Мудрый Экономист

Примерная должностная инструкция главного бухгалтера

"Российский бухгалтер", 2011, N 5

В данном номере журнала мы предлагаем вам пример должностной инструкции главбуха, которую составил для наших читателей Михаил Васильев, эксперт журнала и известный кадровый консультант.

Открытое акционерное общество "Поллукс"

________________________________________________________________________________

         ДОЛЖНОСТНАЯ                                        УТВЕРЖДАЮ
ИНСТРУКЦИЯ
главного бухгалтера Директор
Подпись
01.09.2011 N 119 Е.Д. Горохов
г. Лихославль Тверской обл. "31" августа 11
---------------------------- -- ------- 20-- г.
(наименование места издания)

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с приказом директора ОАО "Поллукс" от 00.00.0000 N 000 (либо иным соответствующим решением - указать конкретно).

1.2. Главный бухгалтер относится к категории главных специалистов.

1.3. Квалификационные требования: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.

1.4. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности приказом директора по представлению аттестационной комиссии предприятия.

1.5. В своей работе главный бухгалтер должен руководствоваться:

1.5.1. Уставом (учредительным договором) предприятия.

1.5.2. Коллективным договором.

1.5.3. Настоящей должностной инструкцией.

1.5.4. Учетной политикой предприятия.

1.5.5. Инструкцией об организации бухгалтерского учета и отчетности (далее - бухгалтерского дела) на предприятии.

1.5.6. ...(иное - указать конкретно).

1.6. Главный бухгалтер должен знать:

1.6.1. Нормативно-правовые, нормативно-методические и нормативно- технические акты, регламентирующие организацию бухгалтерского дела, а также действующие на предприятии локальные нормативные акты.

1.6.2. Цели, стратегию развития и бизнес-план предприятия, его профиль, специализацию и особенности структуры.

1.6.3. Принципы и методы организации бухгалтерского дела.

1.6.4. Задачи бухгалтерской службы (департамента, отдела), план работы на год, квартал, месяц.

1.6.5. Формы и порядок осуществления финансовых расчетов с дебиторами и кредиторами.

1.6.6. Методику экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, планирования и прогнозирования потребностей предприятия в основных видах ресурсов.

1.6.7. Передовой отечественный и зарубежный опыт в области бухгалтерского дела.

1.6.8. Основы научной организации труда.

1.6.9. Порядок приемки, оприходования, хранения и расходования предприятием денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

1.6.10. Порядок разработки бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия, бухгалтерских балансов и отчетов.

1.6.11. Порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

1.6.12. Правила проведения проверок, документальных ревизий и инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей.

1.6.13. Стандарты и унифицированные формы бухгалтерской документации, в том числе международные (МСФО), порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета.

1.6.14. Основы технологии, экономику и организацию производства на предприятии, перспективы его технического, экономического и социального развития.

1.6.15. Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи, применяемые в целях организации бухгалтерского дела на предприятии.

1.6.16. Правила и нормы охраны труда.

1.6.17. ...(иное - указать конкретно).

1.7. Главный бухгалтер должен иметь умения и навыки, достаточные для эффективного выполнения должностных обязанностей, в том числе: ...(указать конкретно наиболее важные).

1.8. Главный бухгалтер подчиняется директору.

1.9. Главному бухгалтеру подчиняются работники бухгалтерской службы (департамента, отдела и т.п.) предприятия. Распоряжения (указания, поручения) главного бухгалтера по вопросам организации бухучета обязательны для исполнения всеми должностными лицами предприятия.

1.10. На время отсутствия главного бухгалтера его замещает заместитель главного бухгалтера.

2. Обязанности

2.1. Главный бухгалтер обязан:

2.1.1. Руководить в соответствии с действующим законодательством и локальными актами предприятия бухгалтерской службой предприятия, неся ответственность за последствия принимаемых решений.

2.1.2. Организовывать работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений бухгалтерской службы (отделов, групп и т.п.), направлять их усилия на развитие и совершенствование организации бухгалтерского дела и деятельности предприятия в целом, повышение их эффективности.

2.1.3. Обеспечивать своевременное, полное и качественное выполнение бухгалтерской службой возложенных на нее задач.

2.1.4. Организовывать бухгалтерское дело на основе широкого использования новейшей техники и технологии, наиболее прогрессивных методов и приемов, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, передового опыта в области бухучета.

2.1.5. Принимать участие в работе по разработке и последующему уточнению программы перспективного развития предприятия, а также по определению его учетной политики, исходя при этом из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

2.1.6. Возглавлять работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

2.1.7. Принимать участие в разработке проектов бизнес-планов предприятия, обеспечивать их согласование с бухгалтерской службой.

2.1.8. Обеспечивать рациональную организацию бухгалтерского дела на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах.

2.1.9. Организовывать учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

2.1.10. Обеспечивать своевременное и правильное оформление документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчетов по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.

2.1.11. Осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в процессе организации бухгалтерского дела, за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, документальных ревизий в подразделениях предприятия, а также за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

2.1.12. Участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат, а также в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей.

2.1.13. Руководить разработкой комплекса мероприятий по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства.

2.1.14. Осуществлять взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами.

2.1.15. Направлять работу по совершенствованию применяемых на предприятии методов и средств организации бухгалтерского дела.

2.1.16. Принимать исчерпывающие меры, направленные на подготовку обоснованных решений в области организации бухгалтерского дела и их последующую надлежащую реализацию, прежде всего по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

2.1.17. Самостоятельно в пределах предоставленных ему директором полномочий решать вопросы организации бухгалтерского дела, делегировать соответствующие полномочия начальникам подразделений бухгалтерской службы.

2.1.18. Консультировать директора и начальников подчиненных подразделений по вопросам организации бухгалтерского дела, осуществлять методическое руководство организацией бухучета в подразделениях (на самостоятельных участках работы) предприятия.

2.1.19. Обеспечивать качественную подготовку и своевременное представление директору аналитических материалов по вопросам организации бухгалтерского дела, составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

2.1.20. Вести работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

2.1.21. ...(иное - указать конкретно).

3. Права

3.1. Главный бухгалтер имеет право:

3.1.1. Принимать обоснованные решения по вопросам организации бухгалтерского дела.

3.1.2. Давать должностным лицам бухгалтерской службы указания и поручения по вопросам организации бухгалтерского дела, требовать от соответствующих должностных лиц их своевременного, полного и качественного исполнения.

3.1.3. Издавать распоряжения по вопросам организации бухгалтерского дела, осуществлять лично и через соответствующих должностных лиц бухгалтерской службы контроль за их своевременным, полным и качественным исполнением.

3.1.4. Утверждать должностные инструкции персонала службы, инструкции по направлениям деятельности службы, положения о подразделениях (отделах, группах) службы, нормативно-методические акты по вопросам организации бухгалтерского дела на предприятии.

3.1.5. Подписывать документы по вопросам руководства деятельностью бухгалтерской службы.

3.1.6. Вносить на рассмотрение директора предложения, направленные на совершенствование бухгалтерского дела и деятельности службы, а также проекты изменений штатного расписания службы.

3.1.7. По распоряжению директора представлять предприятие за его пределами при рассмотрении вопросов организации бухгалтерского дела с участием представителей органов управления (власти), других предприятий, общественных организаций.

3.1.8. Участвовать в протокольных мероприятиях, на которых рассматриваются вопросы его работы, а также вопросы организации бухгалтерского дела на предприятии и деятельности службы.

3.1.9. Получать в установленном порядке информацию, в том числе документированную, по вопросам организации бухгалтерского дела.

3.1.10. Обеспечивать в установленном порядке предоставление информации, в том числе документированной, по вопросам организации бухгалтерского дела.

3.1.11. Применять в отношении работников службы меры поощрения и наказания, предусмотренные законодательством и локальными актами предприятия.

3.1.12. ...(иное - указать конкретно).

4. Взаимоотношения по должности

4.1. Главный бухгалтер осуществляет организационно-информационное взаимодействие:

4.1.1. С директором - по ключевым вопросам текущей и перспективной деятельности предприятия.

4.1.2. Со своими помощниками - по вопросам, отнесенным к их компетенции.

4.1.3. С начальниками подчиненных подразделений - по вопросам деятельности соответствующих подразделений, выполнения ими задач по организации бухгалтерского дела.

4.1.4. С должностными лицами (структурными подразделениями) других предприятий, организаций и учреждений - по вопросам, представляющим взаимный интерес для предприятия и сторонних предприятий (организаций, учреждений).

4.2. Главный бухгалтер обеспечивает согласование проектов документов, издаваемых в интересах эффективной организации бухгалтерского дела. Конкретный перечень лиц, с которыми производится согласование, определяется в зависимости от функционального назначения и содержания документа.

4.3. ...(иное - указать конкретно).

5. Ответственность

5.1 Главный бухгалтер несет ответственность за:

5.1.1. Нарушение положений руководящих документов по вопросам организации бухгалтерского дела.

5.1.2. Невыполнение решений директора.



5.1.3. Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.

5.1.4. Неправомерное использование предоставленных полномочий, а также использование их в личных целях.

5.1.5. ...(иное - указать конкретно).

    __________________________________ <1> Ознакомлен. Экземпляр инструкции
на руки получил: <2>
__________________________________ ________________________________
__________________________________ ________________________________
<1> Здесь указываются наименование должности, подпись и расшифровка подписи лица, подписавшего (разработавшего) проект инструкции.
<2> Отметка об ознакомлении работника с инструкцией и получении им экземпляра на руки может оформляться непосредственно на документе или в специальном журнале (см. ранее).

М.Васильев

Эксперт журнала