Мудрый Экономист

Закон о полиции: опасная теория

"Современный предприниматель", 2011, N 5

С 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции). Принятию его предшествовали долгие обсуждения с участием представителей различных общественных организаций, а также рядовых граждан, неравнодушных к планируемым серьезным изменениям в системе органов внутренних дел.

Сотрудники ОВД, именовавшиеся ранее "милиционеры", стали называться "полицейские", а действовавший ранее Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 (далее - Закон о милиции) отменен.

Что изменилось в связи с принятием Закона о полиции для предпринимателей? Почти ничего. Обязанности милиции перекочевали в новый Закон, правда, в несколько иных формулировках, зачастую допускающих весьма широкое толкование.

Безграничные ограничения

Права полицейских указаны в ст. 13 Закона.

В статье приводится исчерпывающий перечень полномочий, в отличие от Закона о милиции, который содержал немало отсылочных норм. Теперь какие-либо новые права и обязанности полицейских могут возникать только после внесения изменений в Закон. Выполнено требование Президента "поднять" права и полномочия сотрудников ОВД из внутренних приказов.

С одной стороны, каждый может изучить права полицейских, обратившись лишь к Закону о полиции. С другой стороны, формулировки предоставляют сотрудникам гораздо больше прав, чем прежде. Включив в Закон ряд прав, которые прежде регулировались инструкциями и другими документами, разработчики забыли об ограничениях.

Наша справка. На сайте МВД (mvd.ru) в разделе "в помощь гражданину" можно скачать иллюстрированную памятку в помощь гражданину о Федеральном законе "О полиции", которая разъясняет права и обязанности граждан и полиции.

Полицейским предоставлен ряд полномочий, которых раньше не было. К примеру, гражданин или должностное лицо могут быть вызваны в полицию не только в связи с расследуемыми уголовными или административными делами, но и просто по заявлению или сообщению. То есть любой человек по любому формальному поводу может быть вызван в полицию.

Полиции предоставлен доступ к любой информации. А для ее получения достаточно опять же формального повода - заявления о возможных нарушениях.

Полицейские могут запрашивать и получать от граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные физлиц. Это возможно при расследовании уголовных дел, административных правонарушений, других происшествий, а также при проверке заявлений и сообщений о возможных преступлениях (пп. 4 п. 1 ст. 13 Закона).

Получается, достаточно лишь сообщения или заявления в полицию (возможно, даже анонимного, ведь Закон о полиции этого не запрещает), чтобы полицейский затребовал у коммерсанта сведения, которые посчитает нужными. Никаких требований и ограничений норма не устанавливает, процедура получения информации также не оговаривается. На практике право может обернуться тем, что запрашиваться будет конфиденциальная информация, которая не будет иметь никакого отношения к расследуемым делам, ведь ни обоснований, ни объяснений причин запроса не требуется. Единственное условие - полицейские действуют по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции. Интересно, насколько сложно будет составить такой запрос?

Банковской тайны для полицейских не существует. При выявлении и пресечении налоговых преступлений они вправе запрашивать и получать от банков справки по операциям и счетам юридических лиц и предпринимателей (пп. 4 п. 1 ст. 13 Закона). При этом налоговым преступлением считается: уклонение от уплаты налогов и (или) сборов; неисполнение обязанностей налогового агента; сокрытие денег или имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Закон не уточняет, что запрашиваться в банке может только информация по счетам и операциям именно тех лиц, в отношении которых проводится работа по выявлению и пресечению налоговых преступлений. К чему это приведет? Допустим, в отношении вашего контрагента (покупателя или продавца) существует подозрение в уклонении от уплаты налогов. А значит, данные обо всех операциях по вашему счету в банке могут быть переданы в полицию.

Полицейская проверка

Полицейские не могут проводить самостоятельные проверки. Подобная норма в свое время была исключена еще из Закона о милиции. Однако полицейские вправе, предъявив служебное удостоверение, посещать любые организации и беспрепятственно знакомиться с необходимыми документами и материалами. Это возможно при расследовании уголовных и административных дел, а также при проверке заявлений. Опять же предъявлять документ о том, что ведется расследование, Закон о полиции не требует (пп. 5 п. 1 ст. 13 Закона). Таким образом, полиция имеет право не только запрашивать информацию, но и пожаловать лично и на месте ознакомиться с документами.

На этапе обсуждения проекта Закона предлагалось детально оговорить в Законе условия и процедуру реализации права беспрепятственного знакомства с документами и сведениями. В частности, уточнив, что для этого необходимо постановление руководителя ведомства, санкция прокурора или решение суда. Однако ограничений в итоге нет, полицейским предоставлена полная свобода действий.

Как и прежде, представители налоговой службы для выездных проверок могут привлекать полицейских. Такое право закреплено в ст. 36 Налогового кодекса. Соответствующая норма была в Законе о милиции, и она перекочевала в Закон о полиции (пп. 28 п. 1 ст. 13 Закона о полиции). Полиция может быть привлечена только к выездной проверке. К камеральным налоговым проверкам это не относится.

Конечно же сохранилось за экс-милицией право проводить проверки транспортных средств, запрещать эксплуатацию при наличии технических неисправностей, в случае отсутствия страхового полиса, а также когда транспортное средство не прошло техосмотр. В ходе контроля за безопасностью дорожного движения полицейские могут проводить проверки деятельности организаций и предпринимателей.

Причем Закон не уточняет, каких именно ИП - имеющих или не имеющих транспорт и где проводятся такие проверки - на дороге или в принципе они проводятся.

Наша справка. Полицейские не будут проводить техосмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним. До 1 января 2012 г. эта обязанность должна быть передана специализированным организациям. А вот деятельность таких организаций полицейские контролировать будут.

Придорожный ларек может показаться потенциальной опасностью, а значит, проверка не исключена. Бизнесмены и фирмы могут получить от полицейских предписание "об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог" (пп. 21 п. 1 ст. 13 Закона о полиции). То есть возможные нарушения безопасности дорожного движения являются "в том числе", а что же входит в основной перечень? Закон о полиции это не оговаривает. До устранения нарушений полиция может запретить деятельность предпринимателей либо эксплуатацию проблемного объекта.

Отмененные нормы возвращаются

В 2009 г. п. 25 ст. 11 Закона о милиции был отменен. Он предоставлял возможность милиционерам проводить, в частности, проверки коммерсантов, изучать документы, изымать отдельные образцы сырья, продукции и товаров. При этом норма устанавливала лишь общие требования и не содержала четких процедур, которые обязали бы милицию действовать в определенных рамках.

Спорный пункт был отменен, это означало, что милиционеры должны были руководствоваться процедурами и порядком, установленными нормами Кодекса об административных правонарушениях и Уголовно-процессуального кодекса. Тем самым действия милиции были хоть как-то, но ограничены.

К примеру, Административный кодекс допускает изъятие, но не любых вещей, а тех, что явились орудиями совершения административного правонарушения. При изъятии должны присутствовать двое понятых и составляться протокол (ст. 27.10 КоАП РФ).

Отмененная норма вернулась в Закон о полиции, поэтому будьте готовы представить по запросу полиции свой товар.

Право истребовать образцы и каталоги продукции для проведения экспертиз предоставлено пп. 17 п. 1 ст. 13 Закона о полиции. Для изъятия нужен лишь письменный запрос полиции. Распоряжений руководителя не требуется, изъятие не обязательно должно осуществляться в рамках расследований. О протоколе изъятия в статье не говорится. По результатам экспертизы вещи могут быть возвращены, а могут быть приобщены к делу. Так что, возможно, товар к вам уже не вернется, особенно если он скоропортящийся либо плохо подвержен перевозкам (например, стеклянный). Ну, сами понимаете, усушка, утряска, бой посуды...

Кроме того, если у вас есть какая-нибудь особенность технологии, патент и так далее, вполне возможно, что придется поделиться информацией о них, так как по тому же подпункту возможно истребование полицией технической, технологической и прочей информации.

Базы данных

Милиционерам предоставлялось право регистрировать, фотографировать, осуществлять звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых аресту, а также подозреваемых лиц (п. 15 ст. 11 Закона о милиции). Полицейские тоже могут использовать в работе видео-, аудио-, кино- и фотоаппаратуру, информационные системы и другие технические средства. Но это не все. Полицейские вправе вести видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной и иной информации о лицах, предметах и фактах (пп. 33 п. 1 ст. 13 Закона о полиции). При этом не уточняется, о каких именно лицах идет речь. Дело в том, что законодательно термин "лица, проходящие по делу" нигде не определен. Таким образом, даже если вы выступили свидетелем по делу, вполне возможно, что информация на вас будет занесена в банк данных.

Кроме того, полиция формирует и ведет банки данных по 23 категориям граждан (иностранцы, владельцы оружия, владельцы транспортных средств и др.). Полный перечень приводится в ст. 17 Закона о полиции. В ней же содержатся общие формулировки, касающиеся обработки и безопасности сведений, и дана отсылка к Федеральному закону о персональных данных от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ.

С 1 января 2012 г. милиционеры-полицейские не будут вести реестр дисквалифицированных лиц. А вот кому будет передана эта обязанность, пока неизвестно. В Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805, которым утверждено Положение о формировании и ведении реестра, изменений до настоящего времени не вносилось.

Наша справка. Дисквалификация - административное наказание, которое заключается в лишении физлица определенных прав: замещать должности государственной гражданской службы (муниципальной службы), занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юрлицом. Наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена, в частности, к предпринимателям (ст. 3.11 КоАП РФ). Информация о лицах, которым назначено такое наказание, содержится в реестре и является открытой для ознакомления (ст. 32.11 КоАП РФ).

Неофициальные представители

Милиционеры вправе были привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству (п. 32 ст. 11 Закона о милиции).

Полицейские помимо этого вправе устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе. То есть в полицию можно негласно "устроиться работать".

Кроме рядовых граждан полицейские могут привлекать для консультаций специалистов ведомств и организаций с сохранением за ними зарплаты (денежного содержания) по основному месту работы (пп. 34 п. 1 ст. 13 Закона о полиции). И выплачивать эту зарплату вряд ли будут полицейские.

Закон о милиции допускал безвозмездное использование милицией СМИ для розыска лиц, установления обстоятельства преступлений. Полицейские могут безвозмездно воспользоваться не только СМИ, но и возможностями Интернета. Так что, если у вас есть сайт, полиция может потребовать бесплатно разместить в них свою информацию для раскрытия преступления или розыска лиц (пп. 35 п. 1 ст. 13 Закона о полиции).

Наша справка. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы (задержание, арест, изъятие имущества и т.д.), разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Электронные анонимки

Одной из обязанностей милиции был прием заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, административных нарушениях, событиях, угрожающих безопасности. Сведения принимались не только на бумаге, но и в форме электронных документов (п. п. 3, 3.1 ст. 10 Закона о милиции).

В новом варианте порядок расписан подробнее. Уполномоченные сотрудники полиции обязаны принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения граждан о преступлениях и об административных правонарушениях, а также об иных происшествиях. При этом полицейский выдает гражданину уведомление о приеме и регистрации письменного заявления, а также в будущем должен информировать их о ходе рассмотрения таких заявлений в сроки, установленные законодательством, но не реже одного раза в месяц. Таким образом, существующая ранее практика, когда некоторые дежурные сотрудники милиции отказывались принимать у граждан заявления, мотивируя это малозначительностью, некомпетентностью, должна быть прекращена, и любой человек, обратившийся в полицию с заявлением, должен быть принят.

Подать электронное заявление возможно, но в отношении его не предусматривается регистрация и уведомление о ходе рассмотрения. А это делает электронные сообщения удобным инструментом. Закон о полиции дает возможность полицейским реализовывать многие свои права (запрос сведений, посещение офиса) не только в рамках расследования уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях, но и на основе обычного заявления или сообщения. А таковое может поступить в полицию в электронном виде и стать формальным поводом для действий в отношении бизнесмена. Требований о том, чтобы сообщение содержало Ф.И.О. или какие-либо иные сведения о лице, информирующем полицейских, нет, так что сообщения вполне могут быть анонимными.

В начале февраля 2011 г. ВЦИОМ провел опрос. Задавались шесть вопросов на тему отношения респондентов к отдельным положениям Закона о полиции. Судя по ответам, большинство поддерживает новый Закон. Интересно, каковы были бы ответы, если бы в анкете был один из следующих вопросов: "Верите ли вы, что полицейские будут исполнять свои обязанности?", "Изменится ли что-то с принятием Закона о полиции?".

Таблица. Данные опроса ВЦИОМ "Закон о полиции: оценка россиян"

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Как вы относитесь к следующим положениям Закона о полиции? ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦ обязанность полицейского вариант ответа октябрь февраль¦
¦ 2010 2011 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Информировать людей, Одобряю, скорее 87 89 ¦
¦обратившихся за помощью эффективная мера ¦
¦в полицию, о том, как идет ----------------------------------------+
¦рассмотрение их заявления Не одобряю, скорее 7 5 ¦
¦или дела неэффективная мера ¦
¦ ----------------------------------------+
¦ Затрудняюсь ответить 6 7 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Обязать полицейских зачитывать Одобряю, скорее 81 84 ¦
¦права задержанного в момент эффективная мера ¦
¦задержания. Задержанный будет ----------------------------------------+
¦вправе пользоваться услугами Не одобряю, скорее 10 7 ¦
¦адвоката и переводчика неэффективная мера ¦
¦с момента задержания ----------------------------------------+
¦ Затрудняюсь ответить 9 9 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Предоставить задержанным право Одобряю, скорее 87 88 ¦
¦на один телефонный разговор эффективная мера ¦
¦с родственниками, друзьями ----------------------------------------+
¦ Не одобряю, скорее 7 6 ¦
¦ неэффективная мера ¦
¦ ----------------------------------------+
¦ Затрудняюсь ответить 7 6 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Разрешить полицейским входить Одобряю, скорее 25 77 ¦
¦в жилище только после того, эффективная мера ¦
¦как они объяснят основание ----------------------------------------+
¦вторжения и получат разрешение Не одобряю, скорее 61 12 ¦
¦проживающих Исключение - неэффективная мера ¦
¦экстренные и чрезвычайные ----------------------------------------+
¦ситуации. О вторжении они должны Затрудняюсь ответить 13 11 ¦
¦будут письменно уведомить ¦
¦прокурора в течение суток <*> ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Запретить применение спецсредств Одобряю, скорее - 76 ¦
¦и дубинок в отношении участников эффективная мера ¦
¦несанкционированных акций ----------------------------------------+
¦и против участников мирных Не одобряю, скорее - 14 ¦
¦шествий и демонстраций неэффективная мера ¦
¦ ----------------------------------------+
¦ Затрудняюсь ответить - 10 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Обязать полицейского, Одобряю, скорее - 87 ¦
¦нарушившего права граждан или эффективная мера ¦
¦организаций, возместить ----------------------------------------+
¦причиненный вред и принести Не одобряю, скорее - 6 ¦
¦извинения неэффективная мера ¦
¦ ----------------------------------------+
¦ Затрудняюсь ответить - 7 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ -------------------------------- ¦
¦ <*> В первоначальной версии законопроекта эта мера звучала так:¦
¦предоставить полицейским право беспрепятственного вхождения в любые¦
¦помещения, в том числе и жилые, без специальных санкций, в случае¦
¦подозрения на то, что там совершается преступление и пр. ¦
¦ ¦
L--------------------------------------------------------------------------

А.Каримов

Аудитор,

налоговый консультант

В.Романов

Эксперт журнала