Мудрый Экономист

"Фирменная" заморозка

"Расчет", 2011, N 5

Не каждый руководитель решается прикрыть бизнес, если компания много лет приносила стабильный доход. Иногда для сохранения честного имени лучше ее заморозить, чтобы иметь возможность в более благоприятное время возродить бизнес-деятельность. Юрист Юлия Лабутина рассказала, как это сделать на законном основании.

Доказано, что определенная стоимость есть не только у самого предприятия, но и у марки, деловой репутации, системы связей. При закрытии фирмы все это теряется, причем бесследно. И если имя действительно громкое и незапятнанное, то зачем же с ним окончательно расставаться? Проще заморозить компанию, или "обнулить". Что это значит? Юридически организация продолжает жить, она зарегистрирована, из реестра не исключена, за нее сдается "нулевая" бухгалтерская отчетность, во главе ее числится генеральный директор. Но никакой деятельности такое предприятие какое-то время не ведет.

Дайте время

Сразу оговоримся, что свернуть деятельность за пару дней не получится. Это сложный процесс, который потребует времени, причем длительного: в среднем "консервация" займет от года до полутора лет. Указанные сроки зависят от того, какими темпами развивалась такая организация в процессе обычной докризисной деятельности. Когда принимается решение о заморозке организации, нужно расписать этапы постепенного "снижения оборотов", которые включают работу с дебиторами и кредиторами, урегулирование отношений с персоналом, принятие решений в отношении имущества, находящегося на балансе "замораживаемого" предприятия. Так как формальная ликвидация предприятия не планируется, то с каждым сотрудником придется договариваться индивидуально. Потребуется вывести активы организации с минимальной потерей средств. Кроме того, стоит учесть время на судебные тяжбы, для того чтобы взыскать задолженность с кредиторов, которую невозможно получить в добровольном порядке. Но даже если будет решение суда на руках, тем не менее возврат этих средств какое-то время займет.

Помимо всего прочего, бухгалтеру компании, которая решит приостановить работу, необходимо найти "удаленного" сотрудника, чтобы передать ему дела. В его обязанности будет входить подготовка "нулевой" отчетности и отправка ее в ИФНС. Также потребуется подобрать специалиста, который станет представлять интересы замороженной организации в налоговом органе. Внимание со стороны инспекторов к такой фирме обеспечено: остановка деятельности законом не запрещена, но не имеет определенного юридического статуса; и специалистов ФНС никто заранее не предупреждает о том, что фирма сворачивает работу. Прекращение функционирования предприятия становится сюрпризом для налоговиков и вызывает у них множество вопросов.

Примечание. Внимание со стороны сотрудников ФНС к "замороженной" компании обеспечено, потому что прекращение деятельности становится сюрпризом для налоговиков и вызывает у них множество вопросов.

Решившись приостановить деятельность, организация столкнется с рядом расходов на это мероприятие. Если компания "обнуляется", а не ликвидируется, значит, ее руководство предполагает в дальнейшем продолжить работу. При этом фирма не должна иметь задолженности перед государством, кредиторами, своим коллективом.

Вывод активов

Основной проблемой при заморозке компании является вывод активов, иначе они будут создавать базу для начисления налогов. Очень многие фирмы заботятся о таких вещах еще на стадии создания организации, записывая имущество на различные юридические лица, цель деятельности которых - быть имущественным "кошельком" реально работающих организаций, или даже оформляя его на физлиц - учредителей, директоров, сотрудников.

Богатая компания может рассчитывать на большие кредиты, поэтому необходимая для развития бизнеса часть собственности все же на балансе организации присутствует. Таким образом, при "обнулении" возникает потребность ее продать. Но так как фирма ничего не покупает взамен, следовательно, уплачивает в бюджет НДС и не может рассчитывать на его возврат. Терять такие деньги невыгодно, поэтому придумывается множество "хитрых" схем, с помощью которых руководство сохраняет средства, которые при других обстоятельствах были бы перечислены в бюджет в качестве налогов. Чаще всего для этого используют договоры залога под денежное обязательство, которое якобы не исполнено. В этом случае есть возможность оптимизировать налогообложение, уменьшив как размер налоговых платежей, так и сроки их отчислений. Такие схемы могут использоваться с участием учредителей, которые предлагают себя в качестве залогодателей.

Кадры больше не нужны

Вопрос "обнуления" компании наиболее болезненный для ее сотрудников. Для них такое положение организации вообще неприемлемо - хотя бы потому, что заморозка фирмы не регулируется обычными нормами закона, которые действуют при ликвидации предприятий, и в спорных ситуациях сотрудники фактически беспомощны. Компания продолжает юридически жить, но практически ее уже нет. И вот, к примеру, в такой организации есть женщины в декрете, в отпуске по уходу за ребенком... Встает вопрос: кто должен им платить ежемесячное пособие? Если бы фирма закрывалась, то женщина с записью в трудовой книжке, что юридическое лицо ее уволило в связи с ликвидацией, могла пойти в социальный орган и положенные деньги в том же объеме ей обязано было выплатить государство. Однако при не закрытом юридическом лице она сделать этого не может. Проблему с такими сотрудниками можно решить по закону и с выгодой для женщины с помощью так называемой капитализации, то есть посредством подсчета общей суммы, которую фирма заплатила бы сотруднице, находящейся в декрете или отпуске по уходу за ребенком, если бы продолжила свою деятельность. Расчет и расторжение трудового договора по соглашению сторон дадут женщине возможность получить положенные по закону средства и исключат их повторное начисление уже от государства.

Те же меры применимы в отношении людей, получивших травмы на производстве или профессиональное заболевание, которым ФСС РФ за счет компании выплачивает "несчастное" пособие. Рассчитать такую сумму можно на срок до 70 лет (это, так сказать, средний возраст дожития) и перечислить сотруднику единоразово (как если бы организация все это время существовала). Естественно, деньги это большие, и руководству компании не хочется с ними до поры до времени расставаться, поэтому на практике директора нередко оставляют свой персонал без полноценного вознаграждения - в надежде на то, что коллектив не пойдет отстаивать свои интересы в суде. Однако именно люди, перед которыми суммы задолженности довольно большие, привлекают к ответственности даже те организации, которые временно свернули свою деятельность.

Для компании, которая планирует "обнулиться", есть два способа мирно расстаться со своими сотрудниками: это сокращение штата с выплатой всех пособий или расторжение трудового договора по соглашению сторон, что также применимо в вышеописанных случаях, кроме того, достижение договоренностей с работающими мамами и лицами, получающими выплаты по здоровью. Сокращение применяется в том случае, если у организации есть время, так как уведомить коллектив необходимо за два месяца до предполагаемой даты прекращения трудовых отношений.

Безусловно, выплаты в пользу персонала, производимые на основании закона (в случае сокращения численности и/или штата) или в связи с заключением между работодателем и работником соглашения о расторжении трудового договора, подлежат налогообложению, что увеличивает денежную нагрузку на "замораживаемую" фирму.

Нередко в такой ситуации руководство "обнуляемой" компании использует "черные" деньги, предлагая людям некую сумму вознаграждения за то, чтобы они в добровольно-принудительном порядке оставили свои рабочие места с записью в трудовой книжке "уволен по собственному желанию". Конечно, такие действия компании не имеют ничего общего с законом, а следовательно, могут привести к уголовному наказанию администрации "обнуляемой" фирмы.

Большинство руководителей полагают, что с прекращением деятельности компании их ответственность заканчивается и любые споры, в том числе с сотрудниками, которым компания осталась должна, уже не имеют к ним отношения. Однако они не правы. Если у замороженной фирмы, продолжающей юридически существовать, возникают проблемы, долги по налогам, обязательства перед работниками, к кому первому придут? К генеральному директору и бухгалтеру, так как именно эти люди материально ответственны и до сих пор числятся в штате компании. Поэтому при расторжении трудовых отношений с ответственными лицами организации должен быть подписан приказ о прекращении их полномочий. Впрочем, директор и бухгалтер по-прежнему будут в ответе за свою работу в фирме, и они могут быть привлечены к ответственности кредиторами или бывшими сотрудниками, если те по завершении судебного процесса обратятся в милицию и заявят о мошенничестве руководства фирмы в тот период, когда та еще работала.

Безопасным вариантом решения споров, которые могут возникнуть уже после "обнуления" организации между бывшими сотрудниками и руководителями, является утверждение на должность нанятого временного управляющего, который приступит к работе по договору и возьмет на себя труд уладить все конфликтные ситуации. Как правило, крупные зарубежные компании, сворачивающие на время бизнес-деятельность в России, оформляют доверительное управление дочерних компаний в России. Управляющие компании предлагают свои услуги по предоставлению генерального директора на время "заморозки" фирмы, но такой сервис существенным образом увеличивает смету расходов на "обнуление".

Примечание. Не секрет, что в компаниях, которые близки к закрытию, многие люди начинают подыскивать новые места работы и уходят сами, не требуя от руководства выплаты компенсации в связи с потерей заработка.

Уходим "в ноль"

В финале длительной работы над прекращением деятельности бухгалтеру необходимо подвести итог работы: закрыть все долги организации - как перед кредиторами, так и перед бюджетом; проследить, чтобы на балансе не осталось имущества. Все выплаты должны быть проведены на несколько лет вперед - примерно на тот период, который фирма собирается бездействовать. Так, труд "удаленного" бухгалтера, занимающегося подготовкой нулевой отчетности, оплачивается, к примеру, за десять лет вперед. Так же следует поступить и с управляющим на аутсорсинге. Сотрудникам необходимо перечислить все денежные выплаты, чтобы снять с организации материальную ответственность перед ними.

Кроме того, при заморозке фирмы остро встает вопрос с документами, которые компания накопила в процессе своей деятельности. Государственный архив принимает на хранение только определенный перечень бумаг и лишь в случае ликвидации юридического лица. Есть различные фирмы, которые оказывают услуги хранения; можно воспользоваться их площадями для складирования документов. Но расходы на эти цели тоже необходимо учесть на много лет вперед.

Главная цель при заморозке компании - вовремя решить все насущные проблемы, чтобы они не вызывали конфликтов, штрафов и судебных процессов с последующими выплатами. Только так можно сохранить организацию в бездействующем состоянии, но в постоянной готовности к возобновлению работы.

Ю.Лабутина

Юрист