сделку методами портфельного анализа, нужно проводить следующие мероприятия:

Анализ отношений между поставщиком (клиентом) и дебитором, вытекающих из условий торгового договора/договора поставки (основного контракта), позволяет определить действительность, безусловность и отсутствие ограничений на уступку требований к дебитору.

Краткое описание отношений сторон по договору включает следующую информацию:

оформляется ли письменный заказ или подтверждение заказа дебитором;

как осуществляется управление товарными запасами;

каким образом организована доставка (собственными силами или с использованием перевозчика);

в какой момент выставляется счет (какое событие влечет за собой выставление счета).

Подводя итоги, можно отметить, что на данном этапе самой острой проблемой является отсутствие законодательных норм регулирования факторинговой деятельности.

Сейчас, когда нормы ГК РФ, касающиеся обязательного лицензирования данного вида деятельности, уже отменены, так долго ожидавшаяся ликвидация лицензирования сама по себе не решила полностью законодательных проблем, сдерживавших и сдерживающих развитие факторинга в РФ. Для их разрешения, по мнению автора, необходимы конкретные действия по принятию ряда законодательных изменений:

  1. ратификация Россией Конвенции УНИДРУА по международным факторным операциям <1>;
  2. присоединение России к Конвенции ООН от 12.12.2001 "Об уступке дебиторской задолженности в международной торговле";
  3. принятие федерального закона о факторинге в целях определения единых правовых подходов при проведении факторинговой деятельности;
  4. внесение изменений в налоговое законодательство в части налогового учета факторинговой комиссии и др.;
  5. внесение изменений в валютное законодательство;
  6. принятие ряда изменений в ГК РФ, в том числе для решения проблемы "возвратных" поставок.
<1> Заключена в Оттаве 28 мая 1988 г.

Основные положения законопроекта о факторинге

Рассмотрим и прокомментируем основные предполагаемые положения предложенного законопроекта о факторинге.

  1. Общие положения.

1.1. Основные понятия.

1.2. Предмет факторинга.

1.3. Субъекты факторинга.

1.4. Организации, оказывающие факторинговые услуги (факторы).

1.5. Формы факторинга.

  1. Правовые основы факторинговых отношений.

2.1. Права и обязанности участников договора факторинга.

2.2. Поручительство.

2.3. Обеспечение прав фактора.

2.4. Содержание договора факторинга.

2.5. Право собственности на предмет договора факторинга.

2.6. Уступка прав по договору третьим лицам.

2.7. Страхование предпринимательских (финансовых) рисков.

2.8. Обращение взыскания третьих лиц на предмет договора факторинга.

  1. Экономические основы факторинга.

3.1. Факторинговая комиссия.

3.2. Услуги, предоставляемые факторами по договору факторинга.

  1. Государственная поддержка факторинговой деятельности.
  2. Право инспектирования.
  3. Саморегулируемые организации.


Первая глава определяет сферу применения закона и раскрывает основные понятия. В данной связи необходимо дать четкие определения таким понятиям, как факторинг и факторинговые отношения, договор факторинга, факторинговая деятельность, а также обозначить критерии, согласно которым сделку можно отнести к факторинговой. В этой же главе должны быть перечислены субъекты факторинговых отношений, дана характеристика организации, имеющей право оказывать факторинговые услуги (фактора) (например, юридические лица, резиденты и нерезиденты РФ), а также кратко обозначены основные формы факторинга. Также необходимо перечислить участников (субъектов) рынка факторинга, деятельность которых регулируется данным законом.

Вторая глава должна внести ясность в правовую трактовку факторинга, при необходимости расширив и дополнив существующие нормы ГК РФ в части вопросов, которые на данный момент слабо или вообще никак не регулируются законодательством (например, обеспечение прав фактора). Необходимо также сделать акцент на особенностях использования поручительства применительно к факторинговым сделкам, перечислить и раскрыть существенные элементы договора факторинга. Своевременным представляется и упоминание о страховании. Следует также указать юридические аспекты механизма взаимодействия факторов и страховых компаний.

В третьей главе закона целесообразно описать суть факторинговой комиссии и тех услуг, предоставляемых по договору факторинга, за которые, собственно, и взимается комиссия. Возможно в данной главе введение и каких-либо количественных ограничений, способствующих демонополизации рынка и честной ценовой конкуренции. По поводу данного вопроса необходимо проведение консультаций с Федеральной антимонопольной службой.

В последующих главах закона необходимо определить степень вмешательства государства во взаимоотношения участников рынка факторинга РФ, в частности закрепить право надзора и инспектирования за определенным государственным органом или предоставить такое право саморегулируемой организации участников рынка (примером может служить рынок оценочной деятельности). Обязательно также наличие положения, четко определяющего отсутствие лицензирования данного вида деятельности, либо, напротив, перечня организаций, имеющих право заниматься предоставлением факторинговых услуг.

Оценивая перспективы факторингового бизнеса в РФ, нужно отметить факторы, которые будут положительно влиять на его развитие. Это:

В заключение отметим, что факторинг, широко развитый на Западе и делающий только первые шаги в России, является одним из немногих на сегодняшний день российских финансовых продуктов, направленных на действительную поддержку и развитие реального сектора страны. Этот бизнес стоит на стыке интересов финансового и реального секторов экономики. В условиях наличия типичной проблемы для последнего, связанной с катастрофической нехваткой оборотных средств, факторинг в силу всего вышесказанного становится жизненно необходимым для российского рынка товаров и услуг.

И.Е.Покаместов



Исполнительный секретарь

Федерация факторинговых компаний