Мудрый Экономист

Налоговая тайна и осторожность при выборе контрагентов

"Налоговая проверка", 2011, N 2

Поводом для написания данной статьи послужило решение Высшего Арбитражного Суда по вопросу отнесения информации о субъекте предпринимательской деятельности к налоговой тайне.

Каковы основные правовые положения о налоговой тайне? Вся ли информация, которой владеют налоговые органы, является закрытой? И как же проявить должную осмотрительность при выборе контрагента?

Правовые основы понятия "налоговая тайна"

Основным документом, регулирующим вопросы налоговой тайны, является НК РФ.

Право налогоплательщика на соблюдение и сохранение налоговой тайны закреплено пп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ.

С другой стороны, налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение (пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено ст. 102 НК РФ (п. 9 ст. 84 НК РФ).

Перечень сведений, составляющих налоговую тайну, определяется в соответствии со ст. 102 НК РФ. Так, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением следующих сведений:

При этом необходимо отметить, что согласно ст. 313 НК РФ содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Режим налоговой тайны

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами, которая рассматривается далее.

Ответственность за разглашение налоговой тайны

Административная ответственность. Административная ответственность за нарушение режима налоговой тайны установлена ст. 13.14 КоАП РФ. Так, разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, - недобросовестной конкуренции, влечет наложение административного штрафа:

Уголовная ответственность. Для рассмотрения вопроса об уголовной ответственности обратимся к ст. 183 УК РФ.

Сбор сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом наказывается штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Если эти деяния причинили крупный ущерб или были совершены из корыстной заинтересованности, они наказываются штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Практические вопросы по получению сведений из налоговых органов

Вопрос: Каков порядок предоставления налоговыми органами сведений, составляющих налоговую тайну?

Сведения, составляющие налоговую тайну, не предоставляются третьим лицам.

Органы исполнительной власти, в том числе служба судебных приставов, согласно п. п. 4 и 11 Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96, вправе направить запрос о предоставлении конфиденциальной информации. Данный запрос оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочным или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган (Письмо УФНС по г. Москве от 26.03.2009 N 20-14/3/027908).

Вопрос: Обязаны ли налоговые органы в случае необходимости предоставлять органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления информацию о сумме излишне уплаченных налогов по конкретным налогоплательщикам, даже если указанная информация в соответствии со ст. 102 НК РФ составляет налоговую тайну?

К сведениям, которые не составляют налоговую тайну, информация о сумме излишне уплаченных налогов по конкретным налогоплательщикам не относится.

По мнению финансистов, представленному в Письме от 19.11.2009 N 03-02-07/1-512, право органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на получение от налоговых органов информации, необходимой для прогнозирования налоговых доходов соответствующих бюджетов, в настоящее время гарантировано обязанностью налоговых органов предоставлять информацию о начислении и уплате налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, а также об учете налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию.

Такая обязанность налоговых органов закреплена в п. 3 ст. 26.22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в п. 4 ст. 65 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 N 410, предусмотрено предоставление налоговыми органами в финансовые органы субъектов РФ и местных администраций информации в целом о начислениях, уплаченных суммах и суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ.

Вопрос: Каков порядок предоставления информации об идентификационном номере гражданина и подтверждения факта ведения им предпринимательской деятельности?

Согласно п. 14 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110, сведения из Реестра могут быть предоставлены гражданам при обращении в налоговые органы с запросом об идентификационном номере налогоплательщика.

В силу п. п. 25, 31 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630, сведения о конкретном индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), предоставляются в виде выписки из государственного реестра, копии документов, содержащихся в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, или в виде справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Как сказано в Письме ФНС России от 25.05.2009 N 3-5-04/643@, для получения вышеуказанных сведений о физическом лице запрос необходимо направлять в налоговый орган по месту жительства физического лица либо в управление ФНС по соответствующему субъекту РФ. Данные сведения предоставляются за плату, если иное не установлено федеральным законом. Подтверждающий оплату документ предоставляется одновременно с запросом.

Вопрос: Относятся ли сведения о доходах физического лица к конфиденциальной информации, которая не подлежит разглашению?

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период (календарный год) и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.

На основании таких сведений, представленных налоговыми агентами в налоговые органы, формируется федеральный информационный ресурс "Сведения о физических лицах".

На основании Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96, налоговые органы обеспечивают доступ к конфиденциальной информации государственных органов, органов местного самоуправления, уполномоченных лиц и других пользователей в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" установлено, что сведения, связанные с коммерческой деятельностью граждан, являются персональными данными и относятся к сведениям конфиденциального характера, распространение которых не допускается.

Информация о персональных данных конкретных налогоплательщиков составляет налоговую тайну и разглашению третьим лицам не подлежит, за исключением запросов, полученных от правоохранительных и судебных органов по находящимся в производстве делам (Письма УФНС по г. Москве от 26.05.2010 N 20-14/055467@, от 24.03.2010 N 20-14/3/030299).

Решение ВАС по вопросам предоставления информации налоговыми органами

На практике встречаются ситуации, когда налогоплательщикам нужна информация, имеющаяся у налоговых органов. Обязаны ли они ее предоставлять, или это действительно налоговая тайна?

Типичная ситуация рассматривалась ФАС ЗСО. Общество обратилось в инспекцию с запросом о предоставлении сведений о том, является ли его контрагент исполняющим свои налоговые обязательства, обосновав необходимость получения сведений обязанностью налогоплательщика в соблюдении должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.

Налоговая инспекция в письме отказала обществу в предоставлении информации, сославшись на ее наличие на интернет-сайте ФНС, при этом указав, что данные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну и имеют специальный режим доступа к ним. Кроме того, по мнению инспекции, ст. 32 НК РФ не предусмотрена обязанность налогового органа предоставлять указанную информацию.

Общество не согласилось с таким ответом и обратилось в суд с заявлением о признании этого письма незаконным. Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика. Суд апелляционной инстанции решение суда оставил без изменения.

Налоговый орган обратился в федеральный арбитражный суд. Судьи ФАС ЗСО не нашли оснований для отмены обжалуемых судебных актов (Постановление ФАС ЗСО от 27.07.2010 N А27-25441/2009).

Арбитражные суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из отсутствия у налогового органа правовых оснований для отказа в предоставлении обществу запрашиваемой информации. При этом ссылки на положения ст. 102 НК РФ, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" в данном случае необоснованны. Сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной. Налоговый орган имеет право на предоставление находящихся у него таких сведений.

В целом позиция налоговых органов в данном случае двоякая. С одной стороны, они требуют от налогоплательщиков проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов. С другой стороны, по их мнению, они не должны предоставлять сведения о выполнении контрагентами налоговых обязательств. Где тогда налогоплательщики должны брать достоверные данные о контрагентах?

Налоговиков не удовлетворил такой результат судебных разбирательств, и они обратились в ВАС. Высший Арбитражный Суд отказал налоговому органу в удовлетворении его требований и передаче дела в Президиум ВАС (Определение ВАС РФ от 01.12.2010 N ВАС-16124/10).

Судьи ВАС подтвердили выводы судов предыдущих инстанций, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении обществу информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств.

При этом судьи ВАС отметили, что запрашиваемая обществом информация обусловлена необходимостью проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов.

Так что обращайтесь в налоговую инспекцию за необходимыми сведениями о своих потенциальных контрагентах: налоговики обязаны предоставить сведения о том, платят ли те налоги.

Е.П.Зобова

Главный редактор журнала

"Налоговая проверка"