Мудрый Экономист

О понятии профилактических мероприятий в сфере экономики, осуществляемых органами внутренних дел

"Налоги" (журнал), 2011, N 3

В статье на примере предупреждения экономических преступлений раскрываются принципы, цели и задачи профилактики преступлений, ее нормативная база; объекты и субъекты предупредительной деятельности органов внутренних дел. Автор анализирует определение и структуру "профилактического мероприятия", осуществляемого органами внутренних дел в сфере экономики.

Ущерб от выявленных 275 тыс. экономических преступлений, по данным начальника Следственного комитета (СК) при МВД России А.В. Аничина, в 2010 г. составил более 176 млрд руб. "Согласно статистике, более 22 тыс. экономических преступлений были совершены организованными группами" <1>.

<1> Независимая газета. 2011. 4 февр.

На расширенном заседании коллегии МВД России министр этого ведомства Р.Г. Нургалиев сообщил, что в 2010 г. работа подразделений по борьбе с экономическими преступлениями была значительно пересмотрена: их полномочия по проверке деятельности хозсубъектов были сокращены, а основные усилия милиции были сосредоточены на выявлении и предупреждении преступлений, совершенных в крупных и особо крупных размерах.

Результаты работы ОВД по возмещению причиненного экономическими преступлениями ущерба оцениваются по двум показателям:

<2> См.: Приказ МВД России от 19 января 2010 г. N 25 "Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования".

В п. 2.4 Инструкции по оценке деятельности органов внутренних дел Российской Федерации <3> в качестве основных оцениваемых направлений деятельности ОВД наряду с регистрацией, учетом и разрешением заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях определена профилактическая деятельность.

<3> Утверждена Приказом МВД России от 19 января 2010 г. N 25.

В ведомственных документах органов внутренних дел содержится определение комплексной оперативно-профилактической операции как совокупности оперативно-разыскных мероприятий, контрольно-надзорных, предупредительно-профилактических и иных мероприятий, осуществляемых не только самостоятельно органами внутренних дел, но и при необходимости совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации в масштабах страны, одного или нескольких субъектов Российской Федерации по единому замыслу для достижения конкретной цели.

Структуру "профилактического мероприятия" можно представить в виде следующих элементов:

Как и любая другая область социального управления, профилактика преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма и справедливости.

Законность деятельности по предупреждению преступлений предполагает наличие и развитие правовой базы, неуклонное исполнение ее требований, иными словами, наличие достаточного правового регулирования на уровне закона и иных нормативных актов, задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных прав и интересов лиц, в отношении которых она осуществляется.

В предмет их регулирования должны быть включены такие актуальные вопросы, как компетенция органов и лиц, осуществляющих меры по предупреждению преступлений, механизм их взаимодействия, участие общественных объединений, коммерческих и иных хозяйствующих организаций, источники ресурсного обеспечения, основания, формы и пределы использования элементов государственного принуждения, уровни, этапы, направления, виды профилактической работы.

Правовое регулирование предупреждения преступлений, совершаемых в экономической сфере, осуществляется нормами различных отраслей законодательства - государственного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового, а также различными подзаконными актами, содержащими предписания о мерах, средствах профилактической деятельности.

Органы внутренних дел в своей деятельности по предупреждению преступлений руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

Такое регулирование проводится в трех основных направлениях: материально-правовом, процессуально-правовом и организационно-управленческом.

При этом материально-правовое направление включает правовые нормы, предусматривающие как меры воздействия на отдельных лиц и причины и условия совершения преступлений, направленные на предотвращение преступлений, устранение их причин и условий, так и меры стимулирования активности граждан в предупреждении и пресечении преступлений. Так, в УК РФ предупреждение преступлений называется одной из основных задач (ч. 1 ст. 2). В гл. 6 "Неоконченное преступление" законодательно закреплены три его формы: приготовление к преступлению (ч. 1 ст. 30), покушение на преступление (ч. 3 ст. 30) и добровольный отказ от преступления (ст. 31). Профилактический эффект также имеет ст. 104.1 УК РФ о конфискации имущества.

Процессуально-правовое направление - нормы, регламентирующие порядок выявления объектов профилактики преступлений, применения мер воздействия, взаимоотношений субъектов и объектов профилактической деятельности и т.д.

Без применения других нормативных правовых актов уголовный закон во многом теряет свои охранительные и профилактические функции. В частности, это относится к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (УПК РФ), определяющему основания и регулирующему порядок принятия процессуального принуждения в отношении конкретного лица, носящего превентивный характер (разд. IV). Основными средствами органов дознания и предварительного следствия по обеспечению возможной конфискации имущества (ч. 1 ст. 104.1 УК РФ) являются наложение ареста на имущество и наложение ареста на ценные бумаги (ст. ст. 115 и 116 УПК РФ).

В предмет доказывания наряду с другими обстоятельствами входит и выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер для их устранения. В решении этой задачи также могут быть использованы возможности подразделений ДЭБ МВД России как одного из субъектов оперативно-разыскной деятельности.

Не менее значимым для профилактической деятельности является КоАП РФ, в котором предупреждение правонарушений определено одной из его основных целей (п. 1 ст. 3.1). КоАП содержит специальную норму, определяющую: "...судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий" (ст. 29.13). Здесь же закрепляется и обязанность соответствующих организаций и должностных лиц рассмотреть такое представление и в течение месяца сообщить о принятых мерах его инициатору. Кроме того, КоАП РФ содержит норму, устанавливающую административную ответственность в виде штрафа за "непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" (ст. 19.6).

В профилактике правонарушений в сфере экономической деятельности административная ответственность <4> имеет немаловажное значение, так как преследует цель предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ). Такие виды административных наказаний, как предупреждение, административный штраф, конфискация, дисквалификация и др., могут быть применены в установленном порядке и в отношении лиц, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями (далее - БЭП и НП).

<4> Административные правонарушения экономической и налоговой направленности закреплены в гл. 7 - 9, 14 и 15 КоАП РФ.

Организационно-управленческое направление - нормы, определяющие круг субъектов предупреждения преступлений, их правовой статус, материально-техническое обеспечение и т.д., а также круг объектов профилактической деятельности, в частности категории лиц, подлежащих взятию на учет в целях наблюдения за ними и оказания на них предупредительного воздействия, виды учета и т.д.

Правовые нормы, регулирующие отношения в области профилактики, содержатся и в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <5>, где среди основных направлений деятельности полиции наряду с защитой личности, общества, государства от противоправных посягательств закреплено предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 2).

<5> РГ. 2011. 8 февр.

Среди федеральных законов, имеющих непосредственное отношение к деятельности подразделений БЭП и НП, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" занимает особое место. В ст. 2 Закона в числе задач оперативно-разыскной деятельности первыми названы выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Для решения этих задач проводятся оперативно-разыскные мероприятия (ст. 6), привлекаются отдельные лица, с их согласия, к оказанию содействия, в том числе к конфиденциальному сотрудничеству (ст. 17), могут заводиться дела оперативного учета (ст. 10), а также используется оперативный учет (массив сведений, собираемых и систематизируемых в автоматизированных банках, картотеках и делах).

В системе правового регулирования отношений в сфере профилактики важное место занимают ведомственные нормативные правовые акты. Основным среди них на сегодня является Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений <6>. В Инструкции декларируются формы и методы общей профилактики преступлений органами внутренних дел. Между тем сам механизм проведения индивидуальной профилактики (или специально-криминологической) до настоящего времени прописан лишь в общих положениях и нуждается в дополнительном правовом регулировании.

<6> См.: Приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (в ред. Приказа МВД России от 29 января 2009 г. N 60 "О некоторых мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по профилактике правонарушений").

В частности, в Инструкции об организации проведения комплексных профилактических мероприятий в системе МВД России <7> указано, что после завершения операции штабное подразделение готовит отчет с изложением хода и результатов операции на обслуживаемой территории и выводами о целесообразности проведения подобных операций в дальнейшем. Отчет оформляется докладной запиской, а также заполняется карточка оперативного учета проводимой комплексной оперативно-профилактической операции и другие документы, отражающие результаты ее проведения (в том числе принятые меры в отношении хозяйствующих субъектов).

<7> Утверждена Приказом МВД России от 13 августа 2002 г. N 772 "О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России".

Большое значение в сфере профилактики преступлений имеет деятельность подразделений БЭП и НП по оперативно-разыскному сопровождению предварительного расследования и судебного разбирательства <8>. Сотрудники подразделений, выполняя отдельные поручения следователей, предпринимают меры по обеспечению возмещения причиненного преступниками материального ущерба, недопущению в будущем аналогичных преступлений путем устранения причин и условий, им способствующих. Вносимые следователем представления в адрес руководителей субъектов хозяйствования должны содержать конкретные предложения, носящие соответственно профилактическую функцию.

<8> См.: Приказ МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147.

Помимо ведомственных существуют межведомственные правовые нормативные акты, которыми также руководствуются подразделения БЭП и НП при организации профилактической деятельности. В частности, принят порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений, утвержденный совместным Приказом МВД и ФНС России <9>.

<9> См.: Приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/мм-7-2-347 "Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений".

Демократизм в профилактике преступности означает, что она осуществляется:

а) под контролем органов представительной власти соответствующего уровня;

б) при непосредственном участии и под контролем общественных объединений и формирований, роль которых в этой связи нельзя сводить к роли "помощников" государственных органов;

в) с учетом результатов постоянного мониторинга общественного мнения.

Гуманизм и справедливость профилактической деятельности проявляются в решении задачи как можно раньше выявить и предупредить дальнейшее развитие криминогенных процессов, чтобы минимизировать ущерб для личности, общества и государства. Профилактическое воздействие начинается с мер, наиболее щадящих, и лишь при их недостаточности осуществляется переход к более интенсивному воздействию.

Основными целями профилактики экономических преступлений являются:

В интересах достижения данных целей основные усилия подразделений органов внутренних дел должны быть сосредоточены на решении следующих задач:

Объектами предупредительной деятельности органов внутренних дел являются:

Субъектами профилактики преступлений являются государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы и отдельные граждане. Они осуществляют ее в соответствии с компетенцией в пределах возложенных на них обязанностей и предоставленных им прав. Все эти субъекты образуют сложную систему. Речь идет об их совокупности, определенным образом взаимосвязанной и дифференцированной по природе, функциям, уровню и сфере деятельности, в зависимости от оснований классификации вся данная система подразделяется на четыре группы: 1) государственные органы, предприятия, учреждения, организации; 2) общественные организации; 3) трудовые коллективы; 4) отдельные граждане.

По функциям они делятся на специализированные и неспециализированные. К первым относятся те, для которых профилактическая функция является основной или одной из основных (органы внутренних дел, другие правоохранительные органы, товарищеские суды, общественные пункты охраны порядка и т.д.), ко вторым - те, для которых профилактика не является основной функцией.

Субъекты профилактической деятельности ОВД и их компетенция указаны в Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений N 19 за 2006 г.

Среди субъектов предупреждения преступлений органы внутренних дел занимают специальное место, определяемое их предназначением, компетенцией, реальными возможностями (информационными, кадровыми, материально-техническими, организационными и методическими). Наряду с непосредственной предупредительной деятельностью органы внутренних дел оказывают иным субъектам предупреждения преступлений информационную, организационную и методическую помощь.

Объектом предупредительной деятельности органов внутренних дел в сфере экономики является криминогенная и криминальная обстановка, включающая:

Таким образом, под профилактикой экономических преступлений следует понимать деятельность подразделений органов внутренних дел по выявлению и устранению причин преступлений, а также условий, способствующих их совершению (специальная профилактика), установлению лиц, склонных к совершению преступлений в силу антиобщественного образа жизни и поведения, оказанию на них воздействия в целях недопущения с их стороны преступлений, а также субъектов с виктимным поведением и их коллективных образований в целях недопущения их виктимизации (индивидуальная профилактика).

А.В.Петренко

Соискатель

Международного института

экономики и права