Мудрый Экономист

Методическое и нормативное обеспечение межведомственного информационного взаимодействия на региональном уровне

"Руководитель бюджетной организации", 2012, N 7

Повышение качества предоставления государственных услуг за счет внедрения информационных технологий является приоритетной задачей Минэкономразвития как участника проекта по созданию "электронного правительства". Именно поэтому переход на межведомственное взаимодействие является крайне важной задачей, поскольку позволяет реально упростить взаимодействие граждан с органами власти.

Упрощение взаимодействия граждан с органами власти произойдет за счет того, что ряд документов будет переведен в электронный режим. Переход на межведомственное взаимодействие также является стимулом к отказу от требований избыточных документов. Например, сейчас, когда органы власти запрашивают ту или иную справку, они зачастую не задумываются, какие издержки несет гражданин, заявитель, чтобы ее получить и представить. А когда они сами оказываются на месте этого гражданина, когда они должны организовывать взаимодействие с другими ведомствами для получения этой конкретной справки, начинается анализ - а нужна ли вообще эта справка? Нельзя ли обойтись без нее? И пример федерального проекта это иллюстрирует. На федеральном уровне смогли отказаться от 313 таких справок и документов. Учитывая масштаб регионального проекта, считаю, что эффект будет гораздо больше.

На федеральном уровне в проекте по переходу на межведомственное взаимодействие приняли участие 62 ведомства, которые работали по 337 услугам. На региональном уровне - порядка 25 000 участников. Количество услуг, которые требуют бюджетного взаимодействия, с учетом регионального масштаба и, соответственно, количество органов местного самоуправления могут дойти до полумиллиона. Понимая сложность и комплексность этой задачи, мы совместно с коллегами из Минкомсвязи и аппарата Правительства РФ организовали необходимую методическую и нормативную поддержку регионам в этой работе.

Методическая поддержка субъектов РФ

Разработан полный пакет методических документов для организации работы субъектов по переходу на межведомственное взаимодействие по работе с федеральными органами исполнительной власти.

Определен исчерпывающий перечень информации, которой после 1 июля 2012 г. должны обмениваться все органы власти всех уровней.

Дополнительно по 14 приоритетным услугам, которые определены Правительством РФ, разработаны типовые технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ), в которых полностью регламентировано взаимодействие по этим услугам.

К сведению. Методическая поддержка субъектов РФ:

  1. методика проектирования межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг на уровне субъекта РФ;
  2. перечень документов и сведений, необходимых 12 федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ) от региональных органов исполнительной власти (РОИВ) (органов местного самоуправления (ОМСУ));
  3. перечень 137 документов и сведений, необходимых РОИВ (ОМСУ) от 32 ФОИВ;
  4. перечень документов и сведений, находящихся в распоряжении РОИВ (ОМСУ) одного субъекта РФ, необходимых для предоставления услуг РОИВ (ОМСУ) другого субъекта РФ;
  5. перечень 14 социально значимых (наиболее массовых) государственных муниципальных услуг, включающих 73 запроса к поставщикам различного уровня;
  6. типовые ТКМВ по 14 социально значимым услугам.

Для обеспечения своевременного и оперативного информирования всех участников проекта о вопросах, которые рассматривались на правительственных комиссиях, подкомиссиях, создан портал методической поддержки реализации Закона N 210-ФЗ <1>. Его адрес - http://210fz.ru. На этом портале размещается вся актуальная информация - техническая, нормативная, справочная, которая необходима регионам и органам местного самоуправления. Портал является востребованным. Ежедневно на него заходят в среднем 1500 пользователей.

<1> Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Для того чтобы облегчить работу регионам по согласованию документов и сведений, которыми можно обмениваться с федеральными органами власти, создана автоматизированная информационная система "Реестр сведений" (http://reestr.210fz.ru/). Теперь регионам не нужно писать десятки и сотни писем в адрес федеральных органов власти, достаточно разместить соответствующий запрос в этой информационной системе. Процедура безбумажного согласования обмена сведениями ФОИВ и РОИВ реализована.

Кроме этого, организована горячая линия, на которую поступает большое количество запросов (в среднем ежемесячно около 1000) по всем проблемам перехода на межведомственное взаимодействие субъектов и органов местного самоуправления. Консультативная поддержка субъектов РФ по горячей линии: +7 (495) 984 3568, e-mail: hotline@210fz.ru.

Мы считаем, что на федеральном уровне необходимая методическая поддержка регионам в их работе предоставлена.

Снятие на федеральном уровне правовых ограничений для межведомственного взаимодействия

Вторым направлением нашей работы стало снятие нормативных препятствий для перехода на предоставление услуг в рамках межведомственного взаимодействия на региональном (муниципальном) уровне. Для этого мы приняли три комплексных закона, которыми внесены изменения в более чем 120 отраслевых федеральных законов, регулирующих порядок предоставления государственных межведомственных услуг и содержащих ограничения для перехода на межведомственное взаимодействие.

К сведению. Что сделано для снятия на федеральном уровне правовых ограничений для межведомственного взаимодействия? Проведены три волны внесения изменений в Закон N 210-ФЗ и отраслевые Законы:

  1. Закон N 227-ФЗ <2>: внесены изменения в отраслевые федеральные законы для устранения препятствий к запросу документов (26 законов);
  2. Закон N 169-ФЗ <3>: внесены "системные" правки в Закон N 210-ФЗ - установление унифицированных процедур обмена сведениями, сроков ответа на запрос, а также устранение препятствий к межведомственному взаимодействию (71 закон);
  3. Закон N 383-ФЗ <4>: внесены "точечные" правки в Закон N 210-ФЗ по административной жалобе, перечням сведений для ФОИВ, устранению препятствий к межведомственному взаимодействию (23 закона). Внесены изменения в 120 федеральных законов, регулирующих предоставление федеральных, региональных и муниципальных услуг.
<2> Федеральный закон от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
<3> Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<4> Федеральный закон от 03.12.2011 N 383-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Сейчас работа продолжается, готовится четвертый комплексный законопроект об устранении оставшихся законодательных препятствий, которым будут внесены поправки в 23 федеральных закона, устранятся практически все законодательные ограничения, в том числе по оказанию услуг в рамках межведомственного взаимодействия на региональном и местном уровнях.

Также ведется работа по изменению федеральных подзаконных актов:

Поручение федеральным органам власти даны, планы утверждены. И в итоге мы ожидаем, что до 1 июля 2012 г. все необходимые федеральные акты будут скорректированы, что позволит перейти на межведомственное взаимодействие по всем услугам, в том числе региональным и муниципальным.

Система мониторинга выполнения мероприятий субъектами по организации межведомственного взаимодействия

Кроме работы по нормативной и методической поддержке мы осуществляем мониторинг выполнения мероприятий субъектами по организации межведомственного взаимодействия. Для этого была создана информационная система мониторинга. Одной из задач этой системы является построение рейтингов субъектов с последующей публикацией их в открытом доступе на портале "Интерфакса", что обеспечивает прозрачность и открытость нашей работы.

Также система используется для оценки качества проектирования межведомственных услуг. Так, в рамках выездных совещаний в федеральные округа, организованных аппаратом Правительства РФ в этом году, были выборочно проанализированы ТКМВ по пяти услугам в 45 субъектах РФ в составе Центрального, Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов.

Проведенный анализ выявил, в частности, следующие проблемы:

Задачи субъектов РФ

Как методологи этого проекта рекомендуем уполномоченным лицам в регионах, ответственным за межведомственное взаимодействие, еще раз провести актуализацию имеющихся ТКМВ с учетом:

Также необходимо обеспечить информирование населения о новом порядке предоставления услуг и получения документов и провести обучение ответственных сотрудников новым методам, правилам работы, поскольку в конечном итоге именно они будут взаимодействовать с гражданами и оказывать им ту или иную услугу в полном режиме.

Еще одной очень важной задачей является снятие нормативных препятствий на региональном уровне. То есть местным законодательным органам следует провести ту же законодательную работу, что мы провели на федеральном уровне, - внести изменения в нормативные правовые акты субъекта РФ и муниципальные правовые акты для устранения препятствий к межведомственному взаимодействию.

Редакции подлежат:

Иначе противоречие федерального и регионального законодательства создаст проблемы для работы как региональных, так и местных органов.

Перспективные направления работы

Мы с коллегами из Минкомсвязи и аппарата Правительства РФ прорабатываем вопрос о распространении требований межведомственного взаимодействия на услуги, предоставляемые подведомственными организациями. Планируем также распространение положений Закона N 210-ФЗ на отношения, связанные с осуществлением органами власти функций по контролю (надзору), и поэтапное сокращение перечня документов "личного хранения" вплоть до полной отмены.

Поэтому считаю, что 1 июля проект по межведомственному взаимодействию не закончится, будет его дальнейшее развитие.

О.Б.Пак

Заместитель директора

Департамента государственного регулирования

в экономике Минэкономразвития России