Мудрый Экономист

Проверки Росфиннадзора: расчеты с персоналом

"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 8

В предыдущих номерах журнала мы подробно рассмотрели проверки, которые проводятся налоговыми органами, внебюджетными фондами и касаются расчетов с сотрудниками учреждения. В данной статье речь пойдет о проверках Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор), но только в той части, которая связана с расчетами с персоналом.

Согласно ст. 268 БК РФ Росфиннадзор осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов, а также контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Отметим, что порядок осуществления Росфиннадзором контроля в финансово-бюджетной сфере определен Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, который утвержден Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н (далее - Административный регламент).

Целью проведения проверки является определение правомерности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (п. 4 Административного регламента).

При проверке расходов, связанных с расчетами с персоналом, сотрудники Росфиннадзора будут проверять следующие расходы:

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, расходы, связанные с оплатой труда и начислениями на выплаты по оплате труда, отражаются по статье 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ. Отметим, что данная статья включает в себя следующие подстатьи:

Рассмотрим каждую подстатью более подробно и отметим, какие документы потребуют сотрудники контролирующего органа.

Подстатья 211 "Заработная плата". На данную подстатью относятся расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством РФ о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством, в том числе:

а) выплаты:

б) надбавки:

в) оплата отпусков, в частности:

г) выплата пособий и компенсаций:

д) иные выплаты:

Кроме того, по данной подстатье отражаются расходы на выплату удержаний, произведенных с заработной платы, к которым относятся в том числе:

При проверке указанной подстатьи сотрудники контролирующего органа затребуют следующие документы:

К сведению. Все виды надбавок и доплат (как компенсационного, так и стимулирующего характера) должны быть предусмотрены в коллективном договоре или локальном нормативном акте учреждения. Кроме того, они должны быть прописаны в трудовых договорах, заключаемых с работниками. При этом следует помнить, что учреждение не имеет права ухудшать положение работников по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами.

К сведению. С 2011 г. формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, которые должны применять органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные академии наук, государственные (муниципальные) учреждения, а также Методические указания по их применению утверждены Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н.

Подстатья 212 "Прочие выплаты". На данную подстатью относятся расходы на уплату работодателем в пользу работников и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников в соответствии с законодательством РФ, в том числе:

а) пособия, компенсации, выплаты, обусловленные статусом сотрудников:

б) другие аналогичные расходы.

<1> Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан".

При проверке данной подстатьи сотрудники контролирующего органа потребуют документы, перечисленные выше, а также:

<2> Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей".
<3> Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей".
<4> Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета".

Подстатья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда". По данной подстатье отражаются расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда, в том числе:

  V   пособие по беременности и родам;
---------------------------------------------------------------------
V единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности;
---------------------------------------------------------------------
V единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по
уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
---------------------------------------------------------------------
V пособие женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по
беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за
ребенком в связи с ликвидацией учреждения;
---------------------------------------------------------------------
V пособия по временной нетрудоспособности, за исключением пособия за
первые три дня временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет
средств работодателя (в том числе перечисление НДФЛ в случае его
удержания с доходов физического лица в виде пособий по временной
нетрудоспособности, за исключением части пособия за первые три дня
временной нетрудоспособности, выплачиваемой за счет средств
работодателя);
---------------------------------------------------------------------
V оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за
детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ;
---------------------------------------------------------------------
V возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и
социальное пособие на погребение;
---------------------------------------------------------------------
V расходы на обеспечение мер, направленных на сокращение
производственного травматизма и профессиональных заболеваний
работников (на приобретение спецодежды), в счет начисляемых страховых
взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний.

При проверке данной подстатьи сотрудники контролирующего органа потребуют вышеперечисленные документы, а также документы, установленные Законом N 255-ФЗ <5>, Приказом N 1012н <6> и др.

<5> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
<6> Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".

К сведению. При проверке рассматриваемой подстатьи необоснованные переплаты страховых взносов в соответствующие фонды, установленные Законом N 212-ФЗ <7>, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний можно рассматривать как нецелевое использование бюджетных средств с последующим начислением штрафных санкций.

<7> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Отметим, что при проверке расходов, связанных с расчетами с сотрудниками учреждения, контролеры также обратят внимание на следующие подстатьи:

а) подстатью 222 "Транспортные услуги", по которой отражаются:

При проверке данной подстатьи сотрудники контролирующего органа обратят внимание:

б) подстатью 226 "Прочие работы, услуги". По данной подстатье отражаются расходы, связанные с оплатой проживания в жилых помещениях (найма жилых помещений) при служебных командировках. Сотрудники Росфиннадзора проверяют обоснованность и размер этих расходов. Напомним, что согласно пп. "а" п. 1 Постановления N 729 расходы на наем жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное жилье) возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, они оплачиваются в размере 12 руб. в сутки.

<8> Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

Итак, из всего сказанного следует, что при проверке сотрудники Росфиннадзора могут сделать вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, если будут выявлены:

Последствия нецелевого использования бюджетных средств. Согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в их направлении и использовании на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также (при наличии состава преступления) уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

Административная ответственность. Итак, в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ:

  1. использование бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:
  1. использование средств государственных внебюджетных фондов получателем таких средств на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетами указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

Уголовная ответственность. Согласно ст. 285.1 УК РФ расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в сумме от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять конкретную деятельность на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять конкретную деятельность на срок до трех лет или без такового.

Это же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в сумме от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять конкретную деятельность на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять конкретную деятельность на срок до трех лет или без такового.

Кроме вышеуказанной статьи ответственность предусмотрена также ст. 285.2 УК РФ, в которой сказано, что расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетами указанных фондов, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять конкретную деятельность на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять конкретную деятельность на срок до трех лет или без такового.

Это же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять конкретную деятельность на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять конкретную деятельность на срок до трех лет или без такового.

К сведению. Крупным размером в ст. ст. 285.1 и 285.2 УК РФ признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 500 000 руб., а особо крупным размером - 7 500 000 руб.

Е.А.Соболева

Эксперт журнала

"Оплата труда в государственном

(муниципальном) учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"